За порогом развода: послание молодым

Эту историю прислала нам наша читательница, пожелавшая остаться неизвестной.

Художник: Каэтано де Аркер Буигас Художник: Каэтано де Аркер Буигас Я осталась одна с двумя сыновьями в 35 лет. Муж пил. Разошлись.

Когда мы еще были семьей, мне казалось, что стоит уйти от мужа – и проблемы закончатся. Как я вытяну двоих пацанов, которые уже к моменту развода были старшеклассниками, я не задумывалась. Долго я не решалась на развод (боялась одиночества), но все-таки день, когда это решение было принято, настал.

Мы жили в маленьком городке. У меня было немного денег, их хватило на отдельную квартирку, куда мы с парнями и переехали.

Я была уверена: проблемы в прошлом, впереди – счастье.

Моей зарплаты на жизнь хватало, было жилье, мальчишки хорошо учились, живи и радуйся, но вот тут-то на первый план и вышла она – блудная страсть.

Я думала: не будет мужа – не будет и желаний, а они не только пришли, а с каждым днем все громче и громче заявляли о себе. Что делать, я не знала. Так как именно в это же время я начала ходить в церковь, было понятно, что о любовных похождениях и думать нечего. Как человек верующий, решила: надо просить у Бога нового мужа. Хорошего, без вредных привычек, как в песне: «чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил».

Долго я не решалась на развод, но все-таки день, когда это решение было принято, настал

Не откладывая в долгий ящик, я принялась за дело. Нужно сказать, что делала я это очень искренне и горячо, часто – обливаясь горючими слезами. Прошел год, потом 5 лет, потом 10. Муж не появлялся. Зато появились женские болезни, и за дело взялись хирурги – отрезали то одно, то другое, резали мое больное исстрадавшееся естество.

В те годы я изучала Православие, в моей жизни происходили реальные чудеса, но того, о чем я просила, Господь не давал. Я много раз задавала себе вопрос: почему? Ведь желание мое было простым, человеческим. Однажды, читая Евангелие, я обратила внимание на слова: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). Наверное, это и был ответ на мой вопрос.

Я приняла его как данность и решила, что проблему мою нужно решать иначе – путем искоренения страсти: мол, не будет желаний – не будет и страданий. Оказалось, что для этого всего-то и нужно – истощить тело постами, физическим трудом, сокращением сна.

Работы было в моей жизни хоть отбавляй, ездить в офис приходилось далеко, вставать нужно было рано, т.е. часть проблем решалась сама собой. Я стала неукоснительно соблюдать посты, и блудная страсть моя поутихла. Не испарилась, а спряталась и уже только изредка напоминала о себе.

Не вдумываемся мы и в слова Христа: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 5, 31). Теперь я понимаю, почему он так сказал. По причине плотских желаний, которые являются естественными для нашего тела. Вот и стараются одинокие женщины и мужчины решать эту проблему кто во что горазд, а что в итоге: многоразовое сожительство, разочарования, боль.

Прошло много лет. Дети мои давно живут своими семьями, растет внученька, есть у меня и увлечения (спорт, рукоделие), и друзья, но одинокая жизнь – всё равно не сахар. Как пишет в своих письмах игумен Никон (Воробьев), нет ни одной женщины, которая может оставаться одна и не печалиться об этом: сотворенная из ребра, она ищет своего Адама.

Я написала свою историю для молодых женщин, которые стоят перед таким же непростым выбором, перед которым стояла я много лет назад

Я написала свою историю для молодых женщин, которые стоят перед таким же непростым выбором, перед которым стояла я много лет назад. Мне хочется попросить их не торопиться принимать кардинальные решения, задать вопрос себе: действительно ли все возможные варианты решения семейных трудностей исчерпаны?

Мой бывший муж и в молодости любил выпить, но запойным алкоголиком не был, мы подходили друг другу и интеллектуально, и физически, оба работали, любили поездки на природу. В нашей семейной жизни, кроме трудностей, много было и радостей, которые после развода для меня остались только в воспоминаниях.

В молодые годы мы не понимали, что значит «строить семью», а ее нужно именно строить – как дом, кирпичик за кирпичиком, не запускать проблемы, которые, оставшись без внимания и решения, через несколько лет могут привести к распаду семьи. Слишком часто сейчас от молодых людей, которые стоят в одном шаге от развода, можно услышать: мол, не сходимся характерами, найду другого/другую. А суждено ли этому воплотиться в жизнь?

3 ноября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Даже волк ведет себя человечнее» «Даже волк ведет себя человечнее»
Священник Анатолий Савчук
«Даже волк ведет себя человечнее» «Даже волк ведет себя человечнее»
Священник Анатолий Савчук о разводах христиан
Мы живем на всем готовом, привыкли к тому, что получаем желаемое тотчас же, и интересы другого нам уже не важны. И мыслим так: я его/ее приобрел – пусть выполняет те брачные функции, ради которых и было осуществлено приобретение.
Кораблекрушение в гавани Кораблекрушение в гавани
Митрополит Лимасольский Афанасий
Кораблекрушение в гавани Кораблекрушение в гавани
Слово о несчастных браках
Митрополит Лимасольский Афанасий
Пристань зачастую бывает очень опасной, и именно в ней происходят самые лютые кораблекрушения.
Что разрушает семью и как этому противостоять? Что разрушает семью и как этому противостоять?
Свящ. Максим Первозванский
Что разрушает семью и как этому противостоять? Беседа 9. Что разрушает семью и как этому противостоять?
Православные просветительские курсы
Священник Максим Первозванский
Возможность развода как фактор, разрушающий семью; разрушение семьи через попытки исправления другого; проблема «собственнического отношения»; необходимость совершенствования для укрепления семьи.
Комментарии
Александр16 ноября 2022, 20:17
Алла, для христианина есть брак , признаваемый Церковью, и есть блудное сожительство. Если гражданский брак не венчан, то он признается Церковью браком при том условии, что одна сторона хочет венчаться, а вторая - нет. Второго вида брака не существует. Если Вы знаете таковой и можете обосновать свое знание ссылкой на веский документ, то будьте любезны привести.
Алла16 ноября 2022, 00:30
Александр, гражданский брак заключается не перед Богом, а перед государством. Да, это не блудное сожительство, но это и не венчанный союз. Если люди не давали клятву перед Богом и потом разошлись, то на каких основаниях им могут отказать в заключении церковного брака с другими людьми? Какой-нибудь конкретный пункт правил можете процитировать?
Александр15 ноября 2022, 11:16
Алла, брак браку-рознь. Один может выглядеть законным в глазах Церкви, а другой - нет. Вы это осознаете, если присмотритесь к той цитате из документа, что я привёл-"..в тех случаях, когда церковный брак был невозможен..". Поэтому нет никакой необходимости механистично грести всё под одну гребёнку. Во-вторых, в современной Церкви много делается с точки зрения икономии - "принципа богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения". Если человек лишён сознательности и полагает себя малым ребёнком, не могущим оценить степень греха, то наверное он достоин того, чтобы к нему снисходили. Но разумный взрослый человек должен понимать то что он делает, а не ссылаться "на практику".
Алла15 ноября 2022, 01:49
Александр, на самом деле другой Александр совершенно прав: я знаю не один пример, когда после расторжения первого гражданского брака второй венчали без каких-либо проблем. И не знаю ни одного примера обратного. Церковь признаёт гражданские союзы, но не ставит их вровень с венчанными. Такова реальная практика.
другой Александр14 ноября 2022, 22:05
Александр, я говорю вам о реально существующей практике. Если брак был невенчанным, после его расторжения второй венчают без проблем.
Александр13 ноября 2022, 15:14
другой Александр, я взял это из документа "Основы Социальной Концепции РПЦ", где сказано, что "..Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь". Если ваш брак не являлся законным с церковной точки зрения, то и говорить собственно не о чем, потому что это называется блуд и о разводе тут речь идти не может. Брак он либо есть, либо его нет, а венчания и развенчания - это по ситуации.
другой Александр13 ноября 2022, 02:43
Александр, не знаю, откуда вы это все взяли, но практика такова, что если первый брак был невенчанным, то второй венчают вообще без вопросов. Не нужно даже никакие запросы в епархию посылать. Ведь нет нужды "развенчивать".
Александр12 ноября 2022, 20:21
другой Александр, существует пара-тройка причин, по которым церковь разрешает развод."Не сошлись характерами" и "жизнь с ней стала невыносимой" - в числе этих причин точно не числятся. Гражданский брак вполне себе признается церковью и без венчания и , если человек желает расторгнуть подобный брак по неканонической причине, то он должен понимать тяжесть последствий.
другой Александр11 ноября 2022, 20:08
Александр, ну вы же знаете, что это не так. Церковь венчает даже и повторно, а я так и вообще не венчался с бывшей женой, так что "не в счет")
Наталия11 ноября 2022, 03:53
Заметила, браки, заключённые в пост, как правило распадаются рано или поздно.
Александр10 ноября 2022, 21:44
другой Александр, не жить друг с другом и развестись - это разные вещи, так как развод даёт человеку иллюзию свободы, которая провоцирует на прелюбодеяние. Развода по факту не существует - это обманка. Что сделано в вопросе заключения брака, то сделано навсегда, какую бы бумажку государство Вам не выписало по этому поводу. Государство не спасает души и ориентироваться на то, что оно позволяет или не позволяет - последнее дело.
другой Александр 9 ноября 2022, 22:56
Александр, да, христиане прошлого развестись не могли, но тем не менее вместе не жили, если это становилось невыносимо. Вспомним классику: Пьер перестал жить с Элен задолго до ее смерти. И Толстой не из воздуха такой сюжет взял, можете поинтересоваться данной темой. И не только знать, но и крестьяне разъезжались, если официально не могли получить развод. А получали его крайне редко. Соверменное же государство дало мне возможность развестись с женой, что я и сделал. Но повторно я не женился, и не хочется даже, если честно. Наслаждаюсь свободой ;)
Иоанна_ 8 ноября 2022, 17:28
Дорогая Наталья Ростова, я ориентировалась на слова самой героини, которая сожалела о разводе, признавала, что всё, по большому счёту, было не так уж плохо. Ваш случай другой, разумеется! // Александр, как серьёзно ни подходи к заключению брака, это всегда дело таинственное. Не думайте, что все, у кого семейная жизнь не сложилась, были легкомысленны. Наш ум ограничен, мы видим одно, но не видим другое и третье, а может оказаться, что в новых условиях это другое и третье выйдет на первый план. Не самонадеянность должна быть, а упование на волю Божию и осознание своей (и чужой) немощи. Это по-нашему, по-новозаветному будет.
И. 7 ноября 2022, 23:44
Илья 6 ноября 2022, 22:50 Господь все же назвал одну причину допустимости развода - прелюбодеяние, т.к. брак в этом случае уже не брак, единство расколото вследствие действия одного из супругов. А Апостол Павел пояснил, что и от неверующей стороны нет оснований требовать не разводиться. И бескомпромиссный мир тоже пытались создать, но христиане в нем не далеко ушли от древних евреев, случалось по жестокосердию избавлялись от второй половины. Другие разъезжались - формально по записям брак, по факту нет, даже без прелюбодеяния. Развод нормой не надо признавать, Церковь и не признает. А если уж такая беда случилась, рассматривает и старается уврачевать.
Александр 7 ноября 2022, 23:18
другой Александр, так я свои "категоричные суждения" не выдумал. Никакой отсебятины я не излагаю. Так жили все христиане ещё совсем недавно. Если вы помянули священников, то неплохо бы заодно вспомнить и все строгие ограничения, накладываемые на них по вопросам брака. Там не пройдут разговоры о сложности жизни - извергнут из сана, либо отстранят от служения. Да - женат я пока не был, поскольку считаю, что брак - это не игрушка, а один раз на всю жизнь. И лучше не жениться вообще, чем рассказывать потом про свой неудачный жизненный опыт и совершать тяжкий грех. Я никого не осуждаю, просто не понимаю - зачем прилюдно называть чёрное белым?
Илья 7 ноября 2022, 23:00
Соглашусь с Александром. Ученики Христа были шокированы ригоризмом слов, что разводиться оказывается как бы и нельзя почти, раз так сказали-лучше вообще не жениться (Мф.19.10). Для евреев того времени это наверно революционно звучало, так как и в во Второзаконии оговаривалась возможность развода, если жена "не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что‑нибудь противное" (Втор.24.1,2). А новообращенные христиане, вчерашние язычники, к которым Апостол Павел обращался ещё проще к таким делам относились, недаром у него "половой" вопрос в посланиях поднимается многократно. Не было там благостной картины строгости нравов,но сейчас вообще последовательная полигамия какая-то..
Н 7 ноября 2022, 22:25
А я не понимаю, почему женщина, которую бьёт муж, должна терпеть? Почитайте комент Наталии Ростовой. Это опасно для жизни больше, чем измена мужа. Бедные женщины! А их ещё тут стараются поучать. Странно как-то.
Катя 7 ноября 2022, 21:39
Конечно, каждая сторона будет выбирать толкования поддерживающие ее точку зрения. Однако внимание ригористов хочется обратить и на другие строки из Библии. 1 Коринф 7:15. "Не связаны", т.е. православная сторона не обязана примиряться с неверными или не жениться. 1 Тим 5:8. Можно быть неверным и по факту своего поведения. Пьяницы и игроки, скажем, как раз о домашних не пекутся, а потому по слову апостола "отреклись от веры". Значит, и к ним применимо 1 Коринф. Возможно именно подобным руководствовался дореволюционный Синод, определяя законные поводы для развода. Галатам 3:28. Правило для всех одинаковы, и для мужчин, и для женщин. Частное мнение святых не всегда становится соборным и общим.
другой Александр 7 ноября 2022, 19:00
Александр, прочитав ваши комментарии пришел в выводу, что вы скорее всего не женаты и никогда не были. Вот недаром приходские священники состоят в браке, это уберегает в том числе от таких категоричных суждений. Иногда просто невозможно жить с человеком. И не всегда можно понять сразу, с кем связываешь себя узами брака. Если вы живёте один, вам легко рассуждать о терпении. Мне попалась жена, жизнь с которой стала со временем невыносима, и я от этого освободился. Если бы разводы были запрещены, я бы все равно не стал с ней жить, а просто разъехался.
Алла 7 ноября 2022, 16:09
Илья, ну это заповедь все-таки никогда не была безусловной. Как минимум оговаривался один момент - можно развестись, если супруг повинен в прелюбодеянии. После этого Церковь расширила дозволенные причины для развода. Правда вот мне и в самом деле не очень понятно, каким образом христианину, разведенному не по дозволенной Церковью причине, все равно разрешают венчаться повторно.
Александр 7 ноября 2022, 16:05
Иоанна_, Господь обращался к иудеям, для которых развод - обычное дело, апостол Павел-к христианскому сообществу, которое в процентных соотношениях-сотые и тысячные доли процента от населения Римской Империи, погрязшего во всяческом разврате. То есть ситуация была гораздо хуже, чем современные 5%. Однако именно тогда упомянутые церковные правила и были введены, никто не смягчал их требований. Почему сейчас, когда церковная и не очень паства находится в многократно лучшем положении, необходимо забалтывать нормы и спускать преступления на тормозах? Никто ведь никого не осуждает, просто надо называть вещи своими именами. Хочется вам разводиться - разводитесь, но оправдывать это - не надо.
Иоанна_ 7 ноября 2022, 11:01
Илья, Господь обращался к иудеям, то есть к людям, живущим в ограде закона Моисеева, апостол Павел - к христианскому сообществу. А мы живём в среде, где христиан (реальных, а не номинальных) отсилы 5%. Остальные, по терминологии Апостола Павла, язычники или обратившиеся из язычников, большинство - в зрелом возрасте. Как можно к ним предъявлять те же самые требования? Кто жил и мыслил, тот не может не понимать, что всё многообразие жизненных ситуаций одним законом охватить невозможно. Если вас это не касается - то и нет необходимости вам ломать над этим голову. Каждый подобный случай рассматривается отдельно священством, а иногда и архиереем.
Александр 7 ноября 2022, 08:05
Довольно показательна ситуация в комментариях к данной статье - канонические правила отстаивают исключительно мужчины. Женщины же занимаются интерпретациями, оправданиями,толкованиями и т.д. Даже наперекор тому же женскому опыту , изложенному в статье. Всё это наглядный пример того, почему женщинам в Церкви запрещено заниматься вероучительной деятельностью - "Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих"
Илья 6 ноября 2022, 22:50
Иоанна, всё равно в голове не укладывается как можно фактически отменить преданием (соборно, как вы говорите-не проверял) прямую и недвусмысленную заповедь Господа Иисуса Христа о недопустимости развода и последующего брака, повторённую и раскрытую впоследствии его Апостолом (апостол Павел специально подчеркнул что "не я повелеваю, а Господь" 1.Кор.7.10). Понятно что эта заповедь "неудобная" и "непрактичная" и натиск мира на неё силён был (и есть). Но в итоге всех этих компромиссов с миром к чему придём-то? "в последние дни наступят времена тяжкие..люди будут...имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся". PS: А так конечно легче сразу как то, когда в запасе 2 попытки ещё, но вдруг-нет?
А.В. 6 ноября 2022, 21:38
Немного статистики для размышлений. По данным одного из православных ресурсов - 90% союзов начинаются с блудных отношений. Количество разводов варьируется в зависимости от регионов в районе 60-65% от заключаемых браков. Казалось бы, вот оно поприще для для правоприменения церковных канонов. Однако молодые пары уже не просто боятся венчаться, но и зарегистрировать свои отношения для них неподъёмная проблема. Чтобы была хоть какая-то база для применения канонов, надо сначала воспитать правильное отношение к любви - как жертве, подвиге, Христоподобии, ношении немощей друг друга и.т.д. А не ставить телегу впереди лошади- так мы вообще останемся без народа.
Алла 6 ноября 2022, 21:16
Александр, это у вас какие-то проблемы с выстроением причинно-следственных связей. В чём, по-вашему, разница между отношениями до брака у христиан и неверующих людей? В том, что у христиан эти отношения чисто платонические, а у прочих присутствует и плотское общение. И без "этого" замуж выйти намного труднее. Так что будь её желанием просто вторично пойти в ЗАГС, проблем бы не возникло. Странно, что вы это сами не понимаете - да просто оглянитесь вокруг. Спокойно повторно люди женятся, но есть нюанс.
Татьяна 6 ноября 2022, 17:38
Посыл рассказа понятен. Надо всеми силами стараться сохранить семью! Но ситуации бывают разными. Героиня рассказа могла материально прожить без мужа. А бывают ситуации, когда муж оставляет жену с маленькими детьми или она сама убегает с детьми, боясь физической расправы. Женщина с детьми оказывается в нищете. Если другой мужчина берет ответственность за эту женщину и детей на себя, что в этом плохого?
Иоанна_ 6 ноября 2022, 10:11
Дорогой Антоний, со времён святителя Иоанна Златоуста многое поменялось, и то, что Церковь своим СОБОРНЫМ РЕШЕНИЕМ допускает - нужно ПРИНИМАТЬ С ДОВЕРИЕМ. Мы должны быть не въедливыми, а великодушными. Христианство В УСТРОЕНИИ ДУШИ, а не в букве закона, только.
Ирина 6 ноября 2022, 06:09
Читаю комментарии мужчин с улыбкой. Могу предположить, что в жизни им ещё не пришлось столкнуться с настоящими трудностями. Так хлестко стегать других цитатами приходилось и мне. Пока жизнь колесом не проехалась. И уже нет дела до поступков других, тк на все Воля Божия. Жизнь каждого человека это только видимая нам по паре событий часть, а остальное - закрытая книга. А судьи кто? Можно осуждать других, а потом самому вляпаться так, что мало не покажется. По статье - не впечатлила... очень однобоко - не о чувствах любви, привязанности к мужу автор пишет, а лишь о плотских переживаниях.
Александра Г. 5 ноября 2022, 23:18
Александр, так сердце человеческое только Господь ведает. Мы знаем из Евангелия, что Господь первым взял в рай отнюдь не праведника, а разбойника, покаявшегося перед самой смертью. Мы все люди по сути слабые и грешные, ну не разводились, так что-нибудь может и похуже делаем, да не замечаем. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень".
Антоний 5 ноября 2022, 21:47
На этом, сказав по вопросу всё, что имел, из дискуссии выхожу, дабы не плодить однотипных сообщений с одним смыслом. Всем желаю Божией помощи в следовании избранному в рамках канонов жизненному пути.
Александр 5 ноября 2022, 21:00
Алла, интерпретирую так как написано - её мучил грех блуда и она бы предалась ему, но так как стала христианкой, то вопрос закрылся сам собой, ибо христианке это непозволительно. Не понимаю как из этого можно получить мысль "женщина не просто хотела выйти замуж, а минуя интим до свадьбы". У меня не выходит. Женская логика - сложная штука.
Антоний 5 ноября 2022, 20:49
P.S. "если в брак вступает тот, кто в разрушении предыдущего брака не виновен - тогда греха нет, почему и допускается венчание" - только три раза, включая невенчанные браки. Закон, дорогая сестра Иоанна, - не идол, а правило, единое для всех. Он дает широчайшие рамки для жизни: монашество, брак (три попытки), одиночество. Любой - каноничен и богоугоден. Остается выбрать для себя. Как можно было прочесть ранее, первый мой комментарий был в защиту повторного брака. При этом я однозначно понимаю его (и это подтверждается Св. Отцами) как снисхождение к немощи плоти. То есть если выбор стоит между вторым (третьим) браком и блудом - брак. Если разжение плоти не одолевает, то есть лучшие пути.
Антоний 5 ноября 2022, 20:39
"Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей" (Феофилакт Болгарский) и т.д., и т.д., и т.д. Все святые пишут одно и то же. Еще раз скажу, что повторный брак - установлен каноном и законен по снисхождению к слабости человека. Об этом и Последование венчания для второбрачных, и канонические правила св. Отцов, и современное церковное законодательство о браке. Спорить тут не о чем. Учение Христа определяет и наиболее угодный Богу путь, и дает огромное пространство для маневра (целых три попытки брака).
Антоний 5 ноября 2022, 20:29
Дорогая сестра Иоанна, сказав "покрывается", я дословно процитировал отца Димитрия Смирнова. Ровно с тем словом, которое употребил безмерно уважаемый мной священник, дабы не искажать цитату. Полагаю смысл слова имелся вполне конкретный и очевидный: "грех отпускается". Но о том, что он несомненен, очевидно из слов Христа, и из толкований: "Далее, чтобы, возложив всю вину на изгоняющего, не сделать чрез то жену более наглою, Христос заключил для нее двери ко вступлению в брак с другим, говоря: “Кто женится на разведенной, тот прелюбодействует”. Устраняя, таким образом, для отпущенной жены всякую возможность вступления в брак с другим мужем" (Иоанн Златоуст).
Александр 5 ноября 2022, 15:00
Александра Г. "мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие". Идут, но только в том случае, если покаются в своих грехах и осознают их. А вот, если они держатся за них, оправдывают какой-то им только известной "волей Божьей", то как они могут пойти туда? Общался с женщинами, которые оправдывали своё повторное замужество после развода разными вескими причинами, а в результате добавляли - "вообще я в этом покаялась". Но как можно каяться в том, что в душе оправдываешь?
Кира 5 ноября 2022, 12:13
Насчет женитьбы на разведённых, полагаю, не верно обобщать категорично (да ещё и с осуждением). Многие, как мужчины, так и женщины, и к вере пришли уж в разводе будучи, потом создали семьи с такими же разведёнными, как сами. Это гораздо лучше, чем блудить и/или страдать от одиночества. А автору письма, возможно, Бог не послал мужа, поскольку сама она, вероятно, в этом плане не старалась. Господь во всех сферах жизни помогает, как правило, тем, кто и сам усердствует, а не только просит и ждёт, сидя ровно. Бог это усердие и труд видит. Бывает, конечно, что милость просто таки с неба падает, счастье на печке находит, но это избранным (за что, не нам судить) даётся.
Кира 5 ноября 2022, 11:56
Спасибо автору за то, что поделилась своей историей. Действительно, ломать и рвать легче, чем строить и клеить. Считаю, что разводиться можно лишь когда все средства для сохранения семьи исчерпаны, например, муж сам бросил/может убить либо покалечить жену и детей/абсолютно не желает работать и кормить семью (о здоровом трудоспособном человеке речь). Если же что-то для спасения семьи сделать можно, то нужно терпеть и делать, у моих родителей одно время были проблемы и ругань, но мы с братом очень боялись, что они разведутся, нам не хотелось, как у многих вокруг, не полной семьи, мы прямо сказали родителям об этом, просили ради нас остаться вместе, коли нет, собирались вообще из дому сбежать.
Иоанна_ 5 ноября 2022, 10:51
Антонию. Грех прелюбодеяния НЕ "покрывается Церковью в таинстве венчания" (Церковь покрывает грех? Ну и ну!). Грех (любой) разрешается в таинстве покаяния через исповедь. Если этот грех БЫЛ, а если в брак вступает тот, кто в разрушении предыдущего брака не виновен - тогда греха нет, почему и допускается венчание. А тех, кто совершил прелюбодеяние и теперь собирается вступить в новый брак, НЕ обвенчают. Вы из закона делаете идола, Антоний, добро пожаловать в Ветхий завет.
Светлана 5 ноября 2022, 07:10
Замужем за пьющим может оказаться не любая , а изрядно искалеченая психически женщина. Как правило из деструктивной семьи. И для таких не важно в браке , или одна - всегда мучаются, себя никогда не любят и вечно хотят, требуют любви от других, не всегда понимая что есть любовь. У таких своей нет радости, только чужие . Пока в себе не разберешься , пока себя не полюбишь - будешь пустой, а отдавать от недостатка - всегда к беде.
Александра Г. 4 ноября 2022, 19:26
На мой взгляд посыл статьи не так уж плох, ведь женщина после развода переоценила свою жизнь, стала верующей, поэтому и страсти восстали. Ну а на второй брак не было воли Божией. А всем "праведникам" хочется напомнить слова Господа: "мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие".
Анна 4 ноября 2022, 14:39
Если бы женщина осталась с пьющим мужем, то с большой вероятностью у неё бы выросли такие же пьющие сыновья. Рассказ совсем не однозначный.
Александр 4 ноября 2022, 14:36
Иоанна_ , а вы полагаете, что развод и жизнь с матерью - одиночкой не калечит психику ребёнка? Калечит по первое число и на всю жизнь. А волю Божью в этом вопросе знают все, она изложена в Евангелии - "кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует" Надо до свадьбы думать - за кого выходишь, а "взялся за гуж - не говори что не дюж". Христианин, как солдат живёт не для своего удовольствия и не для своих детей. А для чего - я уже писал.
Антоний 4 ноября 2022, 14:12
Дорогая сестра Иоанна, воля Божия относительно развода сформулирована Самим Богом. Раз сказал Он "кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует", то это и есть Его воля. Остальное - снисхождение к нашей немощи. К слову, по какноническим правилам и вовсе если жена "биема была", то "подобало паче претерпети, нежели разлучатися", "и от невернаго мужа не повелено разлучатися жене", тогда как второбрачные отлучаются от Причастия на год или два, третьебраяные на три или четыре (Правила Василия Великого). Это и есть воля Божия, сформулированная самим Христом и истолкованная великим Святым Отцом.
Антоний 4 ноября 2022, 11:38
Дорогая сестра Иоанна, насколько я помню Бог и Церковь не приветствуют состояние греха. Блуд во всех формах - грех, уныние - грех, сребролюбие - грех. Одиночество? Такой грех в Заповедях и канонах мне не встречался. Но встречались очевидно согласующиеся со Священным Писанием высказывания противоположного толка. Например, прот. Аркадий (Шатов) так писал об одинокой учительнице, посвятившей свою жизнь ученикам: "Такой подвиг, возможно, очень трудный, но и радостный, если есть любовь. Нужно научиться любить – тогда никакого одиночества не будет". Мы знаем и немало святых, последовавших словам Апостола Павла к безбрачным: "хорошо им оставаться, как я". И не все эти святые были монахами.
Наталия Ростова 4 ноября 2022, 10:51
Не всё так просто, дорогая Иоанна. Человеческая голова устроена очень сложно.Что значит "терпеть"? Когда я выходила замуж, а встречались мы до свадьбы аж 2 года, я летала от счастья. Любящий, заботливый, душа компании, о будущих детях мне сам рассказывал, как о заветном желании..И вот неожиданный поворот судьбы, прям в день свадьбы. Сейчас это слово у многих на слуху- "Абьюзер". Сколько мне пришлось вынести в этом браке, одному Богу известно. Никому не жаловалась. Терпела. И однажды поняла, либо он меня убьёт, либо я его. Эти люди, как хамелеоны, меняют окраску быстро и как змеи, долго сидят в засаде, выжидая свою жертву. Много лет пришлось буквально за уши вытаскивать себя из невроза...
Иоанна_ 4 ноября 2022, 10:02
Александр, вы точно знаете, в чём воля Божия? Может быть, воля Божия как раз в том, чтобы развестить и не калечить психику ребёнка? Неотъемлемый дар Божий человеку - свобода, свобода и в браке остаётся, а ещё есть рассудительность, вершина всех добродетелей. Без рассудительности, по святым отцам, вообще ни одной заповеди исполнить НЕВОЗМОЖНО.
Илья 4 ноября 2022, 09:04
Антоний, но ведь тот же Апостол Павел и в той же главе послания где "брак во избежании блуда", допуская повторный брак для вдов, отказывает в нем разведённым (1Кор 7:10-11: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим"). Я понимаю это так, что повторный брак со стороны Церкви это уступка немощи и обстоятельствам, и это "по жестокосердию нашему, а сначала не было так". Но в-общем дело сложное, так как есть противоречие с четкими словами Христа и Апостола, каждый сам для себя пусть думает.
Алла 3 ноября 2022, 23:56
Александр, а как тогда вы интерпретируете слова: "Так как именно в это же время я начала ходить в церковь, было понятно, что о любовных похождениях и думать нечего" и "Вот и стараются одинокие женщины и мужчины решать эту проблему кто во что горазд, а что в итоге: многоразовое сожительство, разочарования, боль"? Очевидно, что женщина хотела именно христианский брак, то есть без сожительства до свадьбы. А это самый главный камень преткновения для создания семьи верующим человеком. Выбор спутника жизни сужается до очень малой прослойки воцерковленных людей, ведь светский человек с вероятностью 99% не захочет вписываться в эту историю.
Иоанна_ 3 ноября 2022, 21:28
Не в интиме дело, а в том, что человек не готов был ТЕРПЕТЬ. Ясно же, что терпеть всё равно придётся, не одно так другое, без этого семьи не бывает. Муж пил, но не до безобразия, по остальным параметрам всё было хорошо весьма. Надо было терпеть. Поэтому в первую очередь Церковь не приветствует состояние "не-семейный и не-монах" - кого терпеть-то? Типа сам себе режиссёр. В то время как именно терпение созидает душу человека. Терпение ведёт ко всецелому упованию на Бога, всецелое упование на Бога - к смирению. Без смирения нет духовной жизни, нет духовного развития.
Александр 3 ноября 2022, 20:04
Алла, "женщина не просто хотела выйти замуж, а минуя интим до свадьбы, " - это вы о ком? Статью три раза перечитал, там и намека нет об этом. А насчёт "если люди разводятся в зрелом возрасте, то женщины находят себе новую пару" - может быть, но я про христиан, а они не женятся на разведенных. Это противоречит правилам и здравому смыслу. Не говорю тут об исключительных случаях.
Ольга 3 ноября 2022, 19:55
Если женщина верующая можно молиться об исправлении мужа ("Неупиваемая Чаша")
Александр 3 ноября 2022, 15:20
Александра Г. 3 ноября 2022, 11:15 Критерием правильности поступков для христианина земное счастье не является. Какой-нибудь разбойник или убийца тоже может быть счастлив. Ну а христианин в земном бытии руководствуется волей Божьей, а не счастьем.
Антоний 3 ноября 2022, 13:14
P.S. А вот решать, стоит ли жениться на разведенной и тем самым совершать вышеупомянутый грех прелюбодеяния, пусть и поурываемый Церковью в таинстве венчания, каждый решает сам. Я бы точно не стал. Предпочитаю как можно более строго исполнять Священное Писание. Но каждый будет решать сам. Что не запрещено, то разрешено, и в рамках разрешённого человек вправе строить свою тактику и стратегию жизни так, как хочет.
Алла 3 ноября 2022, 12:32
Александр, ну вообще-то опыт показывает совсем другое: если люди разводятся в зрелом возрасте, то женщины находят себе новую пару намного быстрее, чем мужчины. Во всяком случае я знаю немало примеров, где мужчины после разводов спиваются, опускаются, и даже умирают, и ни одного такого же примера разведенной женщины. Все устраиваются так или иначе. И никакие дети не помеха. Проблема-то совсем в другом: женщина не просто хотела выйти замуж, а минуя интим до свадьбы, а это ооочень сложно даже для молодых девушек, а не только зрелых женщин! Потому что ждать до свадьбы согласны только воцерковленные мужчины, коих немного.
Антоний 3 ноября 2022, 12:20
При этом, дорогой брат Евгений, Церковью установлено венчание второго и третьего брака по соответствующему чину (да, покаянному в большей степени, чем праздничному: "...ибо они, будучи бессильны переносить зной и тяготу дня и разжение плоти, сходятся для второго брачного общения..."), и в этом таинстве покрывается несомненный (подтвержденный всеми известными мне святыми толкователями Священного писания) грех прелюбодеяния, о чем многократно говорил глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи мудрый отец Димитрий (Смирнов). Поэтому насчет "ни один" - не уверен. Таинство утверждено для верных чад Церкви, чтобы дать им возможность вступить в брак во избежании блуда (как и установил Ап. Павел).
Александра Г. 3 ноября 2022, 11:15
Безусловно, развод это горе для всех, особенно для детей, но иногда это необходимая мера, чтобы сохранить себя и детей. Не раз встречала взрослых людей, выросших в полных семьях, но с пьющими отцами - это трагедия, люди потеряны и несчастны, им неприятно вспоминать свою жизнь с родителями. И их взрослая жизнь часто трагична. Я думаю всегда нужно иметь рассуждение и понимать, что жизнь это крестоношение, неважно в браке или в разводе. А тот, кто способен любить, полюбит и с детьми от предыдущего брака. Мой папа, ещё в советское время, преодолевая молву, женился на моей маме, у которой была маленькая дочка от первого брака. Они создали многодетную семью и счастливы уже более сорока лет.
Философ 3 ноября 2022, 10:06
Не все так однозначно, как в этой статье. Иногда нужно сперва хорошенько подумать, прежде, чем вступить в брак. И тогда да, семью растить, беречь. Если же брак был поспешным, то иногда, увы, нет иного выхода, нежели развод. О. Дмитрий Смирнов советовал внимательно приглядываться к избраннику/избраннице, прежде чем связать себя узами брака. Не соглашусь так же со словами иг. Никона Воробева. Женщина взята из ребра, однако, создана полноценной личностью. И, может быть, одиночество и есть воля Божия о некоторых из них.
Александр 3 ноября 2022, 09:04
Великолепная и поучительная статья. Штука в том, что молодежи чужой опыт неинтересен, поэтому опыт, изложенный в статье, уйдет в пустую. Большинство современных женщин полагают, что они на вес золота и их возьмут замуж в любом случае. А реальность такова,что разведённая да ещё и с детьми никому не нужна. А кому нужна, от тех лучше держаться подальше.
Евгений 3 ноября 2022, 08:25
Огромная благодарность анонимной женщине за этот рассказ. Он очень полезен, но неполон. Почему-то сейчас напрочь забыты ещё одни слова Господа, которые следуют сразу же за процитированными в статье: "и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Мф. 5:32), которые, как мне кажется, ещё более грозны, чем предыдущие. Ведь ими разведённой женщине отсекается возможность "повторить" брак вообще, а в лучшем виде (как многие мечтают) и подавно! Ни один духовный мужчина не пойдёт на такое. Помните об этом, милые женщины. И вот странно, в статье нет даже мыслей автора о том, чтобы вернуться к мужу. Это странно, такого не может быть... Храни нас всех Бог!
Анна Резе 3 ноября 2022, 03:00
Моя жизнь тоже похожа на эту историю. Причина развода другая:свекор (сам он очень хороший муж,моя свекровь не сделала ни одного аборта) обвинил меня в измене,а муж поверил. Я была чиста перед мужем. Обида была такая огромная,что я задыхалась от боли. Мы были молоды:я не умела объяснить,муж не знал,как поступить. Мои сыновья,слава Богу,выучились,работают,но женаты по второму разу. В первом браке у сыновей родились дети. Но годами не вижу внуков. Уверена,это бумеранг. Берегите свою семью,люди добрые. Молитесь за неё. Храните её. Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×