Великомученицы Ирина, Екатерина и Варвара. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Фрагмент
Имя великомученицы Екатерины дает пищу для размышлений на многие темы… Вспомнилось о том, как, редактируя тексты рубрики «Вопрос священнику» для разных православных сайтов, не раз обращала внимание, что больше всего писем (процентов 70), где люди ищут помощи в семейных проблемах, в отношениях с представителями противоположного пола. И так много пишут о боли, страданиях, ссорах, обидах! И ситуации такие запутанные, замороченные… Поди разберись! Хотя пастыри всегда находят, что сказать страждущим и ищущим — только бы «имеющий уши» услышал, то есть смог получить пользу от прочитанного.
Безусловно, все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить и понимаем ли суть того, что обозначает слово, которое слишком часто и легко употребляем?
Так вот. Если выразиться лаконично, история святой Екатерины — это, собственно, история поиска истинной любви. А еще — впечатляющий пример того, как душа человеческая может горячо полюбить Бога. Так, что и смерть становится не страшна…
Все люди ждут любви и хотят быть любимыми. Но умеем ли мы любить?
Жизнь и смерть этой святой девы связаны с необычайными, чудесными событиями. Не буду перечислять их все, только отмечу, что казнили ее в египетском городе на берегу Средиземного моря, а святые останки спустя три столетия нашли на вершине самой высокой горы Синая! Рядом со священной горой Хорив, где пророк Моисей получил от Господа 10 заповедей. После того, как мне довелось побывать в этом священном месте и увидеть древнейший монастырь Святой Екатерины, ее житие увиделось в новом свете.
Екатерина была единственной дочерью весьма знатных родителей. Обладала редкой красотой и умом. Кроме этого, в свои 18 лет имела блестящее образование, полученное в университетах Александрии. Прекрасно знала греческую литературу и философию, риторику, медицину, владела иностранными языками.
Конечно же, слава о такой невесте разнеслась далеко за пределы просвещенной и великой в те времена Александрии. Самые высокородные юноши Римской империи хотели жениться на прекрасной Екатерине. Но она медлила с решением… Родные всячески уговаривали Екатерину вступить в брак. Однако юная дева неожиданно заявила родителям: «Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого жениха, который был бы равен мне и по знатности, и по богатству, и по красоте, и по уму». Условие это оказалось, практически, невыполнимым… И все женихи получали отказ.
Так что же — Екатерина была очень гордой?! Может, и так. Трудно сказать, слишком давно это было — считай, 1700 лет назад. Да и понять, чем на самом деле живет душа другого человека, дело непростое. Это до конца одному Богу известно. До нас дошли разные варианты жития святой. В одних прямо говорится, что Екатерина очень гордилась собой. Оно и понятно: трудно человеку, одаренному разнообразными талантами, удержаться от чувства превосходства.
В других текстах сказано, что Екатерина полюбила целомудрие и потому решила не выходить замуж. Кстати, имя ее в переводе с греческого означает «всегда чистая».
А может, ей просто хотелось быть счастливой? Хотелось, чтобы супруг был не только знатным человеком, но и личностью, интересной для нее. И главное — чтобы между ними возникли взаимная любовь и уважение. Ведь браки между наследниками знатных и царских родов обычно заключались не по любви, а ради государственной выгоды. Одаренная умом и красотой девушка понимала, что подобный брак вряд ли принесет ей счастье, вот и пыталась найти нечто по-настоящему значимое…
Синайские горы — это место, где два великих святых человека — пророки Моисей и Илия — искали Бога и встретили Его. И кажется очень символичным, что сие священное место стало связано еще и с именем святой Екатерины. Ведь она искала не только Вечного Бога, как делали это Моисей и Илия. Она искала еще и совершенную Любовь, и нашла ее, только не среди людей — она стала невестой Христовой. И за свою любовь к всесовершенному Богу не пожалела самой жизни.
Однако ясно: ее путь, ее выбор, ее мера — не по силам всем и каждому. И речь не о том, чтобы во всем подражать этой великомученице. Большинству из нас Господь предлагает иной и вполне реальный путь. Но он не менее трудный и гораздо более длинный…
Большинство из нас выбирает любовь земную и создает семью. Но сколько ошибок, драм и трагедий случается на этом пути… И как часто мы заблуждаемся, называя любовью то, что совсем не является таковой — либо представляет собой ее болезненное искажение…
Масса книг написано на эту тему, но я остановлюсь на одной — «Влюбленность, любовь, зависимость». Ее авторы — московский священник Андрей Лоргус, практикующий психолог, ректор Института христианской психологии, и его коллега в области психологии Ольга Красникова. Это изложение авторского курса лекций для желающих построить семейное счастье. Но лучше сказать, что это книга о любви, написанная с любовью — искренней, бережной любовью к человеку, к его высшему предназначению.
У отца Андрея много мудрых мыслей и наблюдений по поводу здоровых чувств и патологии — болезненной зависимости, которая может отравить жизнь человека на долгие годы. Но вот что хочется кратко изложить своими словами.
Анализ мучительных, искаженных отношений сводится, в частности, к одному важному выводу: зависимый человек до смерти боится потерять ту личность, за которую держится буквально мертвой хваткой. И готов унижаться или, наоборот, идти на разные неблаговидные поступки, например, следить, жестко контролировать, принуждать, — лишь бы не потерять того, к кому болезненно привязан.
А ведь человек всегда свободен дарить или не дарить свои чувства другому. И авторы книги подчеркивают, что суть зависимости именно в этом: зависимый не дает свободы своему «возлюбленному», он хочет, чтобы все было по его сценарию и только так, как хочет он. Конечно, это самость, чувства, недостойные христианина и вообще человека.
Подлинная любовь, возвышенные, одухотворенные отношения возможны лишь тогда, когда ты не боишься потерять и признаешь за тем, кого назвал любимым или любимой, свободу поступать и чувствовать так, как он захочет и решит.
Но научиться быть терпимым и воспринимать другого человека с его индивидуальностью, особенностью, неповторимостью, сложностью и непонятностью в том числе — безумно сложная задача. У Сергея Аверинцева, христианского философа, профессора, академика РАН, есть весьма оригинальная статья об этом: «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи». Конечно, сложновато, по-философски написано, но есть там удивительные, неординарные мысли…
Если же вернуться к книге отца Андрея Лоргуса, то в ней достаточно ясно и прозрачно говорится о том, как тонка грань между привязанностью здоровой, положительной — и искаженным, болезненным вариантом отношений, когда один из пары, а может быть, и оба мучительно боятся потерять друг друга и готовы на все, лишь бы этого не произошло. Этот страх может приобретать уродливые формы.
Однако всегда и во всем — как только включается чувство собственничества и желание удержать близкого человека любой ценой — начинается насилие над личностью и отрицание свободы другого человека. И это уже не есть хорошо.
Христианин знает, что его умение любить ближнего неразрывно связано с умением любить Бога
Когда всячески желаешь удержать того, кто тебе очень нужен и крайне дорог, можно попасть в капкан, в ловушку эгоизма, и совершить массу грубых ошибок в отношениях. А можно… начать учиться любить. И это, несомненно, лучше, чем болезненно рефлексировать по поводу того, что он (или она) меня не понимает, не ценит, не любит!
Христианин знает, что его умение или неумение любить ближнего, и в первую очередь того, с кем хочешь быть самым близким — буквально «одной плотью», неразрывно связано с умением любить Бога.
Поэтому закончить этот монолог о любви земной хочется словами апостола любви небесной — Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4, 18).