Практическое пособие по неосуждению

Осуждение – один из доминирующих недугов современности. Мы осуждаем так же легко, как дышим. Это воспринимается настолько естественно, что стало частью нас, одной из привычек, чуть ли не нашей природой. Даже если не осудим вслух, обязательно сделаем это мысленно. Однако, в отличие от блуда, сребролюбия, стяжательности и прочих «заметных», смирительных грехов, этот так искусно маскируется, что болящие даже не осознают своей болезни. Если осуждающему намекнуть, что он восхищает Божественные права, то в ответ можно услышать: «Я не осуждаю, я рассуждаю», «Я лишь констатирую факт», «Разве я виноват в том, что у него руки не из того места растут» и другие варианты самооправдания. А ведь признать себя больным – уже есть начало исцеления. И, слава Богу, эта болезнь с помощью Божией поддается лечению.

Для начала нужно понять причины осуждения – почему мы осуждаем других. Основных причин немного, но именно они составляют фундамент всей порочной конструкции. Во-первых, мы осуждаем других, потому что не осуждаем себя. Это настолько очевидно, что даже не требует озвучивания. Но, как правило, самые очевидные вещи как раз и являются самыми незаметными. Действительно, мы не внимаем себе, зато внимаем ближним. Мы не исправляем себя, зато со знанием дела исправляем ближних. А ведь сказано: «Извлеки сначала бревно из своего глаза» (Мф. 7, 5), и только после этого сможешь понять, как помочь ближнему.

Мы не исправляем себя, зато со знанием дела исправляем ближних

Наши глаза расположены таким образом, что смотрят вовне, наружу. И первое, что они видят, – это наши ближние. Но нам дано и другое зрение – духовное. Оно-то и должно быть направлено внутрь нас, в глубь нашего сердца. И, по свидетельству святых отцов, если бы мы увидели тот греховный мрак, который царит внутри нас, нам точно было бы не до грехов ближних.

Вторая причина – отсутствие молитвы (Иисусовой, непрестанной). Молитва – матерь добродетелей. И эта матерь, зачав, рождает страх Божий, память о Боге, и, что очень важно, – зрение своих грехов. Это зрение порождает умиление, сердечный плач, непрестанное покаяние, сострадание и все то прочее, что совершенно упраздняет желание кого-то осудить.

Еще одна причина – самооправдание. Нередко бывают ситуации, когда мы боимся «потерять лицо», упасть в глазах друзей, прослыть отсталым, странным или просто не таким, как «прогрессивно-либеральное общество» (в Евангелии оно называется «родом лукавым и прелюбодейным» (Мф. 12, 39)). Мы боимся начальников (либо сами занимаем начальственное положение и тем оправдываем свое осуждение), боимся мнения друзей-врагов, угождаем толпе, стараемся оправдать чьи-то надежды, поддакиваем и лицемерим. Это чаще свойственно людям нецерковным, но и христианам порой бывает не чуждо человекоугодие, а потому на это тоже нужно обратить внимание.

Преодоление любой сформировавшейся привычки требует комплекса контрмер-антипривычек (от греч. «ἀντι» – против, вместо), по тому же принципу мы будем искоренять привычку осуждать ближних. Для этого мы должны приучить себя к трем основным действиям.

Первое – самоосуждение. Благоразумный разбойник пусть послужит нам в этом примером: «Достойное по делам моим приемлю» (Лк. 23, 41). Привычка осуждать себя за свои реальные прегрешения сама заменит привычку осуждать других. Человек, видящий себя грешником, виновным во многих грехах, и других будет видеть пациентами той же больницы, в которой лежит и он сам. Отсюда родится сострадание к такому же немощному, как и я сам, человеку. Интересно, что подвижники осуждали себя и за некие гипотетические грехи. Так, Паисий Святогорец называл себя виновным в разводе одной пары. Объяснял он это тем, что если бы был святым, то умолил бы Бога, чтобы они не развелись.

Привычка осуждать себя тесно связана с другим важным деланием – оправдать ближнего. Из Писания мы знаем, что нужно не только уклониться от зла, но и взамен сотворить благо (ср. Пс. 33, 15). Дом не может быть незанятым (ср. Лк. 11, 24). Поэтому просто не осудить кого-то не получится, нужно предложить что-то взамен. Оправдание ближнего в своих глазах является в этом смысле лучшей альтернативой. Нужно подготовить и всегда иметь под рукой ряд вероятных оправданий, которые должны способствовать формированию привычки неосуждения. Вот несколько примеров:

  • Наверно, у него/нее плохое настроение.
  • Он/она такой не по своей вине. Это плохое окружение оказало на него влияние.
  • Может, у него/нее что-то болит, поэтому он нервничает.
  • Возможно, у него/нее горе в семье, поэтому он срывается на мне.
  • Он/она это делает не от хорошей жизни.
  • У него/нее было трудное детство.
  • Это лукавый подтолкнул его/ее. Она не хотела этого говорить.
  • Наверно, его/ее никто не любит, и ему от этого грустно.
  • Я вижу грех человека, но не вижу его покаяния.

В разных ситуациях и у каждого эти варианты свои. Важно не просто вспомнить про эту мысль – нужно пропустить ее через сердце, поверить в нее. Только тогда появится сострадание к человеку, которое родит молитву о нем.

Мало увидеть немощь человека, нужно попросить Бога о помощи немощному

По сути, неважно, как вы оправдаете ближнего, важно – не осудить. Только это имеет значение! Задача – сформировать антипривычку. Когда это произойдет, все подспорья отпадут сами собой.

Нужно оговориться, что это касается повседневных житейских ситуаций, а не криминальных проявлений, требующих физического или судебно-правового противодействия.

Ну, и, как уже было упомянуто, – молитва о ближнем также является одним из столпов неосуждения. Научившись оправданию ближнего, пониманию мотивов и причин его поступков, христианин логически приходит к молитве о нем. Ведь мало увидеть немощь человека, нужно попросить Бога о помощи немощному, мало понять, что человек болен – нужно обратиться к Врачу душ и телес об исцелении больного: «Молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5,16).

Фото: hrzone.com Фото: hrzone.com Хорошим навыком в борьбе против осуждения и других грехов является привычка не начинать разговор первым. Где бы вы ни находились – не говорите, пока вас не спросят (естественно, с рассуждением). Поначалу это покажется неудобным. Враг будет смущать «неловким молчанием», желанием заполнить неудобную тишину узнанной новостью или пустыми «какделами». Однако, преодолев это искушение, человек извлечет много плодов из благоразумного молчания. От рассуждения до осуждения – один шаг. Не чувствуешь эту грань – значит, молчи.

Наконец, в любой борьбе важно понимать, что все доброе в нас – от Бога. Победить чудовище по имени Осуждение своими немощными силами мы вряд ли сможем. Любая победа совершается силой Божией. Увидев один наш шаг в направлении к исправлению, Господь, со Своей стороны, сделает десять шагов нам на помощь и подаст все необходимое в свое время.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни Святейший Патриарх Кирилл о духовной жизни
О Церкви, Евхаристии, священстве, монашестве, современности, любви, покаянии, смирении, терпении, добрых делах и спасении.
Жизнь в тысячу рублей, <br>или К чему приводит осуждение Жизнь в тысячу рублей,
или К чему приводит осуждение

Священник Валерий Духанин
Жизнь в тысячу рублей, <br>или К чему приводит осуждение Жизнь в тысячу рублей,
или К чему приводит осуждение

Священник Валерий Духанин
Господь всё наше спасение свел к единственной фразе: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Дай Боже всем нам спастись и не быть осужденными.
Все должно быть правильно Все должно быть правильно
Протоиерей Андрей Ткачев
Все должно быть правильно Все должно быть правильно
Протоиерей Андрей Ткачев
Все должно быть очень правильно, особенно в вопросах веры и поклонения Богу. Люди требовательны ко всем, кроме себя, а уж Господу и Его служителям достается по первое число.
Комментарии
Елена18 января 2024, 09:04
В книге митрополита Вениамина (Федченкова) "Из того мира" в рассказах о епископе Иннокентии Херсонском, когда автор в беседе с ним резко и настойчиво кого-то осуждал, то слушатель молчал, не прерывал, а потом сказал:"Спаси, Господи, этого человека!- т. е. осуждаемого.И добавил о себе:"И помилуй меня, грешного".Так он никого не осудил, кроме себя. А к осуждённому проявил любовь в молитве.Про автора же ни слова..
Алла 3 июля 2023, 08:49
Татьяна, создавая грешнику комфортную среду для греха, мы тем самым способствуем греху. А молчание именно и создает такую среду.
Илья 1 июля 2023, 23:03
Татьяна, вразумление ближнего, по отношению к которому человек имеет на это право или обязанность-это не осуждение, а дело любви. А попустительство и "благостное" безразличие к состоянию ближних будет грехом, препятствующим личному спасению.
Сергей 1 июля 2023, 08:23
— Что тебе нравится? — Одиночество. — Почему? — Потому что одиночество не осуждает.
Анна30 июня 2023, 22:07
Отличная статья! Без сюсюканья, без эмоций, точно по делу. Диагноз, причины болезни, методы лечения. Спасибо!Болезнь более чем актуальная...
Татьяна 30 июня 2023, 17:20
Мне близки рассуждения и советы иеромонаха Романа. Мне кажется, что духовные советы для спасения души одни и те же, что и для монаха, что и для мирянина. Ведь заповеди одни для всех. А совет, что надо обязательно вразумлять человека, который совершает грех, мне кажется не совсем правильный. Потому что человек совершающий грех не понимает когда другой человек его осуждает. А вот когда жалеют грешного человека, относятся к нему с любовью, тогда он может быть поймёт и только с Божьей помощью. Главное для христианина не исправить другого человека, а исправить самого себя, стремиться самому к святости(про это как раз и статья). А за другого человека можно молиться, чтобы Господь вразумил его.
Евгений 30 июня 2023, 16:47
Спаси Господь,отче. И помоги нам всем ,Господи ,преодолеть в себе эту мерзость.
Серафима30 июня 2023, 15:19
Насчет осуждения - трудная тема. Размышляю над этим. Опасно как-то и чересчур оправдывать всех и вся. Опасно и замалчивать, не говорить о плохих поступках других. Я пробовала и так и эдак - выходит что-то не то. Люблю слушать и читать, как старенькие монахини рассказывают про свою жизнь. Возьмите, почитайте хотя бы историю матушки Фроси из "Несвятые святые". Вот они говорят обо всем прямо, как есть: этот человек сделал то, тот человек сделал это. Это люди перепились все, тот человек грибочки наши растоптал. Не оправдывают, не замалчивают, а просто говорят, как есть. И при этом не выносят оценочного суждения о человеке и его поступке. Может быть, это и есть настоящее не осуждение?
Илья30 июня 2023, 13:52
Безразличие к ближним это плохо, вразумить часто и нужно, но с любовью конечно, по заповеди Христовой: "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему" (Лк 17.3). И Апостол Павел завещал "вразумлять бесчинных" (1Фес 5.14), "обличать" (Еф.5.11), не сообщаться и "даже не есть вместе" с братьями, остающихся в тяжких грехах (1 Кор. 5.10), удаляться от поступающих бесчинно, не общаться, чтобы устыдить их, остерегаться производящих разделения и соблазны и т.д. Без рассуждения этого не получится.
Елена30 июня 2023, 10:32
Осуждаем мы людей не потому что они плохие (хотя они плохие), а потому что не любим их. И не лучше ли вместо того, чтобы на других смотреть, оплакивать собственную нищету. Молитва "за врагов" действительно работает, но не всегда. О себе могу, конечно, только сказать. Можно усилием воли молиться за кого-то, кого терпеть не можешь, и результата - ноль. Не получается молиться, если человека почти не знаешь и не соприкасаешься с ним. Но если человек не совсем посторонний и, сделав небольшое усилие над собой, можешь молиться о нём, со временем неприязнь уходит. Когда молишься о ком-то, ты делаешь ему добро, а по психологическому закону ты уже не можешь ненавидеть того, кому делаешь добро.
Сергий30 июня 2023, 10:17
Согласен с Ольгой. Если дорогой мне человек совершает что-то аморальное, моя святая обязанность – вразумить его. Дал мне Господь разум – я должен его использовать в том числе и на пользу своих ближних. При чём здесь осуждение? Мне кажется, большее зло будет как раз, если я, видя грех ближнего, буду смиренно помалкивать и делать вид, что всё так и должно быть. Продолжай, мол, в том же духе. Это, разумеется, не отменяет того, что я должен за этого человека молиться.
Ольга30 июня 2023, 08:54
"привычка не начинать разговор 1-м.Где бы вы ни находились–не говорите,пока вас не спросят".И др.сторона не будет говорить,пока не спросят.Общение сведется к молчанию или скупым ответам на заданные вопросы."Самая дорогая роскошь в мире–это роскошь человеч-го общения"(Экзюпери).Я молчу по нескольку дней подряд.Насельники общежит-х мон-рей столько не молчат.) И что же,при встрече молчать?!Неправ-но из мирян делать "исихастов".И еще.Оч.тонкая грань между осужд-м чел-ка и осужд-м греха."Если же согрешит против тебя брат твой,пойди и обличи его между тобою и им одним...если же не послушает,возьми с собою еще одного или двух".Самоосужд-м тоже не сл-ет слишком увлекаться,дабы не впасть в депрессию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×