Сегодня, возлюбленные братья, Святая Церковь празднует память св. великомученика Победоносца Георгия. И мы, по зову Матери-Церкви, собрались в храм Божий, чтобы почтить память этого великого угодника Божиего и прибегнуть со своими теплыми молитвами к его помощи.
У многих из вас имеется икона св. Георгия, а кто не имеет, вот его святой лик здесь, рядом с иконой Спасителя у царских дверей. Посмотрите на это чудное изображение. Правда ли, вы сейчас же замечаете, что икона эта не похожа на остальные иконы? Вы все привыкли видеть на иконе изображение одного или нескольких святых угодников, а здесь вы видите св. великомученика сидящим на коне, в одежде воина, с копьем в руках. Под конем изображен змей, которого св. Георгий убивает копьем, а рядом со св. Георгием стоит царевна в царском одеянии. У вас, наверное, возникает вопрос, почему именно так изображается св. Георгий? Отчего он составляет исключение из всех святых? Не научает ли нас это изображение чему-нибудь особенному?
Вот послушайте, братья, да внимательно слушайте, и вам будет все ясно, и великий урок извлечете из жизни этого великого угодника Божиего. Недалеко от родины св. Георгия, в Сирофиникийской стране, при городе Вирит находилось озеро, в озере том жил огромный змей. Змей этот часто выходил из озера на сушу и пожирал проходящих людей, часто доходил до городских стен и своим ядовитым дыханием так заражал чистый воздух, что многие не могли дышать и умирали. Жители города, язычники, в ужасе проводили дни и ночи, матери скрывали своих детей, двери домов и днем и ночью закрывались, дошло, наконец, до того, что за город, в поле, никто не смел выходить. Жители города пробовали несколько раз освободиться от этого чудовища и вооруженной силой направлялись к озеру убить его, но не в силах были справиться и возвращались в город еще с большим ужасом и страхом. Наконец жители города отправились к царю-язычнику и сказали ему: «Что нам делать? Весь народ погибает от страшного змея». Царь сказал им: «Вопрошу богов и, что они откроют, объявляю вам». На вопрос царя жившие в идолах бесы дали такой ответ: «Каждый из жителей должен давать поочередно на съедение змею сына или дочь». Жители согласились, даже сам царь обещал дать свою дочь, когда дойдет до нее очередь. Жители ежедневно поочередно выходили на берег озера и оставляли там сына или дочь, и выходящий из воды змей пожирал их. Но вот наступила очередь и царю. Со слезами, полный внутренних терзаний, он призвал свою дорогую дочь, нарядил ее в праздничные царские одежды и, оплакав ее, отдал слугам повести ее на берег озера на съедение змею. Юная дочь царя стояла у берега озера, обливаясь слезами, ожидая выхода чудовищного зверя. В ожидании его она испытывала страшные предсмертные муки, не смея двинуться с места. Но на этот раз по изволению нашего живого Бога, а не мертвых идолов, чудовище запоздало. К этому времени, не без воли Божией, через поле мчался на коне в одежде воина с копьем в руках св. великомученик Георгий, по направлению к озеру, у берега которого неподвижно стояла дочь царя. Св. Георгий подъехал к царевне, спросил, что она здесь делает. Дочь царя ему все рассказала, сколько жертв змей съел, как город опустел; она последняя юная девица в городе, предназначенная на съедение змею. Св. Георгий сказал: «Не бойся, царевна, во имя Господа моего, моего истинного Бога, я спасу тебя от змея». Св. Георгий едва успел закончить последнее слово, как из озера показался огромный змей и быстро стал приближаться к царевне.
Св. Георгий, помолившись Богу и оградив себя крестным знамением, со словами «во имя Отца и Сына и Св. Духа» стремительно направился на встречу к чудовищу, копьем порвал его гортань, придавил к земле, а конь ногами своими попирал его. Св. Георгий с царевной связали чудовище и повезли в город. Народ со стен городских смотрел на это зрелище и, видя их приближающимися, устремился в бегство. Св. Георгий сказал им: «Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, Он послал меня к вам избавить вас от этого чудовища». Сказав это, св. Георгий окончательно убил чудовище своим мечом на городской площади в присутствии всего народа, который извлек его за город и там торжественно сжег на костре.
В тот же день царь и все жители, в числе 25 000, кроме жен и детей, уверовали в Бога Живого Иисуса Христа, Который избавил их от смерти, послав к ним св. Георгия, и тогда же торжественно царь и весь народ приняли Святое Крещение.
Вот видите, братья христиане, какое великое чудо Бог совершил через верного Своего угодника св. Георгия.
Теперь, после слышанного, вам ясно и понятно, почему св. Георгий изображается сидящим на коне в одежде воина, поразившего чудовище, и рядом с ним стоящая царевна.
Чему же, братья, мы можем научиться из сего дивного и единственного события в истории христианской Церкви?
А вот чему. Присмотримся хорошенько к нашей земле, нет ли у нас в наше время озер с такими чудовищами, подобно только что приведенному? Нет, вы скажете, у нас, в наше время, нет подобных явлений. А как, братья, назвать того невидимого змея, вечно живущего, который столько людей пожирает из стада Христова? Послушайте, что говорит нам Священное Писание: Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8). Братья, разве это не озеро посреди вашего села, где каждый день разливается столько питья, что можно было бы образовать озеро? Разве из этого современного озера не выходит ежедневно такое же чудовище, о котором вы слышали, и пожирает пьянствующих христиан? Скажу даже еще больше. Чудовище в стране Сирофиникийской, в городе Вирит пожирало только девиц, а чудовище озера вашего одинаково пожирает всех. К нему несутся жертвы всех возрастов и полов. И старики, и молодые, и женщины, и дети — все попадают в его гибельные сети. Разве там, около этого питейного заведения, воздух не заражен? Разве не случается, что многие не могут дышать и умирают? Разве это озеро лучше того озера, о котором только что слышали? Посудите сами, разве такие христиане лучше язычников города Вирита? Нет, нет. Они даже хуже. Язычники в страхе бежали от озера и чудовища, а многие христиане не только не бежат от него, а усердно посещают его, бросаясь в его объятия, и часто находят там вечную бездонную погибель. Это озеро есть самый опасный враг христианской нашей веры, нашей нравственности или доброй, богоугодной жизни, а также семейного и общественного или государственного блага и счастья. О, вы, благочестивые христиане, находящиеся в стенах этого храма! Пожалейте ваших детей, родственников и соседей. Увещайте их беречься от пьянства, разврата, воровства, обмана, сквернословия, вражды, зависти, ненависти и других пороков, которые порождает пьянство. Плачьте у берегов этого огненного озера, уготованного дьяволом ожесточенным грешникам, быть может, они, слыша ваши рыдания и вопли, и видя слезы ваши, очнутся от угрожающей им опасности и исправят свою жизнь по-христиански. Св. Георгий и теперь, после 16 веков, как верный страж стоит у берегов огненного озера и спасает всех хотящих спастись от гибели вечной, но не в силах это сделать; их молитвам внимает и от гибели избавляет каждого прибегающего к его помощи.
Итак, благочестивые братья, если желаете счастья и благоденствия, силы и могущества своему народу, если желаете, чтобы самодержавные цари возлюбленной России и дальше царствовали на страх врагам, то боритесь против пьянства, берегите силы сынов ваших для мощи Отечества и Небесного Царства. Не переставайте падших увещевать, а если увидите, что все ваши старания напрасны, то изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистот не прикасайтеся (Ср.: 2 Кор. 6: 17). Господь наш Иисус Христос, по молитвам св. великомученика Георгия Победоносца, да обратит заблуждающихся сынов русского народа от вечной гибели и даст их России здоровых и крепких, ей на славу и благоденствие, а Церкви на радость и утешение. Аминь.
Благодарю за статью о нём!