Священникам часто приходится общаться с прихожанами, имеющими серьезные психологические проблемы, а порой и с душевнобольными людьми. Недавно в Покровской епархии состоялся пастырский семинар, в котором приняли участие психолог и психиатр. Чтобы помочь человеку с проблемами психики найти точку опоры и поддержать его, врач и священник должны действовать вместе – к такому выводу пришли участники этой встречи. Мы решили продолжить беседу с заведующей приемным отделением Энгельсской психиатрической больницы, врачом-психиатром высшей категории Людмилой Федоровной Кинсфатор.
Лечим вместе
– Людмила Федоровна, скажите, какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему надо уделять больше внимания?
– Если мы говорим о серьезных расстройствах психики, то на первом месте должна быть, конечно, врачебная помощь. Она снимет остроту болезни, облегчит состояние больного человека, вернет ему сознание, адекватное поведение. По мере выздоровления должна уже преобладать психологическая, духовная помощь, а медицинская сокращаться.
– Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств, люди боятся психиатрических больниц и идут в храм в надежде на церковные таинства, помощь Божию. Между врачом и священником выбирают священника.
Есть состояния, когда духовное окормление невозможно, поскольку существует некая граница, за которой священник уже бессилен
– Это неправильно. Есть состояния, когда духовное окормление невозможно, поскольку существует некая граница, за которой священник уже бессилен. В таких случаях он вправе и даже обязан посоветовать человеку обратиться к врачу. При любых заболеваниях, не только психических, отказываться от лечения нельзя. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.
– Но способен ли человек с психическим заболеванием воспринимать духовную жизнь, таинства Церкви?
– Конечно, но, повторюсь, не в остром состоянии, когда он неадекватен, а в период выздоровления, тогда вера очень помогает. Я знаю человека, больного шизофренией, а это тяжелое психическое расстройство, который, находясь на лечении в Саратовской областной психиатрической больнице имени Святой Софии, начал посещать больничный храм. Его состояние заметно улучшилось.
У меня была пациентка, которая болела много лет, все время находилась в стационаре, но реального улучшения не было. Мы с ней много беседовали, она стала интересоваться религией, читать молитвы, однажды попросила меня привести священника и причастилась. Постепенно ее состояние стало улучшаться, и мы стали отпускать ее в храм. Результат был удивительным: после многолетнего пребывания в психиатрической больнице женщина была выписана и уже несколько лет не попадает к нам. Это итог правильного лечения и духовного окормления.
С надеждой на Бога
– Вы имеете дело с самым тонким инструментом – душой человека. Зависят ли результаты лечения от того, как врач относится к религии, верующий ли он сам, или на первом месте его профессиональные качества?
– Знания, опыт врача очень важны, но когда врач верующий, у него другое отношение к болезни и к больному. Мне вера помогает в работе, но я знаю врачей, которые, узнав, что человек ходит в храм, крутят пальцами у виска. Они не одиноки в своих воззрениях, приходится слышать от неверующих родственников душевнобольного: «Домолился!» Но Церковь никогда не приведет к шизофрении. Православие отвечает на это первой строкой 13-го псалма: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1). Я не каждому говорю о помощи Божией, но если человек воспринимает мои слова, я всегда говорю: «Помолитесь, с Божией помощью будем бороться с недугом».
– Людмила Федоровна, а как вы сами пришли к вере?
– Наверное, как и каждого из нас, Господь вел к Себе постепенно. В нашем коллективе появился человек, который интересно рассказывал о паломнических поездках. Моя первая поездка была на Семиключье, в Пензенскую область. Дорогой нам показали фильм о Дивееве, меня особенно поразили кадры крестного хода, когда люди встают на колени, и над ними проносят икону преподобного Серафима Саровского. Прошло много лет, и в одной из поездок мы заехали на святой источник батюшки Серафима. Это было 1 августа, в день его памяти. И вдруг мы увидели, как по трассе движется поток людей с иконами. Мы быстро присоединились к крестному ходу и встали на колени под иконой. Такое чудо со мной случилось! Господь ведет нас, слышит и исполняет наши желания, приводит к святыням.
– Как это изменило вашу жизнь, личную и профессиональную?
– Когда постоянно общаешься с нездоровыми людьми, их родственниками, накапливается усталость, но после воскресной литургии и Причастия приходишь в понедельник на работу, полная сил. Вера в Бога и воцерковленность – основа взаимоотношений между врачом и пациентом, особенно в такой сфере, как психическое здоровье. Конечно, спокойней стало работать, ты уповаешь на Господа, понимаешь, что все в Его руках.
Меняется отношение к больным. Как психиатр я могу определить, находится человек в унынии, что является грехом, и здесь быстрее поможет священник, или у него депрессия, которую надо лечить.
– Разве между этими недугами нет знака равенства?
– Нет, это не одно и то же. Уныние – греховная страсть, и здесь избавление приходит через молитву, смирение. Иначе это состояние может перейти в болезнь. Депрессия – серьезное заболевание, и здесь нужна терапия.
– Человек может сам понять, нужно ли ему срочно обратиться к психиатру или попробовать самому справиться с затянувшимся унынием?
– Все же лучше обратиться к врачу. При депрессии нужны лекарства, уныние лечится по-другому – псалмы помогают.
– Вы на себе проверяли?
– Да, это реально помогает. Преподобный Иоанн Лествичник назвал уныние «всепорождающей смертью», душеспасительные псалмы помогают нашей робкой душе, доходят до ее глубин и наполняют теплом, радостью, любовью. С Божией помощью можно одолеть эту скорбь.
– Как относятся к вам коллеги?
– Появление икон в кабинете сначала вызывало недоумение. Но прошло время, икон стало больше, а главное, поменялось отношение к вере. В нашем отделении все уже носят крестики, кто-то начал ходить в храм, интересоваться церковной жизнью. На праздник Крещения Господня мы стали приглашать батюшку и освящаем всю больницу, раньше такого никогда не было. Весь персонал и больные с удовольствием участвуют в молебне. На Рождество, Пасху стараюсь всех поздравить с праздником. Люди этого уже ждут.
Душа стремится к Господу
– Наша жизнь не располагает к оптимизму. Скажите, легче ли церковным людям справляться с тревогой, страхами, или это зависит от психики человека, его характера?
– Верующие люди ведут себя спокойнее, они понимают, что раздражаться, гневаться, конфликтовать, роптать – грех. И, конечно, они заметно легче переносят любые невзгоды, понимая, что на все воля Божия.
Церковному человеку легче отказаться от вредных привычек, мне эти случаи хорошо известны. Мы знаем, что пьянство – это недуг, но также и греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуешь, никакие уколы здесь не помогут. У меня есть знакомый – верующий человек, но пристрастился к алкоголю, и жизнь пошла наперекосяк. Невеста, зная его порок, не спешила со свадьбой. Шло время, храм он не оставлял, и однажды, после литургии, мужчина понял, что его больше не тянет к спиртному. Он женился, все у него нормально. Я узнала эту историю, когда мой знакомый пришел за разрешением на получение водительских прав. Такое слышишь не каждый день, но когда человек с помощью Божией и верой борется со своей пагубной страстью, чудо исцеления происходит.
Когда человек с помощью Божией и верой борется со своей пагубной страстью, чудо исцеления происходит
– По учению Церкви, наша душа бессмертна. Но если человек душевно болен, разве этот недуг не ведет к распаду личности?
– Когда мы больны физически, мы ограничены в каких-то действиях, нам трудно бывает что-то делать. Так и душа, она тоже начинает ограничиваться нашим мозгом. Например, при деменции клетки мозга отмирают, и человек теряет память. Но если он всю жизнь молился, он и продолжает молиться и обращаться к Богу. То же и при шизофрении, просто человек уходит в себя, окружающий мир становится ему неинтересен, но его молитвенное состояние в нем остается, его душа — живая, она все равно стремится к Богу.
– Если говорить в целом о психических болезнях – что это? Почему Господь посылает такие тяжкие испытания?
– Психические заболевания – это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Относиться к таким людям надо с христианским милосердием, любовью и состраданием.