2. И когда ты приступишь к исследованию этих двух заповедей, [то убедишься], что на них висит вся сила Закона и Пророков. Потому что если бы эти две заповеди, на которых висит весь Закон и Пророки, были установлены в сердце и разуме людей, то не потребовалось бы записывать ни Закон, ни Пророков, как написано: Праведным Закон не положен, но беззаконникам[3], – [I/49] ведь ради беззаконников был положен Закон. А если бы праведным оставался род человеческий, то и Закон бы не потребовался. И еще: если бы не был положен Закон, не была бы познана сила Божия, явленная Им через различные чудеса во всех поколениях.
За преступление заповеди домом Адама распространилась в мире смерть. Но явится сила Божия, когда все люди воскреснут в конце, в то время, когда будет отъята власть смерти. И из-за беззаконников во дни Ноя была явлена сила Божия на водах потопа. И в Аврааме, из-за того, что он сохранял праведность [о которой говорит] Закон, еще до того, как был положен Закон, явилась в нем сила Божия через праведность. Когда он силою Божией возвратил содомских пленников[4], но к добыче не протянул руки своей, то сказал ему Бог на следующий день: Награда твоя велика весьма за праведность твою[5]. И хотя тот Закон не был установлен для него [Авраама], но он показал дела Закона, и не требовался Закон для праведности его. Точно также и для Исаака и для Иакова, сыновей его, не было необходимости устанавливать Закон праведности их, потому что отец заповедовал им, чтобы они [постоянно] творили справедливость и суд, как написано: Сказал Господь Аврааму: знаю Я, что заповедает он сыновьям своим после себя, чтобы они соблюдали все заповеди Мои[6]. [I/52] И также Иосиф сохранил праведность Закона, когда не послушался госпожи своей, говоря: Как сотворю я это великое зло и согрешу против Бога?[7] И также Моисей сохранил праведность Закона, отказавшись от того, чтобы называться сыном дочери фараона[8]. Поэтому сподобил его Господь, чтобы его рукою был дан Закон народу. И хотя все они явили дела Закона, Закон не был положен для их праведности, но они были Законом для самих себя[9].
3. Когда же приблизилось время Закона, то он был приложен по причине преступления[10]. И Закон сам свидетельствует о себе, что он был [всего лишь] приложением. Действительно из-за чего появилось это приложение, если не ради призвания народов, которое было обещано еще прежде Закона[11]. И был этот Закон хранителем и воспитателем[12], пока не пришло то семя, в котором благословятся народы. Ибо клятвенное слово, которое было обещано Аврааму, и есть Завет обетования. Вот, что сказал ему Бог: В семени твоем благословятся все народы[13]. И это слово есть не что иное, как Завет, установленный раньше Закона на 430 лет[14]. Ибо было обещано Аврааму, что благословятся народы в семени его, а это есть не кто иной как Христос. И лишь спустя 430 лет появился Закон. [I/53] Итак, когда получил Авраам это обетование, ему было 85 лет[15]. И от этого времени до того, как вошел Иаков в Египет, прошло 205 лет. И от того времени как вошел Иаков в Египет до того, как вышел народ под предводительством Моисея, прошло 225 лет.
4. Записано слово, что пребывание сынов Израильских в земле Египетской – 430 лет. Почему же, возлюбленный, хотя [всего лишь] 225 лет они обитали там, им приписывается 430 лет. Не иначе как потому, что [необходимо вести счет] от того времени, когда [Бог] сказал Аврааму: Знай, что поселенцами будут потомки [досл. семя] твои в земле не своей. И будут угнетать их, и поработят их на 400 лет[16]. Ибо, когда было сказано Аврааму: Ребенок будет у тебя[17], – это слово тотчас верою изобразилось в сердце Авраама, как написано: Поверил Авраам в Бога, и это было вменено ему в праведность[18]. Также и слово о том, что порабощены будут сыновья его в Египте зачалось в сердце Авраама, и начал он переживать: каким же образом будет семя его в порабощении, – и рабствовало сердце его в Египте. [I/56] Также и Исаак, и Иаков размышляли о рабстве, и рабствовал помысел их в Египте. И еще до их рожденья было обещано рабство семени Авраама. Итак, предваряет то слово рождение Исаака на 15 лет. И обетование рабства предваряет вход в Египет на 205 лет. И обетование, данное семени Авраама, что в нем благословятся все народы, предваряет Закон на 430 лет[19]. И не мог Закон отменить обетование, потому что Закон был [лишь] приложением к тому слову обетования, до тех пор, пока не прейдет его [т.е. слова обетования] время.
5. И сохранялось то слово 1794 года с того времени, как было обещано Аврааму, и до тех пор, пока не пришло. И пребывало то слово в сохранности 1364 года после того, как был установлен Закон[20]. И было то слово раньше Закона на 430 лет. А когда оно пришло, то отменило соблюдения закона. И был завершен Закон и Пророки этими двумя заповедями, как сказал наш Господь. Ибо написано слово: Весь Закон и Пророки до Иоанна Крестителя пророчествовали[21]. И Господь наш сказал: Я пришел не для того, чтобы разрушить Закон и Пророков, но чтобы исполнить их[22]. И еще написано: Истина Закона через Иисуса явилась[23].
6. [I/57] Итак, почему же ущербными были Закон и Пророки и нуждались в восполнении, если не потому, что в них был сокрыт Завет того самого слова обетования. Ибо не был запечатан тот Завет, который был дан Моисею, пока не пришел этот последний Завет, но именно он и есть первый. Он сверху был обещан, и снизу подписан. И умер приносящий Завет[24] и утвердил два Завета, и сделал Он два единым, и Закон заповедей заповедями Своими отменил[25]. Потому что употребление Закона отменено пришествием нашего Жизнодавца.
Он принес в жертву Самого Себя
вместо приношений законных.
Был ведом словно агнец на заклание[26]
вместо агнцев умилостивления.
И убит за нас бык тучный,
чтобы не нуждались мы приносить [в жерту] телят.
Он пришел и поднялся на Крест,
чтобы не требовались от нас приношения и жертвы.
Он отдал Свою кровь за всех людей,
чтобы не нуждались мы в крови животных.
Он вошел в Храм нерукотворный,
и стал священником и служителем святилища[27].
Когда же пришел Он, то отменил то, что соблюдалось в Законе. С [того] момента, как они связали Его, стали связаны праздники их цепями[28]. [I/60] И от тех, кто хотел судить Невинного, удалил Он судей. И у тех, кто топил царство Его, отнял Он царство. Потому что пришел Тот, Кому принадлежит царство[29]. И поднялась жертва живая за нас, а их жертвы Он отменил. И сели сыны Израиля без жертв и без жертвенника, не облачаясь в эфод, и не возлагая фимиам[30]. И отменил Он у них видения и пророков, потому что не послушались они великого пророка. И исполнился первый Завет в последнем.
И обветшали и поседели дела закона, и обратились в порчу[31]. Ибо с того времени, как был дан новый [Завет], новый отменил старый[32]. И не только после того как пришел наш Спаситель были отвергнуты жертвы, но также и до [этого] времени не были приятны Ему их жертвы, как написано: Не ем Я плоть телят и кровь козлят не пью, принеси же Богу благодарение и исполни Всевышнему обеты твои[33]. И еще говорит Он: Сердце сокрушенное Бог не отвергнет[34]. И еще говорит Он: Не желаю Я жертв, и всесожжений не хочу[35]. Жертвы Богу дух смиренный[36]. [I/61] И также пророк Исайя сказал: Не нужно Мне множество жертв ваших – говорит Господь[37]. И еще Он сказал им: Возненавидел Я и отверг праздники ваши, и не обоняю Я собраний ваших[38].
7. И еще: это слово, сказанное нашим Спасителем, на котором висит Тора и Пророки – прекрасно, великолепно и замечательно; потому что так сказал наш Спаситель: Ни одна буква йод из Торы или пророков не прейдет, до тех пор пока все не случится[39]. Итак, Он взял Закон и Пророков, и ничего в них не отменив, подвесил на двух заповедях. И когда ты внимательно рассмотришь это слово, [то увидишь, что] в действительности оно таково – соблюдение Закона, и всего, что написано в нем, находится под следующим словом: Возлюби Господа Бога твоего от всей души твоей, и от всей силы твоей, и от всего сердца твоего[40]. И все, что делалось по Закону, [делалось для того], чтобы приблизиться к любви Божией[41], и чтобы возлюбил человек ближнего своего, как самого себя. Эти две заповеди находятся над всем Законом. И когда ты обратишь свое внимание и посмотришь на Закон, [то увидишь, что] во главе всего Закона написано так: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Не делай себе предо Мной никакого образа и никакого подобия[42]. И если не сотворит себе человек иного бога, то он пребудет под словом, на котором висят и Закон, и Пророки. [I/64] Напоминаю тебе, возлюбленный, [о то], что [уже] писал тебе: Праведным закон не положен[43], потому что тот, кто сохранил праведность, находится над заповедью, то есть Законом и Пророками. И истинно то слово, которое сказал наш Господь: Не прейдет буква йод из Торы и из Пророков[44], ибо Он запечатал и подвесил их на двух заповедях.
8. Выслушай же, возлюбленный, следующее наставление. Если кто-нибудь скажет, почему написано так: жили сыны Израиля во [время] своего пребывания в земле египетской 430 лет[45], – тогда как Аврааму было обещано иначе, сказано ему: 400 лет будут они [в земле египетской] (и получается дополнительных 30 лет), то я покажу тебе, возлюбленный, как это было. Когда приблизилось время исполнения 400 летнего [срока], послан был Моисей, чтобы спасти их. Но когда он убил египтянина[46], и они отвергли своего спасителя, то убежал Моисей в Мадиам, а над ними был гнев, так что жили они в Египте [еще] 30 лет, потому что говорили Моисею: Кто поставил тебя над нами властителем и судьей[47]? Итак, когда они отвергли своего спасителя, [то] гнев Божий удерживал их 30 лет в Египте, а Моисей [эти] 30 лет находился в Мадиаме, [I/65] и [лишь] затем, когда увеличилось над ними притеснение, он вывел их из Египта. Такое долготерпение показал Бог, с одной стороны, чтобы были они наказаны за то, что отвергли Моисея, а, с другой, чтобы исполнилась [мера] долгов амореев[48]. Сверх того, что пообещал Аврааму, Он прибавил народу 30 лет, а амореев терпел 70 лет: [сложи] 30 лет в Египте и 40 лет в пустыне. И когда окончился [срок в] 430 плюс 40 лет [определенный] для исполнения долгов амореев, Он ввел их [т.е. народ] в землю обетованную.
Ты знаешь, возлюбленный, что Бог, который не есть Закон, иногда значительно сокращает, а иногда прибавляет к малому. Он обещал, например, во дни Ноя, по причине беззакония людей, что будут дни человека 120 лет. Но Он стер их в 600 год жизни Ноя, хотя говорил: 120 лет будут они на земле[49]. В 600 год жизни Ноя были стерты они[50], и сократил Он их [дни] на 20 лет.
[I/68] И еще написано: когда умножилось беззаконие царства и грех дома Ефремова, который поставил царем над собой Иеровоама сына Навата, а тот и сам грешил и развращал Израиль, и когда они согрешали, то Он [так] пообещал им через предсказание пророка Исайи говоря: Спустя 65 лет отпадет Ефрем от народа[51]. В первый год Ахаза было это слово. А в четвертый год Езекии поднялся на них Салманассар, царь ассирийский, а после него Феглафелласар, и увел их в плен из страны их[52]. Царствовал же над ними Ахаз 16 лет. А в четвертый год Езекии стали властвовать над ними цари ассирийские. Лишь 20 лет просуществовали, и отпал Ефрем от Израиля. Таким образом, Он сократил им 45 лет, а ведь это время было предсказано и установлено, но не исполнилось то, что было определено.
9. Не как неведающий обещает Он им, что так будет, а затем сокращаются и прибавляются годы, но как ведающий. Ибо знал Он, что они идут к этой мере, но по милости Своей дал им время для покаяния, чтобы не было у них оправдания. [I/69] А те люди пренебрегали долготерпением Божиим, слыша, что есть еще долгое время до тех пор, как придет обещанный гнев. Они упрямились и грешили перед Ним и говорили: То, что говорят пророки – о времени далеком предвозвещается.[53]. Поэтому, когда подобное помышление пришло им на ум во дни пророка Иезекииля и они говорили: то, что предвозвещается относится к далекому времени, – сказал им Иезекииль: Жив Я говорит Господь Господствующих, больше не будет промедления словам Моим, но сказанное Мной слово исполню без промедления[54]. И это было предопределено. Но Он дал время людям, чтобы имели возможность покаяться, а они пренебрегли долготерпением Божиим, и не покаялись. И тогда Он обманул [и не сдержал] срок, который установил и определил для них. Не как неведующий Он делает [это], но как написано: Горе грабящему, вы же не грабьте, и лжец не обманет вас, ибо когда вы захотите ограбить, то сами будете ограблены, и когда захотите обмануть он обманет вас[55]. [I/72] И еще написано Иеремией: Если скажу о народе и царстве, чтобы выкорчевать и уничтожить, свергнуть и погубить, но покается народ сей от своего зла, то также и Я не сдержу слово Мое, и отведу от них то, что Я говорил им[56]. Еще сказал тот же Иеремия: Если скажу о народе и царстве чтобы построить и насадить, но сделает тот народ беззаконие предо Мной, также и Я не сдержу слово Мое, но отведу от него благо, которым Я обещал облагодетельствовать его[57].
10. В том первом слове, возлюбленный, которое я написал тебе прежде о делах веры – я показал, что на вере можно поставить основание Завета, в котором мы стоим. Это же второе слово я написал, чтобы напомнить тебе [о том], что весь Закон и Пророки висят на двух заповедях – на тех самых, о которых сказал наш Спаситель. И в этих двух заповедях заключены весь Закон и Пророки, а в Законе заключена вера, а на вере устанавливается истинная любовь. Та, которая [находится] в согласии этим двум заповедям. Так, что, возлюбив Господа Бога своего, возлюбит человек и ближнего своего, как самого себя.
11. Итак, слушай, возлюбленный, о любви, которая согласна этим двум заповедям. Когда пришел наш Жизнодавец, то показал Он усердие в любви, так говоря Своим ученикам: Это заповедь Моя – да любите друг друга[58]. И еще Он сказал им: Заповедь новую Я даю вам: да любите друг друга[59]. [I/73] И еще, являя любовь, так наставлял их: Любите врагов ваших, и благословляйте того, кто проклинает вас, и молитесь о тех, кто вредит вам и преследует вас[60]. И еще следующее Он сказал им: Если будете любить любящего вас – какая вам награда? Ибо если ты любишь любящего тебя, то и язычники делают так. Они любят того, кто любит их[61]. Еще сказал наш Жизнодавец: Если вы делаете добро тому, кто и с вами поступает хорошо – какая вам награда, ибо и мытари и грешники делают так. Но раз вы называетесь сынами Бога небесного, то будьте подобны Ему, ибо Он благ и к неблагодарным[62]. Еще сказал наш Спаситель: Прощайте, и будет прощено вам, отпускайте и отпустят вам, давайте, и будет дано вам[63]. И еще Он сказал, устрашая нас: Если вы не будете прощать людям их прегрешения, в которых они прегрешают вам, то и Отец не простит вам[64]. И поэтому так предупреждал Он и говорил: Если прегрешит тебе брат твой – прости ему. Даже если семь раз прегрешит тебе за один день – прости ему[65].
12. [I/76] И когда услышал Симон Кифа это слово, то сказал он Господу нашему: Сколько раз прощать мне, если прегрешит мне брат мой, семь ли раз? Сказал ему Господь наш: Не только семь, но семьдесят раз по семь[66]. Даже если четыреста девяносто раз прегрешит он тебе в течение одного дня, ты прости ему и уподобься Отцу твоему благому, Который продлевал прощение Свое Иерусалиму.
Ибо Он уведя сыновей Израиля в плен вавилонский, наказывал их там семьдесят лет. А когда явилась милость Его, то собрал Он их в землю их рукою Ездры книжника, и продлевал им прощение, в половину дня Своего – семьдесят седмин лет, [что составляет] четыреста девяносто лет. Когда же они отринули кровь неповинную, то уже не смиловался Он над Иерусалимом, но предал его в руку врагов его. И они искоренили его и не оставили в нем камня на камне, и не оставили оснований [даже дома] Господня. Но не говорил Он им – [этим] сынам Эдома – что воздастся им воздаяние, потому что не кричали они об Иерусалиме: обнажайте, обнажайте до оснований его[67], [I/77] но Бог половину дня Своего прощая и терпя грехи их четыреста девяносто лет, затем Сам искореняет даже Иерусалим и предает его в руку чужеземцев. И так заповедал им наш Жизнодавец: да простит человек брату своему четыреста девяносто раз в течение одного дня.
13. Не затрудняйся, возлюбленный, словом, которое я написал тебе, что половину дня Своего, прощал Бог Иерусалим. Ибо так написано Давидом в псалме девяностом: Тысяча лет в глазах Господа как день, который закончился и прошел[68]. И также наши мудрые учителя говорят, что по подобию шести дней [творения] установил Бог мир: по завершении шести тысяч лет мир разрушится, и наступит суббота Божия, по образу той субботы, которая была после шести дней [творения], как объяснил и показал нам наш Спаситель о субботе, говоря так: Молитесь, чтобы не было бегство ваше зимой или в субботу[69]. И также апостол еще сказал: Ибо еще только предстоит суббота Божия, будем же усердны, чтобы войти нам в покой Его[70].
14. Итак, когда обучал наш Господь молитве Своих учеников, говорил им: Так молитесь: оставь нам долги наши, и также мы оставим должникам нашим[71]. И еще Он сказал: когда, желая принести жертву, ты вспомнишь, что держишь какой-либо гнев на брата твоего, то оставь приношение твое перед жертвенником, и иди примирись с братом твоим, и лишь затем приди и принеси приношение твое[72]. [I/80] Чтобы не случилось, что когда будет молиться человек: “оставь нам долги наши, и также мы оставим должникам нашим[73]”, – он будет уловлен от собственных уст. И скажет ему Принимающий молитвы: “Ты не оставляешь должнику твоему – как же оставят тебе”. И останется молитва твоя на земле.
И еще наш Господь показал нам пример на том человеке, который начал взимать счет с рабов своих. И приблизился к нему раб его, который должен был ему мириад талантов. И принуждал господин его отдать ему то, что он должен. И, так как не мог он вернуть свой долг господину своему, приказал господин отпустить его, и все, что он был должен, простил ему. Тот же раб по злобе своей не помнил прощения господина своего, и в какой мере тот увеличил свое прощение к нему. Но, выйдя, нашел одного из товарищей, который был должен ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне то, что ты должен. Но не внял тот мольбе товарища своего, который умолял его, но пошел и заключил его в темницу. И из-за того, что не простил он товарищу своему малое, хотя ему прощено было многое, будет предан он стражникам, чтобы те бичевали его, пока не отдаст он то, что должен. И Он сказал им: Так сделает вам и Отец Мой небесный, если вы не будете прощать друг другу [74].
15. [I/81] Еще посмотри, возлюбленный, как и блаженный апостол возвеличивает любовь, когда говорит: Если вы желаете даров великих, я покажу вам какой дар наибольший[75]. И он сказал: Если будет у меня [дар] пророчества и я познаю все тайны, и все знание и всю веру, так что и гору передвину, а любви не будет во мне – ничего я не приобрел. И если все, что имею отдам в пищу нищим, и даже тело свое предам на сожжение, а любви не будет во мне – опять ничего я не приобрел[76]. И далее так сказал: Любовь долготерпелива и благодушна, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет того, что приятно лишь ей самой, но то, что полезно многим. Любовь всего надеется, и все терпит, любовь никогда не отпадет[77]. Еще сказал он: Любовь больше всего[78]. И показал и объяснил апостол, что после веры наибольшая есть любовь, и на ней утверждается крепкое строение. И показал, что:
Пророчество на любви утверждается.
[I/84] И тайны любовью раскрываются.
И знание любовью завершается.
И вера любовью укрепляется.
А тот, в ком есть вера и гору передвинет.
Без любви же нет никакой пользы. И если все, что есть у человека, отдаст он нищим, но его благодеяния не с любовью предлагаются, нет ему никакой пользы[79]. И даже если за имя Господа тело свое сожжет он в огне, [то и] это не поможет [ему]. И еще указал на долготерпение, выдержку, благодушие, и чтобы никто не завидовал брату своему – [все] это находится в полноте любви[80]. В свою очередь терпение, смирение и братолюбие на вере устанавливаются, вера же полагается на скале [предназначенной под] здание, любовь же является стропилами здания, и ими связываются стены дома. И если обнаружится какие-либо неполадки в стропилах дома, то падает все строение. Также и в [отношении] веры – когда обнаружится в ней разделение, то падает вся вера. И не способна вера преодолеть завистливость и препирательство пока не придет любовь Христова. Подобно тому, как не может строение подняться достаточно [высоко], пока не будут связаны стены стропилами.
16. И еще раз покажу тебе, возлюбленный, что любовь больше всего, и благодаря ей стали совершенными древние праведники. [I/85] Ибо сообщается о Моисее, что он душу свою готов был отдать за единоплеменников своих, чтобы была она стерта из книги жизни, лишь бы только не стерт был народ[81]. И даже когда восстали они на него, чтобы побить его камнями[82], [то и тогда] приносил он прошение о них к Богу, чтобы Тот явил Свою милость.
И также Давид показал пример любви, когда был преследуем Саулом. В тот раз, когда он [Cаул] был схвачен, и они [люди Давида] хотели убить его, Давид обильной любовью сделал милость Саулу, врагу своему, желавшему убить его. Дважды был предан [Саул] в руки Давида, но он не убил его, а воздал добром за зло[83]. Поэтому не отошло добро от дома Давида, и тому, кто простил – простилось. А от дома Саула, который воздал злом за добро, не отошло зло. И взывал он к Богу, но Тот не отвечал ему[84]. И он пал в битве с филистимлянами. И горько плакал о нем Давид[85]. И исполнил Давид заповедь нашего Спасителя прежде, чем Тот сказал: Любите врагов ваших[86]; прощайте, и простится вам[87]. Вот как возлюбил Давид и был возлюблен, простил, и было прощено ему.
[I/88] И еще Елисей явил подобную любвь. Когда пришли к нему враги его, чтобы схватить и причинить ему зло[88], то он сотворил им добро и хлеб с водой положил перед ними. И отпустил их от себя с миром. И исполнил слово написанное: Если голоден враг твой – накорми его, и если жаждет он – напои его[89].
И также пророк Иеремия о тех, кто заключил его в яму и постоянно мучил его, усердно молился пред Богом[90].
Таковым примером древних [праведников] научил нас наш Спаситель, чтобы мы любили врагов наших[91], и молились о ненавидящих нас. И если Он заповедал нам любить врагов наших и о ненавидящих нас молиться, то кто же оправдается в день суда? Ибо вот братьев наших [то есть сами] члены наши мы ненавидим: ведь мы от Тела Христова и члены от членов Его[92]. Тот же, кто ненавидит [хотя бы] один из членов Христа, отсекает себя от всего Тела. А тот, кто ненавидит брата своего, отсекает себя от сынов Божиих.
17. И это то, чему учил нас наш Спаситель: Он показал усердие в любви, ибо Сам прежде совершив ее, затем научил и внимающих Ему.
И, возлюбив нас, Он примирил нашу вражду с Отцом.
[I/89] И невинность Свою предал за должников.
И Благой за злых был обесчещен.
И Богатый за нас обнищал.
И умер Живой за мертвых.
И смертью Своей оживил нашу смертность.
И Сын Господа всяческих нас ради рабу уподобился.
И Тот, Кому все порабощено, поработил Себя,
чтобы освободить нас от рабства греху[93].
И Он по бессчетной любви Своей дал блаженство нищим духом[94].
И Он обещал миротворцам, что братьями Его будут,
и сынами Божьими нарекутся[95].
И Он заверил кротких, что наследят землю жизни[96].
И Он обещал плачущим, что им воздастся[97].
И Он обещал алчущим насыщение во Царствии Своем[98].
И Он обрадовал рыдающих обетованием Своим[99].
И Он обещал милостивым, что они помилованы будут[100].
И Он сказал тем, кто чист сердцем, что они узрят Бога[101].
И еще Он обещал гонимым за правду,
что войдут они в Царство Небесное[102].
И гонимым за Имя Его
пообещал блаженство и покой во Царствии Своем[103].
И изменил нашу бренную природу.
И сделал нас солью истины.
И избавил нас от съедения змием[104].
И назвал нас светом мира[105].
Да избавит нас от власти смерти!
И соделал из злых нас добрыми.
И вместо презренных прекрасными.
И дал нам милость вместо ненависти[106].
[I/92] И приобщил нас к человеку доброму,
кто выносит из сокровищ своих доброе.
И избавил нас от того,
кто выносит злое от избытка сердца своего[107].
И Он по любви Своей неистощимой уврачевал раны страждущих.
Ибо Он исцелил сына сотника по вере его[108].
И успокоил ради нас морские бури могуществом Своим[109].
И отогнал ради нас легион бесов по милосердию Своему[110].
И милостью Своей оживил дочь начальника синагоги[111].
И еще очистил женщину от скверны крови[112].
И открыл глаза двух слепых, приблизившихся к Нему[113].
И еще Двенадцати Своим дал силу и власть над всяким недугом и болезнью[114], а также и нам через них.
И удержал нас от пути язычников и самаритян[115].
И по милости Своей дал нам силу не бояться, когда нас поставят перед властителями мира[116].
И положил разделение на земле ради великого мира Своего[117].
И оставил многочисленные долги грешнице по милости Своей[118].
И сподобил нас по благодати Своей построить башню [взяв на] Себя расходы[119].
[I/93] И изгнал из нас духов нечистых.
И сделал нас местом обитания Своего Божества[120].
И посеял в нас семя доброе, чтобы дало оно плод в сто, в шестьдесят и в тридцать крат[121].
И было положено оно в мире подобно сокровищу, лежащему на поле[122].
И показал силу величия Своего, когда был брошен с вершины в пропасть и не повредился[123].
И насытил алчущих, пришедших в истощение, пятью хлебами и двумя рыбами – пять тысяч человек, не считая детей и женщин – показав величие славы Своей[124].
И по бессчетной любви Своей послушал женщину ханаанейку и воздвиг ее дочь от болезни[125].
И властью Пославшего Его исправил язык немого – немого, что туг был на ухо[126].
И слепые увидели свет Его и прославили чрез Него Пославшего Его[127].
И когда поднялся на гору помолиться, то превзошел свет Его лучи солнечные[128].
И дал познать силу Свою преизобильную на том ребенке, которого удерживал [злой] дух.
И лунатика словом Своим переменил[129].
И дал нам образ и подобие, чтобы мы уподобились детям, и вошли в Царство Небесное[130].
И сказал, указывая на малых, чтобы никто не пренебрегал ими, ибо ангелы их во всякое время видят Отца Небесного[131].
И еще показал Он Свое совершенное врачевство на том человеке, который был болен в течение тридцати восьми лет, и умножив милость Свою к нему исцелил Его[132].
Еще дал нам заповедь, чтобы мы, оставив мир, обратились к Нему[133]. И открыл нам в рассказе о богаче, который надеялся на имение свое[134], что тот, кто любит мир, не может угодить Богу[135]. А у того человека, который наслаждался своими благами, конец был в Шеоле. И просил воды [хотя бы] с кончик мизинца, и никто не дал ему[136].
И нанял Он нас подобно рабочим, чтобы мы трудились в винограднике Его. Но это есть виноградник истинный[137].
Все это наш Жизнодавец сделал для нас по множеству Своей любви. Так и мы, возлюбленный, возлюбив друг друга, пребудем причастниками любви Христовой, и исполним эти две заповеди, на которых висит весь Закон и Пророки.
Закончилась Тахвита о любви.
[1] Лк 16:31
[2] Мф 22:37-40;Мк 12:29-31;Лк 10:27 (Втор 6:5)
[3] 1Тим 9:9
[4] Быт 14:22
[5] Быт 15:1
[6] Быт 18:19
[7] Быт 39:9
[8] Евр 11:24
[9] Рим 2:14
[10] Гал 3:19
[11] Гал 3:8
[12] Гал 3:24
[13] Гал 3:8; Быт 18:18, 22:18, 26:14
[14] Гал 3:17; Исх 12:40
[15] Быт 16:16
[16] Быт 15:13
[17] Быт 15:4
[18] Быт 15:6; Рим 4;13
[19] Гал 3:17
[20] Гал 3:23-25
[21] Мф 11:13
[22] Мф 5:7
[23] Ин 1:17
[24] Евр 9:17-18
[25] Еф 2:14-15
[26] Ис 5:27; Деян 8:32
[27] Евр 9:11-12
[28] Пс 119:27
[29] Быт 49:10
[30] Ос 3:4
[31] Евр 8:13
[32] Мф 9:17-18
[33] Пс 49:13-14
[34] Пс 50:19
[35] Иер 6:20
[36] Пс 50:17
[37] Ис 1:11;
[38] Ис 1:14; Ам 5:21
[39] Мф 5:18
[40] Втор 6:5; Мф 22:37
[41] Еф 2:13
[42] Исх 20:2-4
[43] 1 Тим 9:9
[44] Мф 5:18
[45] Исх 12:40
[46] Деян 7:23-29
[47] Исх 2:11-15
[48] Быт 15:16
[49] Быт 6:3
[50] Быт 7:6
[51] Ис 7:8; 17:3
[52] 2 Цар 18:9-10; 15:20; 1 Пар 5:6-26
[53] Иез 12:27
[54] Иез 12:28
[55] Ис 33:1
[56] Иер 18:7-8
[57] Иер 18:9-10
[58] Ин 15:12
[59] Ин 13:34
[60] Мф 5:44; Лк 6:27-28.
[61] Мф 5:46; Лк 6:32.
[62] Лк 6:35.
[63] Лк 6:37-38.
[64] Мф 6:15.
[65] Лк 17:3.
[66] Мф 18:21-22.
[67] Пс 136:7; Иез 25:12-14.
[68] Пс 89:4.
[69] Мф 24:20.
[70] Евр 4:9-11.
[71] Мф 6: 12.
[72] Мф 5:23-24.
[73] Мф 6: 12.
[74] Мф 18:23-35.
[75] 1 Кор 12:31.
[76] 1 Кор 13:2-3.
[77] 1 Кор 13:4-8.
[78] 1 Кор 12:13.
[79] 1 Кор 13:2-3.
[80]1 Кор 13:4-7.
[81] Исх 32:31-32.
[82] Чис 14:10.
[83] 1 Цар 24:4-8; 26:9-11.
[84] 1 Цар 27:6.
[85] 2 Цар 1:17.
[86] Лк 6:35.
[87] Лк 6:37.
[88] 4 Цар 6:13-23.
[89] Прит 25:21; Рим 12:20.
[90] Иер 38:20.
[91] Мф 5:44.
[92] 1 Кор 12:27.
[93] Флп 2:7.
[94] Мф 5:3.
[95] Мф 5:9.
[96] Мф 5:4.
[97] Мф 5:5.
[98] Мф 5:6.
[99] Лк 6:21.
[100] Мф 5:7.
[101] Мф 5:8.
[102] Мф 5:10.
[103] Мф 5:11-12; Лк 6:22.
[104] Мф 5:13.
[105] Мф 5:14; Ин 12:35.
[106] Мф 5:20, 5:43.
[107] Лк 6:45.
[108] Мф 8:13; Лк 7:10.
[109] Мк 4:38; Лк 8:24.
[110] Мк 5:9; Лк 8:30.
[111] Лк 8:55.
[112] Мф 9:18-26; Мк 5:21-42; Лк 8:40-56.
[113] Мф 9:27-31.
[114] Мф 10:8; Лк 9:1.
[115] Мф 10:5.
[116] Мф 10:17-20.
[117] Лк 12:51.
[118] Лк 7:47.
[119] Лк 14:28.
[120] Мф 12:43; Лк 8:2, 11:24.
[121] Мф 13:23; Мк 4:20.
[122] Мф 13:44.
[123] Лк 4:28-30.
[124] Мф 14:15-21; Мк 6:31-44; Лк 9:10-17; Ин 6:1-13.
[125] Мф 15:21-28; Мк 7:24-30.
[126] Мк 7:32-37.
[127] Мф 9:25-31.
[128] Мф 17:2.
[129] Мф 17:14-18.
[130] Мф 18:1-5.
[131] Мф 18:10.
[132] Ин 5:1-18.
[133] Мф 16:26; Мк 8:36; Лк 9:25.
[134] Лк 12:16.
[135] Мф 19:16-22; Мк 10:17-22; Лк 18:18-23.
[136] Лк 16:19-31.
[137] Мф 20:1-16.