Небесное воинство. Образ и почитание

Фотогалерея

На исходе X столетия Русь открыла для себя новую веру, даровавшую восточному славянству письменность, каменное зодчество, мир изобразительного искусства и книжной премудрости. Окончательным разрывом с язычеством русские земли обязаны святому равноапостольному князю Владимиру, принявшему крещение вместе со своей дружиной в крымском Херсонесе в 988 году. С самого начала христианская вера была неразрывно связана с примерами благочестия воинов-мучеников и благоверных правителей.

Для русских людей, вместе с новыми именами прославленных общехристианских воинов-мучеников Георгия и Димитрия, Феодора Стратилата и Феодора Тирона, Меркурия и Мины, Андрея Стратилата и Никиты Бесогона, Иоанна Воина и Уара открывались новая история и новая образность. Особым ореолом почитания был окружен архистратиг (глава) всего Небесного воинства – архангел Михаил. К плеяде святых воинов вскоре присоединились и русские праведники: благоверные князья, стяжавшие бессмертную славу ценой собственного мученичества (сыновья Крестителя Руси – Борис и Глеб, павший в битве с монголами великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, погибший в Орде князь Михаил Черниговский) или защитой православного народа (великие князья Александр Невский и Дмитрий Донской). Имена архангела Михаила, святых воинов-мучеников и русских благоверных князей давали младенцам при крещении, к их заступничеству обращались в дни войн и бедствий, в их честь строили приходские храмы и величественные соборы. Образы святых воинов заняли выдающееся место в русском искусстве: они возникали на фресках и иконах, в нагрудных образках и в скульптуре, на оружии и создаваемом женскими руками лицевом шитье.

Выставка, рассказывающая о святых воинах в русском искусстве на протяжении тысячелетнего периода – от домонгольского времени до XX столетия, – объединяет более ста тридцати произведений иконописи, скульптуры, светской живописи, нумизматики, фалеристики, оружейного дела и ювелирного искусства. Экспозиция в Одностолпной палате Патриаршего дворца включает семь тематических разделов, посвященных архангелу Михаилу, наиболее известным воинам-мученикам – святым Георгию, Димитрию Солунскому и Феодору Стратилату, а также русской княжеской святости и благочестию. Вторая часть экспозиции в выставочном зале Успенской звонницы раскрывает тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике Московского царства и Российской империи. Здесь представлены оружие, ордена и награды, предметы коронационного церемониала, иконы святых воинов XVII–XIX веков, акварельные зарисовки, запечатлевшие знамена русских государей. Завершают выставку памятники советского периода, в том числе эскизы к монументальным работам Павла Корина, посвященные образам Александра Невского и Дмитрия Донского. Эти произведения служат живым свидетельством того, что во все периоды русской истории вплоть до нашего времени образы и подвиг святых воинов остаются немеркнущими символами, дающими утешение, подающими пример, дарующими надежду.

Выставка является одним из крупнейших проектов в истории российского музейного дела, объединяющим как известные шедевры, так и памятники, редко предстающие перед публикой или даже показываемые в первый раз. Среди уникальных экспонатов – храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил», созданная около 1400 года, хоругви с образами архангелов рубежа XII–XIII веков – древнейшие сохранившиеся произведения древнерусского лицевого шитья, образцы русской храмовой скульптуры XIV–XVII столетий, образы великомученика и победоносца Георгия, в том числе одна из древнейших домонгольских икон XI–XII веков, хранящаяся в Успенском соборе Московского Кремля. Выполненный европейским мастером рельефный образ «Чуда святого великомученика Георгия о змие», перенесенный в Успенский собор в далеком XVII столетии, экспонируется впервые.

Святой великомученик Георгий

Святой великомученик Георгий

Великий Новгород, конец XI — начало XII в.

Архангел Михаил с деяниями ангелов

Архангел Михаил с деяниями ангелов

Москва, ок. 1400.

Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений

Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений

Москва, XVII в.; живопись – 1771

Чудо святого великомученика Георгия о змие

Чудо святого великомученика Георгия о змие

Ростов Великий, 1490-е гг. Музей русской иконы им. Михаила Абрамова

Плафон от коронационного балдахина

Плафон от коронационного балдахина

Был задействован при коронации Николая II и Александры Федоровны 14 мая 1896 года. Выполнен для вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В центре плафона Малый герб Российской империи, а по углам – вензель вдовствующей императрицы в окружении цепи ордена Св. Андрея Первозванного. На груди орла герб Москвы в виде щита с изображением св. Георгия. Украшавшие балдахин гербы и императорские вензеля были выполнены в московских монастырях, славившихся золотошвейным мастерством.

Эскиз костюма коронационного герольда разработал герольдмейстер барон Б.В. Кёне для коронации императора Александра II. Декор основан на гербовых цветах империи: золотом (желтом), серебряном (белом) и черном. Далматик, предназначавшийся для коронации императора Александра III, выполнен из золотой парчовой ткани, заказанной в московском торговом доме «А. и В. Сапожниковы». Основной продукцией Сапожниковых были тяжелые парчовые ткани, отличавшиеся отменным качеством и принесшие фирме мировую славу.

В позднем Сказании о Гребневской Богоматери повествуется, что эта прославленная икона в 1380 году была поднесена в дар казаками городка Гребень великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, который следовал в Москву после победы на Куликовом поле. По легенде, икона была помещена в кремлевский Успенский собор, а в 1471 году вложена Иваном III в церковь Успения Богородицы «на Бору», которая находилась на Лубянке. Складень с иконой, который вы видите в витрине происходит из Архангельского собора Московского Кремля. С большой долей вероятности этот памятный образ мог быть вложен последней супругой царя Ивана Грозного Марфой Федоровной Нагой после перенесения в собор в 1606 году мощей их сына - царевича Димитрия.

Богоматерь Донская.

Богоматерь Донская.

Истома Савин по заказу Андрея Семеновича Строганова для Благовещенского собора Сольвычегодска.

Знамя Великий Стяг царя Иоанна Васильевича, 1560 г.

Знамя Великий Стяг царя Иоанна Васильевича, 1560 г.

Знамя сотни Государева полка

Знамя сотни Государева полка

Знамя особого Большого полка, 1654 г.

Знамя особого Большого полка, 1654 г.

Икона святых Бориса и Глеба

Икона святых Бориса и Глеба

Образ святого воина – один из древнейших кремлевских памятников русской деревянной скульптуры. Он был обнаружен Николаем Николаевичем Померанцевым на чердаке Мироваренной палаты Патриаршего дворца в 1918 году. Существуют две атрибуции образа: согласно одной, на иконе представлен святой Димитрий Солунский, согласно другой – святой Георгий. Изображение святого воина вырезано из липы. Скульптура пострадала в пожаре и лишена рук и воинских атрибутов. Вероятно, в поднятой правой руке святого было копье, а являющаяся поздней доделкой левая рука опиралась на щит или меч. Два кольца на тыльной стороне, предназначенные для подвески, указывают на местоположение образа в киоте на башне или в интерьере храма.

Святой благоверный князь Глеб

Святой благоверный князь Глеб

Наперсная икона Св. мученик Хрисогон

Наперсная икона Св. мученик Хрисогон

Икона Архистратиг Михаил Грозных Cил воевода,  к.XVII - нач.XVIII

Икона Архистратиг Михаил Грозных Cил воевода, к.XVII - нач.XVIII

11 апреля 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила12 апреля 2023, 17:15
спасибо большое это надо обязательно в школах детям преподавать чтобы воспитывать подрастающее поколение знающих свою великую многовековую историю
Читательница (Подмосковье)12 апреля 2023, 12:41
У отца Игнатия все замечательно: и фото, и проповеди, и улыбка в конце их.) Спасибо!
Ангелина12 апреля 2023, 03:48
Очень интересно. Какая красота!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×