28 октября 2023 года исполняется 125 лет со дня рождения митрополита Иоанна (Разумова), возглавлявшего Псковскую кафедру с 1954 по 1987 год. О нём с большим теплом вспоминает в книге «Не сообразуйтеся веку сему» иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) — поэт, автор и исполнитель духовных песнопений, много лет живущий на Псковщине. Предлагаем вам прочитать небольшую зарисовку из этой книги, повествующую о встрече митрополита Иоанна со старцем Николаем Гурьяновым.
…Ныне покойный митрополит Псковский и Порховский Иоанн, несмотря на преклонные годы и болезнь ног, всегда вставал, когда к нему входил кто-то из священников, и всегда благословлял только стоя. Он был милостивым отцом для нас. Его почитал старец Николай. Однажды я оказался свидетелем их встречи. Был я тогда ещё иноком. Стоял и внимал словам митрополита-старца. И вдруг раздался стук, открылась дверь — зашёл отец Николай. Митрополит встал. Не глядя на него, старец прошел мимо, положил два земных поклона иконе Богородицы, приложился.
— Это прозорливый старец, — сказал митрополит, — подойди к нему под благословение.
Я подошёл. Старец благословил.
— Вот, скоро буду рукополагать, — продолжил митрополит.
Митрополит стоянием на больных ногах оказывал уважение старенькому протоиерею
— Бог благословит, Бог благословит! — отец Николай перекрестил меня, подошёл к митрополиту и положил ему земной поклон. И я залюбовался обоими. Оба показали высоту своей жизни. Митрополит стоянием на больных ногах оказывал уважение старенькому протоиерею. Старец, пройдя мимо архиерея, показал, что Небесное превыше всего, с поклонами приложился к иконе Богородицы — и только потом земно, в ноги, поклонился митрополиту. «Вот как надо!» — подумал инок, ранее довольствовавшийся поясным поклоном перед митрополитом. С той поры, уже став иеромонахом, так же и я входил к митрополиту. Правда, сострадая стоящему на больных ногах и дабы не показаться дерзким (и в то же время избегая показного благоговения), быстро делал два земных поклона иконе Богородицы и третий — митрополиту.
— Лёгок на поклоны, — улыбкой одобрял он мои кувыркания, — мне уж так не сделать.
Упокой, Господи, покоившего, и прости прощавшего!