Это было несколько лет назад. Среди моих дел образовалось окно в пару часов, и я решила провести время в кино. Попала на американский мультфильм, где центральной темой были приключения души после смерти тела.
Оставим за скобками представления постхристианского общества о посмертной участи души. К слову, не все эти представления лишены логики (поскольку христианское влияние не могло выветриться совсем уж молниеносно). Интересно другое – то, как мы сами воспринимаем такой взгляд на душу человека.
Мультфильм закончился, по экрану бежали титры. Я никуда не торопилась, поэтому сидела и слушала финальную музыку. В ряду передо мной оставались два мальчика лет двенадцати – они, судя по всему, тоже не торопились. Остальные зрители вышли, и в зал вошёл уборщик-азиат. Немного помолчал, потом громко сказал:
– Я не согласен! Это всё происходит не так!
– Конечно, не так, – согласилась я.
– Жизнь даёт человеку Бог! – продолжал уборщик.
– Разумеется, – опять согласилась я.
Тут повернулся один из мальчиков.
– Главное – не Бог, а любовь, – сказал он.
Пару секунд я осознавала это мнимое противопоставление. А дальше у нас началась дискуссия о Боге и любви.
В каждом звене этой цепочки ощущалась рука Господа
Мальчик сказал, что любовь – это ощущения. Что, когда мы едим рыбу, мы любим не саму рыбу, а её вкус. Поэтому любовь – это вкус. А я сказала, что в рыбе ценен не столько её вкус, сколько то, что она даёт силы, чтобы жить. И настоящая любовь тоже – даёт силы, чтобы жить. И у такой любви – настоящей – всегда божественное происхождение.
И на этом дискуссия закончилась – у мальчика не нашлось встречных аргументов. Я была рада видеть, что он задумался. И ещё мне пришло в голову, что не случайно – о, нет! – он выбрал для сравнения рыбу. Рыба – символ христианства, и пусть мальчику это было неизвестно, но для рассуждений о любви именно такой символ подходил больше всего.
Не случайно у меня появилось пустых два часа. Не случайно я попала именно на этот сеанс. Не случайно в зал вошёл уборщик и начал разговор. В каждом звене этой цепочки ощущалась рука Господа.
И всё это гармонично сочеталось с выводом, к которому – через всю философскую шелуху – привёл меня американский мультфильм. Суть и смысл человеческих отношений – быть другому поддержкой и утешением. Есть ещё много всего другого, но в этом – суть и смысл.