Пора очнуться

    

Времена настали такие, что никакого иного пути нам нет: только стать, наконец, на самом деле христианами.

Что значит – на самом деле? Разве мы не избрали уже однажды Христову веру, не принадлежим к Его Церкви? Разве не правда, что мы не мыслим себя вне ее?

Все так. Но, когда грозные события текущих дней заставят нас, христиан, очнуться – мы поймем, что до сей поры пребывали в дремотном, рассеянном, теплохладном состоянии; что, будучи верующими, не соответствовали собственной вере.

Мы пребывали в дремотном, рассеянном, теплохладном состоянии; будучи верующими, не соответствовали собственной вере

Что конкретно должно заставить нас очнуться? Конечно, прежде всего – трагизм земных событий, великая скорбь, боль, которую ничем не утолить и с которой не к кому более прийти – только к Распятому и к Его Пресвятой Матери. А еще – всеми уже ощущаемая апокалиптичность событий.

Да, Сам Спаситель предостерегал нас от всяких попыток вызнать и обозначить дату конца времен, Последнего Дня: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Но в той же 24-й главе Евангелия от Матфея Он сообщает Своим ученикам страшные приметы приближающегося Конца. И, даже не погружаясь в сложности толкования 24-й главы (в ней, вероятно, речь идет о двух разномасштабных событиях – конце времен и падении Иерусалима в 70-м году по Р.Х.), мы не можем не чувствовать: «близко, при дверях» (Мф. 24, 33). Значит, необходимо быть готовыми; уподобиться верному и благоразумному рабу (ср. Мф. 24, 45–51), дабы внезапно вернувшийся господин нашел нас исполняющими свой долг, обрел «бодрствующими и воздвиженными, в делании заповедей Его» (утренняя молитва святого Василия Великого).

Конечно, готовность к внезапному приходу Сына Человеческого, постоянная память о Страшном Суде была неотъемлемой частью христианской жизни всегда, а не только сейчас стала. Иными словами, времена – всегда последние. То время, которое человек живет на земле, оно ведь для каждого первое и последнее – после него уже ничего не исправишь. Но много ли мы об этом думаем? А сейчас такое время, что задумаешься, пожалуй.

Да, мы христиане. Мы в свое время сознательно избрали веру Христову. А сейчас до нас должно дойти, наконец, какую веру мы вот так, вполне сознательно, избрали.

А когда это дойдет – тогда ведь уйти должно все иное: холодная умозрительность, нецельность, непоследовательность, суетность, дремотное и раздвоенное состояние души, ложное самоуспокоение – «Я не хуже других», «Я исполняю все положенное»...

Осыпаться должно все мертвенное, наносное, условное; невозможным стать – всякое лицемерие, всякое фарисейство, даже качественное. Очнуться мы призваны – и шок пережить: Господи, а ведь Ты и вправду есть, а ведь это правда всё, а ведь я перед Твоим судом предстану, и очень даже скоро, и с неизбежностью...

Я и раньше это знала, конечно! Вернее сказать, я об этом читала. Но до меня это как-то не доходило. Потому и состояния моего душевного не меняло. Я очень много чего в этой жизни боялась, много из-за чего напрягалась, но вот Страшного Суда не боялась. Я вообще очень мало о нем думала. А если думала, то, вот именно – умозрительно. Так, как будто это не реальность, а некий литературный сюжет.

А очнуться – значит по-настоящему испугаться. Это испуг должен изменить в нас все, перевернуть наше само- и мировосприятие... и открыть для нас Божию любовь, и возможность нашу нам показать – совпасть с Его любовью к нам, пребывать в ней...

«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей» (Ин.15, 9). Сколько раз я читала эти слова? Много раз. Что мешало по-настоящему, цельно, всем существом их воспринять? Холодок рассудочного сомнения, коварно уводящий с истинной дороги – дороги зрячего сердца? Или малодушие, бессознательное убегание от Истины, благой и вместе беспощадной, не оставляющей возможности компромисса? Пребывать в Его любви – значит, совпасть с Ним во всем, значит – «…не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю» (благодарственная молитва Василия Великого по Святом Причащении), – а мы не можем для этого собраться, не можем на это решиться, мы бессознательно от этого убегаем – куда же? В некую «нормальную человеческую жизнь».

…которой с недавних пор для нас нет. Убегать некуда. Успокоиться и расслабиться невозможно: ты все равно будешь думать о том, что сейчас там, в Донбассе, в Херсоне, под Запорожьем… И что произойдет завтра. Ты все равно ни на секунду не забудешь о том, что там погибают люди… и что, какие ни строй прогнозы, мир далек. И переживание текущих бед снова наложится на предчувствие Конца времен, когда Христос придет «со славою судити живым и мертвым, егоже Царствию не будет конца»

Мы не знаем дня и часа, это знает только Отец – но мы, день за днем, убеждаемся в апокалиптичности человеческой истории. Она идет к самоисчерпанию, она ведет нас всех – всех, вот именно – к Суду, который недаром называется Страшным: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29).

Очнуться. Испугаться. Обрадоваться. Измениться. Вот истинно христианский ответ происходящему

А перед таким Судом полувера невозможна: или ты веришь, и из этого для тебя следует всё остальное, или ты отвергаешь Христа, и вместе с Ним – смысл всего сущего. Тогда жизнь для тебя – лишь биологическое выживание; а главное для тебя тогда – чтоб это выживание было максимально комфортным и нескучным. Я вижу людей, которые живут именно так, и ничего не хочу сказать о них плохого, если у них есть границы дозволенного, и они не делают зла другим. Но сегодня нельзя не видеть, насколько страшен этот внешне вполне приемлемый и привлекательный путь. Он воистину – в погибель, и люди эти бессознательно – а кто-то и осознанно – ее предчувствуют. Многие из них, неверующих (или верующих в абстрактное «доброе начало» и тому подобное), уже сейчас страдают симптомами последней болезни: душевным и духовным бесплодием, обесцениванием высоких понятий, неспособностью к подлинной любви, к жертве, страдают эгоизмом, переходящим в цинизм, наконец, депрессией.

Очнуться. Испугаться. Обрадоваться. Измениться. Вот истинно христианский ответ всему происходящему.

Наше сознание издергано прогнозами. От них лучше отключиться. Я не знаю, что будет дальше, как и никто этого не знает, зато знаю другое: ни Бог от нас, ни мы от Него не денемся никуда. Чем страшнее, тем яснее, что Бог есть.

Марина Бирюкова

3 октября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Любовь Божия и вечные муки Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Любовь Божия и вечные муки Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14) «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
Андрей Горбачев
«И тогда придет конец» (Мф. 24: 14) «И тогда придет конец» (Мф. 24: 14)
О признаках наступления конца света
Андрей Горбачев
Господь оставил нам через Евангелие признаки, предваряющие наступление конца света. Об этих признаках полезно знать каждому христианину. Каково же учение Церкви о Втором пришествии Христовом?
Как донести мысль о необратимости смерти и Страшного суда? Как донести мысль о необратимости смерти и Страшного суда?
Ответы пастырей
Как донести мысль о необратимости смерти и Страшного суда? Как донести до человека мысль о неизбежности смерти и Страшного суда?
Ответы пастырей
Говорить нужно о жизни вечной и о радости в Боге, которая ожидает нас в Царстве Небесном, но, чтобы стяжать эту радость вечной жизни во Христе, нужно потрудиться еще здесь, на земле.
Комментарии
Вадим К. Елене 3 октября 2022, 17:39 4 октября 2022, 14:18
Конечно, то, что Вы перечислили, еще не было поводом задуматься, ну или очнуться, если говорить словами автора, ведь это было где-то там и здешнего человека за живое, за шкуру мало затрагивало. А теперь, после 21 сентября текущего года разговор пошел по-другому, многих ведь прямо с насиженных диванов или кресел брали туда, откуда, ясно, не все из взятых вернутся. Ничего нового и удивительного, но как всегда: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но есть и другая поговорка: лучше поздно, чем никогда. Не хотели сами, теперь обстоятельства заставят напрячь уже все силы, иначе будет очень плохо.
Ирина П. 4 октября 2022, 12:04
Марина, спасибо Вам за такую нужную и важную статью. Я сейчас сама постоянно думаю о том, что Вы написали, но, конечно, не так четко и логично. Понимаю, что на самом деле все это страшное - самое благодатное время для души, когда становятся маловажными обычные засасывающие бытовые мелочи и самое главное - Господь Бог - наконец начинает занимать главное место и в душе. Храни Вас Господь!
Александр 4 октября 2022, 10:00
Продолжение... Приоритетная избирательность того, что кажется нам легким, более свойственным нашей природе. Соблазняясь этим, поддаваясь греховному течению жизни, мы откладываем труд над спасением на старость, забывая порой, что ее можно и не дождаться. Согласен, пора очнуться.
Александр 4 октября 2022, 09:59
Многие, в нуждах и скорбях ищут исключительно пособий земных. Вспомним евангельский стих гласящий, что Господь, придя на землю, почти не найдет никого или найдет очень мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее (Лк. 18:8), то есть скудость веры. В чем же причина духовной слабости, такого состояния? Привязанность к мнению окружающих и боязнь выглядеть не такими, как все, не осознавая, что сомневающиеся закрыты для милости Божией, не отвергнув кичливость и самомнение. Удовлетворенность пониманием, что мы хорошие, считая, что этого вполне достаточно для жизни, тем самым обращая ее от Бога.
Виктор 3 октября 2022, 23:45
Мне кажется, что для христиан время наступает тяжёлое, когда надо перестать лукавить самому себе. Но, благоприятное, когда тайное становится явным, когда исчезают полутона и легко отличить белое от чёрного. Становится понятно, кто есть кто, а главное, кто ты, что надо делать для спасения. Время, когда Господь посылает нам возможность избавится от той бездны, которая накрывает мир. Каждый может внести свои две лепты для победы, особенно над собой.
Анастасий 3 октября 2022, 19:12
Спасибо! Прямо в цель!
Елена 3 октября 2022, 17:39
Ну вот, и здесь туда же. А до этого люди постоянно погибали в войнах по всему миру - было ничего. И рядом с нами, у нас прямо под боком Донбасс 8 лет убивали - было ничего, не повод задуматься о вечном.
Анна 3 октября 2022, 14:09
Просто в цель, просто в точку. Четко понимаешь, что Бог есть и Страшный суд будет. Укрепи нас всех Господь и дай время для покаяния. С Богом.
Анна 3 октября 2022, 10:49
Марина, спаси Господи Вас! Не люблю поучения, но сейчас все в точку. Помоги нам, Господи!
Алексей Л. 3 октября 2022, 08:53
Спасибо Марина!Замечательная статья,очень точно подмечено,да,мобилизация не только у тех кто отправляется на поле боя,мобилизация(духовная) сейчас должна произойти у каждого кто считает себя христианином.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×