Совместное путешествие для семьи, особенно если она многодетная, – предприятие не из легких. Вопрос не только в бюджете путешественников – нужно решить еще уйму вопросов: с отпуском родителей, с перерывом в кружках, где занимаются дети, с бабушками и дедушками, с маршрутом поездки, в конце концов.
При выборе маршрута мы руководствовались по большей части соображениями национального достоинства. Ехать туда, где любое русское слово вызывает истерику и высокомерную озлобленность (сам недавно испытал, когда ездил по работе)? Спасибо, обойдемся. Кроме того, воспитание национального достоинства подразумевает знакомство с родной историей, природой, людьми – зачем нам абсолютно чужие, а то и враждебные берега, если, положа руку на сердце, мы плохо знаем берега собственные? Старшая прищурилась и ехидно вымолвила: «У нас один в классе на Мальдивы весной ездил – всю четверть трепался, как там хорошо. А когда мы его про Питер спросили, он даже не знал про Медного всадника. Фу». Намек поняли и первой станцией назначили Питер. Но надо же детям дать возможность почувствовать российские размеры – почему, спрашивается, не поехать на море? Младшие завопили от радости и начали подготовку к пляжному сезону. Разумная жена подсчитала примерные траты за южные наслаждения и вынесла вердикт: такую поездку семья не потянет точно. Единственное море, которое нам светит, – Белое. Насчет купания – вряд ли, но радостных впечатлений ничуть не меньше. Да и народу поменьше, а мы люди северные, простор уважаем. Жена в итоге оказалась полностью права…
Прощание с котом длилось дольше, чем упаковка рюкзаков и прочие приготовления. Настойчивые убедительные просьбы, обращенные к дедушке с бабушкой, «не забывать вовремя выдавать коту “пайку”» (спасибо за слово, школьная столовая) довели до икоты друга семьи – адвоката, пришедшего нас проводить. «Соловки! – орет. – Вот что вам нужно! Мир в хату! То есть в купе!» А мы и так на Соловки собирались.
В дороге и сын отцу товарищ, согласно поговорке. К нашей радости, капризничать дети не любят. Более того: для многодетной семьи капризы, по нашему опыту и наблюдениям, нетипичны. Старшие заботятся о младших, те отвечают взаимностью. С завистью, иногда доброй, с болью и уважением, иногда в стиле «нарожали тут!», смотрели на нас, судя по всему, разведенные одиночки, пытающиеся урезонить потерявшее берега единственное чадо, устроившее очередной скандал в вагоне. Одного деда-попутчика младший довел до слез: на вопрос, кем же он хочет стать, подумав, ответил: «Либо космонавтом, либо археологом». Дед, прощаясь на станции, плакал, жал мне руку (жене целовал) и признался, что впервые за десятки лет услышал, что дети не хотят быть топ-менеджерами, президентами или кем-то там еще. Мы приосанились даже.
Водопад Кивач, Карелия Музеи, выставки, аттракционы, парки, водопады, музыкальные праздники – чтобы не было хаотичного калейдоскопа впечатлений, программу путешествий мы стараемся разрабатывать тщательно. Всё по правилу: делу – время, потехе – час. Благодаря нашим добрым друзьям были и дела, и потехи. Даже еда была – друзья у нас хорошие. Очень важны книги: как, спрашивается, дети обойдутся без «Принца и нищего» или «Нарнии» – есть что обсудить вечером за чаем где-нибудь в Петрозаводске. Правда, в Карелии больше делились впечатлениями от водопадов, Онеги, Марциальных вод – каждый что-то свое заметил, именно его удивившее, порадовавшее. Если старшая романтически вздыхала по шуму Кивача, то двое младших решали, что лучше прокатиться на самокате по набережной Онежского озера или встретиться и поговорить с настоящим лосем, а то надоел уже прятаться. Супруга восхитилась концертом «Кантеле» – очень, говорит, подходит эта дивная музыка к северным пейзажам. Младший заявил, что решил стать карелом. «Поздно, – говорю, – zu spät». Но это его мало впечатлило.
Набережная Онежского озера, Петрозаводск
Польза путешествий всей семьей, на наш с супругой взгляд, заключается и в том, что не только дети узнают Россию. И взрослые могут наконец посмотреть на отечество не «командировочным» взглядом. Детская свежесть и благосклонность восприятия передаются тебе и здорово помогают избавиться от отношения к миру, людям и Богу с такой, знаете, претензией: мол, если я уж тут изволил появиться, то «вы все мне обязаны». Разумеется, бытовые условия очень важны, да и требования к гостиницам, транспорту никто не отменял, тут всё строго. Но мириться, например, с капризами погоды, какими-то мелкими бытовыми трудностями, исправляя их, нужно, нам кажется. А роль улыбки в общении? Поговоришь по-доброму с каким-нибудь человеком, глядишь – и тот перестанет хмуриться. Путешествия дают хороший урок и для повседневной жизни.
Храм св. апостола Петра, Марциальные воды, Карелия
Дети застыдились своего желания поехать бултыхаться в южных морях после того, как вышли из Кеми на Соловецкие острова
Дети застыдились своего желания поехать бултыхаться в южных морях после того, как вышли из Кеми на Соловецкие острова. Все два часа путешествия стояли у борта, широко раскрыв глаза. Натянули шапки на уши, все из себя довольные, подставили лица солнцу и ветру и о чем-то там своем думали. Величественная спокойная мощь севера, мягкое солнце в волнах Белого моря – думаем, эта картина сохранится у них в памяти надолго. Горячий чай с бутербродами в море – это тебе не завтрак в гостиничном кафе, тут всё интересней.
Конечно, мы немного рассказали детям о Соловках, об обители и ее истории. Очень помогли потом музей ГУЛАГа, а также экскурсия по Спасо-Преображенской обители, несколько недолгих бесед с ее отзывчивыми насельниками. Потом и литургия здесь, на Соловках, воспринимается по-особому. То есть здесь ты уже не турист, а сомолитвенник. Плохой, недостойный, но сомолитвенник – с теми, кто трудился и молился, страдал и умирал за Христа здесь раньше. Странное ощущение: разрыв во времени ты здесь не чувствуешь. Может, так и надо молиться.
Потом, в один из наших соловецких дней, дети обнаружили прокат велосипедов. Заявили, что они очень самостоятельные, организованные экскурсии в группах им претят и вообще – как насчет велосипедного похода «хотя бы на “Секирку”» (местную лексику освоили быстро)? Так мы устроили велопаломничество в Вознесенский скит. Со многими остановками, конечно, частыми перерывами на чай (дети зауважали термос) и бутерброды, стремлением увидеть лося хотя бы здесь (а лоси там точно есть – мы видели следы их застенчивого пребывания), с «пошли, посмотрим – вот еще одно озерцо!», через несколько часов добрались. Скит, храм-маяк, кладбище узников, вид на море с Секирной горы – с одной стороны, потрясающая красота мира, с другой – то, во что этот мир превращается, когда отворачивается от Бога. Вот, наверное, один из самых важных уроков, полученных всеми нами, не только детьми, в этом путешествии. Мы, получается, «осоловели», на Соловках-то. Даст Бог, будут новые путешествия.
Нам показалось, что за короткое время дети малость повзрослели: гораздо более внимательно стали смотреть на Россию, ее историю, природу
Домой дети ехали уже как заправские странники – Миклухо-Маклай позавидует, не говоря уж о Колумбах с Марко Полами. Нам показалось, что за короткое время дети малость повзрослели – в хорошем смысле. То есть по-другому, гораздо более внимательно стали смотреть на Россию, ее историю, природу. Очень порадовало, что во все время путешествия помогали и поддерживали друг друга – в этом смысл наших путешествий. Чего дети смотреть не стали, так это телевизор. От него мы благодаря коту избавлены. Да, кота дедушка с бабушкой нам вернули. Толстого и довольного.