«Приключения мышонка Десперо»: рыцарская сказка о силе духа и любви

Когда я была маленькая, папа ставил мне пластинки. Я любила и песенки на стихи Юнны Мориц, и сказки в исполнении блистательного Литвинова, и трогательный спектакль про кузнечика Кузю. Но особенно мне нравились песни Высоцкого. А самой любимой была «Баллада о борьбе». Она рассказывала о каких-то малопонятных и плохо уловимых вещах. Но после нее хотелось надеть плащ, взять меч и пойти сражаться со злом.

В детстве важно усвоить душой, что такое рыцарство. Может быть, в этом нет практического смысла. Но нравственный точно есть

Классе в пятом я читала «Айвенго». Потом в моей жизни возник «Властелин колец». Лет в пятнадцать я познакомилась с доблестным Доном Кихотом Ламанчским. И хотя многое было непонятно, но в одном я не сомневалась: об этих-то героях и пел Владимир Семенович.

Мне кажется, что в детстве важно усвоить душой, что такое рыцарство. Может быть, в этом нет практического смысла. Но нравственный точно есть.

Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев, –
Что почем, что почем!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы –
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

Поэтому мне показалась важной сказочная повесть Кейт ДиКамилло «Приключения мышонка Десперо». Она решает сразу четыре задачи: рассказывает историю, способную увлечь ребенка; погружает в атмосферу рыцарства; учит смотреть на поступки и высоту духа, а не на внешность; показывает силу любви, которая побеждает все. Это настоящий рыцарский роман с благородным героем, прекрасной принцессой, таинственным запретом короля, мрачным подземельем со стонущими узниками и кровожадными крысами, интригами, погонями и схватками. Это глубокая и тонкая повесть о том, как непросто куется счастье и какие сокровища порой скрываются под невзрачной шкуркой.

Десперо не хочет жить, как привыкла семья. И мышиное сообщество принимает решение: изгнать, уничтожить мышонка, не похожего на них самих

Десперо Тиллинг – очень маленький и хилый мышонок с огромными ушами. Мать его называла не иначе как «безмерное разочарование и отчаяние». Он никому не нужен и не интересен, но это полбеды. Страшнее то, что Десперо не хочет жить, как привыкла семья. Он любит читать книги, а не есть их. Замерев, слушает музыку. Наконец, на свою беду, влюбляется в прекрасную принцессу Горошинку. И мышиное сообщество принимает решение: изгнать, уничтожить мышонка, не похожего на них самих. К его шее привязывают красную нитку, и сам отец отбивает барабанную дробь, когда Десперо ведут в подземелье. Так герой узнает, что такое предательство.

Десперо плохо, страшно и больно. Но книги научили его кое-чему, что посильнее инстинкта грызть и тащить, хитрить и молчать, юркать в дыры и норы. Он знает об абсолютно непрактичных вещах – благородстве, чести и отваге. Они-то и помогают мышонку выжить в мрачных подвалах замка.

Там, в темноте, он знакомится с тюремщиком Грегори. И происходит то, чего не было никогда за всю историю замка и его подземелий. Грегори спасает Десперо.

«– Но довольно о любви, – оборвал себя Грегори и задул свечу. – Давай-ка лучше поговорим о твоей жизни. И о том, как Грегори тебя спасет. Если пожелаешь.

– Зачем тебе меня спасать? – спросил Десперо. – Ты когда-нибудь прежде спасал мышей?

– Никогда. Ни единой.

– Зачем же тебе спасать меня? – удивился Десперо.

– Потому, мышиная твоя душа, что ты можешь рассказать Грегори сказку. Сказки – это свет. Самое ценное, что есть в здешней темноте. Так что давай, начинай. Расскажи Грегори сказку. Поддай в его жизнь свету!»

Впрочем, отважный большеухий мышонок – не единственный герой книги. Вообще, это полноценный роман с несколькими сюжетными линиями, которые в нужный момент переплетаются между собой. Есть, например, среди героев крыс Роскуро. Больше всего на свете его интересует… свет. И это не характерно для крысы. Роскуро приходится жестоко поплатиться за свое стремление к свету. И сердце его ожесточается.

Это полноценный роман с несколькими сюжетными линиями, которые в нужный момент переплетаются между собой

«Смысл жизни в страдании, – назидательно произнес старый крыс. – В чужом страдании. Надо заставлять их страдать. Кого – их? Ну, например, людей, заключенных в этом подземелье. Довести узника до слез, заставить его стенать, пресмыкаться, молить о пощаде – не в этом ли самый высший смысл, наше предназначение в этой жизни?»

Роскуро выстраивает целую философскую систему, в ней все с какой-то адской логикой перевернуто с ног на голову. Это действительно настоящий ад – он умещается в маленькой ожесточенной душе. Так же, как в крошечном сердечке Десперо умещается совсем другая вселенная.

В романе есть служанка Миггери Соу – литературный антипод и двойник принцессы Горошинки. Это несчастное, забитое, никому не интересное существо. Она мечтает… даже не о любви и участии, нет – о том, чтобы стать принцессой, носить корону и ездить на белой лошадке. И эти мечты, а еще катастрофическое одиночество и неосознанная жажда любви толкают ее на преступление.

И когда вокруг сгущается мрак, железная решетка захлопывается за тобой и крысиные глаза горят вокруг кровожадным огнем, выход находится. Он в той самой силе духа, о которой пел Владимир Высоцкий:

Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал –
Это смерти оскал!
Ложь и зло – погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Воронье и гробы!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, –
Значит в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!

Хорошая сказка должна быть достоверна не менее, чем реалистическое произведение

Сила духа может быть у слабых и тщедушных, большеухих и тугоухих, безродных и глупых. Только у злых ее нет. Потому что, если ты решил спасать свою шкуру или мстить, – ты слаб. А слабого ждет поражение.

Как и все сказки, «Приключения мышонка Десперо» заканчиваются хорошо. Десперо спасает свою даму сердца. Она, в свою очередь, приводит к раскаянию крыса Роскуро. А еще прекрасная, нежная и утонченная принцесса оказывается первой, кто взял за руку служанку Миггери Соу, посмотрел ей в глаза и спросил, чего она на самом деле хочет.

Но привкус грусти остается в конце. И это правильно. Хорошая сказка должна быть достоверна не менее, чем реалистическое произведение. Ее герои – не схемы, не игрушки. Они живые, неправильные и благодаря этому – привлекательные. Вот что говорит автор о судьбе крыса Роскуро:

«Он мог беспрепятственно подниматься из подземелья на свет и так же беспрепятственно возвращаться во мрак. Но, увы, он так и не нашел счастья – ни там, ни здесь. Боюсь, такая печальная судьба ждет любого, чье сердце сначала разбилось, а потом срослось, но только криво… Впрочем, крыс Роскуро раскаялся, а это уже многого стоит. Он сумел дать немного света и счастья – пусть не себе, но кому-то другому».

Кейт ДиКамилло недаром считается современным детским классиком: она умеет говорить о важном так, что детям сложно оторваться

«Приключения мышонка Десперо» – захватывающая, немножко мрачная, изящно стилизованная и очень глубокая история о любви, отваге и благородстве. О том, как они побеждают подлость, трусость, зависть и предательство. Она написана легко, увлекательно, при этом отсылает нас к классическим приемам рыцарских романов. Здесь много лирических отступлений, риторических вопросов, стилизованных монологов, много чувств. А главное – много важных нравственных смыслов. Главный из них – тот, о котором пел Высоцкий:

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, –
Значит нужные книги ты в детстве читал!

Кейт ДиКамилло недаром считается современным детским классиком: она умеет говорить о важном так, что детям сложно оторваться. Я бы смело давала читать эту книгу семилеткам, ну и тем, кто постарше. Замечательный вариант для того, чтобы укрепить навык самостоятельного чтения.

Мария Минаева

17 августа 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария17 июля 2023, 13:58
Да, сильная книжка. Мне у нее еще про Уинн-Дикси нравится и про кролика Эдварда. А Высоцкий несомненно прекрасен, тоже с детства люблю эту песню. Мне кажется, есть категория людей, в жизни которых все это играет важную роль. Кажется, объяснять, почему это так, умеет Честертон, он по таким вопросам специалист.
Елена О.24 августа 2022, 16:06
Книга, конечно, не для 6-летних. Но некоторые родители и с младенцами в музеи и театры ходят. А что? А вдруг у них второй Моцарт?
Екатерина17 августа 2022, 14:17
Я случайно взяла эту книгу в библиотеке для ребенка шести лет. Впечатление осталось двоякое. С одной стороны, да - автор затрагивает глубокие вопросы, не боится говорить о страшных и тяжелых вещах. Но с другой стороны, какое-то ощущение мрака присутствовало на протяжении всего чтения - и у меня, и у ребенка. Я не сторонник жизнерадостного идиотизма, я не за то, чтобы отгораживать детей от проблем бытия, но тут просто надо просто быть готовым к тому, что книга довольно тяжелая. Одна история тюремщика Грегори чего стоит!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×