По просьбе и.о. ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополита Тихона студенты написали короткие заметки о своих личных духовных открытиях, которые они сделали за время своей учебы.
Публикуем некоторые из них.
«Праотец Адам – святой»
Артем, 3 курс:
– Моим открытием был тот факт, что праотец Адам – святой.
Тот Адам, который совершил самый главный грех в истории человечества. Тот Адам, который обвинил в этом свою жену Еву, и косвенно – Самого Бога. Тот Адам, из-за которого все человечество стало смертным и отделенным от Бога. Этот самый Адам теперь святой.
Потому что покаялся, и потому что Бог простил его. Вот что значит покаяние и готовность Бога простить грех и грешника.
«Если я поступил и учусь в семинарии,
значит, меня призвал Господь»
Григорий Хавана, 2 курс:
– Для меня огромнейшим открытием стало понимание того, что Бог всегда рядом и всегда слышит, всегда готов и реально может помочь.
От меня нужно лишь покаяние и твердое желание быть с Богом.
У Иоанна Златоуста есть такие слова: «Быть близко или далеко от Бога – зависит от самого человека, ибо Бог везде».
Но, понимая это, я постоянно прохожу мимо Бога, игнорирую Его, противлюсь Ему своими грехами.
Для меня неожиданно, но даже желание всегда быть с Богом нужно иногда просить у Бога!
***
Если я поступил и учусь в семинарии, значит, меня призвал Господь. И если я при поступлении молился отцу Иоанну (Крестьянкину) и поступил, значит, отец Иоанн молился за меня и продолжает молиться.
***
Огромным открытием для меня стала 13 глава первого Послания апостола Павла к Коринфянам:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 1–4).
Любовь не вообще к людям, а к каждому конкретному человеку – вот цель духовной жизни.
Но когда я честно смотрю в свое сердце, в лучшем случае я вижу желание любить, но, к сожалению, не саму любовь.
«В семейной жизни только одна твердая опора – Священное Писание»
Тихон Кизяков, 2 курс:
– Учась в семинарии, я вдруг отчетливо понял, что Священное Писание – это не просто что-то далекое, философское, мудреное. Это не одна из огромного числа различных мудростей, которые есть в мире.
Священное Писание – это вообще единственная мудрость в мире.
***
Женившись, я понял, что в семейной жизни можно найти только одну твердую опору – Священное Писание. В нем есть все ответы на все вопросы, в том числе на вопросы о взаимоотношениях людей в семье.
Оказалось, что если свое видение семьи и бытовые вопросы обговаривать с женой и приводить в пример Священное Писание, то жена примет это и пойдет за мной. И в конце концов принятые таким образом решения оказываются правильными.
Рассуждение с советом на основе Священного Писания – единственно правильный путь к устройству крепкой семьи. Это стало для меня настоящим открытием.
«Совместная молитва с женой
рождает чувство умиротворенного единения»
Иерей Андрей Кичайкин, 4 курс:
– После вступления в брак я стал понимать, что духовная жизнь – это стержень, на котором строится благополучие семьи.
Духовная жизнь – это стержень, на котором строится благополучие семьи
Совместная молитва рождает чувство умиротворенного единения, когда после молитвы хочется просто сесть рядом и ничего не говорить. Но в этом молчании такая глубина, что и слов не надо.
В таком молчании можно узнать друг друга лучше, чем в долгом разговоре.
***
Совершая Божественную литургию, делаешь открытия постоянно.
Глубочайшие по содержанию молитвы раскрывают для тебя все новые открытия. Так же, как, читая Евангелие, каждый раз открываешь его по-новому.
Служение Божественной литургии – это погружение в океан высочайших смыслов и откровений.
«Греховные удовольствия могут приносить самые настоящие страдания»
Николай Сергеенко, 2 курс:
– Моим духовным открытием явилось понимание того, что греховные удовольствия могут приносить человеку самые настоящие страдания.
Если очень многими людьми возможность грешить воспринимается как свобода и удовлетворение, то для человека, в котором действует Божественная благодать, желание грешить ощущается как рабство и смятение духа.
Когда человек вдруг понимает, что находится в рабстве у своих страстей, он всем своим существом старается освободиться от этого. И в какой-то момент понимает, что без Бога это невозможно.
«Без Бога рискованно и страшно жить»
Артем Петрухин, 2 курс:
– В какой-то момент я вдруг отчетливо почувствовал, что когда я отхожу от Бога, то становлюсь беспомощным и незащищенным перед силами зла.
Когда я отхожу от Бога, то становлюсь беспомощным и незащищенным перед силами зла
Эти реальные силы зла могут сделать со мной, что им угодно. И они сделали бы, если бы Бог не запретил им, ожидая моего возвращения к Нему.
Без Бога рискованно и страшно жить.
***
Еще я понял, что каждый человек может заблудиться. Бог есть свет. И если ты без Бога, то ты во тьме, а во тьме немудрено заблудиться.
Поэтому и пьяницы, и убийцы, и распутники – просто заблудившиеся люди.
Осуждать их глупо, потому что и я иногда оставляю Бога, и я могу так же заблудиться.
И мне кажется, если я не могу им помочь, то могу хотя бы пожалеть и помолиться.
«Неправильно быть гордым»
Виктор Гагарин, 2 курс:
– Раньше я думал, что быть гордым – хорошо и правильно.
Но когда я стал читать духовные книги, вдруг понял, что гордость – это не просто нехорошо и неправильно. Гордость – корень всего зла. Именно от гордости происходят все несчастия в мире.
Поэтому неправильно быть гордым. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5, 5). Но как стать смиренным? На практике я этого пока не понимаю, но пытаюсь понять.
Псково-Печерская духовная семинария: