Мы продолжаем публикацию тематических блоков, основные мысли которых в той или иной степени необходимо раскрывать в рамках огласительных бесед перед Таинством Крещения.
Сын Божий – Сын Человеческий
Желая дать людям возможность спасения, возвращения к Себе, Сам Бог становится Человеком
Господь по Своей милости не оставляет человека в его плачевном состоянии. Желая дать людям возможность спасения, возвращения к Себе, Сам Бог становится Человеком. По выражению святых отцов Церкви, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Одно из Лиц Пресвятой Троицы – Сын Божий – становится Сыном Человеческим, рождается чудесным образом без земного отца от Девы Марии и Святого Духа, принимает человеческую природу, становится таким же, как и любой человек, за исключением греха, принимает имя Иисус Христос[1], проходит все возрасты человеческой жизни от младенческого до взрослого, в 30-летнем возрасте выходит на проповедь, учит Божественным заповедям, призывает апостолов, творит чудеса: исцеляет больных, воскрешает мертвецов, претерпевает смерть на Кресте и воскресает.
Все эти события подробно описаны в книге, которая называется Евангелие. У многих она есть в доме. Меньшее число людей ее открывало. Еще меньше тех, кто ее читал. Ну и совсем немногие читают ее регулярно. Между тем, святые отцы говорят о необходимости постоянного чтения Евангелия – хотя бы понемногу, но каждый день. Ведь в Евангелии изложены основы нашей веры. К тому же, кроме просвещения ума чтение Евангелия действует и на наши чувства, очищая и освящая их.
Слова «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате» были введены в Символ веры специально, чтобы подчеркнуть реальность существования Иисуса Христа
Иисус Христос – это не миф, не символ и не аллегория. Он является конкретным историческим Лицом, жившим в конкретное время. В церковном вероисповедании, которое называется «Символ веры», есть фраза: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате». Эти слова специально были введены отцами I Вселенского Собора в Символ веры, чтобы подчеркнуть историчность, реальность существования Иисуса Христа. В них говорится, что Христос был распят в период правления Иудеей прокуратора Понтия Пилата, который, согласно историческим документам, правил в Иудее, бывшей в то время римской провинцией, с 26 по 36 годы нашей эры. Впрочем, и само летоисчисление говорит нам о реальности Личности Иисуса Христа. Ведь еще не так давно вместо современных выражений «до нашей эры» и «после нашей эры» использовались словосочетания «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова».
Смерть и Воскресение Христовы
Некоторые отвергают церковное учение о Боге, ставшем Человеком и умершем столь страшной смертью. И действительно, в это непросто поверить. Можно сказать, что это «не укладывается в голове». Всемогущий, безграничный и неприступный Бог становится слабым, ограниченным и уязвимым человеком, родившимся не в царских палатах, но в небогатой и незнатной семье, проводит жизнь бедного бродячего проповедника и умирает позорной, мучительной смертью на Кресте.
Крестная смерть была, пожалуй, самой жестокой казнью того времени. Чтобы сделать вздох, распятому человеку требовалось подтянуться на пробитых гвоздями руках и отжаться на таких же пробитых ногах, после чего он вновь опускался, то есть распятый вынужден был все время двигаться. Некоторые умирали от болевого шока, большинство – от удушья. Когда не оставалось сил подтянуться, человек задыхался. Мучения, которые испытывали казнимые, были столь велики, что даже суровые римские воины проникались к ним жалостью и давали специальную одурманивающую смесь, чтобы облегчить страдания умирающих.
Воплощение Сына Божия, Его смерть и воскресение нужны были не Богу, а человеку
Но ведь Христос не только умер, но и воскрес. Он и умирает, прежде всего, для того, чтобы воскреснуть и победить смерть. Потому что Бог ни в чем не нуждается. Воплощение Сына Божия, Его смерть и воскресение нужны были не Богу, а человеку. Если бы Христос не победил смерть, то мы бы до сих пор были обречены на схождение во ад после смерти, как и ветхозаветные люди, и никакой возможности изменить это положение не имели.
Для того, чтобы преодолеть эту человеческую обреченность, Господь наш Иисус Христос позволяет Себя убить, после чего сходит душой во ад, где проповедует душам людей, умерших до Него, на третий день воскресает и является ученикам, в сороковой день возносится на небеса, а в пятидесятый день после Своей крестной смерти посылает Святого Духа на апостолов. Этот день, известный нам как День Пресвятой Троицы, считается также днем рождения Церкви.
Церковь
Под словом «церковь» мы обыкновенно подразумеваем храмы, помещения, где собираются христиане. Изначально же это слово обозначает самих христиан, соединенных со Христом. По-гречески «церковь» звучит «экклесия», переводится как «собрание» и подразумевает самих христиан – тех, кто собран воедино и соединен со Христом. По этой причине все, что совершил Иисус Христос в Своей человеческой природе, доступно нам в Церкви.
Пребывая в Церкви, мы имеем возможность идти тем путем, которым уже прошел воплощенный Бог, – путем победы над грехом и смертью
Что же Он совершил? Он преодолел все трудности, болезни, немощи, победил все искушения, соблазны, страсти, грех и саму смерть. Поэтому, пребывая в Церкви, мы имеем возможность идти тем путем, которым уже прошел воплощенный Бог, – путем победы над грехом и смертью. И это является той главной целью, для достижения которой и существует Церковь. Все остальное, как уже было замечено выше, вторично.
О главном
Христиане, как и все люди, пользуются земными благами и прибегают к божественной помощи в своих нуждах. Но здесь существенно важным является правильная расстановка акцентов. Своей жизнью нам постоянно приходится отвечать на вопросы. Что для нас важнее? Земные блага или Евангелие? Комфорт или заповеди? Истина или выгода? Христос или продвижение по службе? И если мы в ситуациях, когда приходится выбирать между земным и небесным, предпочитаем первое и пренебрегаем вторым, то мы, как это ни странно, обрекаем себя на потерю и того, и другого.
Знакомый всем пример. Основой любого поздравления у нас стала фраза: «Главное – здоровье!» Она превратилась во что-то вроде общепринятого заговора, в «установку на здоровье». Ее произносят люди церковные и нецерковные, верующие и атеисты. Но ведь все мы прекрасно знаем, что придет время, когда мы лишимся не только здоровья, но и самой жизни. И, следовательно, лишимся этого «самого главного».
Конечно, для христианина здоровье является очень важной жизненной составляющей. Здоровье дает Бог, и наша обязанность – беречь его, но лишь до той поры, пока это не мешает здоровью души, которое гораздо важнее не только здоровья тела, но и самой жизни. Сам Господь говорит об этом так: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 36–37). Ценность души такова, что с ней не могут сравниться никакие, даже самые великие материальные ценности.
Парадокс же заключается в следующем. Если главным для нас является здоровье тела, то в конце концов мы потеряем здоровье и телесное, и душевное. Если же мы печемся прежде всего о душе, то к здоровью душевному в вечности мы получим и здоровье телесное.
В начале IV века римский император Ликиний приказал умерщвлять всех воинов-христиан, которые не отрекутся от Христа. В Севастии Армянской, находившейся на территории современной Турции, были схвачены 40 воинов, сохранивших верность Христу, и поставлены раздетыми на лед замерзшего озера на целую ночь. На берегу озера прямо напротив исповедников находилась натопленная баня. Один из воинов, не стерпев зимней стужи, бросился в баню, но на пороге упал замертво. Чуть позже один из стражников увидел золотые венцы, спускавшиеся с неба на оставшихся мучеников, и с криком: «И я христианин!» – сбросив с себя одежду, присоединился к исповедникам веры и также сподобился мученического венца. Таким образом, отрекшийся от Христа лишился и земной жизни, и вечного спасения, а те, кто решился умереть ради Господа, наследовали вечное блаженство.
И пусть нам сегодня не грозит смерть за веру во Христа, но нередко мы встаем перед выбором: соблюсти заповедь, потерпев некоторый материальный убыток, или нарушить ее ради сиюминутной выгоды.
Впрочем, и открытые гонения на веру могут начаться в любой момент. В начале XX века Российская империя была мощнейшим европейским государством, имея усиленные темпы роста во всех сферах государственной, научной и культурной деятельности. Но этот колосс оказался «на глиняных ногах». Горстка самозванных богоборцев пришла к власти в православной стране, превратив ее в большой концлагерь и установив даже по свидетельству европейских марксистов «диктатуру разбойников»[2]. Могучее государство было разрушено в кратчайшее время, подобно царю Ироду, внезапно изъеденному червями (Деян. 12: 23).
Это стало возможным потому, что русский народ в своей массе отошел от веры, от Церкви, а поскольку Российское государство создавалось во многом благодаря объединяющему действию Церкви, то и отход русского народа от Церкви естественным образом повлек за собой развал государства. И за веру, которая лежала в основе нашей государственности, стали убивать.
Земная жизнь является для нас школой, задача которой – научить нас жить с Богом
То есть получается, что наша укорененность в церковной жизни не только необходима для достижения духовных целей, но и просто выгодна в смысле бытовом и политическом. Будем мы молиться и утверждаться в православной вере – Господь продлит наше мирное существование в родной земле. Пренебрежем духовной жизнью – Господь попустит нам скорби, чтобы мы осознали вещи, которых всячески избегали в мирной жизни. За примерами далеко ходить не нужно…
Поэтому земная жизнь является для нас школой, задача которой – научить нас жить с Богом. Только Православная Церковь обладает всеми средствами для того, чтобы помочь нам в достижении этого, и первым из таких средств является Таинство Крещения.