«Жалко деток-то?»

История о молоке, обмане и седом дедушке

Художник: Мэри Кассат Художник: Мэри Кассат

Эта история случилась примерно через четверть века после войны, но услышала я ее в 1990-м году. В начале этого года в Пензе вернули Церкви Покровский собор на улице Чкалова. Ну, как «собор» – то, что от него осталось. Вокруг развалин уже весной начались работы, а Церкви отдали бывший дом причта, стоявший рядом, где и оборудовали «молельный дом». Так его все называли.

Нужда в нем была преогромная – на всю полумиллионную Пензу действовал лишь Успенский собор и маленькая Митрофаньевская церковь. А народ там был довольно-таки религиозный и к храму усердный. Поэтому по праздникам давка на службе творилась страшенная. И к тому же в Успенский собор было трудно добираться – и от остановок общественного транспорта далеко, и в гору подниматься очень уж крутую.

В общем, молельный дом открыли, и туда сразу же пришло множество прихожан. Вернее, прихожанок. Стареньких бабулек, которые казались мне все на одно лицо, по причине своих одинаковых бесформенных пальтишек и платков и моего плохого зрения.

Но с теми бабушками, которые помогали в храме, я познакомилась и начала довольно тесно общаться, пытаясь черпать информацию о вере, откуда только можно (на всякий случай поясняю, что в те времена из литературы было не достать даже Евангелия). Вот от них я эту историю и услышала.

***

Одной женщине, оставшейся в войну вдовой с пятью детьми, вполне удавалось-таки сводить концы с концами. У них была хорошая корова, а дом их находился не очень далеко от какого-то железнодорожного полустанка, и можно было ходить туда торговать молоком.

Сливки она снимала, а в молоко добавляла каплю морковного сока, чтоб оно смотрелось пожирнее, и продавала его на полустанке пассажирам поездов. Говорила, что «не снятое», а люди брали, не разобравшись, потому что торопились на поезд.

Она старалась для своих детей... но ведь и брали у нее для детей! На последнее порою брали... И это не легло покаянием на ее душу, напротив, соседок она корила в «неумении жить».

Она старалась для своих детей... но ведь и брали у нее для детей! На последнее порою брали

И вот закончилась война, прошел голод 1947 года, жизнь потихоньку наладилась, нужда ушла в прошлое. Дети этой женщины выросли и встали на ноги. Всё было хорошо, как вдруг один сын скоропостижно скончался. Не успела она его оплакать, как двое других детей разбились в ДТП. Одна насмерть, а второй в тяжелом состоянии оказался в больнице.

Ехала она от него из облцентра, сошла на том самом полустанке и, горько плача, побрела через лес к своему дому. А навстречу ей попался седой и благообразный дедушка.

– О чем плачешь?

– Помирает же, помирает! Доктора говорят, что не выживет! – ответила она, рыдая.

– Жалко деток-то? – спросил дедушка участливо.

Своим-то деткам сливочки, а чужим – водичку?

Женщина, не сообразив, с чего бы незнакомый человек так быстро понял, о ком речь, заголосила:

– Да как же не жалко-то? Да я же их родила, я их вырастила...

– А как вырастила? – с тем же участием спросил дедушка. – На чужих слезах?

– Как слезах? Каких слезах?!

– А таких... Своим-то деткам сливочки, а чужим – водичку?

Пораженная в самое сердце, женщина рухнула перед старчиком на колени. А когда подняла голову, никого уже не было.

***

Примечательно, что всю эту историю мои рассказчицы знали хоть и из вторых уст, но со слов самой этой женщины. Она считала, что явился ей святитель Николай, и рассказывала всё без утайки – и свою вину в первую очередь. Рассказывала и всё, и всем – в первую очередь соседкам, которых в голодные годы корила неумением жить. Рассказывала и, искренне каясь, старалась через свое сокрушение вымолить жизнь третьему ребенку...

К сожалению, моя память сохранила далеко не всё, и я не помню, выжил ли разбившийся сын женщины.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Трудно уверовать, привыкнув лгать Трудно уверовать, привыкнув лгать
Игумен Нектарий (Морозов)
Трудно уверовать, привыкнув лгать Трудно уверовать, привыкнув лгать
Игумен Нектарий (Морозов)
Сегодня ложь – повсюду. И когда она единственная реальность, способность верить иссякает. Потому-то большинство наших современников и склонны воспринимать религиозную жизнь формально-магически. Как же быть?
2-е воздушное мытарство – лжи 2-е воздушное мытарство – лжи
Прот. Олег Стеняев
2-е воздушное мытарство – лжи Воздушные мытарства. Мытарство второе – лжи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 4-я
Когда недружелюбие – в похвалу? Зачем Всезнающий Господь идет смотреть на Вавилонскую башню? Стыдно ли открывать священнику свои грехи? Что недопустимо на исповеди? И легко ли жить, говоря всегда только правду?
То, что не слышно в шуме обычного дня То, что не слышно в шуме обычного дня
Прот. Андрей Ткачев
То, что не слышно в шуме обычного дня То, что не слышно в шуме обычного дня
Протоиерей Андрей Ткачев
Ночью слышно совесть. Она может надевать маски и разыгрывать спектакль, а иногда вдруг как блеснет молнией отчетливой мысли: «Я вор!» Я – вор? Да нет же!.. Почему? Что я украл?
Комментарии
Людмила23 декабря 2023, 22:32
Мне рассказ понравился.Он хоть и суров ,но это для вразумления нас.У каждого возникает вопрос -Почему пострадали дети? По моему мнению ,это самое дорогое для вдовы,через это она пришла к покаянию.Еще один момент важный- часто в семьях дети учатся и принимают поведение взрослых,они могли стать такими же ,как их мать.То,что делала эта женщина очень плохо,это обман ,кража .Это очень поучительно.
Дмитрий23 декабря 2023, 11:50
Та женщина сподобилась явления Святителя Николая (хотя и для строгого вразумления). Сподобимся ли мы? Или блаженны невидящие, а верящие?
Татьяна 22 декабря 2023, 11:36
А мне понравился рассказ. Он помогает нам взглянуть на себя со стороны. Ведь мы тоже подстраивается под земную жизнь и иногда лукавим а наши дети растут и впитывают всё, а вырастая тоже считают, что надо "уметь жить".Мне конечно жалко и женщину и её детей. Но я не считаю, что рассказ заканчивается безысходно. Женщина через своё покояние преображается и начинает по другому относиться к людям.
Галина И.21 декабря 2023, 16:16
Дорогая Алла, я согласна с читательницей, что мы говорим о разном. Можно заблуждаться и можно искажать слово Божие. "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мф.22:29). "Мы не унываем, но,..не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом" (2Кор. 4:2). "Мне отмщение, Аз воздам"-по толкованию св. отцов эти слова Господа Бога относятся к ситуации, когда нас сильно кто-то обидел. Бог призывает не мстить обидчикам самим. "И как обиженный всего более желает видеть сие, дабы насладиться мщением; то Бог даст то самое в большей мере. И если ты сам не отмстишь, то Он будет твоим мстителем" (св. Иоанн Златоуст). К данной истории это не относится.
Галина И.21 декабря 2023, 14:59
Чит.: Дело не в самом ответе иер. Иова, а в трактовке "родового греха". Но, вообще-то, тема эта болезненная и волнует многих. Слишком большая разница бывает между воспитанием детей в семье и получаемым затем результатом. Необходимо совместные усилия семьи, школы и общества, а это- лебедь, рак и щука. И когда родителям вменяют "наказание Господне" за приключившуюся беду с их детьми, часто это бывает несправедливо и жестоко. Особенно для матери, т.к. церковь наполнена, основной частью, женщинами. Всему свое время- и времени изменения ценностных приоритетов и норм жизни, которому подросткам и молодежи трудно противостоять. Оно засасывает, как болото. Одна надежда- на Бога, а она "не постыжает".
Алла21 декабря 2023, 08:27
Галина, так о том и речь, что то, какими выросли дети, это во многом заслуга матери. И если они заслужили погибнуть в назидание ей, это кое о чем нам может говорить. Бог и устрашает тоже , не пряником единым воспитуем человек. Эта история ведь не просто так дошла и до нас с вами. Чтобы не забывали: "Мне отмщение, Аз воздам".
Читательница (Подмосковье) 20 декабря 2023, 19:47
Алла, да, по-моему, мы о разном говорим. Конечно, есть множество наследственных заболеваний. Но духовные люди видят в болезнях не наказание, а милость Божию. А алкоголизм и, к примеру, гемофилия или эпилепсия не одно и то же. Люди становятся алкоголиками в результате греховного пристрастия к спиртному. И эта страсть может быть наследственной - то что А.И. Осипов называет родовым грехом. Галина И., ответ отца Иова (Гумерова) я знаю чуть ли не наизусть, не раз приходилось к нему обращаться. Да, алкоголизм - это грех, и, как у всякого греха, у него духовные причины.
Алла20 декабря 2023, 15:11
Читательница, так речь же о другом. Господь не наказывает за грехи в плане посмертной участи - никто не отправится в ад из-за грехов предков. Но в условиях земной жизни всё иначе. Физические и психические болезни очень даже наследуются, к примеру. А если шире брать, то стартовые условия жизни человека тоже сильно разнятся от родителей, что влияет на всю жизнь дальнейшую самым прямым образом. Есть большая разница, сын ты алкоголиков или ученых, и с высокой долей вероятности в семье алкоголиков вырасти нормальным человеком будет намного сложнее, как и прожить счастливую жизнь. Ну а если взять уж совсем широко, то условия проживания целых народов напрямую закладываются их предками.
Галина И.20 декабря 2023, 15:09
Алла, конечно же, люди, возводящие свой грех в норму-это ненавидящие Бога. Но в данной истории грешила сознательно и упорно женщина, мать пятерых детей, а не ее дети. И она гордилась этим, "соседок корила в неумении жить". При чем здесь ее дети? Не будем судить так скоропостижно. Тем более, они "выросли уже и встали на ноги" и, возможно, насовершали каждый своих грехов, помня гордый завет их матери "уметь жить". Действительно, здесь только Бог знает. И "в этой истории предельно понятно и просто" то, чтобы мы не любили мира и того, что в мире, а жили согласно Христову учению, растворенному в учении Церкви, а не по своему уму. "И у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его".
Алла20 декабря 2023, 12:30
Галина, ну так люди, упорно свой грех возводящие в норму, и есть ненавидящие. Всё в этой истории предельно понятно, просто некоторым это понимание не нравится.
Галина И.20 декабря 2023, 11:57
Читательнице (Подмосковье). Алексей Ильич Осипов называет "родовым грехом" то, что что иеромонах (ныне архимандрит) Иов (Гумеров) относит к генеалогии (греч. родословная) духовных болезней. Это, в сущности, одно и то же. Алкоголизм в Православии считается духовной болезнью, т.к. имеет духовные причины. «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог,- не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле... Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 1–3, 20).
инокиня Наталья Ирине20 декабря 2023, 09:33
А кому эта история понравилась? Она всем не понравилась, уверяю Вас. Лично мне чтоб ее записать много лет потребовалось. Конечно, Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы... тем паче жестокости. Люди же, на которых нашло наказание Господне, обычно отлично сознают, почему с ними случилась какая-то беда. Вот и эта женщина всё поняла, причем, в отличии от многих, поняла сразу. А про ее детей мы с Вами ничего не знаем. Кроме того, что они были смертными и умерли бы в любом случае. И почему Бог определил им умереть в тот, а не иной момент, это уж действие Его всеблагого промысла.
Читательница (Подмосковье)20 декабря 2023, 09:23
Каждый отвечает за свои, личные грехи. Нет вины детей в грехе родителей, и не ответственности за них. Но есть родовой грех (А.И Осипов), который может передаваться по наследству, например, наследственный алкоголизм. Статья «ОТЦЫ ЕЛИ КИСЛЫЙ ВИНОГРАД…»: https://pravoslavie.ru/111857.html
Галина И.20 декабря 2023, 09:10
Простите за каламбур, но когда у нас богатая эмоционально- чувственная сфера, да еще с патол. нарушениями, то нам грозит опасность оказаться в сфере чувственного. Как-то мне одна верующая бабуля рассказала о случае с одной женщиной. Та пошла к речке, и там вдруг лягушка проговорила ей, что скоро будет конец света. Я рассмеялась, а бабуля обиделась: Бог, мол, всемогущий, Он через ослицу говорил, и через лягушку может. А вчера позвонила хорошая знакомая, тоже верующая, православная: "Вы живы?" Я в легком ступоре: "А что?"- Да у меня переносица чесалась, а это к смерти близкого человека, вы мне близкая.-Так это же суеверие!- Вы что, почитайте старцев! "Не всякому духу верьте"(1Ин 4,1).Без обид.
Катерина20 декабря 2023, 08:48
Мне кажется, не стоит так ветхозаветно интерпретировать рассказ. Вероятно,только описанные в рассказе потери уже ставших взрослыми детей, подвигли женщину к глубокому покаянию, необходимому для исправления состояния ее души в Вечности, только так она получила шанс избежать вечной геены огненной. Что касается ее детей - но это же не чурки с глазами, а другие люди с их поступками, в рассказе ни словом не упомянуто, какими духовно они стали, проведя свое детство в атмосфере обмана ближнего своего. И такая ранняя смерть или инвалидность были, как тут хорошо и к месту приводят святоотеческую цитату, благом для них. Ведь 《Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов:э》
Галина И.19 декабря 2023, 22:33
Алла, вы упустили из внимания словосочетание "ненавидящих Меня". Т.е. Бог наказывает детей до третьего и четвертого рода, НЕНАВИДЯЩИХ Его. Отцы это объясняют, см. ссылки в ком.Сергию.
Галина И.19 декабря 2023, 21:19
Сергий19 декабря 2023. Вы ошибаетесь. См. толкования святых отцов на Ин.9,2 /https://bible.optina.ru/new:in:09:02, - подробно и жестковато для заблуждающихся. Бог иногда попускает детям страдать за грехи их родителей (3 Цар. 11:12, 21:29), но это в случаях "некоторой генеалогии духовных болезней" (иеромонах Иов (Гумеров)). Всеобъемлющий и краткий его ответ на вопрос: "Отвечают ли дети за грехи предков или нет", - вы можете прочитать на сайте Православие.Ru. /https://pravoslavie.ru/6955.html/.
Алла19 декабря 2023, 19:33
Ирина, "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои". Думаете Бог так шутил что ли с Моисеем?
Сергий19 декабря 2023, 16:53
Ирине. Ну так апостол Иоанн Богослов прямо упоминает, что дети действительно могут быть неповинны, однако нести ответственность за грехи родителей. Апостолы спрашивают: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Значит, физические недуги чада вполне могут быть следствием дурных поступков матери.
Ксения19 декабря 2023, 14:55
Ирине. Вы смотрите на эту историю с позиции сегодняшнего дня, а попробуйте представить реалии войны и голода. Не исключено, что в тех условиях "настоящее" молоко могло стать последним шансом выжить (продержаться какое-то время) голодному ребенку. Война - это экстремальное положение вещей, когда казалось бы "небольшой" обман становится сродни детоубийству.
Петр19 декабря 2023, 12:51
"...неужели Бог так жесток, дети-то неповинны ни в чем"- Бог забирает душу в самый лучший для нее с точки зрения вечности момент, и каждый отвечает только за свои грехи."Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют"
Ирина19 декабря 2023, 11:00
История не понравилась, и вот почему: неужели Бог так жесток, дети-то неповинны ни в чем. А в остальном являюсь Вашей поклонницей, и. Наталья. Доброго Вам здоровья.
Анастасия19 декабря 2023, 10:37
Ох, прочитала и вот что вспомнилось: мне 4 года, мы в деревне у бабушкиной соседки. Своей дачи нет, присматриваем за хозяйством, пока бабулина подруга ремонтирует квартиру в городе. Бабушка достала банку молока, которое вчера купила на базаре, из холодильника, и горько плачет. Молоко синенькое, и капельки сливок лишь разбросаны по поверхности, а не толстым слоем в 4 см. Помню, слово "сепаратор" звучало страшно, как адская машина, и казалось, случилось страшное горе. К слову, бабушка умерла, когда мне было всего 7. Инсульт. Война, голод, смерть близких, разлука с матерью сделали своё дело. Жалости к героине, увы, у меня нет, лишь сожаление.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×