Наталья Сарбитова живет в городе Кинель Самарской области. Наталья – многодетная мама, но все ее дети – приемные, и, на ее взгляд, растить их не сложнее, чем биологической маме – родных детей. Если мечтаешь о материнстве, можно подарить любовь и заботу оставленному ребенку. И Господь воздаст тебе радостью.
Сарбитова Наталья Юрьевна, 47 лет, воспитатель детского сада
Дети:
- Евгения, 28 лет, замужем, сын (5 лет)
- Александр, 26 лет
- Юлия, 15 лет, ученица 8 класса
- Алена, 12 лет, ученица 6 класса
- Кира, 9 лет, ученица 3 класса
– Наталья, как у вас возникло желание взять на воспитание приемного ребенка?
Я всегда знала, что возьму ребенка из детского дома, хотя и не предполагала, что все сложится именно так
– Я всегда знала, что возьму ребенка из детского дома, хотя и не предполагала, что все сложится именно так. У нас в детском доме в Кинеле жили маленькие детки, дошкольники, а мой дедушка работал там слесарем. Он иногда брал меня на работу. Думаю, именно тогда во мне и родилось желание стать мамой кому-то из этих детей.
С 18-ти лет я работала в детском доме помощником воспитателя. Хотела удочерить девочку Аню, начала узнавать про документы, а меня напугали: да вы не справитесь, зачем вам это надо – такая молодая! Так и не сложилась у нас с Аней семья, но отношения мы поддерживаем до сих пор – у нее уже двое детей, дочка первый класс заканчивает. Ане повезло – она все-таки попала к приемным родителям, не в детдоме выросла.
А потом моя сестра родила сына с инвалидностью. Так получилось, что его лечением занималась в основном я, лежала с ним по больницам, потому что сестра устраивала свою жизнь и часто уезжала. На работе мне сказали: «Что ты все время больничные берешь? Мы по законодательству не можем так часто отпускать тебя с работы». Мы с сестрой поговорили, она написала отказ от ребенка, а я его усыновила и стала по закону его матерью. Это же племянник мой, как можно было по-другому поступить?
Сын – хорошо, но хотелось еще и дочку. В моей группе в детском доме была девочка, Евгения. Я ее удочерила, стали дети расти вдвоем. Шли годы, дочка пошла в 11 класс, готовилась к поступлению в институт. Женя – то в школе, то у репетиторов; Саша учился тогда в школе-интернате и дома бывал только по выходным, праздникам и на каникулах. Я стосковалась по детям и решила, что нужно расширить семью! Прихожу в комиссию и говорю: «Я бы хотела взять еще ребенка». Мне отвечают: «А вот у нас есть две девочки, сестренки». Ну, думаю, двое лучше, чем одна. Разница у них всего два года, им вместе веселее будет. Так у нас поселились Юля и Алена.
А Кира у нас оказалась случайно. Мать у нее умерла, она жила с отцом. И когда отец собрался жениться во второй раз, новая жена сказала, что чужой ребенок ей не нужен. Дескать, девай ее, куда хочешь. Меня спросили: «Возьмешь девочку?» Чем она в детский дом попадет, так лучше в семью. Забрали мы Киру к себе, вот уже 4 года она с нами.
– Дети все от разных родителей, наследственность у всех разная. Легко ли находить с ними общий язык? Хватает терпения?
Я бы не сказала, что разница между родными и приемными детьми очень заметна
– Терпение требуется и при общении с биологическими детьми. Есть такие детки, что не знаешь, куда деваться. Я бы не сказала, что разница между родными и приемными детьми очень заметна. У моей сестры (другой, не той, от которой сын) двое своих детей, и ее старшая дочь иногда живет у меня, потому что они с мамой не могут договориться и поладить. Чтобы снять конфликт, она спрашивает: «Крестная, можно, я у тебя поживу?» Так что любой маме нужна куча терпения.
Сложности с моими детьми в основном связаны со здоровьем. Все пятеро наблюдаются у невролога, у двух девочек не очень хорошее зрение. У Алены долго была проблема с речью, она никак не могла заговорить. Но потом мы все преодолели – занимались с психологом, с логопедами… Пошли в обычную школу. Конечно, ей сложновато дается программа, но она учится, как все.
Семья старшей дочки Как можно ребенка не любить? Я очень быстро привязываюсь. С Сашей, племянником, у меня выбора не было. С Женей мы два года общались, прежде чем я взяла ее к себе. Остальных трех девочек я даже ни разу не видела перед удочерением. Мне предложили, я документы оформила и отправилась их забирать. Им было четыре года и два; воспитатель сказала: «Собирайтесь, за вами мама приехала». Они собрались, и мы поехали домой. Юля и Алена сразу стали меня «мамой» звать. Когда Кира у нас появилась, она… не помню даже, как она меня называла. Может, по имени-отчеству? А девчонки ей говорят: «Ты чего? Зови ее мамой. Это же наша мама». И Кира как-то быстро адаптировалась. Она приехала к нам 28 июня, а 1 июля мы уже ее день рождения отмечали, 6 лет.
– Дети помимо уроков занимаются чем-то дополнительно?
– Дети в школе посещают разные кружки. Старшие девочки занимаются волейболом, борьбой. Из-за ковида, к сожалению, многие секции закрылись и пока еще не все восстановили свою работу. Я сама немного шью и вяжу, но, кроме младшей, никто из девчонок интереса к рукоделию не проявляет. Они, как все современные дети, увлекаются в первую очередь интернетом. Поначалу еще читали, у нас дома много детских книг; но во время карантина в нашу жизнь плотно вошло дистанционное обучение. Ноутбук, планшет стали неизменными атрибутами их жизни, и фокус внимания сместился, все мои усилия привить детям любовь к чтению сошли на нет. Сейчас даже по учебникам почти ничего не задают, все на платформах в интернете. Даже младшая приходит: «Мне надо на Учи.ру зайти, нам там задали».
– А переходный возраст сложно вам дался?
У старшей дочки переходный возраст прошел совсем незаметно. Может, потому что у нас с ней маленькая разница – всего 17 лет
– У старшей переходный возраст прошел совсем незаметно. Может, потому что у нас с ней маленькая разница – всего 17 лет. Мы больше как подруги – вместе ездили куда-то, в кино ходили… Потом Женя встретила своего будущего мужа; они уже шесть лет в браке. И все было ровно и хорошо. У Юли задерживается переходный возраст – у нее тестирование показывает небольшое отставание от сверстников. А Кира идет вровень; ей летом 10 лет будет, и уже начинается: учитель замечания ей делает – что ни слово, она в ответ десять.
– Как окружающие к вам относились? Помогали?
– Мои близкие все хорошо отнеслись. Бабушка с дедушкой очень помогали мне. К сожалению, их уже нет. Они девчонок всегда любили: и подарки им дарили, и посидеть с ними никогда не отказывались. Одобрительно относились к нам. А другие люди… не все понимали. За приемных детей каждый месяц выплачивается определенная сумма, совсем небольшая, но все равно найдется кто-нибудь, кто скажет: «Это она из-за денег». Посчитайте расходы на еду, на одежду, на лечение – впритык получается. На приемных детях не наживешься.
Бабушка и дедушка Натальи с детьми
Есть вокруг люди, которые и помогут, и поддержат. С первой учительницей моей средней дочери, Юли, мы дружим уже 30 лет. Так получилось, что отдать дочку в ближайшую школу я не могла – она частная, нам не по карману. А еще у Юли была проблема: она вообще не общалась с чужими взрослыми. У девочки не было отставания в развитии, она могла и стих рассказать наизусть, и многое другое, но ей было очень сложно общаться с чужими взрослыми людьми. И я попросила подругу: «Пожалуйста, возьми ее к себе в класс». Подруга говорит: «Наташ, ей сложно будет по нашей программе работать». Но вариантов-то нет – она ни с кем не разговаривает! В итоге подруга ее взяла, и Юля даже неплохо училась по этой программе. С возрастом, конечно, у Юли все прошло, сейчас даже лишнего может сказать.
У нас семья дружная, наши родственники праздники предпочитают отмечать у нас. Даже если день рождения у кого – у зятя, мужа сестры, у сестры – все к нам приезжают. Мы живем в частном доме на берегу озера, есть мангал, можно шашлык сделать. Готовим вкусно, поэтому все любят приезжать в гости.
– В воспитании детей какие принципы для вас главные?
– Я думаю, человеку очень важно жить по заповедям. «Почитай отца и мать», «не убий», «не укради» – это принципы, которые используются повседневно. Заповеди помогают объяснить детям, что такое хорошо, что такое плохо.
С детьми переживаешь все радостные моменты жизни заново
С детьми переживаешь все радостные моменты жизни заново. Когда ребенок идет в первый класс, поднимается волнение, и это очень радостно. Помню, вела как-то дочку из школы, несла рюкзак, а мне соседка говорит: «Наташ, ты когда уже школу закончишь?» Из года в год – встречаю, провожаю, экзамены… Сейчас дочка геометрию сдавала; неплохо сдала, но захотела оценку получше – пошла пересдавать. И вот эти маленькие победы, одна за другой, очень радуют. Я сама не смогла иметь детей, и старшей дочке тоже ставили бесплодие, мы очень переживали за нее – я даже не могу описать всю гамму чувств, когда тест показал две полоски! Они с мужем уже готовились обследоваться, лечиться, нашли клинику – и тут эти две полоски. Беременность была тяжелой, кесарево раньше срока, но у нас в семье опять маленький ребенок; и теперь я все переживаю заново – уже с внуком. Все повторяется, поэтому с каждым ребенком молодеешь.