Когда я была маленькая, папа ставил мне пластинки. Я любила и песенки на стихи Юнны Мориц, и сказки в исполнении блистательного Литвинова, и трогательный спектакль про кузнечика Кузю. Но особенно мне нравились песни Высоцкого. А самой любимой была «Баллада о борьбе». Она рассказывала о каких-то малопонятных и плохо уловимых вещах. Но после нее хотелось надеть плащ, взять меч и пойти сражаться со злом.
В детстве важно усвоить душой, что такое рыцарство. Может быть, в этом нет практического смысла. Но нравственный точно есть
Классе в пятом я читала «Айвенго». Потом в моей жизни возник «Властелин колец». Лет в пятнадцать я познакомилась с доблестным Доном Кихотом Ламанчским. И хотя многое было непонятно, но в одном я не сомневалась: об этих-то героях и пел Владимир Семенович.
Мне кажется, что в детстве важно усвоить душой, что такое рыцарство. Может быть, в этом нет практического смысла. Но нравственный точно есть.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев, –
Что почем, что почем!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы –
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.
Поэтому мне показалась важной сказочная повесть Кейт ДиКамилло «Приключения мышонка Десперо». Она решает сразу четыре задачи: рассказывает историю, способную увлечь ребенка; погружает в атмосферу рыцарства; учит смотреть на поступки и высоту духа, а не на внешность; показывает силу любви, которая побеждает все. Это настоящий рыцарский роман с благородным героем, прекрасной принцессой, таинственным запретом короля, мрачным подземельем со стонущими узниками и кровожадными крысами, интригами, погонями и схватками. Это глубокая и тонкая повесть о том, как непросто куется счастье и какие сокровища порой скрываются под невзрачной шкуркой.
Десперо не хочет жить, как привыкла семья. И мышиное сообщество принимает решение: изгнать, уничтожить мышонка, не похожего на них самих
Десперо Тиллинг – очень маленький и хилый мышонок с огромными ушами. Мать его называла не иначе как «безмерное разочарование и отчаяние». Он никому не нужен и не интересен, но это полбеды. Страшнее то, что Десперо не хочет жить, как привыкла семья. Он любит читать книги, а не есть их. Замерев, слушает музыку. Наконец, на свою беду, влюбляется в прекрасную принцессу Горошинку. И мышиное сообщество принимает решение: изгнать, уничтожить мышонка, не похожего на них самих. К его шее привязывают красную нитку, и сам отец отбивает барабанную дробь, когда Десперо ведут в подземелье. Так герой узнает, что такое предательство.
Десперо плохо, страшно и больно. Но книги научили его кое-чему, что посильнее инстинкта грызть и тащить, хитрить и молчать, юркать в дыры и норы. Он знает об абсолютно непрактичных вещах – благородстве, чести и отваге. Они-то и помогают мышонку выжить в мрачных подвалах замка.
Там, в темноте, он знакомится с тюремщиком Грегори. И происходит то, чего не было никогда за всю историю замка и его подземелий. Грегори спасает Десперо.
«– Но довольно о любви, – оборвал себя Грегори и задул свечу. – Давай-ка лучше поговорим о твоей жизни. И о том, как Грегори тебя спасет. Если пожелаешь.
– Зачем тебе меня спасать? – спросил Десперо. – Ты когда-нибудь прежде спасал мышей?
– Никогда. Ни единой.
– Зачем же тебе спасать меня? – удивился Десперо.
– Потому, мышиная твоя душа, что ты можешь рассказать Грегори сказку. Сказки – это свет. Самое ценное, что есть в здешней темноте. Так что давай, начинай. Расскажи Грегори сказку. Поддай в его жизнь свету!»
Впрочем, отважный большеухий мышонок – не единственный герой книги. Вообще, это полноценный роман с несколькими сюжетными линиями, которые в нужный момент переплетаются между собой. Есть, например, среди героев крыс Роскуро. Больше всего на свете его интересует… свет. И это не характерно для крысы. Роскуро приходится жестоко поплатиться за свое стремление к свету. И сердце его ожесточается.
Это полноценный роман с несколькими сюжетными линиями, которые в нужный момент переплетаются между собой
«Смысл жизни в страдании, – назидательно произнес старый крыс. – В чужом страдании. Надо заставлять их страдать. Кого – их? Ну, например, людей, заключенных в этом подземелье. Довести узника до слез, заставить его стенать, пресмыкаться, молить о пощаде – не в этом ли самый высший смысл, наше предназначение в этой жизни?»
Роскуро выстраивает целую философскую систему, в ней все с какой-то адской логикой перевернуто с ног на голову. Это действительно настоящий ад – он умещается в маленькой ожесточенной душе. Так же, как в крошечном сердечке Десперо умещается совсем другая вселенная.
В романе есть служанка Миггери Соу – литературный антипод и двойник принцессы Горошинки. Это несчастное, забитое, никому не интересное существо. Она мечтает… даже не о любви и участии, нет – о том, чтобы стать принцессой, носить корону и ездить на белой лошадке. И эти мечты, а еще катастрофическое одиночество и неосознанная жажда любви толкают ее на преступление.
И когда вокруг сгущается мрак, железная решетка захлопывается за тобой и крысиные глаза горят вокруг кровожадным огнем, выход находится. Он в той самой силе духа, о которой пел Владимир Высоцкий:
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал –
Это смерти оскал!
Ложь и зло – погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Воронье и гробы!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, –
Значит в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
Хорошая сказка должна быть достоверна не менее, чем реалистическое произведение
Сила духа может быть у слабых и тщедушных, большеухих и тугоухих, безродных и глупых. Только у злых ее нет. Потому что, если ты решил спасать свою шкуру или мстить, – ты слаб. А слабого ждет поражение.
Как и все сказки, «Приключения мышонка Десперо» заканчиваются хорошо. Десперо спасает свою даму сердца. Она, в свою очередь, приводит к раскаянию крыса Роскуро. А еще прекрасная, нежная и утонченная принцесса оказывается первой, кто взял за руку служанку Миггери Соу, посмотрел ей в глаза и спросил, чего она на самом деле хочет.
Но привкус грусти остается в конце. И это правильно. Хорошая сказка должна быть достоверна не менее, чем реалистическое произведение. Ее герои – не схемы, не игрушки. Они живые, неправильные и благодаря этому – привлекательные. Вот что говорит автор о судьбе крыса Роскуро:
«Он мог беспрепятственно подниматься из подземелья на свет и так же беспрепятственно возвращаться во мрак. Но, увы, он так и не нашел счастья – ни там, ни здесь. Боюсь, такая печальная судьба ждет любого, чье сердце сначала разбилось, а потом срослось, но только криво… Впрочем, крыс Роскуро раскаялся, а это уже многого стоит. Он сумел дать немного света и счастья – пусть не себе, но кому-то другому».
Кейт ДиКамилло недаром считается современным детским классиком: она умеет говорить о важном так, что детям сложно оторваться
«Приключения мышонка Десперо» – захватывающая, немножко мрачная, изящно стилизованная и очень глубокая история о любви, отваге и благородстве. О том, как они побеждают подлость, трусость, зависть и предательство. Она написана легко, увлекательно, при этом отсылает нас к классическим приемам рыцарских романов. Здесь много лирических отступлений, риторических вопросов, стилизованных монологов, много чувств. А главное – много важных нравственных смыслов. Главный из них – тот, о котором пел Высоцкий:
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, –
Значит нужные книги ты в детстве читал!
Кейт ДиКамилло недаром считается современным детским классиком: она умеет говорить о важном так, что детям сложно оторваться. Я бы смело давала читать эту книгу семилеткам, ну и тем, кто постарше. Замечательный вариант для того, чтобы укрепить навык самостоятельного чтения.