Как подружить детей с музеями. Личный опыт

Большинство современных детей не очень-то любят ходить в музеи. Да что там музеи – они и в театр идут без удовольствия. Конечно, не все. Конечно, есть интерактивные музеи, где все можно трогать и двигать. Но если говорить об экспозициях в классическом понимании, где нужно рассматривать, читать этикетки, не прикасаться к экспонатам и вести себя тихо – дети действительно не очень-то их любят.

Почему так происходит? Потому что им скучно. Здесь многие взрослые начинают возмущаться: как это скучно, это же великое искусство! Возмущаться смысла нет, нужно определить причину скуки. Чаще всего она – в непонимании и неподготовленности маленького (да и взрослого зачастую) посетителя музея.

Буквально неделю назад мы с семьей вернулись из небольшого путешествия. Были в Москве и в Санкт-Петербурге. Выезжаем из своего города мы нечасто – не пускают дела. Поэтому за небольшое количество времени хотелось посмотреть и показать детям и любимое старое, и неизведанное еще новое. Поэтому были Эрмитаж и Третьяковка, музей обороны и блокады Ленинграда и музей железных дорог, Спас на Крови и собор Василия Блаженного.

Честно скажу, было непросто. Приходилось ориентироваться именно на детей и отложить на неопределенный срок мечты в собственном темпе полюбоваться живописью голландцев и импрессионистов. Но зато дети кое-что посмотрели, узнали и почувствовали. Каждый свое и в своей мере. Но главное – им было интересно.

Расскажу о своих наблюдениях и о том, что, по моему мнению, делает поход по музеям с ребенком и плодотворным, и интересным.

Готовимся заранее

Да, чтобы осознанно сходить с детьми в музей, придется подготовиться. Это нужно и с чисто практической точки зрения (будем четко знать, куда и зачем идем, не потеряем время), и в плане впечатлений ребенка. Они не выстраиваются на пустом месте, им нужна основа, как зданию – фундамент. И основа эта практически полностью состоит из знаний.

Лунная ночь на Днепре. Художник: Архип Куинджи, 1880 г. Лунная ночь на Днепре. Художник: Архип Куинджи, 1880 г.

Чтобы осознанно сходить с детьми в музей, придется подготовиться. Детям нужны конкретные интересные факты

Это вовсе не значит, что нужно читать ребенку лекции о художественных методах передвижников или искусстве Высокого Возрождения. Детям нужны конкретные интересные факты: вот этого художника сначала не принимали, а потом полюбили, вот тут изображен такой-то сюжет, а здесь необычные мазки. Например, на моих детей произвела впечатление история о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»: современники заглядывали за нее, думая, что там стоит источник света. Не верилось, что красками можно так правдоподобно передать блеск воды.

Такой подход кому-то покажется прагматическим: искусство – это же про чувства, а мы тут какие-то занимательные истории рассказываем! Но чувства не рождаются из пустоты, они выстраиваются, опираясь на личный опыт. У каждого он свой, у ребенка тоже. Знания помогают этот опыт получить, и бродить по музейным залам становится интересно.

Для нас невольной подготовкой стало чтение книги «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна. Так совпало, и восьмилетний сын искренне радовался, узнавая сюжеты похищения Европы или наказания Прометея. Ну и, конечно, мы останавливались у картин с библейскими сюжетами, узнавали и рассуждали. Полотна Николая Ге в Третьяковке, рембрандтовский блудный сын и апостолы Эль Греко в Эрмитаже были узнаны, рассмотрены и оценены. Я наблюдала за детьми и радовалась, что великие полотна «говорят» для них, и эту речь они понимают. Этот язык им внятен. А основа его – знание.

Как мы готовились к походу в музеи? Тут я могу выделить два этапа.

Подготовка родителей. Нужно понять, что мы вообще идем смотреть. Не просто картины, а чьи. Не просто залы, а что там может заинтересовать конкретно моих детей. Выделить несколько сюжетов, персоналий, историй, о которых мы можем рассказать ребенку до похода в музей.

Подготовка детей. Здесь могут помочь книги, документальные фильмы и даже настольные игры. Например, мы с детьми прочитали несколько книг издательства «Настя и Никита» о Москве и Санкт-Петербурге. В осмотре Третьяковки помогла книга «Что передвинули передвижники» ‒ после нее мы могли говорить не только о сюжетах, но и об их выборе, о том, как менялось представление о прекрасном, изображение действительности, идеи произведений. Еще мы играли в «Мемо» ‒ простая, недорогая, но очень полезная игра. Она помогла запомнить основные достопримечательности и подарила детям удовольствие узнавания. Они выходят из метро, поворачивают ‒ и громко хором кричат: «Спас на Крови!» Опять причастность, ощущение, что ты не чужак и кое-что знаешь о новой для тебя реальности.

Смотрим что-то конкретное

Все, что я написала выше, могло вас напугать. Это сколько же времени нужно потратить, чтобы рассказать ребенку об Эрмитаже, о картинах, экспонатах, выставках! На самом деле, есть важная деталь, которая сужает круг наших трудов. Детям не нужно смотреть все.

Детям не нужно смотреть всё. Нужно выбрать самое яркое – то, что, по вашему мнению, заинтересует ребенка, и идти прицельно туда

Если мы хотим, чтобы ребенок вынес какое-то позитивное впечатление из музея, не стоит ставить задачу пройти его весь и разглядеть все до последнего этюда, до самого крошечного экспоната. Наоборот, нужно выбрать самое яркое ‒ то, что, по вашему мнению, заинтересует ребенка, и идти прицельно туда.

Мой сын любит истории про русских богатырей. Поэтому, минуя портретные залы в Третьяковке, мы шли к Васнецову. Мне было важно, чтобы на него хватило и физических, и эмоциональных сил. И, конечно, мы задержались в зале, где находится «Явление Христа народу» Иванова. Смотрели эскизы, сравнивали с финальным полотном. А вот на моего любимого Малявина сил не хватило: дети начали отвлекаться, спрашивать, сколько осталось. Мы ушли ‒ Малявина посмотрим в другой раз.

Явление Христа народу. Художник: Александр Иванов, 1837-1857 гг. Явление Христа народу. Художник: Александр Иванов, 1837-1857 гг.

В музее обороны и блокады Ленинграда смотрели оружие и форму: о них детям рассказывал папа. А я отвела их в ту часть экспозиции, где восстановлен прилавок ленинградской булочной, лежит кусок блокадного хлеба, разноцветные карточки. Мы вспоминали прочитанные о блокаде книги – «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой, «Вот как это было» Юрия Германа, «Кирюшка» Веры Карасевой. И прочитанное оживало, обрастало конкретикой. А с ней приходили нужные эмоции.

Акцентируем внимание на деталях

Мы, взрослые, часто оцениваем произведение в целом. Мы кое-что знаем об эпохе, о художнике, судим с высоты опыта. Детям это не подходит.

Детям нужна конкретика. А конкретика – это детали. Они могут зацепить внимание, ведут от частного к общему. Поэтому я всегда стараюсь обращать внимание ребенка на мелочи.

Неравный брак. Художник: Василий Пукирев, 1862 г. Неравный брак. Художник: Василий Пукирев, 1862 г.

Что это за мелочи? Бессильно упавшая на дорогие кружева рука невесты на картине Пукирева «Неравный брак». Детские игрушки на полотнах Маковского («Есть у нас похожие? Какими бы ты поиграл?»). И воздушная поза крестьянки Венецианова: она не пашет, а танцует («Почему пахать, стоя на цыпочках, невозможно? Зачем художник изобразил ее именно так?»).

Еще я говорю о своем опыте. Рассказываю, почему люблю «Лесные дали» Шишкина. Они похожи на те, какие открывались взгляду, когда мы с папой и мамой выходили из долгого лесного путешествия по грибы. Дети слушают, и пейзаж наполняется для них конкретным смыслом.

Даем задания

Дети – люди деятельные, созерцание для них иногда бывает тяжким испытанием. Мы можем им помочь: дать возможность разыскать, выбрать, сделать открытие. Мне это очень помогло в Третьяковке: со мной были старшие дети восьми и девяти лет, и у них совершенно разный темп, интересы и способы узнавания.

Дети – люди деятельные, созерцание для них иногда бывает тяжким испытанием. Мы можем им помочь: дать возможность разыскать, сделать открытие

Старшая дочь смотрит картины не спеша, внимательно читает этикетки, задает вопросы. Сын обегает зал и ищет то, что ему по вкусу. А потом срывается и бежит дальше. Мне надо бы за ним, но жалко отрывать дочь от созерцания. Поэтому я давала сыну задания: «Найди картину, где русское войско побеждает», «Найди портреты двух людей, с которыми ты хотел бы познакомиться», «Покажи мне самую веселую/грустную картину», «Покажи полотно, где ты хотел бы оказаться и где ни за что бы не хотел». Эта игра концентрирует внимание ребенка на конкретных вещах, стимулирует фантазию. Попутно он читает этикетки, думает над моими вопросами и вырабатывает свое мнение.

Идем за интересом ребенка

Иногда нам кажется, что ребенка точно заинтересует то-то и то-то. А оказывается по-другому. Он равнодушно проходит мимо того, что мы любим, и «зависает» перед тем, что нас не тронуло. Это нормально: мы все разные. Но если мы пошли в музей с ребенком, стоит чутко улавливать и поддерживать его интерес.

Цветы, еж и лягушка. Художник: Маттиас Витхос, 1660 г. Цветы, еж и лягушка. Художник: Маттиас Витхос, 1660 г.

В Эрмитаже мы смотрели голландскую живопись. Дети равнодушно проходили мимо веселых крестьянских свадеб, катаний по каналам и жанровых сценок. Они подустали, пора было уже уходить… Но вдруг я обнаружила девочек у картины Матиаса Витхоза «Цветы, еж и лягушка». За пару минут до этого я прошла мимо, даже не прочитав этикетку.

Девочки рассматривали темное полотно, щебетали и смеялись. Им понравилось, что из глубины темного фона выступают таинственные очертания, которые оказываются… ежиком. Они показывали друг другу носик, глазки, лапки. А я тихонько удивлялась, стоя сзади, как по-разному действует на людей искусство. Задевает струнки в их душе и дарит радость.

Не забываем про вознаграждение

Поход в музей – интеллектуальная работа, усилие над собой. Нужно стоять, ходить, сосредотачиваться, не шуметь и не бегать, думать. Это сложно: и взрослые устают от внимательного осмотра музейных экспозиций. Детям это вдвойне тяжело.

Поэтому нужно поощрение, награда – сувенир в музейном магазине, мороженое на обратном пути, десять минут на «побегать» в парке. Дома, может быть, мультик или веселый детский фильм. Пусть музей ассоциируется с радостью, дружным семейным отдыхом, а не понуканием и скукой.

Мария Минаева

30 июня 2023 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории «Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории
Протоиерей Александр Салтыков, Ольга Заводова
«Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории «Чемоданный распил», «краснушки» и прикосновение к Священной истории
Беседа о Церковно-археологическом музее ПСТГУ
Протоиерей Александр Салтыков, Ольга Заводова
Христианство исторично по своей природе. Священное выражает себя не только в слове, но и в образе.
«Наш музей получился не монастырским, а историческим» «Наш музей получился не монастырским, а историческим»
Монахиня Варвара (Пивняк)
«Наш музей получился не монастырским, а историческим» «Наш музей получился не монастырским, а историческим»
Монахиня Варвара (Пивняк) о новом музее Зосимовой пустыни
Жизненный путь преподобного, его вклад в духовную литературу XIX века, история основанного им монастыря – все это нуждалось в подробном освещении.
Вернуться в Романов Вернуться в Романов
О Музее духовной истории города Романова-Борисоглебска
Вернуться в Романов Вернуться в Романов
О Музее духовной истории города Романова-Борисоглебска
«Прикосновение к памяти новомучеников меняет и людей, и пространство вокруг», – убеждена Виктория Фомина, инициатор создания Музея духовной истории города Романова-Борисоглебска. Этот проект – частная инициатива, и он очень нуждается в нашей поддержке.
Комментарии
Татьяна 3 июля 2023, 15:43
Моя любовь к музеям началась со школы. У нас была замечательная классная руководитель, которая вела русский язык и литературу. В 90ые годы мы учились по её собственной программе. Изучали Библию, культуру древней Руси, мировую культуру. Каждую неделю посещали музей или театр (в театре смотрели те произведения которые проходили). Я полюбила Третьяковскую галерею, музей им Пушкина и старинные храмы городов Золотого кольца. Со своими детьми,к сожалению,была в музеях только несколько раз. Хорошо когда детям интересно в музее. Потому что если не интересно, то посещение музея бесполезно. Спасибо, Мария, что делитесь своим опытом!
Илья 3 июля 2023, 11:25
Я тоже не слышал чтобы кто-либо из современных священников призывал каяться в посещении театра, даже не знаю призывал ли св. Прав. Иоанн Кронштадский, которого я цитировал. Но это не отменяет того, что дело это неоднозначное, не совсем одобрительное и непонятно насколько полезное вообще с точки зрения Церкви (ну вот например мысли свт.Феофана Затворника в сегодняшнем "календаре" на этом сайте) Каждый сам для своих детей решает что им нужно, но задуматься есть о чем. "Все мне позволительно, но не все полезно", и моим детям тоже.
Алла 3 июля 2023, 03:39
Илья, это неважно. Важно, что это не мнение Церкви. Человека никто не заставляет каяться в посещении театров перед исповедью.
Илья 2 июля 2023, 11:05
Это мнение не одного святого, а многих, просто нет тут возможности и смысла приводить подборку, выбрана характерная цитата. Театр, актерство-явления как минимум двусмысленные и спорные с точки зрения православия. А сайт православный, поэтому нужно это учитывать при утверждении об обязательности приучения к этому детей.
Алла 2 июля 2023, 01:36
Илья, мнение святого это ещё не мнение Церкви. Запрета на посещения театров нет, значит это дозволено. Всё просто.
Илья 1 июля 2023, 10:53
Татьяне: Вы считаете что к театру приучать детей нужно, а вот например св. Прав. Иоанн Кронштадский: "Те­атр так­же по­га­ша­ет ве­ру и хри­сти­ан­скую жизнь, на­учая рас­се­ян­но­сти, лу­кав­ству (или уме­нию жить в мiре), сме­хо­твор­ству; он вос­пи­ты­ва­ет лов­ких сы­нов ве­ка се­го, но не сы­нов све­та. Те­атр — про­тив­ник хри­сти­ан­ской жиз­ни; он по­рож­де­ние ду­ха мiра се­го, а не Ду­ха Бо­жия. Ис­тин­ные ча­да Церк­ви не по­се­ща­ют его...Театр и церковь — противоположности. То — храм мiра, а это храм Божий; то — капище диавола, а это — храм Господа...Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой"
Антоний 30 июня 2023, 22:26
"Большинство современных детей не очень-то любят ходить в музеи" - смотря в какие! Одно дело - скучные картины и амфоры, интерес к ним проснется в зрелом возрасте, когда будут до дыр зачитаны книги по истории. Другое дело - Политехнический музей или Дарвиновский, там интересно всем посетителям в возрасте от 1 до 200 лет.
Татьяна30 июня 2023, 12:58
Мария, какая хорошая статья! С удовольствием ее прочитала. Приучать детей к музеям и театру обязательно нужно. Именно приучать, потому что сразу эта любовь не рождается. И это такой интересный творческий процесс для родителей! Вспомнила, как тоже свою дочку водила в музеи, на спектакли, когда приезжали в Москву или в Питер. Как все обстоятельно заранее продумывала. И когда наступил момент, и стало ясно, что ребенку уже самой интересно - ну это для меня был праздник. А сейчас ей уже 20 лет. Учится в Санкт-Петербурге. И посещение музеев и театров - это очень важная составляющая ее жизни. А я радуюсь, что все, что хотела, получилось.
Читательница (Подмосковье)30 июня 2023, 11:58
Картина "Лесные дали" есть у Левитана Ее можно найти на офиц. сате Новгородского музея-заповедника. У Репина - вряд ли.
Анастасия30 июня 2023, 06:12
«Лесные дали» написал И.И. Шишкин
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×