В последнее воскресенье июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Крещения Руси. В США главные торжества по этому поводу традиционно пройдут в Свято-Владимирском храме-памятнике в городе Джексон в штате Нью-Джерси. О том, как будет отмечаться это событие, а также о том, почему оно важно для Русской Америки, порталу Православие.Ru рассказал заместитель настоятеля храма протоиерей Сергий Ледковский.
Празднование 1000-летия Крещения Руси. Фото: ru.eadiocese.org
– Отец Сергий, как у вас будет отмечаться 1035-летие Крещения Руси?
– Бог даст, всенощную в субботу и Божественную литургию в воскресенье отслужит Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Николай (Ольховский). Возможно, сослужить ему будут архиепископ Канадский Гавриил и архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр. И. конечно, мы ожидаем множество верующих из самых разных мест.
Подобные торжества у нас проходят ежегодно. Честно говоря, в этот раз мы не акцентируем внимание на юбилее – 1035 лет, хотя, возможно, это и следовало бы сделать. Обычно мы отмечаем юбилеи каждые 25 лет – 1000 лет, 1025, Бог даст, дальше отметим 1050.
Архиепископ Чикагский и Средне-Американский Петр
– В этом году ведь еще и юбилей вашего собор – 85 лет…
– Опять-таки, мы не подчеркиваем эту годовщину, хотя знать о ней, безусловно, хорошо. Бог даст, больше сконцентрируемся на праздновании 90-летия собора через пять лет.
– На ваш взгляд, почему празднование Крещения Руси важно для Русской Америки – особенно в наши непростые времена?
Святой князь Владимир – крестный отец всей Руси, и это выходит за пределы нынешних государственных и политических границ
– Прежде всего, если говорить о непростых временах, нам важно знать свои исторические корни, правду о них, знать о том, что мы унаследовали. Святой князь Владимир – крестный отец всей Руси, и это выходит за пределы нынешних государственных и политических границ. Это то, что объединяет нас – или должно объединять – как один народ.
Апостол Павел говорил, что мы как христиане являемся единым народом, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11). Вот кем мы должны быть. И если мы станем задумываться об этом и понимать, что нужно жить во Христе, то не будет поводов для конфликтов и таких трагедий, как сейчас на Украине. Это будет просто невозможно, поскольку мы будем ощущать себя единым народом. Это очень важно.
– Какие еще события у вас намечаются в рамках празднования Крещения Руси?
– Помимо всенощной и Божественной литургии мы в этот день обычно освящаем воду. Безусловно, будут и разнообразные культурные мероприятия. Из Филадельфии приедут представители русских казачьих организаций, которые продемонстрируют свое искусство.
Кроме того, в нынешнем году у нас для посетителей открылся Пушкинский парк русской исторической славы, который находится напротив нашего храма. Там установлены порядка 30 памятников, и я думаю, людям, которые хотят узнать немного больше о русской истории, будет интересно побывать там.
– Могли бы вы рассказать об этом парке?
– Вначале эти монументы находились на территории Русского дома «Родина», которого уже больше не существует. Когда он закрылся, куратор Александр Бондарев обратился ко мне по поводу этих памятников, и мы около трех лет хранили их у себя на парковке в надежде приобрести участок земли рядом с нами. В итоге год назад нам его подарили по завещанию, и мы начали работу по установке монументов. Теперь это, скажем так, пантеон нашего собора, который тоже является храмом-памятником.
– А что за монументы у вас в парке?
– Там очень много исторических личностей. На самом деле, этот парк интересен тем, кто любит русскую историю. Памятники выполнены очень качественно, они установлены в хронологическом порядке. Конечно, надписи у нас и на русском, и на английском языках – чтобы американцы тоже могли все понять.
В этом году у нас напротив храма открылся Пушкинский парк русской исторической славы
Святой Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святой Димитрий Донской, Ермак, Иоанн III. Есть памятники Лермонтову, Суворову, Петру I, Екатерине II, Феодору Ушакову – русскому адмиралу, который тоже прославлен Церковью.
Конечно, у нас есть Пушкин – причем сразу два памятника. Багратион, Барклай де Толли, генерал Платов, адмирал Нахимов, Сергей Витте, Александр I, Александр II и Александр III очень благолепно присутствуют. И наше время тоже здесь представлено, есть даже памятник Владимиру Семеновичу Высоцкому.
Также у нас есть монумент «На вечную память карпато-росским мученикам, пострадавшим и погибшим в Талегрофе в Первую мировую войну». (Талегроф – концлагерь, созданный властями Австро-Венгрии в начале Первой мировой войны, куда депортировали жителей Галиции и Буковины, заподозренных в симпатиях к Российской империи. – Прим. автора). Их замучили украинские националисты, а эмигранты в 1964 году, когда отмечалось 50-летие с начала Первой мировой, возвели им памятник. На нем написано, что его воздвигла Американская Русь. Он устроен в виде обелиска – как типичный американский памятник, но его венчает православный крест. И слава Богу, что он есть.
Кроме того, в самом конце парка у нас есть памятник всем православным воинам Второй мировой войны – членам Русского общества взаимопомощи в Америке, которого теперь уже не существует. Там представлено 36 подразделений этой организации – я даже не знал, что их было так много.
– Как к этому парку относятся русские и американцы? Им интересно?
– Хотя бы раз в неделю люди здесь гуляют и смотрят, относятся к памятникам с большим уважением. Во всяком случае, никаких проявлений недовольства у нас до сих пор не было. Наоборот, американцы нам говорят: «Молодцы, вы проделали в этом парке такую прекрасную работу». Они поддерживают нас. А русские приезжают к нам из самых разных мест – смотрят, иногда делятся с нами своими ощущениями. Это привлекает тех, кто интересуется историей.
Свято-Владимирский храм-памятник
– Вы служите в Свято-Владимирском соборе много лет. Что для вас значит это служение? Какие у вас отношения со святым князем Владимиром?
– Можно сказать, что у нас как бы двойное положение. С одной стороны, наш храм является всезарубежной святыней, а с другой – у нас есть приход. Конечно, в основном мы ведем обычную приходскую жизнь, но при этом имеем в виду, что у нас есть определенная ответственность – быть попечителями этой святыни, достойно содержать ее.
Безусловно, мы должны оставаться православными во всех смыслах – и в мировоззрении, и в служении. Нам необходимо нести эту особую миссию, которую мы получили от архиепископа Виталия (Максименко), основавшего наш храм в 1938 году.
Для нас, русских православных людей, живущих здесь, это Американская Русь, и мы должны сохранять свою православную идентичность
Владыка Виталий был миссионером. Американскую землю он назвал Американской Русью. Что это значит? Для нас, русских православных людей, живущих здесь, это Американская Русь, и мы должны беречь свою культуру, сохранять свою православную идентичность и одновременно самим своим существованием просвещать американцев. Мы должны открывать Православие новым людям, чтобы они могли тоже прийти в нашу Церковь и, Бог даст, в конце концов в Царство Небесное.
У нас такая важная роль, и в этом заключается мое личное восприятие служения здесь. Все это восходит к святому князю Владимиру, который крестил и просвещал людей.