В сегодняшнем праздничном апостольском чтении апостол Петр говорит о том, что он и другие апостолы проповедовали Христа воскресшего, не хитросплетенным басням последуя, как он говорит, а быв свидетелями Его величия (2Пет. 1: 16). Господь, когда уже возвестил Своим ученикам, что Ему предстоит быть распятому, поруганному и убитому, через шесть дней после этого отвел на гору с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Своих близких учеников, и преобразился пред ними. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет (Мф. 17: 2), и в этот момент явились Моисей, Илия и беседовали со Христом. И Петр, увидев это, находясь в изумлении, ужасе, он сказал, что хорошо быть нам на этой горе, в этом месте, и предложил сделать три кущи: для Моисея, для Илии и для Христа. И явилось облако, из которого был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5). Вот такое чудесное и непостижимое событие произошло. Господь явил Своим ученикам Свою Божественную природу, Свое величие, Свою славу. Он явил им ту славу, причастниками которой должны стать все Его ученики.
Мы знаем из истории Церкви, из житий святых и из своего личного опыта, что подобные преображения происходили и с людьми, что они тоже сияли этим светом. Известно о древних святых и о Серафиме Саровском. Но мы знаем это и из своего личного опыта, пусть, это, конечно, не так, как у Петра, Иакова и Иоанна, которые удостоились видеть, но многие люди, которые, особенно, только начинают ходить в церковь, взрослые люди, они говорят о том, что одним из таких моментов, поразивших их, было то, как они видели, что после Причастия христиане сияют особым светом. Неоднократно такое приходилось слышать, и мы сами, наверное, это пережили, когда мы приходили и видели, что люди после Богослужения, в буквальном смысле, сияют. Видимо, особую благодать любящий Господь дает людям, которые только приходят в Церковь, чтобы они видели это, потом мы привыкаем и перестаем это замечать.
Этот Божественный свет – это наше будущее, то, к чему мы идем вместе со Христом. Господь явил нам Свою неземную природу, и это был как бы луч из Царствия Небесного, луч Божественной благодати, то, что невозможно объяснить словами, и то, чему невозможно обучить, как сказал апостол, хитросплетенными баснями.
Есть немало людей, которые прекрасно знают Священное Писание, законы Божии. Вот если мы возьмем всех раскольников, еретиков и людей, морально и нравственно падших, но при этом очень хорошо знающих богословие. И сейчас, если их выпустить, они нам сто очков вперед дадут, будут цитировать Священное Писание, подними его ночью и он на любую тему проповедь скажет, и все будет у него правильно: и из Святых отцов, и из Священного писания, и из толкования – все как его учили в той или иной академии или семинарии, а при этом у них будет абсолютно черная душа, и люди это видят и понимают. И уж тем более это станет понятно потом, когда мы все перейдем в жизнь вечную.
Сегодняшнее событие, этот праздник каждому из нас говорит о том, что и мы должны преобразиться. Душа наша должна измениться, и тот свет Божественный, которым просиял Господь наш Иисус Христос, он принадлежит нам, только мы своим собственным выбором выбираем тьму, а не этот свет. Преображение Господне должно произойти в душе каждого из нас, чтобы мы стали способными видеть это величие Божие и Его проповедовать, как стали способны это делать апостолы.
И еще очень трогательный момент есть в том, как апостол Петр стал говорить: «А давайте сейчас построим здесь шалаши и будем здесь жить, нам очень хорошо». С одной стороны, мы видим в этом его какую-то растерянность, испуг, возможно. Это когда человек видит что-то необычное и начинает говорить что-то на другую тему от этого шока, как бы сейчас сказали, пережитого. Но также и от той благодати, которой он сподобился. Петр и апостолы сподобились увидеть Моисея-законодателя и Илию, можно сказать, главу всех пророков, и Спасителя в таком облике, в котором они Его еще никогда не видели. Но, с другой стороны, возможно, в его словах была не только растерянность, но и ощущение той Божественное благодати, что он уже приблизился к Царству Небесному настолько, что уже и не надо отсюда уходить.
Думается, что если бы любой христианин, каким бы у него ни был прекрасный дом, вилла, квартира, домик, как бы он ни любил это все, как бы он ни был к этому привязан, сколько бы труда в это ни вложил, если бы он оказался на месте Петра, Иакова и Иоанна, он бы тоже сказал приблизительно то же самое: «Я отсюда уже никуда не пойду, здесь лучше всего – быть рядом со Христом и видеть Его Преображение, видеть этот Божественный свет».
Способность видеть его дана каждому из нас, лишь бы мы не омрачали свое духовное зрение, свою жизнь грехами. И пост Успенский – это прекрасное время для того, чтобы эту способность в себе развивать, возгревать способность видеть Христа и «стать свидетелями Его величия», как сказал апостол Петр.
Господь, преобразившийся пред Своими учениками, преобразит и нашу душу и сделает нас способными видеть этот Божественный свет, главное – стать Его причастниками, причастниками Царствия Небесного, в котором мы будем радоваться вместе с Илией, Моисеем и апостолами Иаковом, Петром, Иоанном и всеми христианами, которые сохранили верность своему Спасителю, которые бережно сохраняли в своей душе небесную благодать и душа которых просияла неземным светом. Аминь.