О смысле испытаний и парадоксах нашего исторического бытия, об откровениях о нашем Отечестве и о миссии России нам напоминают архипастыри и пастыри.
Русский народ отказался от своей миссии
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов) Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов):
– 1917 год показал величайшую трагедию: русский народ отказался от своей миссии, перестал быть на тот момент богоносцем. В 1918 году наступила власть тьмы, власть демоническая, которая стал уничтожать церкви, убивать священнослужителей, и мы теперь знаем, какие плоды принесла нам эта жизнь без Бога. Мы до сих пор не можем наладить свою жизнь. Нам вручаются судьбы нашего Отечества. Святитель Николай (Велимирович), святой Сербской Церкви, говорит:
«Когда гибнет Отчество, не говори, что всему пришел конец. Отечество и дается нам для того, чтобы было чему погибнуть вместо народа».
Смотрите, какие страшные, но вместе с тем судьбоносные слова! Отчество и дается народу, чтобы было чему погибнуть вместо народа. А, может быть, миссия богоносца так и остается на русском народе, чтобы он сохранял свою веру не интеллектуально, а жизненно?.. Потому что Христос пришел не научить мыслить людей иначе – Он научил людей жить иначе.
Когда границы Церкви совпадали с границами государства, Русь была Святой. Каждый дом жил церковной традицией. Каждый дом, каждый человек в Великий пост, накануне Великого поста вставал друг перед другом на колени, прося друг у друга прощения. Вы представляете, что это было в нашем Отечестве! Демону некуда было деться, он уходил от человека. А сейчас, когда человек нагл, напыщен, лжив, корыстолюбив, конечно же, демону раздолье – есть место, где поселиться. Самая большая уловка дьявола заключается в том, чтобы убедить человека, что его, дьявола, нет, что якобы все делает сам человек. И посмотрите, какие страшные слова мы слышим: «По причине умножившегося беззакония в сердцах охладеет любовь» (см.: Мф. 24: 12). А ведь в основе миробытия лежит Божественная любовь. Необходимо всеми силами стараться ее сохранить, эту любовь, этот Божественный дар, ибо дар этот исходит только от Самого Бога. Он является Раздаятелем любви. Без Бога не знают люди, что такое любовь. Без Бога люди теряют любовь, хотя Господь изобильно изливает ее на люди Своя.
Время опомниться
Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий (Павлюченков)
Епископ Рославльский и Десногорский Мелетий (Павлюченков):
– Россия все-таки сохранила свои корни, несмотря на все перипетии прошлого противоречивого века, вопреки всем козням, что обрушиваются на нас. Церковь сохранила – «врата ада не одолели ее» (см.: Мф. 16: 18). А с нас уже спрос: взращивать веру, заботиться друг о друге, подвизаться. «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), – говорит Господь. Какие плоды принесем мы? От каждого из нас зависит, какой есть и будет Россия.
Период реабилитации должен длиться не меньше самого заболевания, поэтому наш народ еще не опомнился после советского ига
В медицине есть закон: период реабилитации должен длиться не меньше самого заболевания. Наш народ еще не опомнился после советского ига. Разве можно сказать: «Да, реабилитация обществом после советского периода пройдена»? Нет, нельзя. Сроки еще не исполнились.
Безусловно, Россия многое потеряла. Иерархию, духовенство, верующих самым жесточайшим образом истребляли. Было время, когда на кафедрах оставалось только четыре архиерея. Церковь была лишена прав. Держава гибла, теряла миллионы своих лучших людей. Женщину вывели из семьи якобы ради общественной пользы. И если раньше по 8–10 детей рождалось, то после революции – по 1–2. Делалось все, чтобы воспрепятствовать воцерковлению детей и молодежи, – а тогда они духовно беззащитны, и сколько их еще погибло от алкоголя, наркотиков и т.д.!
Но традиция все равно жива, пусть мы и связаны с ней очень тонкими нитями, но тем более они и ценны. Их особенно хранят в потомственных священнических семьях, где из поколения в поколение передавалось служение у престола, даже несмотря на гонения. Живое преемство в Церкви не иссякало.
Сейчас наша Церковь прошла эпоху возрождения. Именно Православная Церковь в свое время сформировала русскую государственность, русский народ – и эта великодержавная задача актуальна. Время предъявляет, актуализируя ее, все новые и новые вызовы. Мы не должны расслабляться. Как часто повторяет Святейший Патриарх Кирилл: «Мы не знаем, сколько нам отпущено времени».
Об одном парадоксе
Архимандрит Ианнуарий (Недачин) Архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря:
– Революция произошла именно из-за того, что народ отпал от веры. Но все-таки отступил – да не совсем. Иначе нас уже просто не было бы. Промысл Божий нас, заблудших, наставлял этим попущением. Когда революция охватила страну, наш «цивилизационный код» оказался на поверку очень прочным, сконденсировавшим огромный духовный потенциал. Наши предки – прадеды и прабабушки – удерживали очень высокий уровень нравственности в обществе. Поэтому народ оказывался способным быстро мобилизовать колоссальные силы, когда того требовала внешняя угроза. Отдельные личности выдерживали чудовищные нагрузки и не ломались – сохраняли себя, внутренний стержень.
Наши уже дедушки-бабушки в советские времена многое свершали благодаря унаследованному мощному духовно-нравственному заряду. Просто их духовность не могла быть тогда ими внешне адекватно выражена. Все, что в советское время русскому народу пытались вталдычить, – это все внешнее. Суть жизни как была, так и оставалась православной: она не могла быть таковой по форме, но по содержанию не изменяла себе. Так люди и выстаивали в вере, не давая себя внутренне разорить.
Когда говорят «Святая Русь» или «Святая Византия», надо понимать, что никогда общество не было однородно православным. Всегда были верные и предатели Христа. Господь говорил Своим ученикам: вы «малое стадо» (Лк. 12: 32), «соль земли» (Мф. 5: 13), немногие находят узкий путь (см.: Мф. 7: 14). Что при жизни Спасителя, что во все последующие времена – истинных последователей Господа мало. Но именно они освещают и освящают весь социум и удерживают его от разложения.
В России атеистов в 1870 году было больше, чем в 1970 году. Парадокс, правда?
В России атеистов в 1870 году было больше, чем в 1970 году. Парадокс, правда? Помните житие святителя Игнатия (Брянчанинова)? Он был офицер высокого рода. Все офицеры должны были раз в году причащаться Великим постом. Когда он захотел подходить к чаше почаще, целое следствие устроили: не сумасшедший ли он? У А.С. Хомякова – та же история. Захотел чаще причащаться – обструкция к нему со стороны всего его окружения. На Пасху 1916 года причастилось 96% российской армии, на Пасху 1917 года – менее 10%, потому что не было уже «обязаловки». До революции много было поверхностных верующих, а во глубине души преданных Богу мало, а к концу XX века наоборот – храмы разрушены, а люди, пройдя через все испытания, крепко уверовали и держались за Христа.
Желать этого – что, мол, если плохо веруем, то пусть и нам попускаются такие времена, – Боже, упаси. Но во многом гонения послужили тому, чтобы те, кто верил, сделали свой окончательный выбор в пользу Царствия Божия, а те, кто формально принадлежал к Церкви, отпали от нее. Но та часть, которая сохранила верность Богу, в вере только укрепилась и возросла, причем приумножилась даже в числе потомков. В семьях тех, кто прошел эту голгофу, ценят жизнь, не делают абортов, рожают по многу детей.
Православным можно назвать общество, в котором «малое стадо» относительно большое. На мой взгляд, сегодня мы приближаемся к подобному идеалу. Россия вследствие драматического XX века оказалась вопреки всем вражьим козням не менее, а, может быть, и более православной. А это главное.
Монахами Россия жива
Иеромонах Нил (Григорьев), насельник Успенского Псково-Печерского монастыря:
– Как-то после литургии в алтаре Успенского собора мы уже потребили Святые Дары, разоблачаемся, и спрашиваю у отца Иоанна (Крестьянкина), так меня тогда что-то тревога всего извела:
– Батюшка, да что же такое? Что же нас ожидает? Времена-то все мрачнеют и мрачнеют… Народ-то все более озлобляется. Так что и из монастыря уже выйти страшно… Здесь, в обители, ты как дома, а за стенами-то что там… ад ведь сущий!
А он так внимательно посмотрел на меня своими пронзительными, тогда уже полуслепенькими глазами (как сквозь тебя что-то видел), и говорит:
– Запомни! Запомни, батюшка, раз и навсегда: человечество идет к концу! Человечество живет только благодаря тому, что существует еще Россия! Святая Православная, – пусть поруганная, пусть оплеванная, пусть замордованная, – но все равно Святая Русь! А когда Святая Русь уйдет с исторической сцены человеческого бытия, тогда человечество кончится. Страшный Суд грядет тогда. Запомни! Все идет к закату.
Я всегда вспоминаю, какой тогда у него был сосредоточенный серьезный взгляд – будто все ему Господь тогда открыл.
До тех пор, пока на территории России остается хотя бы один монах, она будет жить
И не раз я от него слышал:
– Не искушайтесь, человечество идет к концу, никакого прогресса нет и не будет, только регресс. Молитесь, чтобы ядерной войны не было, – вот так предостерегал.
А еще помню, сказал тоже в алтаре после службы:
‒ Россия существует, пока монахи подвизаются. До тех пор, пока на ее территории остается хотя бы один монах, она будет жить.