Игумен Марк (Лозинский) Магистр богословия, профессор Московской духовной академии, исследователь трудов святителя Игнатия (Брянчанинова), составитель его «Избранных писем», участник обретения мощей святителя Феофана Затворника – игумен Марк (Лозинский) отошел ко Господу ровно полвека назад в возрасте всего лишь 33 лет… Проживший на земле столько же лет, сколько и Спаситель, так рано ушедший из этой жизни, но так много потрудившийся на ниве Христовой, отец Марк оставил после себя богатое духовное наследие.
Его перу принадлежит огромное количество богословских и исследовательских работ. Игумен Марк не только собрал и систематизировал обширный архивный материал по святителю Игнатию, но и подготовил «Отечник проповедника» – сборник, содержащий примеры из святоотеческой жизни; составил ряд учебных пособий по гомилетике; собирал и изучал материалы по истории Оптиной пустыни. Его статьи публиковались в «Журнале Московской Патриархии», в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия), в журнале Патриарших приходов в США «One Church» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата».
Его перу принадлежит огромное количество богословских и исследовательских работ
Игумен Марк (в миру Сергей Ростиславович Лозинский) родился 4 июня 1939 года в городе Нарва в семье священника. Папа Сергея, иерей Ростислав, был добрым, любящим, но и в меру строгим отцом, настоящим примером для подражания. Сережа уже с детства хотел пойти по его стопам и другого пути для себя не видел. Однако у его мамы, Софьи Емельяновны, такое желание сына вызывало страх – гонения на Церковь в те годы еще не прекратились, священников презирали, оскорбляли, притесняли. Многие из них оказывались в тюрьмах. Любящий сын не стал противиться матери и вместо семинарии подал документы в медицинский институт. Получив хорошие оценки за вступительные экзамены, но не пройдя по конкурсу, он воспринял это как волю Божию и на следующий же день поехал в Троице-Сергиеву лавру. Благодаря Бога и прося молитв преподобного Сергия, он пошел в Московскую духовную семинарию сдавать экзамены. Старший брат отца Марка Борис Ростиславович Лозинский позже вспоминал:
«Брат очень много читал, на чем испортил себе зрение. Он принял решение идти в семинарию. В последние годы учебы в школе упорно готовил себя к этому нелегкому пути. Много читал духовной литературы, пытался вести соответствующий образ жизни, искусственно создавая физические трудности и лишения (например, спал на рубленых поленьях, покрытых всего лишь простыней)».
Когда братья были маленькими. Семья Лозинских в 1939 г.: отец Ростислав, Борис, Сергей, София Емельяновна
Принимающий документы долго беседовал с отцом Марком, пытался выяснить, насколько серьезны его намерения, хватит ли у него силы воли и решимости преодолеть все преграды и испытания. Как оказалось позже, предупреждения были неслучайными: его действительно несколько раз вызывали представители КГБ, пытаясь склонить к сотрудничеству и заставить клеветать и следить за преподавателями и студентами либо покинуть стены заведения. По воспоминаниям отца Марка, после каждого «сеанса обработки» он несколько дней не мог прийти в себя. Все это не могло не сказаться на состоянии его здоровья. Вскоре начали проявляться первые признаки юношеской формы диабета, которая очень трудно поддается лечению. В ее проявлении немалую роль сыграли пережитые стрессы…
Троице-Сергиева лавра. Московская духовная академия. День защиты диссертации игуменом Марком. Рядом счастливые и гордые родители: София Емельяновна и прот. Ростислав Романович Лозинские В 1959-м году Сергей Лозинский окончил семинарию и был принят в Академию. На первом курсе он подружился со Львом Мормылем (будущим архимандритом Матфеем). Это была крепкая дружба двух глубоко верующих и талантливых юношей, стремившихся к служению Богу, Церкви и людям. На втором курсе обучения друзья подали прошения на имя наместника лавры архимандрита Пимена (Хмелевского) о принятии их в монастырь и 19 декабря 1962 года были пострижены в монашество: Лев с именем Матфей, Сергей – с именем Марк. В апреле следующего года отец Марк был рукоположен во иеродиакона. По окончании Академии со степенью кандидата богословия он был оставлен в качестве профессорского стипендиата и преподавателя гомилетики в семинарии. С марта 1964 года отец Марк являлся сотрудником Церковно-археологического кабинета МДА, а с сентября того же года до своей кончины – помощником заведующего. В 1968-м году отец Марк получил звание доцента, в 1969-м году был возведен во игумена.
Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) Отец Марк вместе с отцом Матфеем иногда бывали у кисловодского старца иеромонаха Стефана (Игнатенко) – отец Матфей знал отца Стефана с 12 лет (15 августа 1968 года он постриг старца в великую схиму). Отец Стефан руководствовался в своей духовной жизни творениями святителя Игнатия (Брянчанинова) и иногда рассказывал друзьям о жизни и трудах епископа Игнатия. По благословению старца игумен Марк взялся за изучение наследия святителя. 12 июня 1969 года он защитил магистерскую диссертацию на тему «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)» и в декабре того же года был утвержден профессором Академии. Отец Марк не только сам чрезвычайно увлекся наследием святителя, но привил любовь к нему своим студентам. Он был талантливым преподавателем и одной из главных своих задач видел подготовку достойных пастырей Церкви. Труд в Академии он сочетал с послушанием инока – участвовал в богослужениях, часто проповедовал в обители. Отец Марк был прекрасным проповедником – проповеди его были содержательными, прекрасно построенными, слушались всегда с огромным вниманием и интересом.
Празднование 50-летия архиерейского служения Патриарха Алексия I в Троицком соборе Лавры. Справа от Патриарха иподиакон Марк (Лозинский). Фото 10 мая 1963 года
Отец Марк был прекрасным проповедником – проповеди его слушались всегда с огромным вниманием и интересом
Известно, что отец Марк был иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I. С этим послушанием связан один забавный случай. Во время патриаршей литургии в алтаре оказалось так много архиереев, что им пришлось стоять, тесно прижавшись друг к другу. Единственным более-менее свободным было только горнее место, где стоял сам Святейший. Вдруг отец Марк слышит шепот старшего иподиакона, обращенный к нему, что он должен срочно что-то принести. Для этого нужно было подойти к другой стороне престола, но в алтаре была такая теснота, что протиснуться между служащими не было возможности. Услышав отчаянный шепот: «Сергей, скорее!», он все же пересек запретную зону перед стоящим Святейшим и, взяв, что ему передали, тем же путем возвратился, после чего раздался грозный шип одного из архиереев: «Ты что, не знаешь, что сейчас здесь ходить нельзя, как ты посмел?!» Отец Марк и сам прекрасно знал, что этого делать было нельзя, но у него другого выхода не было. Он сам был обессилен, в нервном напряжении. По его словам, сердце у него билось, как у пойманной птахи, и он ответил: «Благословите тогда крылышки, владыко!» – после чего раздался чей-то приглушенный, неожиданно вырвавшийся смешок. Это был Патриарх. «Я чувствую, что Святейший смотрит на меня, а у меня ноги подкашиваются, – вспоминал отец Марк. – Я посмотрел на него виноватыми глазами и увидел, что глаза у него добрые, как будто хочет успокоить. Я так благодарен Святейшему, что никакого наказания для меня не последовало, но пережил я этот случай весьма болезненно». Тем не менее из этого происшествия видно, что молодой иподиакон обладал сообразительностью, находчивостью, смелостью и не был лишен чувства юмора.
Панихида у гробницы святителя Феофана. Иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и игумен Марк (Лозинский)
Игумен Марк (Лозинский) и архимандрит Серафим (Шинкарев) В 1972-м году отец Марк стал участником обретения и перенесения в лавру мощей святителя Феофана Затворника. Под его руководством иеромонах (будущий архимандрит) Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель, где 22 года провел в затворе святитель. Останки святого старца были ими бережно собраны и с чрезвычайным благоговением перевезены в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Там мощи хранились до 1988 года, когда их переправили в Рязанскую область и 5 июня, за день до общецерковного прославления, поместили в храме во имя Преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка. 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из Сергиевского храма в Успенский храм возрожденной женской Вышенской пустыни.
Игумен Марк нес в лавре очень большую нагрузку. А болезнь тем временем неумолимо прогрессировала. В последний год своей земной жизни батюшка мог служить только раннюю литургию: диабет требовал лекарства, а лекарство – еды. Но, несмотря на сильнейшую слабость, служил отец Марк благоговейно, со страхом Божиим.
Игумен Марк (Лозинский) После праздника Рождества Христова 1973 года игумен Марк уехал к родителям в Тулу. Там у него обострился сахарный диабет, и он впал в кому. 29 января, в день рождения своего отца, протоиерея Ростислава, игумен Марк преставился ко Господу. Во время погребения, когда гроб с телом покойного опускали в могилу, произошел удивительный случай: во время пения «Святый Боже…» ко гробу с пением подлетела стая птиц. Пролетев над головами людей, птицы снизились и, прощебетав над гробом, вновь взмыли в небеса. Все были поражены: даже птицы прилетели попрощаться с дорогим батюшкой – благоговейным монахом и тружеником, посвятившим всю свою жизнь служению Богу и людям.
Игумен Марк отошел ко Господу 29 января 1973 года и был погребен на Спасском кладбище Тулы.