Вниманию читателей портала Православие.Ru предлагается беседа с митрополитом Афанасием Лимасольским, записанная в рамках цикла интервью «Духовная школа и наследие преподобного Иосифа Исихаста». Проект представлен «Образовательным центром св. Григория Хандзтели» (храм Крестовоздвижения г. Тбилиси). Владыка Афанасий отвечает на вопросы, связанные с практикой духовной жизни, а также вспоминает канонизированных Церковью и избранных подвижников, с которыми он имел общение.
Автор идеи и руководитель проекта: священник Савва Тавадзе, клирик храма Крестовоздвижения г. Тбилиси. Беседа записана им в Лимасольской епархии.
– Расскажите о значении Иисусовой молитвы.
– Молитва есть тот подвиг и та деятельность, которой был занят человек до грехопадения.
Человек, находящийся в раю, имел непрестанную молитву, т. е. его ум и сердце были всегда направлены к Господу, – это было молитвенное общение с Отцом Небесным.
Поэтому человек, который постоянно пытается углубиться в непрестанную молитву, можно сказать, находится в ангельском состоянии, которое было до грехопадения.
Примерно в таком состоянии сейчас находятся святые ангелы; оно заключается в непрестанном памятовании о Боге и постоянном стремлении к [духовной] любви.
Таким образом, молитва есть и условие, и результат духовного исцеления человека.
Молитва есть и условие, и результат духовного исцеления человека
Хотя, безусловно, молитва не стоит в духовной жизни особняком – вместе с молитвой подразумеваются и прочие добродетели жизни по Духу.
Для того чтобы человек мог молиться правильно, ему обязательно следует соблюдать заповеди Христовы и участвовать в таинствах Церкви.
– Насколько возможно мирянину искать Бога с помощью умной Иисусовой молитвы?
– Как мы знаем, существует много видов молитвы: псалмопение, различные молитвенные правила, молитвословия Божественной литургии... Всё из указанного является формами молитвы, просто умная молитва, как мы видим это у святых отцов, – это доступная и в большей степени практичная форма молитвы для каждого христианина, в том числе и для мирянина. Наша цель есть не какой-либо внешний метод, но – Сам Христос.
– Как часто следует причащаться?
– Христос нам сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
Поскольку у нас есть такая обязанность, и необходимо, чтобы человек всегда помнил о Боге, это значит, что нам следует часто приближаться к этому святому таинству.
Божественная литургия – это самое важное дело, которое может человек совершить в этом мире.
Нам необходимо часто причащаться. Но, несомненно, после соответствующей подготовки...
– Как правильно выбрать духовного наставника?
– Прежде всего, он должен правильно веровать, быть православным. И иметь правильный образ жизни. Это самое важное.
И после этого наше сердце должно почувствовать, удостоверить нас, что это и есть человек, который будет нас наставлять и поможет нам приблизиться ко Христу.
Крайне важно, чтобы в нашей жизни был такой человек, который будет правильно наставлять нас в духовной жизни, но это есть величайшее таинство, во время которого Господь действует во спасение души человека, и эта благодать, конечно, действует в Церкви.
И когда человек, советуясь со своим духовником, во смирении спрашивает его, как ему поступить – Бог принимает это его смирение как жертву и являет ему Свою святую волю.
По правилам и канонам, духовник должен быть безошибочным духовным руководителем, безошибочным в том смысле, что в его жизни не должно быть таких изъянов, которые будут препятствием для его священнослужения и духовного наставничества.
Если ты видишь, что духовник, как духовный целитель, не может тебе помочь в исцелении твоей души, в этом случае тебе следует пойти и найти другого духовника.
Тебе надо молиться, искать, и Господь тебе обязательно поможет найти такого человека, который будет способствовать спасению твоей души.
И, что самое главное, – человек никогда не должен оставаться один, без духовника.
Если человек не сможет найти другого духовника, будет лучше остаться у прежнего, чтобы не быть совсем без наставника, поскольку это будет для него хуже и даже губительно.
К новому духовнику следует приходить не с тем настроем, что первый был плохим и сейчас мы переходим к лучшему.
Человек должен смириться и сказать: поскольку я такой грешный и так трудно меня исправить, мне нужен более сильный врач, и поэтому я иду к другому.