В преддверии лета тема отпуска волнует многих. В «Горнице Вольного Странника», прошедшей 28 мая с.г., поговорили об этом с отцом Владиславом Береговым. «Горница Вольного Странника» – пространство для доброжелательного общения и время для того, чтобы побыть вместе.
Фото: https://thaihi.ru/na-ekskursiyu-v-bangkok/
Об отдыхе кратко
Хочется в отпуске не думать ни о чем: ни о работе, ни о семье, ни о храме. Ни о чем, что тебя к чему-то обязывает. Хочется просто, чтобы мозги отдохнули от всего, что называется словом «должен». Все эти долженствования хороши, но хочется иногда и от храма отдохнуть. Я не скажу, что это страшный смертный грех – отдохнете, сил наберетесь и пойдете. В Церкви даже такая традиция есть: после Великого Поста, после сугубого молитвенного делания отменить все молитвенные правила. Отдохни недельку. Прочитай двухминутные часы Пасхи. Никакой Псалтири, утренних и вечерних молитв. Приходи на службу, если можешь, Часы Пасхи прочти. Даже в молитве предполагается отдохновение.
Экстрим
Экстремальные виды спорта связаны с огромным риском. Вообще, спорт связан с риском для здоровья. А что уж говорить про экстремальный. Сколько несчастных случаев, смертей, переломов. Сколько находящихся в состоянии медузы мужей, а бывает, и жен. Поэтому – «Не искушай Господа Бога своего напрасно» (Втор. 6, 16). Впервые идея экстремального спорта пришла в голову сатане, когда он предложил Христу сигануть вниз с крыла храма. Аргументировал он это тем, что «Ангелам твоим заповесть сохранити тя во всех путех твоих» (Пс. 90, 11). А что Господь сказал? «Не искушай Господа Бога твоего напрасно». Понятно, что есть романтика покорения вершин, скалолазание, паркур и иже с ними. Сколько видео замечательных снимают, но почти всегда есть последнее видео – как ты с этой камерой с этого крана, на руке висящий, срываешься и падаешь вниз. Поэтому, да, ты крепок, ты знаешь каждую мышцу в организме, но всегда есть место нелепой случайности. Все это опасно.
Всегда есть место нелепой случайности
Скажут: вот, по улице идешь, сосулька упадет – и погибнешь. Да, бывает, но все равно это исключение. Молния в тебя попадет. Это тоже исключение. А здесь риск фантастический. Поэтому, по-хорошему, ради того, чтобы сохранить душевное и психическое здоровье своих родных, вот ради них хотя бы этим не занимайся. Неделю назад пишут: «Батюшка, помолитесь об упокоении отрока». Спрашиваю, что случилось. А просто ехал на гироскутере, не удержал равновесие. Упал, головой стукнулся о бордюр – и все. Какая трагедия для родителей, а особенно для того, кто купил, подарил этот гироскутер.
Немного о наболевшем,
или Подростки в храме
Почему подростки уходят их храма? Их научили форме и не научили содержанию. То есть они сначала ходили, потому что «так надо». А когда оказалось, что нужно не просто повторять одно и то же, одни и те же грехи на Исповеди называть, а необходима какая-то личная драматическая связь с Живым Господом Богом, тут и начались проблемы. Потому что тебе об этом никто не говорил. Тебе говорили, что надо причаститься, поисповедоваться, постоять помолиться. Форма выполнена – а кувшин-то пустой. Форма без содержания. Когда начинаются снимания крестиков и деятельное отхождение от веры, речь о том, что была только форма, и больше ничего. Важно говорить с детьми о Боге по-настоящему, серьезно. И лет в 13 уже поздно. Нужно показывать пример благочестия. Показывать, что для тебя молитва, Причастие – важны. Твои слезы, твоя боль, твой разговор с Богом, рассказ о реальных чудесах, которые произошли в твоей жизни, важен. Потому что однажды у подростков начинается такой здоровый скептицизм. А с детьми надо говорить на языке Клайва Стейплза Льюиса, например, – у него есть книга «Письма Баламута».
Надо вере учить. Вот, допустим, мой старший сын стал как-то сам смотреть, интересоваться, стал часами слушать и отца Павла, и отца Андрея. И видно, что его отношения с Богом и личная религиозность становятся глубже. А вот младшая еще идет на инерции детской веры. Как я понимаю, еще годик-два, и надо будет говорить серьезно. А средний – вижу, что у него появляются сложности религиозные, вопросы, на которые нет ответа. И, как любой подросток, он никому эти вопросы не задаст. Поэтому надо понимать, какие незаданные вопросы у них есть, что их борет. Они же в такой антирелигиозной атмосфере живут! И религиозной тоже – бывает, в классе мусульман больше, чем православных.
Надо хорошенько знать свою веру и уметь объяснить ее ребенку
И если таким «невзоровским» взглядом посмотреть на Священное Писание, удалить оттуда смыслы и Бога, то можно очень сильно ребенка смутить. Поэтому надо хорошенько знать свою веру и уметь объяснить ее ребенку. Почему Господь допустил Холокост? Это все надо объяснять. Почему вот это нельзя, а вот это можно. Практически все подростки понимают: то, как я живу, и храм несовместимы, поэтому эти проблемы лучше оставить и просто не ходить туда. В 13–16 лет люди просто выгорают. На это нужно или глаза закрывать, или подростку в храме создать комфортную атмосферу вне богослужения. Он может месяцами на службе не быть, причащаться раз в полгода, но при этом должен быть в какой-то храмовой тусовке. Гребля на байдарках, стрельба из лука, «настолки». Если подросток остается с 13 до 16 лет, в свой самый сложный период, в пространстве храма, то дальше легче.
Борьба с помыслами
Как спасаться? Бегством. Я не пошутил. Это идеально. Приходит помысл дурной. Что говорят святые отцы? Гони и убегай. Это они могли взять, вцепиться в него и сломать. А мы не можем. Мы можем поменять его на что-нибудь. Вспомни, что хорошего у тебя в жизни было. Фильм посмотри. Книжку открой. Прогуляйся. Отожмись. Душ прими. Надо научиться от дурных помыслов убегать. Как ребеночку маленькому. Вот, он берет играть ключи от дома. Отберешь, а он кричит. Надо как-то одну игрушку заменить другой. Мы всю жизнь такими будем. Мы ж дети, на самом деле, просто большие, у нас игрушки дороже и жизненного опыта больше. Нападает на нас дурная мысль – убегай. «Беги, Форрест, беги».
Дурные сообщества, дурной разговор – не учи никого жизни, просто испарись потихонечку. В любой непонятной ситуации уходи от зла
Дурные сообщества, дурной разговор – не учи никого жизни, просто испарись потихонечку. В любой непонятной ситуации уходи от зла. Нам кажется, что любую мысль, которая приходит в голову, нужно думать. Ничего подобного, ты не обязан ее думать. Ну, если ты, конечно, живешь в атеистической парадигме и считаешь, что все от тебя зависит, то да. Надо как-то прорабатывать это. А если ты понимаешь, что любая дурная мысль – от естества или от бесов, то скажи: «Не мое это. Отойди от меня, сатана. Не хочу. Я хочу думать о хорошем, а не о том, о чем ты меня сейчас заставляешь: завидовать, гневаться, раздражаться, тревожиться». Это навязывается моему уму. Если есть тридцатилетний опыт, то можно попробовать побороться. Но лучше сразу включить Эллочку-людоедку, дурочку с переулочка, и сказать себе: «Я в этом ничего не понимаю, не буду об этом думать. Слишком сложно для меня».
Заповеди автомобилиста
Что такое отпуск – это слезы. Слезы для кармана отца семейства. Многие поедут на автомобиле. Я вас прошу – не гоните! Ну, приедешь ты на час раньше, но это не стоит той нервотрепки, в которой ты постоянно находишься. Потому что чем быстрее скорость, тем больше ты концентрируешься, больше внимания уделяешь дороге, и приезжаешь просто в хлам убитый. А на 10 километров медленнее – и штрафов не будет, и безопасность лучше, и тормозной путь должен быть хотя бы метров сто. Вот это самое главное в отпуске – соблюдать заповеди автомобилиста, соблюдать правила дорожного движения. И «правило трех Д» знаете? «Дай дорогу дураку». Больше всего грехов набираешься за рулем. Ты на всех раздражаешься, кто ездит не так хорошо, как ты, кто не умеет, как тебе кажется, правильно ездить. И ты начинаешь всех чихвостить, рассказывать, как ему жить, что делать, как он на этот автомобиль заработал. Он это слышит? Не слышит. А кто слышит? Жена твоя слышит или муж, дети, которые сзади сидят, они все секут, как надо правильно реагировать на сложные дорожные обстоятельства. В результате ты ничего хорошего не делаешь. У тебя в сердце зло, раздражение, ярость, гнев, зависть, тщеславие, жажда мщения. А человечек, который тебя подрезал, как ехал, так и едет, и никаких проблем не ощущает. А ушки твоих пассажиров вянут и вянут. Поэтому старайтесь сдерживаться, научитесь, даже когда в одиночестве едете, никого не ругать. Я уверяю, можно этому научиться.
Часто люди в процессе поездки с детьми на отдых успевают, в общем-то, дойти до развода. Не обязательно в машине – в любом узком пространстве, из которого ты не можешь выйти. Запаситесь терпением, чтобы не раздражаться, что детям надо все время попить, поесть, в туалет, снова поесть, по дороге они ругаются между собой. Ты купишь всем три желтых одинаковых мячика, чтобы они не ругались, но у того мячик будет круглее, у этого желтее, а третий вообще хотел другой. Поэтому нужно продумать хорошенько, как обезопасить свою нервную систему и свою супругу или супруга от детей. Можно накачать мультиков, фильмов, позаботиться, чтобы все это было, когда нет Интернета.
Как поститься в отпуске
Теперь самый популярный вопрос: как поститься в отпуске. И тут мы вспоминаем, что путешествующим полагаются послабления в пути, и можно не поститься. Есть старая семинарская байка, когда вокруг дерева ходит бурсак (семинарист) и жует колбасу. А другой семинарист ему кричит: «Что же ты делаешь, Великий пост же!» – «А я путешествую». Вот, мы, путешествующие на автомобилях, на самолетах, теплоходах, вспоминаем правила, которые позволяли не поститься путешествующим пешком на сотни километров. Лев Толстой, допустим, ходил из Ясной Поляны до Москвы, 190 километров. По идее, что в котомку давали, то и ел. Конечно, человеку нужно было возобновление физических сил, да и просто не везде, не в каждом селе найдешь «Вкусно и точку». Мы с семьей обычно идем на компромисс, потому что совершенно невозможно, когда с детьми едешь, соблюдать пост молекулярно точно. Не заморачивайтесь, не лишайте себя радости от путешествия. Но мне кажется, что можно хотя бы мясные продукты ограничить.
Совершенно невозможно, когда с детьми едешь, соблюдать пост молекулярно точно. Не лишайте себя радости от путешествия
Можно купить пиццу «4 сыра» или «Гавайскую» с ананасами. Мой вам совет – сильно не заморачиваться. Но если кто-то может – поститесь по совести, я не призываю вас обеднять вашу духовную жизнь.
Анекдот недавно рассказали. Приходит к йогу ученик и говорит: «А ты можешь спать на гвоздях?» – «Могу». Ученик дает ему гвозди, тот рассыпает, сверху кладет матрас, ложится. Ученик говорит: «Нет, не так». – «А как?» – «Ну, нужно их воткнуть в пол, чтобы они остриями вверх стояли», – говорит ученик. Йог ему: «Коля, ты дурак?» Философский анекдот. Иногда мы тоже просим от батюшек чего-то такого.
Не предать веру
Когда едете в какой-то Таиланд, в азиатские страны, в которых популярен индуизм, буддизм, и вы хотите посетить религиозные памятники, объекты культового поклонения, смотрите, как бы вам веру не предать. Потому что одна из самых популярных треб в храме на Ордынке, там, где владыка Иларион (Алфеев) был настоятелем, – возвращать в Православие десятки наших туристов, которые, сами не зная того, стали буддистами. Потому что, сами того не зная, они взяли какой-то цветок лотоса, что-то на себя надели, что-то сказали – и ты уже не христианин. Поэтому остерегайтесь любых красивых ритуалов в азиатских странах. В мусульманских тоже.
Десятки наших туристов, сами не зная того, стали буддистами. Потому что взяли какой-то цветок лотоса, что-то сказали – и ты уже не христианин
Когда-то была у них традиция считать, что, сказав одну фразу по-арабски, ты уже мусульманин. И вроде бы в некоторых странах до сих пор есть такое, туристам говорят: «Если хочешь зайти в мечеть, скажи вот эту фразу по-арабски». Человек говорит, заходит – и по факту становится мусульманином. По-русски это звучит примерно так: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его».
Изучайте местных святых
Многие едут не в Таиланд, а по деревням. Это самое любимое время для сельских батюшек, когда приезжают всякие москвичи, подмосквичи, и у прихода появляется какая-то копеечка. Поэтому не огорчайтесь, когда в сельском храме что-то будет дороже, чем у вас в московском. Это пожертвование. Приезжаете в какой-нибудь город, село – приходите в храм, закажите все, что можно заказать. Пусть за вас молятся эти 40 дней, пока вы там отдыхаете.
Приезжаете в какой-нибудь большой город – допустим, вы не были ни в Ярославле, ни в Костроме, – святых знаете этих городов? Нужно обязательно начать свое посещение с тех храмов и монастырей, которые являются главными в городе. Ехать нужно к хозяевам этих городов. В Милан едете – сначала к Амвросию Медиоланскому, а потом шопиться. Ну, сейчас все в Китай едут. Но и в Китае много христианских святых, впрочем, это другая история.
О молитвенном правиле
Как бы ты ни пытался в первый день отпуска читать утренние и вечерние молитвы, на второй все равно ты читать их уже не будешь. И не говори, что как-то иначе. Ну, на даче – возможно. А в путешествиях, на колесах, это вряд ли возможно. Слаб человек. Но можно слушать по дороге. Я больше всего люблю, как отец Илий читает вечерние молитвы, а утренние больше всего нравятся в исполнении митрополита Павла (Лебедя), наместника Киево-Печерской лавры, который сейчас находится под домашним арестом. И голос нравится, и тембр, и ритм. Все-таки зависит впечатление и от качества записи, и от того, кто молится. Ну, а дальше мы идем от противного. Прочитать одну молитву перед сном лучше, чем вообще ничего не прочитать. Прочитать две – лучше, чем одну. Прочитать самые коротенькие из вечернего правила – лучше, чем три. Прочитать правило полностью – лучше, чем коротенькое.
Прочитать одну молитву перед сном лучше, чем вообще ничего не прочитать
У меня есть репринтное издание правила ко Святому Причастию, там написано: «Для неграмотных вместо Последования ко Причастию – две тысячи молитв Иисусовых». Такие вот сумасшедшие объёмы. Ну, вот сколько мы читаем правило ко Причастию? 30 минут, допустим. Или час. Вот ты этот час читай молитву Иисусову. Чтобы ты час был в молитве. Сколько ты утренние молитвы читаешь? 10 минут. Вот, 10 минут читай «Отче наш», «Символ веры», «Царю Небесный», чтобы 10 минут быть в богомыслии. И вообще, почему у нас так много заповедей, законов? Чтобы всегда думать о Боге. Чтобы ты отмечал: «Так, вот тут я поступаю правильно или неправильно? По Евангелию или не по Евангелию? А что Ветхий Завет, а что Новый? А что святые отцы?»
Когда ты постоянно думаешь о Боге, это присутствие перед очами Божиими помогает тебе принять правильное решение «в минуту жизни трудную». Потому что ты сразу думаешь не о том, как выгодно, а о том, угодно это Богу или не угодно. Очень важно, чтобы ты вспоминал о Боге, когда хочешь по инерции, по греховной нашей природе поступить. Ум уже привык думать о Боге, прежде чем что-то делать.