Всенощное бдение в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону 24 июня 2023 года
Человек начинает осознавать в полной мере весь объём трагедии только лишь по прошествии нескольких дней.
В моем случае произошло именно так.
Новость о захвате города Ростова-на-Дону стала для всех неожиданностью. К середине дня уже было устойчивое ощущение, что щемящая тишина вперемешку с чувством растерянности нависла над всеми нами.
Для священника в таких случаях возникает главный вопрос: какие мои действия могут быть полезными в данной ситуации? Днём в городе к этому времени были закрыты многие департаменты, организации, магазины и аптеки. Мы же получили благословение Главы Донской митрополии совершать уставные богослужения и молебны Божией Матери, и, таким образом, храмы в городе были открыты. Наш Старо-Покровский храм находится в деловом центре города, в десяти минутах ходьбы от того места, где стояла военная техника.
Улицы опустели, но немногочисленные робкие прохожие заходили в храм, ставили свечи, молились. Ведь они были жителями той части города, что стала эпицентром разворачивающихся событий.
Отсутствие информации о том, что происходит в действительности, усиливало напряжение. Но очевидно было, что мы стоим на пороге трагедии, которая в любой момент может развернуться у нас на глазах.
Днём было опубликовано обращение Президента страны к соотечественникам в связи с событиями. Также практически одновременно вышло заявление Святейшего Патриарха Кирилла. Митрополит принял решение записать обращение к жителям Дона и повстанцам.
Пока я ехал из нашего храма в кафедральный собор – а он находится ещё ближе к месту расположения военных, вошедших в город, – было ощущение, что находишься среди декораций фильма. Реальностью это назвать было трудно. Пустые улицы, люди в военной форме, военная техника.
Было ощущение, что находишься среди декораций фильма. Пустые улицы, люди в военной форме, военная техника
Когда я добрался до собора, чувство тревоги несколько ослабло. Пресс-секретарь митрополита встречал приезжающих многочисленных журналистов. Надо было решить ряд организационных вопросов, и эта деятельность уводила от тревожных мыслей, в которые погружены были буквально все.
Митрополит вышел с духовенством к чтимому образу иконы Божией Матери «Донская», где и состоялась запись его обращения.
Икона Божией Матери «Донская» Мои личные впечатления от услышанного были следующие: именно так должен реагировать и говорить пастырь Церкви в подобных ситуациях. Надо отметить, что донской архиерей был одним из первых лидеров в захваченном городе, кто адресовал своё слово к воинам, вошедшим в Ростов, и к жителям города.
Очень проникновенным было увещевание к людям, которые захватили город. Митрополит обратился к ним и напомнил о том, что подавляющее большинство из них являются чадами Церкви, все они – наши соотечественники. И если была допущена роковая ошибка, то всё же есть ещё возможность принять единственно правильное решение – не допустить непоправимого. Это сохранит жизни многих людей и избавит от разрушения наш город.
По-особенному сильно звучали слова тропаря:
«Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави…».
Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас
Все понимали – Пречистая здесь и слышит нас.
Митрополит поднялся к иконе и, стоя рядом с Ней, обратился со своим словом. После все стали на колени перед чтимым образом Богоматери, и митрополит прочел молитву. Надо отметить, что во время молитвы люди плакали, и не только прихожане, но и те, кто выполнял свою работу – журналисты.
Бывают ситуации, в которых человек отходит от своего привычного молитвенного правила и погружается в такую МОЛИТВУ, которая не может быть не услышана… Это была именно такая ситуация.
Все разъехались по домам, но томительное ожидание непоправимого не оставляло. Через несколько часов после призвания заступничества Пречистой все услышали сообщение о том, что войска, занявшие город, уходят. Кто-то из бывших на том молебне сказал, что это какая-то мистика! Я же убеждён, что мы стали свидетелями реального действия Бога в нашей жизни. Мы ощущали молитвы тех, кто возносил их в разных уголках нашей страны: за монастырскими стенами, в храмах, в домах…
Конечно, есть те, у кого в жизни нет места для Бога, а значит – нет места и для чуда. Они могут возразить: «Многое было сделано: правильные приказы, слаженная работа, переговоры и так далее»… Все это так. Но мы же знаем цену одного мгновения, мгновения, в которое принимается окончательное решение, и оно могло быть совершенно другим… Именно поэтому наша «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11, 1) как в реальном и видимом.
Сейчас приходит осознание того, что мы избежали страшного и неизбежного. Но, самое главное, приходит осознание того, что в самый решающий миг Матерь Божия, по молитвам у чтимого Ее образа Донского, не оставила нас! И потому сегодня в храмах города Ростова-на-Дону возносятся благодарственные молитвы Пресвятой Богородице за наше избавление.