Молитва «Отче наш» на сирийском языке. Напечатана с использованием шрифта Эстронгела |
Слушай же, возлюбленный, и открой внутренние очи сердца твоего и духовные чувства ума твоего к тому, что я буду говорить тебе.
1. Итак, вера из многих вещей соединяется и из многих цветов составляется. Она подобна строению, которое выстраивается из многочисленных материалов, и поднимается строение это до небес. [I/8] Знай же, возлюбленный, что в основание строения закладываются камни. И затем на камнях поднимается все строение, пока не будет завершено. Так же и во всем, что относится к нашей вере: ее основанием является несокрушимый камень, который есть Господь наш Иисус Христос. На этом камне полагается вера, и на вере поднимается все строение, пока не будет окончено. Именно это основание и есть начало всего строения. Поэтому, когда человек приближается к вере, то он поставляет себя на камне, который есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос[3]. И строение его от волн не колеблется, и от ветров не повреждается, и от бурь не падает, ибо поднялось строение его на скале из твердого камня. А то, что я назвал Христа камнем, то не от своего ума я сказал, но пророки прежде назвали Его камнем – я же [это в свое время] покажу тебе.
2. Теперь же послушай о вере, которая утверждена на камне, и о строении, которое поднялось на камне.
Прежде всего, [должен] человек уверовать.
Когда же уверует, возлюбит.
Когда же возлюбит, приобретет надежду.
Когда же приобретет надежду, получит оправдание.
Когда же будет оправдан, станет совершенным.
Когда же достигнет совершенства, будет увенчан[4].
[I/9] А когда поднимется все строение его, будет закончено и завершено, тогда он станет домом и храмом обитания Христа, как сказал пророк Иеремия: Храм Господа, храм Господа, храм Господа вы, если благоустроите пути ваши и дела ваши[5]. И еще сказано пророком: Я вселюсь в них и похожу в них[6]. И еще блаженный апостол так сказал: Вы храм Божий и Дух Христов обитает в вас[7]. И еще так Господь наш сказал ученикам Своим: Вы во Мне, а Я в вас[8].
3. Когда же станет дом домом для обитания, тогда начинает усердствовать человек в том, что требуется для обитающего в строении. Так, например, если в доме поселится царь или благородный человек, названный царским именем, тогда потребуется царю все подобающее царскому достоинству и службы всякого рода, необходимые для царского величия. Ибо в доме, лишенном всяческих благ, царь не пребывает и не обитает в нем. Но требуется царю всевозможное убранство дома, без какого-либо недостатка. А если чего-то не хватает в доме, в котором поселился царь, то смерти предается смотритель дома за то, что не приготовил он [должным образом] службы царю.
4. [I/12] Также и человек, ставший домом, причем домом обитания Христа, пусть посмотрит, что подобает для служения Христу, Который поселился в нем, и чем именно он угодит Ему. Прежде всего, пусть строит он свое строение на камне, который есть не кто иной, как Христос. На камне утверждается вера, а на вере воздвигается все строение.
И требуется, чтобы дом был обитаем, пост чистый,
на вере установленный.
И требуется ему молитва чистая,
верой приобретенная.
И подобает ему любовь,
с верой соединенная.
И необходимы дела праведные,
верой дарованные
И да испросит он смирения,
верой украшенного.
И да изберет себе девство,
в вере возлюбленное.
И да приблизит к себе целомудрие,
верой насажденное.
И да мыслит в мудрости,
верой обретенной.
И да ищет себе странничество,
верой приумножаемое.
И требуется ему простота,
с верой смешенная.
И да ищет себе терпение,
в вере совершенствуемое.
[I/13] И да соблюдает себя в умеренности,
с верой приобретенной.
И да возлюбит сокрушение,
верой являемое.
И да испрашивает также чистоту,
с верой сохраняемую.
Всего этого требует вера, поставленная на скалу из твердого камня, который есть не кто иной, как Христос. Все эти дела необходимы царю Христу, Которой обитает в людях, воссоздавших себя такими делами.
5. И если скажешь ты: коль скоро Христос положен в основании, каким же образом обитает Христос в строении, когда оно закончено, – то о сих двух сказал блаженный апостол: Я как мудрый строитель положил основание. И он разъяснил там, показав, об основании: Никто не сможет положить другое основание, кроме сего положеного, и которое есть не кто иной, как Иисус Христос. А о том, что Христос также обитает в строении, ([вспомни] то самое рассуждение, которое было написано выше: Иеремия называет храмами людей, а Бог есть тот, Кто обитает в них ) и апостол сказал: Дух Христов обитает в вас[11]. И Господь наш сказал: Я и Отец Мой едины[12]. Итак довольно, закончено рассуждение о том, что Христос обитает в людях, которые веруют в Него, и именно Он есть основание, на котором поднимается все строение.[10][9]
6. [I/16] Возвращаюсь к моему первому рассуждению, в котором я сказал, что Христос был назван камнем пророками. Раньше всех Давид сказал о Нем: Камень, который отвергли строители, тот стал во главу строения[13]. И как отвергли строители сей камень, который воистину есть Христос, также и [народ] отверг Его перед лицом Пилата, говоря: Да не будет этот царем над нами[14]. А вот еще и притча, которую рассказал Господь наш: муж благородный пошел, чтобы получить царство и затем возвратиться и царствовать над людьми, а те послали во след ему вестников, говоря: Да не будет над нами сей царем[15]. Этим они отвергли камень, который есть не кто иной, как Христос. Так каким же образом он стал во главу строения? Не иначе, как поднявшись на здание народов. А на Нем поднимается все их здание. Кто же суть строители, если не священники и фарисеи, которые не построили прочное строение, но разрушили то, что было построено, как написано пророком Иезекиилем: Он построил стену, а те били по ней, чтобы она упала[16]. И еще написано: Искал я среди них человека, который обнес бы стеной и встал в проломе за землю, чтобы Я не погубил ее, и не нашел[17]. [I/17] И еще Исайя предвозвещал о сем камне: Так говорит Господь: Вот Я полагаю на Сионе камень испытанный, краеугольный, ценный – главу стены и основания[18]. И еще сказал там: Всякий верующий в него не убоится, а тот, кто упадет на этот камень, сокрушится. И все, на что он упадет, разобьет.
Ибо упал на него народ Израильский, и было сокрушение его вовек. И еще падает [этот камень] на идола и разбивает его[20]. А народы уверовали в него и не убоятся.[19]
7. Вот показал [Исайя] о камне, который был положен и главой, и основанием стены. Но если основанием был положен этот камень, то как он стал одновременно и главой стены? А так: когда пришел Господь наш, то положил веру Свою подобно основанию на земле, и подобно главе стены поднялся превыше всех небес. И было составлено все строение из камней сверху и снизу. А о вере (ранее я говорил, что Он веру Свою положил на земле) и Давид, предвозвещая о Христе, говорит: Вера прорастет из земли[21]. Но также и о горнем он сказал: Правда явилась с неба[22]. [I/20] И еще Даниил говорит о сем камне, который воистину есть Христос: Камень откололся от горы без рук и ударил идола, и наполнилась им вся земля[23]. Это предвозвещает о Христе, Которым наполнилась вся земля, ведь, действительно, верой Христовой наполнились все концы земли, как сказал Давид: Во всю землю вышло слово Благовестия Христова[24]. И еще, посылая Своих апостолов, так говорил Он: Идите, научите все народы, и уверуют в Меня[25]. И также пророк Захария пророчествовал о сем камне, который есть Христос, говоря: Видел я камень краеугольный (rishita) согласия и милости (rahme)[26]. Потому что от начала (rishita) у Отца Своего был[27]. И потому что прийдя в мир, так сказал Он Своим ученикам: Сия есть заповедь Моя, да любите (terhmun) друг друга[28]. И еще говорит: Друзьями Моими (rahmai) Я назвал вас[29]. И блаженный апостол так сказал: Любит (rahem) нас Бог любовью Сына Своего[30]. Истинно возлюбил нас (rahman) Христос и предал Себя за нас[31].
8. [I/21] И он же [Захария] разъяснил, показав, о камне: Вот на этом камне я открываю семь глаз[32]. И что же есть семь глаз, открытых на камне, если не Дух Божий, Который почивает на Христе семью деяниями, как сказал пророк Исайя: Почиет и пребудет на нем Дух Божий, премудрости, разума, совета, крепости, ведения и страха Господня[33]. Это суть семь глаз, открытых на камне. И это суть семь глаз Господа, которые обозревают всю землю[34]. Также о Христе было сказано и следующее: дан свет всем народам – как сказал пророк Исайя: Я дал Тебя светом всем народам, чтобы было Мое спасение до концов земли[35]. И еще Давид сказал так: Слово Твое - свеча ногам моим и свет стезям моим[36]. Слово же, изрекаемое Господом, также есть Христос, как написано в начале Благовестия нашего Жизнодавца: В начале было Слово[37]. И о свете там еще есть свидетельство: И свет этот во тьме светит, и тьма не объяла [или: попрала] его[38]. Что же есть [значит] свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его, – если не то, что Христос возжег свет в народе израильском, а народ израильский не объял [т.е. не постиг] свет Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришел, и Свои не приняли Его[39]. [I/24] И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах да воссияет свет ваш[40]. Потому что они приняли свет Христов, который есть свет народам. И сказал еще Своим апостолам: Вы свет мира[41]. И еще сказал им: Да воссияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прославили Отца вашего Небесного[42]. И еще показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим ученикам: Ходите пока c вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма[43]. И еще сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света[44]. И еще сказал: Я есмь свет мира[45]. И еще сказал: Никто, зажегши свечу, не ставит ее под ступу или под постель, или в место скрытое, но ставит ее на подсвечник, чтобы все видели свет свечи[46]. А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид: Слово Твое – cвеча ногам моим и свет стезым моим[47]. [I/25] И еще пророк Осия сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа[48]. И Господь наш Иисус Христос сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжет свечи и не метет пол и не ищет драхму, которую потеряла?[49]
И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израиля, которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую. Ту, которая сохраняла их и гласила: Я есмь Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской[50]. И когда они потеряли эту первую заповедь, то и девять, которые [следуют] за ней, не смогли сохранить, потому что на первой висят девять. Ибо невозможно, поклоняясь Ваалу, сохранить девять заповедей. И хотя они потеряли первую заповедь подобно той женщине, которая потеряла одну зузу из десяти, им возглашает пророк: Зажгите свечу и взыщите Господа[51]. А также пророк Исайя сказал: Взыщите Господа. А когда найдете, то зовите Его. И когда Он приблизится, то пусть оставит грешник путь свой и человек беззаконный помышление свое[52]. [I/28] И вот воссияла свеча, но они не ищут с ее помощью Господа Бога своего. И свет Его во тьме светит, и тьма не объяла Его[53]. И на подсвечник поднялась свеча, но не увидели в доме ее света. И что же поистине есть то, что на подсвечник поднялась свеча, – если не восхождение Его на крест. И этим весь дом погрузился для них во тьму, так как во время Его распятия, свет потемнел из-за них. Он же воссиял дому народов. Потому что от часа шестого, когда распяли Его, и до часа девятого была тьма по всей земле Израильской[54]. И зашло солнце в полдень, и потемнела вся земля в середине дня, как написано пророком Захарией: Будет в день тот, говорит Господь, посажу солнце в полдень, и помрачу землю в день светлый[55].
9. Сейчас я возвращаюсь к моему первому рассуждению о вере: на ней поднимаются все добрые дела строения. [I/29] А то, что я сказал о строении, не от себя я сказал, но блаженный апостол написал в Первом послании к Коринфянам: Я, как мудрый строитель, положил основание, и каждый строит на нем[56]. Есть тот, кто строит из серебра, золота и драгоценного камня. А есть тот, кто строит из тростника, травы и соломы. Но в день последний будет испытано это строение в огне[57]. И вот золото, серебро и драгоценные камни в огне сохранятся, так как они [составляют] строение прочное, а над травой, тростником и соломой возобладает огонь, и они сгорят. Но что есть золото, серебро и драгоценные камни, на которых поднимается строение, если не добрые дела веры, которые сохранятся в огне, ибо в прочном строении обитает Христос, и именно Он сохранит его от огня.
Посмотрим и уясним на примере, который дал нам Бог уже в сем веке, чтобы раскрылись нам обетования века иного. Уясним же от тех трех праведных мужей, которые, упав в огонь, не сгорели - Анании, Азарии и Мисаила[58]: не возобладал над ними огонь, так как они построили строение прочное, и отвергли приказы царя Навуходоносора, и не поклонились идолу, которого он сделал. А над теми, кто преступил заповедь Божию, тотчас возобладал огонь. И он пожег их, и они сгорели жестоко[59].
[I/32] Ибо сгорели содомиты, подобно траве, тростнику и соломе[60].
Еще сгорели Надав и Авиуд, которые преступили заповедь Божию[61].
Еще сгорели двести пятьдесят мужей, принесшие благовония[62].
Еще сгорели два начальника и сто, бывших с ними[63], за то, что приблизились к горе, на которой сидел Илия, поднявшийся на огненной колеснице на небо[64].
И сгорели еще клеветники за то, что выкопали яму мужам праведным[65].
Поэтому, возлюбленный, будут испытаны праведники в огне, подобно золоту, серебру и драгоценным камням, а беззаконники сгорят в огне, подобно траве, тростнику и соломе, потому что возобладает над ними огонь, как сказал пророк Исайя: В огне произведет суд Господь и испытает всех[66]. И еще сказал [Исайя]: Вы выйдите и увидите трупы тех людей, которые восставали на Меня, ибо не умрет червь их и огонь их не погаснет. И будут они ужасом для всех[67]. [I/33] И еще апостол разъяснил нам об этом строении и об этом основании, говоря так: Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос[68]. Еще сказал апостол о вере, смешанной с надеждой и любовью, говоря: Эти три непреходящи: вера, надежда и любовь[69]. И разъяснил о вере, которая прежде всего полагается на крепком основании.
10.
Ибо по вере Авеля было принято приношение его[70].
И Енох, благодаря тому, что угодил в вере, был восхищен от смерти[71].
И Ной, потому что веровал, был укрыт от потопа[72].
И Авраам за веру свою был благословен и сопричтен с праведниками[73].
И Исаак за то, что веровал, был возлюблен[74].
И Иаков ради веры своей был сохранен.
И Иосиф ради веры своей был искушаем в водах брани,
но был избавлен от искушения.
И положил на нем свидетельство его Господь, как сказал Давид: Свидетельство на Иосифе Он положил[75].
И также Моисей верой сотворил многие дивные чудеса.
Верой сокрушил Египет десятью карами[76].
Верой также разделил море и перевел народ свой,
и запечатал египтян в нем[77].
Верой бросил дерево в воды соленые и стали сладки[78].
Верой низвел манну и насытил народ свой[79].
[I/36] Верой простер руки свои и победил Амалика[80],
как написано: Были руки его простерты верой, пока не зашло солнце[81].
Верой также взошел на гору Синай, постясь дважды по сорок дней[82].
И еще верой победил Сигона и Ога, царей аморрейских[83].
11. Удивительно это, возлюбленный, и чудо великое то, что сделал Моисей в море Чермном[84], когда разделились воды верой и, подобно горам высоким[85] и утесам крутым, стали не двигаясь и стоя по повелению, собранные словно мелкие камни[86], были сдерживаемы равно как сверху, так и снизу.
И текучесть их не перешла предела.
И, пременив свою тварную природу[87], стали послушны бесчувственные творения.
И готовы к воздаянию воздетые волны, после того как пройдет народ.
И бури ужасные стоят на месте[88] и ждут повеления к воздаянию.
И обнажились предвечные основания.
И влага, которая была от дней творения, высохла тотчас[89].
И подняли врата главы свои и поднялись врата предвечные[90].
И входит столп света и светит всему стану.
И прошел народ верою.
И был суд справедливый над фараоном и войском и колесницами его.
[I/37] Также и Иисус Навин разделил Иордан своей верой, и прошли сыны израильские как во дни Моисея[91].
12. Знай же, возлюбленный, что такой переход Иордана три раза был совершен. Прежде всего, Иисусом Навином, второй раз – Илией, и затем Елисеем. Слово Писания сообщает нам, что недалеко от [места] того перехода у Иерихона был вознесен Илия на небо. А когда вернулся Елисей от него и, разделив Иордан, перешел его, то вышли сыны пророческие из Иерихона на дорогу к Елисею и сказали: Почил дух Илии на Елисее. И о народе, который перешел [Иордан] во дни Иисуса Навина, так написано: Перешел народ напротив Иерихона[93]. И также Иисус Навин верой ниспроверг стены Иерихона[94], и упали они без труда. И еще верой своей он погубил тридцать одного царя. И дал в наследие землю сынам израильским[95]. И еще верой своей простер руки к небу и остановил солнце в Гавоне, а луну над долиной Аиалонской[96]. И остановились они и встали на пути своем. Итак же все наши праведные отцы, во всем, что делали с верой, восторжествовали. Как и блаженный апостол свидетельствует о всех них: Верой преуспели[97]. [I/40] Еще Соломон говорит: Многие мужи милостивыми нарекутся, мужа же верующего кто найдет?[98] И наконец Иов говорит так: Моя непорочность не прейдет от меня, и в правде моей я буду крепок[99]. [92]
13. И еще Жизнодавец наш всякому, кто приближался к Нему, чтобы исцелиться, говорил так: Да будет тебе по вере твоей[100]. И говорит Он приблизившемуся к Нему: Веруешь ли ты, что Я могу исцелить тебя? Говорит Ему тот слепой: Да, Господи, верую[101]. И вера его открыла глаза его. И тому, чей сын был болен, говорит: Веруй, и будет жить сын твой. Говорит он Ему: Верую, Господи, помоги вере моей ничтожной[102]. И по вере его исцелился сын его. И также по вере царского раба, приблизившегося к Нему, исцелился его отрок, когда он сказал Господу нашему: Скажи слово и исцелится отрок мой[103]. И удивился Господь наш вере его, и по вере его было ему. И также начальнику синагоги, просившему у Него за дочь свою, так говорит Он: Только верой веруй и оживет дочь твоя[104]. И уверовал он, и ожила дочь его и восстала. И когда умер Лазарь, говорит Господь наш Марфе: Если веруешь, то воскреснет брат твой. Говорит Ему Марфа: Ей, Господи, верую[105]. И Он воскресил его по прошествии четырех дней. [I/41] И также Симон, прозванный Кифа, из-за веры своей был назван камнем крепким. И когда дал Господь наш таинство крещения Своим апостолам, так сказал им: Тот, кто уверует и крестится, жив будет, а тот, кто не уверует – будет осужден[106]. И еще говорит Своим апостолам: Если будете веровать и не усомнитесь, то не будет ничего, чего бы вы не смогли сделать[107]. И дейтвительно, когда ходил Господь наш по морским волнам, также и Симон по вере своей ходил с Ним. А когда усомнился он в вере, то начал тонуть. И назвал его Господь наш маловером[108]. А когда просили апостолы Господа нашего, то ничего иного не просили у Него, говоря лишь: умножь нам веру. Он же говорит им: Если будет в вас вера, то даже гора передвинется перед вами[109]. И говорит им, чтобы не усомнились и не потонули в мире, подобно Симону, который, усомнившись, начал тонуть в море[110]. И еще так говорит: Это знамение будет тем, кто верует: языками новыми будут говорить и бесов будут изгонять, и руки свои возложат на больных и они исцелятся[111].
14. Поэтому приблизимся, возлюбленный, к вере, могущество которой так велико.
Ибо вера вознесла на небо.
[I/44] И потоп победила и бесплодию дала рождение.
И от пагубы избавила и изо рва извела.
И бедных обогатила и связанных развязала.
И преследуемых избавила и огонь низвела.
И море разделила и кремень расколола.
И водой жаждавших напоила, и голодных насытила.
И мертвых оживила и из Шеола подняла.
И волны остановила и больных исцелила.
И сильных победила и стены сокрушила.
И пасти львов заградила и пламя огня погасила.
И гордых усмирила и смиренных к славе привела.
Это чудеса, верой сотворенные[112].
15. Ибо вера такова.
Да уверует человек в Господа Бога всяческих,
Сотворившего небо и землю и моря и все, что есть в них;
Создавшего Адама по образу Своему;
Давшего Тору Моисею;
Ниспославшего от Духа Своего на пророков;
И пославшего Христа Своего в мир,
Чтобы уверовал каждый в воскресение мертвых.
И да уверует также в таинство Крещения.
Это есть вера Церкви Божией.
И да будет каждый избавлен от того, чтобы соблюдать часы, субботы, месяцы и сроки. И от прорицаний и предсказаний, гаданий и ворожбы, блуда и разгула. И от учений пустых – орудий зла, и от лести слов сладких, от богохульства и от прелюбодеяния. [I/45] Чтобы никто не свидетельствовал свидетельством ложным, и никто не говорил двуязычно. Это дела веры, которая устанавливается на несокрушимом камне, а он есть не кто иной, как Христос, на Котором поднимается все строение.
16. И много, возлюбленный, есть в Священном Писании дел веры, но лишь малое от великого я написал, напомнив любви твоей, чтобы ты узнал и возвестил, веровал и был верен. И когда ты прочитаешь и изучишь дела веры, то уподобишься земле возделанной, на которую упало зерно доброе[113] и принесло плоды: одно в сто, другое в шестьдесят, иное в тридцать крат. И когда ты войдешь к Господу твоему, то назовет Он тебя рабом добрым, усердным и верным[114], который, умножив веру, вошел в царство Господина своего.
Закончилась Тахвита о вере.