«Единственная мотивация для принятия монашества – стремление быть со Христом»

Беседа о монашестве с епископом Феоктистом (Игумновым)

И в наши дни есть люди, стремящиеся посвятить себя Богу без остатка, избрав монашеский путь. Но каково идти этим путем современному человеку, «чаду» светского общества с культивируемым им гедонизмом? На чем строится монашеская жизнь и при чем тут семья? Как понимали послушание те, кто стоял у истоков монашества? Обо всем этом размышляет епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).

– Владыка, позвольте полюбопытствовать, часто ли вам доводится встречать молодых людей, задумывающихся о монашестве?

– Если говорить о Переславской епархии, то здесь вижу очень четкое, если угодно, гендерное разделение (улыбается): взыскующие монашества девушки встречаются довольно часто, а вот юношей совсем немного, можно сказать, что их и вовсе нет. Но, думаю, это отчасти связано с тем, что молодым людям для принятия монашеского пострига крайне желательно иметь богословское образование, поэтому они поступают в духовные школы и становятся монахами во время обучения.

– Наверное, практически невозможно иметь трезвый взгляд на монашество, не попробовав «на вкус» жизни в монастыре? Начинается все всегда в некоторой степени с розовых очков…

– Безусловно, это так. Поэтому и существует у нас практика искуса, послушничества, трудничества.

– А можно ли сказать, что современным искателям монашества, особенно молодым, труднее, чем их предшественникам? Наши современники все-таки меньше знакомы, например, с физическим трудом, имеют меньше опыта самоограничения, послушания старшим, порой с трудом учатся уступать… Или все же это искушения вне времени?

Для многих монахи – это какие-то полумифические инопланетные существа

– Это очень хороший вопрос, его стоит разделить на несколько подпунктов. На российское сообщество, да и на постсоветское в целом, большое влияние оказал XX век. Гонения на христиан привели к тому, что у большинства наших современников фактически нет представления о том, что такое монашество. Представления они черпают из книг, а порой из каких-то фильмов, не всегда качественных… Но соприкосновения нет, и для многих монахи – это какие-то полумифические инопланетные существа.

– Метко сказано…

– Люди не представляют, чем является монашество по сути, чем оно живет и дышит, как оно существует. И совсем другое дело, когда человек растет в среде, в которую монахи «вписаны», когда он с этим соприкасается, видит монахов в своей повседневной жизни, общается с ними, возможно, бывает в монастырях. А ведь до сих пор у нас в некоторых епархиях даже нет монастырей.

Если для человека монашество – это что-то естественное, часть общей картины мира, то ему легче задуматься об этом пути. А когда он видит только одну парадигму взрослой жизни – семейную, – конечно, ему сложно прийти к мысли о монашестве. Должно тогда быть какое-то особое призвание от Бога, не иначе…

Епископ Феоктист (Игумнов) Епископ Феоктист (Игумнов)

– Но сегодня ситуация потихоньку меняется, открываются новые монастыри, восстанавливаются разрушенные…

– И тем не менее все равно нельзя сказать, что монахи как-то по-настоящему интегрированы в наше общество и являются его заметной неотъемлемой частью. До революции, понятное дело, было по-другому. По-другому дела обстоят и в современной Греции. Или, например, в католической Италии.

– Или во Франции. Конечно, монашествующих все меньше и меньше, но люди с этим знакомы, это заметно.

– И даже, скажем, когда едешь в подряснике в московском метро, замечаешь повышенное внимание. Людям жутко непривычно видеть священника или монаха вот так, в повседневности. Привычнее, когда они как бы за гранью общества. А в той же Италии не вызовет никакого ажиотажа группа священников или даже епископов, сидящих где-нибудь в кафе. Они воспринимаются как часть общего «пейзажа» (улыбается). А у нас все-таки по-другому…

– Да, кстати, мне тоже доводилось, сидя в кафе с «людьми в черном», ловить изумленные взгляды…

– «Как, эти люди тоже едят?!»

– Да еще и в кафе?!

Да, еще и в кафе (смеется)! Это одна сторона вопроса. А другая… Например, вы задаете вопрос о монашестве как о чем-то таком, что должно «лепиться» по древним образцам…

Это и есть то, о чем я хотела бы поговорить – есть ведь такая «модель», такое видение, и видение не дилетантское. Раз Христос вчера и сегодня и вовеки ‒ Тот же (Евр. 13: 8), то и сегодняшнее монашество должно быть как бы калькой образцов, скажем, IV века. Да, Христос – Тот же, но мы меняемся, и порой не в лучшую сторону. А сегодняшние монахи – это плоть от плоти сегодняшнего общества…

Монашество не может строиться вокруг человека, это неизбежно приведет к духовному краху

– Есть сегодня еще один аспект – общая подверженность общества гуманистическим идеям. Человек и его комфорт – это мера всех вещей. Но монашество подразумевает некое другое умонастроение. Когда не ты в центре Вселенной, а Бог. И ты, можно сказать, вторичен по отношению к Нему. Это принципиально иная картина мира, и ее очень сложно принять, если ты вырос в гуманистической среде, а мы все выросли именно в ней. Монашество не может строиться вокруг человека, это неизбежно приведет к духовному краху. Это самоотречение ради Бога, очень непонятное нам сегодня.

– Да… Даже понимая это умом, принять до конца непросто…

– Теперь о том, что «Христос во веки Тот же»… Даже в период земной жизни Господа Иисуса Христа общества были очень разные. И каждое общество своим путем воспринимало христианство. В каждом формировались свои традиции, свои литургические особенности и даже, я бы сказал, свое богословие. И процитированную вами фразу из апостольского Послания к Евреям нельзя применять к традициям жизни: Христос-то – Тот же, но традиции разные. И даже сейчас нельзя сравнивать модус бытия христиан где-нибудь в Заполярье и, например, все в той же Греции.

– Понимаю, о чем вы…

– Монашество сформировалось в определенную эпоху в определенной среде – мы знаем, что это в основном Ближний Восток. Это территория современного Египта, современной Сирии, первые века прошлого тысячелетия. Это была очень незатейливая, по нашим меркам, культура с довольно низким – опять же по нашим меркам – уровнем жизни. И когда люди становились монахами, по большому счету, у них не так много менялось в бытовом плане. Как жили, извините, без санузла и возможности регулярно мыться, так и продолжали жить. Ну, может быть, чуть-чуть более сурово по сравнению с жизнью до монашества.

– Без особого диссонанса, так сказать.

– Об этом мы читаем в житиях, и сегодня нам, живущим в комфорте, это кажется жутью и жестью (улыбается). Но это нам так кажется – для них было по-другому. И если пытаться это воспроизвести в современных условиях, то современный человек, скорее всего, довольно быстро надломится, потому что он с детства привык совсем к другому. Монашество – оно ведь не про то, чтобы привыкать к каким-то экстремальным бытовым условиям. Конечно, быт имеет значение, но он не должен воспроизводить те условия, которые были в Египте в IV веке – это просто невозможно. И, как мы знаем, об этом нашей Церковью довольно много было сказано на разных уровнях. Не нужно отнимать у человека слишком много ресурсов, которые полезнее направить на другое.

– А если говорить не только о быте? Если, скажем, кто-то тяготеет к весьма закрытому образу жизни, легко ли это воспроизвести в современном мире?

– Монастыри очень разные, они находятся в разных условиях, в разных регионах. У них разные истории. Но, к счастью, монастырей у нас сейчас много, есть возможность выбора. И если по какой-то причине человек приходит в монастырь, находящийся в городе, представляющий собой историко-культурную ценность, хранящий святыни, привлекающий паломников, то довольно странно будут звучать из его уст заявления о том, что необходимо закрыться от паломников и прихожан: дескать, не монашеское это дело…

– К такому человеку возникает много вопросов…

– И первый из них: «Родной, а зачем ты пришел в этот монастырь, если хочешь затворнического образа жизни?» Интересно получается: ты хочешь быть в городе, пользоваться всеми благами, и при этом пытаешься монастырь, в который ты пришел, прогнуть под себя – так это не работает!

На этапе выбора монастыря, выбора общины, в которой ты проведешь остаток своих дней, нужно осмыслять и эти моменты. Если тебе важно быть одному, жить только среди братии или сестер – пожалуйста, выбирай соответствующий монастырь.

Я убежден, что внутри монашества могут быть разные образы жизни

Я убежден, что внутри монашества могут быть разные образы жизни. Например, в монастырях, которые являются памятниками, которые притягивают паломников, монахи неизбежно контактируют с мирянами. И такой образ жизни ничуть не более ущербен. К тому же в таких монастырях зачастую есть скиты – с благословения игумена или игуменьи можно жить и там.

– Но есть мнения, что такой образ жизни – это уже априори не монашество…

– Я бы рекомендовал ищущим ответ на этот вопрос перечитать чин пострижения в малую схиму. И вспоминать, какие обеты дает монах. Это послушание, целомудрие, нестяжание, пребывание в посте и молитве, а также отречение от мирских устремлений и похотей. Это основные, довлеющие пункты, которые любой монашествующий, надеюсь, помнит и знает. Какой из этих пунктов полностью исключает соприкосновение с мирянами?

– Но, думается, какие-то «риски» все-таки возможны…

Конечно, общаясь с паломниками, мы подвергается некоторому испытанию. В частности, это касается нестяжания – миряне могут делать какие-то подарки определенному монаху или монахине, и этому бывает трудно сопротивляться. В отношении целомудрия тоже все понятно – при общении с противоположным полом могут возникать какие-то помыслы. Это может мешать и посту – например, когда нужно кормить паломников, проводить с ними время. Может это сказываться и на молитве. Все это так, но… Верность монашеским обетам будет подвергаться испытанию при любых внешних условиях, только другими «методами». За этими испытаниями ведь стоят не люди как таковые, а все же иные существа, те самые, с которыми у нас и ведется брань (см. Еф. 6:12).

Однако, конечно, если насельник монастыря чувствует, что в существующих условиях он искушений не выдерживает, он должен сообщить об этом настоятелю или настоятельнице – и ему помогут.

– То есть вопрос скорее в том, полезно ли это конкретному человеку?

– Да. И если монастырь устроен так, как он должен быть устроен, то есть в нем присутствует заботливый духовный отец или духовная мать, есть доверительные братские или сестринские отношения, все эти вопросы снимаются. Если есть тот, кто наблюдает за духовным состоянием человека, эти искушения легко преодолеть. Но я подчеркиваю, что мы, уходя от мира, отрекаемся не от всякого общения с мирскими людьми, а от мирских похотей. От того, чтобы жить интересами мира. Впрочем, это в любом случае будет нас «догонять» – это неизбежно…

– Хочется поговорить еще и о выборе монастыря. Из житий святых мы знаем, что кому-то буквально открывалась воля Божия, но сейчас все-таки чаще работает «эмпирический метод». Как вы думаете, на что важно опираться тому, кто ищет?

– Тут, как мы понимаем, нет четких инструкций. Можно дать инструкцию, как выбрать предмет, велосипед, машину, арбуз, но человек по-другому устроен, это далеко не велосипед (смеется)! Здесь должна как-то проявить себя воля Божия, которую мы, будучи христианами, должны искать и познавать. Конечно, важна посильная личная праведность, помноженная на молитву. Если мы ищем воли Божией, то все так или иначе сложится.

Когда, например, я общаюсь с хорошими семьями, супругами, я люблю задавать вопрос: «Ребята, расскажите свою “лав-стори”!» Потому что здорово узнавать, как Промысл Божий действует в каждом конкретном случае. С монашеством происходит то же самое.

– Однако некоторые важные общие моменты все-таки есть, наверное?

Монашеская жизнь – это жизнь в определенной общине, подобно жизни в семье

– В первую очередь важно помнить о том, что монашеская жизнь ‒ это жизнь в определенной общине, подобно жизни в семье. И важно искать, в первую очередь, общину, в которую сможешь вписаться. В которой нет неразрешимых внутренних проблем, делающих атмосферу нездоровой и мешающих нормальной жизни внутри общины.

– Например?

– Бывает, например, что игумен или игуменья слишком увлечены работой со спонсорами и им совсем не до братии (или не до сестер). А бывает, что игуменами становятся люди «случайные». Не вполне способные к руководству, а то и – сущностно – к монашеству вообще.

Нужно понимать, что, приходя в монастырь, ты попадаешь не просто в сообщество людей, которые живут вместе по определенному уставу, а именно в семью. И, кроме того, важно задавать себе вопрос: «А готов ли я во всем подчиняться этим людям?»

– Да, это важный момент…

— Ведь об этом говорится и в чине пострига – «подчиняться игумену и всей во Христе братии». Готов ли ты к этому? Бывает, что человек кому-то готов подчиняться, а кому-то – нет. На начальном этапе должно быть необходимое доверие, необходимая симпатия.

– Также бытуют мнения, что отношения нужно строить только с Богом, а все остальное – лишнее…

– Мне кажется, такой подход в корне неверен, потому что, если у тебя нет простого человеческого контакта с братией или сестрами, как ты будешь духовно возрастать? Духовная жизнь подразумевает взаимодействие, соприкосновение. У тебя возникают проблемы, сложности, идет какая-то внутренняя работа, и тебе необходимы помощники среди людей. Речь иногда идет о таких глубинных, глубоко интимных переживаниях и движениях души, что говорить о них можно только с теми, кому доверяешь и симпатизируешь. А там, где начинается некая игра, выстраивание барьеров, – там все перестает работать.

– Да… Вроде бы и есть возможность открыть то, что на душе, но если нет контакта, нет простоты, все начинает рушиться…

– Мне кажется, это какая-то асоциальная позиция: «Ребята, я сам по себе, я пришел спасаться, а вы как хотите, на вас мне наплевать». Ни к чему хорошему это не приведет. Можно опять-таки провести аналогию с семьей: живу с женой, но не доверяю ей, она мне неприятна, но я терплю и спасаюсь. На «зубах», то есть живя «стиснув зубы», далеко не уедешь. Постоянно жить в таком напряжении человек не может.

– Именно…

– Есть совершенно замечательные патериковые истории. Например, мне вспоминается история о том, как один монах решил уйти из монастыря… Он сообщил об этом всем, и братья искренне сожалели. И каждый дал ему что-то с собой – мол, на первое время. И вот он, собираясь уходить со всеми этими вещами, вдруг понимает: «А где еще меня будут так любить?..»

И ведь это патериковая история ‒ не выдумка и не теория. Такая братская или сестринская любовь является определяющей, если она есть, то и неизбежные сложности (а их, конечно, будет немало!) станут видеться в другом свете, и преодолевать их будет легче.

– Митрополит Антоний Сурожский говорил, что каждый человек подобен иконе – хоть и оскверненной и поврежденной, но иконе. И должен свою икону реставрировать. Очищать от грязи и дефектов. Но ведь реставрировать – не значит переписывать? А ведь порой и так бывает…

– Наверное, есть такое, но в нашей епархии я с этим не сталкивался (улыбается). Настоятели проявляют внимание, стараются помочь человеку раскрыть то, что дано ему Богом, в том числе его таланты и навыки. Но если рассматривать вопрос шире, то, конечно, человека «переписать» невозможно. Это какая-то утопия, поэтому заниматься этим не стоит. Нужно помочь человеку в реставрации самого себя, чтобы открыть первозданную красоту. Я снова здесь проведу аналогию с семьей: твой ребенок, конечно, генетически очень близок тебе, но он – не ты, он – другая личность. И пытаться вырастить из него копию себя – это большая ошибка. Задача родителей – помочь раскрыться новой личности. Стать ребенку таким, каким он сотворен Богом, а не таким, каким его задумал ты. И мы знаем, к чему приводят попытки, например, навязать ребенку какие-то собственные нереализованные мечты. Закрыть какой-то свой гештальт, так сказать.

– Много говорится об искушениях, об умении смиряться, слушаться, о кротости и памяти о своих грехах – и все это архиважно. Но почему-то меньше говорят о любви. А ведь и она важна среди тех, кто называет себя братьями или сестрами. Вспоминается то, как общались Христос и апостолы – в простоте и любви. Хоть и тоже не всегда в идиллии, в силу немощей учеников…

Я бы поставил любовь во главу угла – с нее нужно начинать и на ней делать акцент

– Я бы поставил любовь во главу угла – с нее нужно начинать и на ней делать акцент. Потому что без нее все лишается смысла, потому что и Бог есть воплощенная Любовь. Об этом очень много сказано в Новом Завете, и странно, что об этом забывают.

– Да… И забывают нередко.

– Я за свою церковную жизнь повидал всякое и понял, что там, где не любовь лежит в основе всего (в первую очередь как проявление любви Божией на нашем человеческом уровне), все печально заканчивается. Люди в лучшем случае оставляют монастырь, в худшем – свое монашеское звание.

У нас в силу исторических причин нет монастырей, в которых действительно сохранилась преемственность, где все было бы устроено так, как должно быть в монашеских общинах. У нас послушание чаще всего имеет административный характер – именно административный, а не духовный, а административное послушание – это не то, что имелось в виду теми, кого мы почитаем как основателей монашества, кто был его столпами и учителями. Все слова про послушание – ни в коем случае не про административное послушание. Это было про послушание любви. Например, почему взрослые внуки слушаются свою бабушку? Вовсе не потому, что она может отшлепать или наказать, а потому, что любят и уважают.

«Кто любит Меня, соблюдет слово Мое (Ин. 14: 23)». И, соответственно, если я не соблюдаю заповеди, я Бога не люблю, что бы я ни говорил. Я, например, являюсь архиереем, но если я не соблюдаю заповеди – это свидетельство того, что я далек от Бога. Ведь если я люблю кого-то, я внимателен к его словам, я не хочу огорчить его. И строиться христианская жизнь должна именно на этом, а не на ожидании воздаяния или наказания.

– А есть ли что-то, от чего вам хотелось бы особенно предостеречь молодых людей, желающих монашества?

– Важно разобраться, чего человек на самом деле ищет, понять его мотивы. Они бывают самыми разными. Порой даже эстетика привлекает – мантии, клобуки, таинственность, четки, борода до пояса… Я сам в юности смотрел на это с чрезвычайным восхищением (улыбается).

А мотивация для принятия монашества может быть только одна – стремление быть со Христом и исполнять Его заповеди, ни на что не рассеиваясь. Но и к этой мотивации нужно вдумчиво подходить, проверять, насколько она серьезная. Я бы посоветовал поездить по монастырям, пожить, пообщаться с монашествующими и не спешить с окончательным решением. Важно дать самому себе честный ответ на вопрос о своих устремлениях и молиться о том, чтобы свершилась воля Божия о тебе.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Игорь, Киев19 января 2023, 15:10
Хорошая книженция имеется. "Приношение современному монашеству" зовётся. А написал её еп.Игнатий Брянчанинов. Вот хорошо бы читать и усваивать новоначальным, да и старослужащим инокам. Там и про метро и про кафе...
Солнышкина17 января 2023, 22:24
Большая благодарность отцу Феоктисту за интервью и за беседы на Евангелие дня, которые всегда слушаю с интересом и пользой для себя, очень доступным языком, понятным современному верующему изложенные. Часто получаю ответы на свои вопросы или подтверждения на уже найденные.
Юлия17 января 2023, 19:27
Когда я на Службе Преждеосвященных Даров 5часов стояла обдумывала сей вопрос. Это же как Бога надо было любить, чтоб такое написать. Как писал филоф Ильин, "все великое в истории человечества создавалось из созерцающего и поющего сердца...". Это они так молились, что не могли оторваться, выбегут на улицу, оливку в рот возьмут и назад, вот вам и сухоядение. Только в наших широтах оливки круглогодично не растут, так не прокатит,вот вам и общежительный строй и разделение труда. Это как раньше. Идёт фильм по телевизору, есть хочешь, пить хочешь, в туалет хочешь, а сидишь и терпишь до реклама,а потом реклама и все бегут по своим делам. Людям эпохи интернета такого не понять.
Юлия17 января 2023, 18:58
Почему у них такие свечи ступенчатые? Это символизирует переломный момент в жизни?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×