Жены-мироносицы больше не могли так долго оставаться вдали от гроба Христа. Не потому что им надо было совершить полагающийся ритуал, а потому что у них не стало Того, Кто был их жизнью, светом, любовью. Единственного, Кто придавал вкус их жизни, Единственного, без Кого они чувствовали себя потерянными, ненужными, осужденными и в жизни сей, и в грядущей. Они собрались вокруг Него как птенцы, ищущие теплого и безопасного крыла наседки, вместе с учениками, словно неприкаянная толпа, составленная исключительно из бывших блудниц, мытарей и простых рыбаков. Которые особо не понимали ни пророчеств, ни таинственных смыслов Его слов, но, отложив все сомнения, бывшие у них, всей душой чувствовали, сильнее всякой боли, исходящей снаружи и изнутри, что Он Христос, Сын Отца Небесного.
Жены-мироносицы больше не могли так долго оставаться вдали от гроба Христа, потому что у них не стало Того, Кто был их жизнью, светом, любовью
«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68).
Вспышка любви в их сердцах, забытой или дотоле неведомой для них, мгновенно озарила им лик Христов, и они теперь находили утешение только в Нем. Он притягивал их, и они больше не хотели возвращаться к своей прежней жизни, к изматывающему блужданию на ощупь, к с ума сводящему столпотворению, суете сует. К жизни мира, которая есть смерть. Они уже чувствовали себя, как Он, «странниками и пришельцами на земле» (см.: Евр. 11: 13).
«Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя» (Пс. 118: 19).
А теперь их Любовь умертвили, умертвили их Жизнь. Надругались над их надеждой и Светом, оплевав Его, растоптав ногами, изодрав в клочья и повесив на Кресте.
– Куда же нам теперь идти, Иисусе? Что делать без Тебя? Наша жизнь не имеет смыла, когда нет Тебя. Наша жизнь уже не жизнь без Тебя, а пытка, муки и мрак. Как Иов вкусил гноя, прежде чем Ты пришел и утолил огонь внутри его, так же горько и нам, горько, горько!
И, не в силах понести это горе, мироносицы, водимые своим разбитым сердцем, побежали на гроб, чтобы еще раз побыть рядом с Ним. «Приближися нам, Господи, приближися везде Сый» (Слава, час третий). Чтобы увидеть Его хотя бы раз. Побыть с Ним, облобызать Ему руки и ноги, запеленать их плащаницей, погладить Его чело, уязвленное терниями. Хоть немного побыть возле Него, у Его ног, как некогда Мария, и поплакаться Ему, попросить, чтобы Он сказал им что-нибудь, и они снова услышали Его голос. Но… они Его не нашли…
– Куда они Его спрятали? Мало того, что Его убили, они еще и украли Его у нас! Нам не осталось даже утешения в стоянии рядом с Ним у гроба. Они и этому позавидовали, ненавидя нас?
Нет! Просто вам готовится Воскресение, жены-мироносицы…
«Нищий уповает на Господа, а вы насмеялись над его надеждой, сказав: Кто даст от Сиона спасение Израилю?» (см.: Пс. 13: 6–7).
А что же ученики Твои, Господи? Они сидят насупившись, словно совы на развалинах (Пс. 101: 7), объятые смятением, гнетущим их ум и разрывающим сердце. Сомнения, доселе развеваемые возлюбленнейшим Христом, хлынули на них, словно дикие звери тростные (Пс. 67: 31). Они сидели, думали, и им трудно было понять: почему праведные умирают так, как умирают, а беззаконные преуспевают, владычествуют, они сильны, и ничто им не препятствует до самой смерти, они снедают людей в снедь хлеба и остатки оставляют своим младенцам (Пс. 52: 5; 16: 14)?
И не находил покоя дух их, и они разрывались между безмерным чувством любви к Тому, Кому последовали, и пустотой, зияющей теперь перед ними, после того как они увидели Его влекомым на неправедный суд, глумления и полную оставленность Богом.
«Боже, в святости путь Твой» (см.: Пс. 76: 14).
– Где ты, Иоанн, говоривший, что можешь пить чашу, которую Я буду пить (Мк. 10: 38–39)? А ты, Петр? Плачешь теперь горько, видя, как слаб человек и как близко падение от сердца человеческого. Святость Моя стяжается болью, сердцем сокрушенным и разбитым, Распятием и гонением. Не ждите, чтобы мир принял и полюбил святость. В святости путь Мой, а путь мира сего в нечистоте, лжи, тщете, коварстве и смертоносной злобе.
Возненавидевший Меня возненавидел Отца, возгнушался Духом Святым и вас тоже будет ненавидеть. Мир ищет своего. Вы, Мои возлюбленные, Мои друзья, сейчас сетуете и плачете, потому что остались одни, сироты и несчастные. А мир радуется, торжествует, думая, что свел счеты со Мною, избавился от Меня и теперь может веселиться, есть и пить, прижимая к сердцу стяжания неправды, навлекающие на него ярость гнева и жатву слез.
«Да не смущается сердце ваше» (Ин. 14: 1).
Не ослабевайте в вере вашей, глядя на силу и несокрушимость Моих убийц. Не становитесь жертвой страха, видя их всевластие
Не ослабевайте в вере вашей, глядя на силу и несокрушимость Моих убийц. Не становитесь жертвой страха, видя их всевластие. Меня так покрыли ударами и плевками, что вы уже не узнаёте Мой образ, видите Меня висящим на Кресте, а их восседающими во главе народа, во главе царства. Видите их вещающими дерзновенно с высоты, благословляющими сами себя и радующимися сети, которую растянули, и яме, которую вырыли. Слепые! Они не понимают, что сами угодят в сеть, приготовленную для других, и не слышали, когда Я сказал: «Горе тому, через кого приходит соблазн» (см.: Лк. 17: 1).
«А вы – вы пребудьте в любви Моей» (Ин. 15: 9).
– Господи, Ты сказал, чтобы мы остерегались закваски фарисеев и саддукеев (Мф. 16: 6), закваски лицемерия, и мы знали, что они хотят убить Тебя. Но народ… как же народ? Ведь всего несколько дней назад народ встречал Тебя с вайями и осаннами, а теперь умертвил Тебя, послушав их?
– Каждый слушает того духа, который им владеет. Мир не хочет принять Духа истины, но принимает дух и закваску злобы, лицемерия, ненависти и бунтарства, дух Иуды и Вараввы, дух фарисеев, Каина и человекоубийцы, ведь отцом духа мира сего является диавол.
Хотели спрятать Меня, Жизнь, в гробу, не зная и не желая видеть, что Жизнь, Источник Жизни не может быть поглощен смертью – порождением диавола и греха.
Хотели спрятать Меня в аду, чтобы отнять у вас, друзей Моих, Свет и Радость, не зная и не желая видеть, что ад не может поглотить Источник Света и Любви.
Хотели закрыть Мою красоту, превосходящую красоту сынов человеческих, оскорблениями и плевками, не зная и не желая видеть, что Источник Красоты Божественной не может быть прикрыт духом ненависти.
Хотели избавиться от Меня, не зная и не желая видеть, что Я избавил людей от тирании диавола.
***
Никто, хоть немного искренний, не может не видеть, что Христос – не в шуме мира и суете, производимой и управляемой фарисеями и архиереями. Не в гротескной демонстрации власти, насильственной и лживой. Не в безумии разгоряченного, бунтарского ума Вараввы. Не в братоубийственной зависти и неутолимой ненависти к Тому, Кто стоит в знамение падения многих. И последующие Ему тоже сделаются знамением к негодованию тех, кто слушает диавола и мир.
Фарисеи, если вы были так уверены в своей праведности от Закона, зачем же нужны были все эти инсценировки, ложные свидетельства? К чему столько театральности? Что так не дает вам покоя и заставляет идти против своей совести, что вы хотите не только обвинить Его и осудить, но и скомпрометировать, заклеймить позором Его память? И если вы уже осудили Его и знаете, что убьете, к чему тогда эти издевательства?
Двуличные и лживые, как и ваш отец!
Вы исказили тогда правду и извратили значения слов, чтобы ввести в заблуждение доверчивых и из правды и истины извлечь клевету и неправедные обвинения; так вы делаете и сейчас.
Вы действовали во мраке и, не имея что сказать против учения, придумали, состряпали обвинения, манипулируя словами и людьми; так вы делаете и сейчас.
Вы ссылались на Закон и Бога, чтобы опорочить, загнать, высмеять и убить Того, Кто обличал вас во лжи; так вы делаете и сейчас
Вы ссылались на Закон и Бога, чтобы опорочить, загнать, высмеять и убить Того, Кто обличал вас во лжи; так вы делаете и сейчас.
Вы притворились тогда ратующими за мир и порядок, против мятежей и бунтов, а толпу подстрекнули выбрать вместо Христа именно мятежника и убийцу Варавву; так вы делаете и сейчас.
Вы прикинулись любящими народ и независимость от кесаря, а своего Царя предали римским правителям, хором вопия: «Нет у нас царя кроме кесаря» (Ин. 19: 15); так вы делаете и сейчас, настраивая и нового царя против кротких и беспомощных.
***
Что-то носится и мечется в воздухе. Христос говорит нам, что время пришло (Откр. 14: 15). И духи злобы тоже знают, что времени больше нет (Откр. 10: 6). Поэтому, чтобы скрыть Христа от тех, кто может последовать Ему, духи нынешних фарисеев сговариваются произвести великий шум и грохот, переполох и недоумение, чтобы настроить мир на то, чтобы он выбрал Варавву и распял тех, кто выбрал Христа. Ведь для них Христос – Жизнь, пища и питие. А это огромная и непростительная вина.
Да, непрестанно и всегда, и сегодня тоже, сопротивные духи порочат путь Духа и делают врагами друг другу тех, кто любит этот путь и идет по нему.
Да, снова хотят спрятать Христа Живого от Его друзей и дать им вместо Него слепую букву Закона, которая убивает, дать им яд, злобу, ярость и отраву.
Исследуем же сначала наши души! Удалимся как можно дальше от шума мирского, остережемся закваски злобы, какое бы имя мнимой справедливости она ни носила. Будем избегать зависти Каина, в особенности интриг, насмешек и осуждения, всей той убийственной, смертельной отравы, которая потопляет душу и ослепляет ум.
Она учит нас спешно верить всем слухам, наветам и клевете. Она учит нас тайно ненавидеть, часто бессознательно, тех, кто лучше нас, и радоваться, когда их бесчестят и выкидывают вон, как грязь, и думать, что их праведность была мнимой, а значит, мы и впредь можем оставаться в тепленьком болотце своих страстей, где устроили себе логово.
Она с дикой силой вырвется из норы, где мы дали ей спрятаться и украдкой подкармливали, когда праведник станет мишенью для глумлений, и заставит нас примкнуть к демонической своре хульников и истязателей.
Зависть делает образ Божий в брате нашем неузнаваемым для нашей души, ведь мы закрываем его клеветой, ненавистью, лишаем всякой красоты, отрицаем ее и уродуем его в нашу меру.
***
Да станем и мы похожими на Твоих друзей, Господи. Будем искать Тебя, как мироносицы, с раннего утра, чувствуя, что без Тебя грязные воды мира сего поглощают нас и тянут ко дну. Не попусти нам, Господи, стать как Иуда, не пожелавший этого понять. Да не будет среди нас, Господи, никого, кто не хотел бы этого понять. Кто слушал бы коварных интриганов, а Тебя, Источника Жизни, оставил, выбрав какого-нибудь Варавву или выбрав сребреники сильных мира сего вместо Любви и Истины в час помрачения и испытания.
Да будем искать Тебя, как мироносицы, с раннего утра, чувствуя, что без Тебя грязные воды мира сего поглощают нас и тянут ко дну
Постараемся понять, как же мы отстранились от Возлюбленного? Где сами спрятали Его от сердца своего, прежде чем ненавистники Его распяли? Где потеряли первую благодать, сокрушение сердца и любовь? Где рассыпались каждый восвояси, блуждая, словно потерянные овцы?
И если внутри нас нет памятования о любви и Христе, исследуем себя глубже, чтобы посмотреть, а не подходили ли мы к Нему лукаво, как Иуда.
Вспомним все вместе первую любовь и заповедь новую, оставленную нам Христом: чтобы мы любили друг друга.
Будем хранить любовь.
Пребудем в Его любви.
Будем как мироносицы, от нощи утреннюющие к Возлюбленному.
Аминь.