Морок

Гадающая Светлана. Художник: Карл Брюллов Гадающая Светлана. Художник: Карл Брюллов

Предисловие

Лет пятнадцать назад я готовила к публикации мистическую сказку для подростков. Одна из глав называлась «Заморочки гения». Это слово прекрасно выражало и иронию по отношению к моему герою, и авторскую любовь к нему, и намек на то, что его необдуманные теории были временны. Но редактор ни за что не хотел оставить в тексте это слово, утверждая, что его нет в русском языке. И пришлось мне менять заглавие… С тех пор это слово утвердилось, распространилось и теперь активно используется повсюду. Сейчас оно даже есть во всех словарях.

«Заморочки» мне припомнились, когда я стала писать эту статью. Вспомнилось и близкое «морок». Это редкое слово куда серьезнее и даже страшнее. Оно не о легких неприятностях и заблуждениях. Оно говорит о беде. Толковый словарь Ушакова определяет его значение как «мрак, темнота, а также что-нибудь одуряющее, очаровывающее, помрачающее рассудок». Эта статья именно о таких явлениях. И примечательно, что они особенно опасны для тех, кто считает их несерьезными, ничего не значащими «заморочками».

1. Ворожба. Убийство души

Наверное, очень немногие избежали в жизни соблазна погадать о будущем. Особенно девушки. Особенно на святки. Многим такое гадание кажется волнительной, безобидной игрой, легкой забавой, приоткрывающей будущее. И даже трепет и страх, который ощущает почти любой, приступая к этому действу, воспринимаются как часть развлечения. А ведь это трепет души, понимающей, кто приближается к ней, какая опасность подстерегает ее.

Начиная гадать, человек вступает в область скрытого от него мира духов

Не сами собой, не своею силой вызывают люди образы и откровения в зеркалах гадания. Начиная гадать, человек вступает в область скрытого от него мира духов. Мира, в котором он слеп и бессилен без помощи Божией. Но именно Божией помощи лишается такой человек.

Рассказ Афонского Патерика ярко показывает, чьим действием совершается ворожба, повествуя, как один монах случайно увидел гадательную книгу и, с любопытством разбирая описанные в ней тайны, невольно увлекся ею. Это не прошло для него даром. В следующую же ночь ему явился эфиоп исполинского роста и сказал: «Ты меня призывал, и вот я. Я исполню все, что тебе угодно, только поклонись мне». – «Господу Богу моему поклоняюсь и Тому Единому служу» (Мф. 4: 10), – в трепете отвечал монах. – «Для чего же ты призывал меня, позволяя себе чтение моих гадательных тайн?» – сказал сатана, дал сильную пощечину иноку и исчез. Монах проснулся от боли и ужаса и увидел, что щека его распухла и почернела. С каждым днем боль и безобразная опухоль усиливались. И только молитва преподобного Дионисия Богу и Божией Матери исцелила его…[1]

Свт. Игнатий (Брянчанинов) объясняет, почему тот, кто самовольно вторгается в духовные сферы, общается именно с падшими духами:

«Телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа… Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтоб заклятые враги наши, падшие духи, не вторглись к нам и не погубили нас. Эта мера тем необходимее, что мы по падении находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. <…> Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами. <…> Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами. Святым ангелам несвойственно принимать участие в деле, не согласованном с волею Божиею, в деле, неблагоугодном Богу. Чем влекутся человеки к вступлению в открытое общение с духами? Легкомысленные и не знающие деятельного христианства увлекаются любопытством, незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут нанести себе величайший вред…»[2]

Свт. Иоанн Златоуст предостерегает, что обращение к ворожбе дает дьяволу власть над человеком, навлекает на него бесчисленные бедствия:

«Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь… Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство… Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия»[3].

Итак, гадающий сам себя отдает во власть духам зла, сам навлекает на себя разнообразные беды и главное – духовную смерть. Ведь отлучение от Бога, от благодати Святого Духа, подчинение демонам – это и есть смерть души. Ее не видно обычному человеку. Но ее видят ангелы и святые люди. Так, некогда, когда ученик прп. Паисия Великого согласился с попутчиком-иудеем, что «может быть, вы и правы», предав тем самым Христа, и возвратился к авве, тот не узнал его. Преподобный старец увидел перед собой другого человека. «Я не знаю тебя», – сказал прп. Паисий пораженному юноше[4]. Так меняет нас смертный грех, убивающий душу. Так умирает душа того, кто обращается к оккультизму.

Св. Писание и Церковь осуждают за ворожбу так же сурово, как за убийство, ведь это и есть убийство души

Именно поэтому, как мне кажется, Св. Писание и Церковь осуждают за ворожбу так же сурово, как за убийство, ведь это и есть убийство души.

Свт. Василий Великий в своих правилах прямо приравнивает наказание за ворожбу к епитимье за убийство:

«Правило 65. Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы…

Правило 72. Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца».

61-е Правило VI Вселенского Собора также дает 6-летнюю епитимью (как за убийство) всем, «кои произносят гадания о счастии, о судьбе» и определяет «закосневающих в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов совсем извергать из Церкви». Тем самым отцы Собора свидетельствуют, что не только колдуны и ворожеи, но и те, кто к ним обращаются, отлучают себя от Бога.

Так непомерно высока цена ворожбы. За что же платят ее? Может быть, за знание будущего, которое поможет избежать неверных решений, несчастий, или получить какие-то выгоды, барыши? Те несчастные, которые думают так, заблуждаются жестоко. Духам зла неизвестно будущее. Предвидение – это Божий дар, который дается Господом только ангелам и святым. Бесы могут знать только происходящее и догадываться о чем-то, как пишет прп. Иоанн Лествичник:

«Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное… Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным… Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть»[5].

«Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее», – объясняет свт. Игнатий (Брянчанинов) и подчеркивает, что доверять лукавым духам ни в коем случае не следует: «Хотя демоны, являясь человекам… и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы (этот образ обольщений в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению человеков доверять ему); хотя они иногда предсказывают будущее; хотя открывают тайны: но вверятся им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения»[6].

И цель у них только одна – подчинить и погубить, как предупреждает свт. Игнатий (Брянчанинов) словами прп. Антония Великого:

«Итак, если демоны будут предсказывать будущее, – никто да не внимает им. <…> Это делают демоны не для чего иного, как только для того, чтобы внушить доверенность к себе тем, которые внимают им, чтобы подчинить их постепенно своему влиянию и погубить»[7].

Это предостережение святых отцов – главное, что стоит знать и помнить любому, а не только тем, кто захочет погадать. Ведь обычно нам свойственно переоценивать свой здравый смысл, свои силы и недооценивать хитрости духов зла. Как часто мы думаем, что искушения демонов – это сказки из патериков или удел монахов, а нам, мирянам, в нашей обычной прозаической жизни это все не грозит. А между тем подобные искушения подстерегают любого из нас на каждом шагу, знает он о том, или нет. Только тот, кто не знает или не верит, находится в несравненно большей опасности, чем тот, кто знает, верует и противостоит. Поэтому расскажу немного о том, как по словам свт. Игнатия, «демоны, являясь человекам… стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы», потому что «этот образ обольщений в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению человеков доверять ему».

2. «Не верь очам своим»

О том, что лукавые духи, стараясь соблазнить и погубить человека, принимают вид не только людей, но и ангелов и самого Иисуса Христа, христиане знают с первых веков. Еще апостол Павел предупреждал: «…сам сатана принимает вид ангела света… и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11: 14–15).

Лукавые духи, стараясь соблазнить и погубить человека, принимают вид не только людей, но и ангелов и самого Иисуса Христа

Церковь сохранила немало таких свидетельств. Из них мы знаем, что злые духи принимали вид не только ангелов и даже Иисуса Христа, но и простых людей, что зависело от каждого конкретного искушения.

Так, прп. авва Пимен учил:

«Сказано: свидетельствуй лишь о том, что видели очи твои. Но я говорю вам, что, если вы увидите что и очами своими, не давайте тому веры», – и потом рассказал такой случай: «Некий брат был осмеян бесом таковым призраком: он видел иного брата, творившего грех с женщиною; брат смутился в мыслях и был обуреваем похотью. Подойдя, он толкнул их ногою своею, сказав: “Оставьте; для чего вы согрешаете?” Но оказалось, что то были снопы пшеницы, а не люди». «Посему, – заключил прп. Пимен, – говорю вам: не давайте веры и тому, что видите очами своими»[8].

А Сергей Нилус в своей книге об Оптиной пустыни рассказал о событиях совсем недавнего времени. Скитоначальнику прп. Анатолию Старшему (Зерцалову) стало известно, что монахи видели, как по ночам в скит через калитку, ведущую в лес, заходила женщина и проходила прямо в келью отца Иоиля, сподвижника и помощника прп. Амвросия по постройке Шамординского монастыря. Пораженный обвинениями отец Иоиль уверил скитоначальника, что ни в чем не повинен. Да и калитка та всегда была заперта. Но вскоре прп. Анатолий и сам увидел эту женщину. В гневе позвал он к себе «провинившегося» монаха. Но тот снова все отрицал: «Батюшка! верьте Богу: невинен я! Это нас вражонок хочет спутать, это он злодействует». Тогда решили они, помолившись, посторожить возле калитки ночью. Отец Иоиль рассказывал Нилусу:

«И пошли мы к той калитке, из которой, он видел, ходит ко мне ночью женщина. Стали в сторонке; ждем. Я дрожу, как в лихорадке, и творю молитву Иисусову. И что ж вы думаете? Около полуночи, смотрим, калитка в лес отворяется, и из нее выходит закутанная с головой женщина, выходит, направляется прямо к двери моей кельи, отворяет ее и скрывается за ней в моей келье».

Монахи поспешили к келье, но дверь оказалась заперта. Открыли ее ключом. А в келье никого!.. Перекрестились тут они оба, окончательно удостоверившись, от кого было это наваждение[9].

3. Обманы блудного беса

Как видим, лукавые духи по попущению Божию являлись в древности и до сих пор являются людям воочию и в любом обличье. Тем более могут бесы вмешиваться в помыслы человека, не только внушая грешные мысли, но и вступая с ним в диалоги от лица будто бы другого человека.

Для обольщения каждого они выбирают те уловки, которые наиболее соблазнительны именно для него. Если стремящемуся к Богу они являются в виде света от икон или аромата ладана, то страстного человека они соблазняют, представляя предмет его страсти, чтобы взрастить осуждение, гнев, высокоумие, гордость, любодеяние и другие страсти.

Святые отцы учат нас быть внимательными к нашим чувствам и мыслям, чтобы не попасться на подлоги нечистых духов

Святые отцы, зная об этих опасностях по собственному опыту, учат нас быть внимательными к нашим чувствам и мыслям, не доверять тому, что нам кажется, чтобы не попасться на обманы и подлоги нечистых духов.

Так, блудные бесы часто, беседуя с человеком в мыслях, принимают вид объекта страсти, наводя на доверчивого настоящий морок. Об этой уловке с первых веков христианства писали святые подвижники. Они познали подлоги нечистых духов на собственном опыте борьбы со страстями, ведь только тому, кто сопротивляется, Господь дает духовное зрение и открывает истинные смыслы происходящего.

Так, прп. Нил Синайский учил:

«Демон принимает на себя лице женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотию. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния»[10].

Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал своей духовной дочери, боровшейся с блудным искушением, что она, думая, будто мысленно беседует с человеком, на самом деле общалась с бесом любодеяния:

«“Противьтесь диаволу, и бежит от вас, – сказал св. апостол Иаков, – противьтесь, не соглашаясь со влагаемыми ими помышлениями, и исповедуйте их”. Всякое лицо, чье бы оно ни было, когда является воображению, возбуждая нечистые мысли и помышления, есть лицо диавольское, т.е. самого диавола, который во время греховного искушения предстоит душе и обманывает ее принятою личиною, способною возбудить страсть, по настроению души. Сочетавшийся с греховными помышлениями и мечтаниями, сочетавается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий: почему необходимо бороться с помыслами»[11].

Мы, в отличие от святых, в духовном, незримом для нас мире подобны ребенку, заплутавшему в непроглядном ночном лесу. Мы не можем ни различить, кто стоит перед нашим мысленным взором, ни понять, куда нас ведут. Действительно, увлеченному страстью может казаться, что возлюбленная мечтает о нем, а на самом деле он становится послушной марионеткой в отвратительной, грязной игре блудного беса, который старается овладеть несчастным в этой жизни и в будущей.

Какова истинная, отвратительная сущность того, что кажется обольстительным, открывает нам Древний патерик, рассказывая, как некто пришел в скит принять монашество, взяв с собою маленького сына. Когда сын сделался юношей, демоны начали соблазнять его на блуд. Борьба показалась ему непосильной, и он просил отца отпустить его в мир. После тщетных уговоров отец наконец дал ему совет взять хлеба и ветвей для плетения на 40 дней и удалиться в пустыню для сугубой молитвы. Сын послушался и после двадцати дней, проведенных в пустыне, увидел нечистую силу, подходящую к нему: пред ним предстала эфиопянка до того смрадная, что невозможно было терпеть ее смрада. Он стал прогонять ее. И тогда демон сказал ему: «Я обыкновенно являюсь приятной в сердцах человеческих; но за послушание и труд твой Бог не попустил меня прельстить тебя и открыл тебе смрад мой». Юноша, восславив Бога, вернулся к отцу и сказал ему: «Теперь я не хочу уже уходить отсюда, отче, – я видел нечистую силу и смрад ее»[12].

Здесь ясно видно, что истинное, не обманное, видение духов доступно только тому, кто противостоит греху ради заповедей Христовых, и кому ради этого Господь Сам открывает духовное зрение и Сам дает защиту.

Тот, кто не сопротивляется помыслам и соблазнам, неизбежно становится покорной игрушкой лукавого

А тот, кто не сопротивляется помыслам и соблазнам, неизбежно становится покорной игрушкой лукавого. Поэтому единственная защита от коварства бесов – трезвение, отказ от мысленных собеседований о соблазне, недоверие себе и обращение к покрову Божию, противостояние греху всеми средствами, которые в обилии дает христианам Господь.

Так, прп. Иоанн Лествичник говорит о значении трезвения:

«Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят; ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено; но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство»[13].

Прп. Варсануфий и Иоанн в ответ на вопросы о борьбе с блудными искушениями наставляют не собеседовать с помыслом, а тотчас же отвергать его, обращаясь к Богу за помощью:

«Сперва ум пренебрегает помыслами своими, а потом уже, когда враг увидит нерадение, старается ввести в него брань. <…> Не противоречь же, потому что враги сего желают и, видя противоречие, не перестанут нападать, но помолись за них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их»[14].

Прп. Никодим Святогорец также наставляет избегать хитрости блудного духа исключительно помыслами о Боге и Его суде, отвергая даже благовидные мысли о страсти:

«Размышление же твое, в то время как множатся в тебе срамные помыслы плотской сласти, да не будет направлено прямо против них… не берись изображать мысленно пред собой нечистоту и срамоту грехов плотской похоти, ни угрызения совести… и другое подобное. <…> потому что такое размышление… может послужить к усилению брани, иной же раз и к падению. Ибо… тогда, как ум расточает такие строгие суждения о таких делах, сердце соуслаждаться будет ими и соглашаться на них, что и есть внутреннее падение. Нет, надобно рассуждать о таких предметах, которые бы заслонили собой эти срамные вещи… Такого рода предметы суть… неминуемый час смерти нашей, трепетный день Страшного Суда и разные виды адских мучений»[15].

«Собеседованием и смешением с помыслами, принадлежащими области сатанинской… созерцанием мыслей и мечтаний, приносимых демонами, повреждается душевное око», – предостерегает и свт. Игнатий (Брянчанинов)[16].

Свт. Феофан Затворник предлагает и еще одно средство: использовать гнев против страстных помыслов:

Страстное не может иначе держаться, как сочувствием к нему

«Положите себе законом действовать и в отношении к страстям: в каком бы маленьком виде они не появлялись, спешите выгонять их, и так безжалостно, чтобы и следа их не оставалось. Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева… Страстное не может иначе держаться, как сочувствием к нему; а серчанием истребляется всякое сочувствие – страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им»[17].

4. Явления «душ умерших»

Эти советы – капля в море учений святых отцов о духовной борьбе, которую они называют искусством искусств и без которой человек беззащитен перед силами зла, чьи обольщения многообразны. Иным, например, они представляются душами умерших, якобы возвращающихся на землю.

…Однажды я разговаривала с вдовой, которая рассказала мне, как она, скучая по мужу, беседовала с его фотографией, и «в последнее время» эта фотография стала ей улыбаться… Мне стало страшно от того, в какой ужасной опасности была эта женщина, и я постаралась ее упросить не разговаривать с изображением мужа, а лучше молиться Богу о нем. Не знаю, смогла ли я ее убедить… Эта главу я пишу для таких бедствующих душ.

«Предупрежден – значит вооружен», – говорит пословица. Поэтому нам очень важно знать, что не только мысленную борьбу, но и явления бесов Бог попускает иногда и мирянам. Часто и в наше время поступающие безрассудно становятся жертвами демонов, прельщаются ими, теряют рассудок или даже кончают с собой.

Это случается с теми, кто увлекается любыми направлениями эзотерики, с несмиренными молитвенниками, ищущими высоких ощущений в молитве, с теми, кто потерял своих ближних и вопреки воле Божией ищет общения с ними, желая их «явления» из потустороннего мира, со спиритами. И порой люди заходят на этом опасном пути так далеко, что обратной дороги уже не находят…

Поэтому святые отцы предостерегают нас не ожидать явления душ умерших и с большой осторожностью относиться к подобным явлениям. Ведь живущим являются не души ушедших, а демоны, принимающие их вид, чтобы погубить доверившихся им.

Свт. Иоанн Златоуст утверждает, что люди, перешедшие в мир иной, не имеют власти для общения с живущими, исключая лишь редкие, особые случаи Промысла:

«Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что “души праведных в руке Божьей” (Прем. 3: 1). <…> Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: “в эту ночь душу твою возьмут у тебя” (Лк. 12: 20). Да и быть не может, чтобы душа, вышедшая из тела, блуждала здесь. …душа, вышедшая из тела, не может уже здесь оставаться. Так, Стефан сказал: “прими дух мой” (Деян. 7: 59); и Павел говорит: “разрешиться и быть с Христом, потому что это несравненно лучше” (Флп. 1: 23). <…> А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня»[18].

Блаженный Августин, излагая православное учение о том, что «души умерших находятся в таком месте, где они не видят того, что происходит и случается в сей смертной жизни», добавляет:

«Каким образом мученики самими своими благодеяниями, которые даются тем, кто ищет, показывают, что они заинтересованы в делах людей, если мертвые не знают, что делают живые? <…> Воистину, божественным путем появляются те вещи, которые отличаются от обычного порядка… Одни события характерны для человеческих действий, а другие являются признаками Божественной силы… Не следует тогда думать, что любой из умерших может вмешаться в дела живых только потому, что мученики приходят для исцеления или помощи некоторым. Скорее, следует мыслить так: мученики божественной властью участвуют в делах живых, а сами мертвые не имеют власти для вмешательства в дела живых»[19].

А свт. Иоанн Златоуст во второй беседе о нищем Лазаре и о богаче говорит, что под видом умерших людям являются демоны: «Почему же, скажешь, демоны говорят: “я душа такого-то монаха”? – Поэтому я и не верю, что говорят это демоны; потому что они обманывают слушающих».

Не только тем, кто ворожит, но и неутешным вдовам демоны могут являться в виде умерших людей

Не только тем, кто ворожит, и неутешным вдовам демоны могут являться в виде умерших людей. Это характерно и для спиритизма.

Прп. Амвросий Оптинский говорит, что спириты, поверившие, что общаются с душами мертвых, обмануты бесами:

«Спиритизм… есть общение людей с… духами тьмы. …Враг этот, в учении спиритизма, прикрывается под видом вызывания мертвых душ… Но это явное обольщение вражие и явное заблуждение людей, которые решаются верить духам тьмы, являющимся в виде людей умерших. <…> Души же грешные, по учению Православной Церкви, заключены во аде и не имеют власти не только учить других, но и исходить оттуда, в страшном стенании ожидая Страшного Суда Божия. Следовательно, вызываются и являются не души умерших, а духи тьмы греховной и обольстители рода человеческого».

Прп. Амвросий Оптинский предостерегает своего духовного сына, что спириты зачастую плохо кончают:

«А что спиритизм неполезен, но вреден, это ясно доказывается и примерами. В Голландии года два назад или более пасторов двенадцать, если и еще не больше, от спиритизма сошли с ума… Вблизи нас, в Орловской губернии, одна помещица, вдова, не хочу ее имени и фамилии упоминать, через верование спиритизму сделалась такой странной, что оставила своих детей, кажется пятерых или шестерых, на произвол судьбы, нисколько не заботясь о них, и сама всем говорит такие дикие нелепости, от которых слышащие лишь пожимают плечами. Поэтому и сами остерегайтесь спиритизма и, если можно, остерегайте и близких вам от сего зловредного учения»[20].

То, что любой вид оккультизма разрушает и душу, и тело, с фактами в руках подтверждает епископ Александр (Милеант). Он приводит впечатляющую статистику последствий увлечения оккультизмом. Приведу лишь несколько примеров.

«Многочисленные факты из жизни людей, занимающихся оккультизмом, убеждают в том, что а) духи толкают людей, общающихся с ними, на всевозможные грехи и преступления; что б) они подрывают здоровье и калечат их жизнь. Действительно, люди, занимающиеся оккультизмом, через какое-то время начинают обнаруживать психические странности, впадают в депрессию, предаются запою, злоупотребляют наркотиками. M. Lamar Keene провел 13 лет среди профессиональных медиумов. В своей публичной исповеди он писал: “Все медиумы, которых я знал или лично, или через других, трагично закончили свою жизнь. Сестры Fox, например, которые это начали, закончили жизнь отчаянными пьяницами. William Slade, прославившийся чтением мыслей, сошел с ума и умер в мичиганской спецбольнице. Медиум Margery умерла отчаянной пьяницей <…> Куда бы я ни посмотрел – всюду раскрывается та же картина: свое жалкое существование медиумы неизменно кончают еще более жалкой смертью. Я был совершенно подавлен всем этим медиумистким делом – обманом, пошлым развратом, беспробудным запоем, наркоманией…” (The Psychic Mafia). …Joseph Millard, пишет, что “он фактически был жалкой марионеткой потусторонних сил”. …Профессор Kurt Koch… и множество других специалистов в области парапсихологии утверждают, что многолетнее занятие оккультизмом неизменно разрушает физическое здоровье человека: как будто некий внутренний вампир сосет силы из оккультиста»[21].

Многолетнее занятие оккультизмом неизменно разрушает физическое здоровье человека

Перечислив множество подобных свидетельств, еп. Александр добавляет:

«Неправильно также мнение, будто кроме “опасной” формы, существует “безопасная” форма оккультизма. Некоторые надеются, что с известной предосторожностью можно из оккультизма извлечь пользу. К сожалению, все данные говорят о том, что в любой форме оккультной деятельности что-то отрицательное и разрушительное “прилепляется” к человеку, от чего он не может избавиться без помощи свыше. Это потустороннее начинает манипулировать судьбой человека и толкает его все глубже и глубже в тину оккультизма».

Эти рассказы показывают, как страшно попасть во власть зла, как трудно от него освободиться. Да, Господь нас хранит. Но за безрассудство и самонадеянность Он может попустить и такое. По словам свт. Феофана Затворника о действии благодати, «если кто пренебрежет ее внушениями и заблудит, то и она оставляет такого и предает его взысканной им самим погибели»[22].

Поэтому, если вам вдруг показалось, что вам улыбается фотография, или что у вас с кем-то открылся «телепатический канал» и этот кто-то отвечает на вашу страсть, или если захочется погадать на святки, – остерегитесь. Подумайте, кто на самом деле общается с вами и куда он может вас завести.

Валентина Ульянова

12 января 2024 г.

[1] Афонский патерик. Ч. 2.

[2] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов.

[3] Толкование на пророка Исаию.

[4] Житие преподобного Паисия Великого, в кн.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц июнь. Кн. 10.

[5] Иоанн Лествичник, прп. Лествица.

[6] Житие преподобного отца нашего Пимена Великого.

[7] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов.

[8] Житие преподобного отца нашего Пимена Великого.

[9] Нилус Сергей. На берегу Божьей реки.

[10] Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла. – Добротолюбие. Т. 2.

[11] Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т.7. Письма. К монахине Досифее, № 12.

[12] Древний патерик. Гл. 5, 26.

[13] Иоанн Лествичник, прп. Лествица.

[14] Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп. Руководство к духовной жизни. Вопрос 91.

[15] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань.

[16] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Глава 49. О хранении душевного ока от всего вредного для него.

[17] Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

[18] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея евангелиста.

[19] Аврелий Августин, блж. О попечении умерших.

[20] Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирянам. Письмо 93.

[21] Александр (Милеант), еп. У порога геенны огненной. Православное учение о злых духах и о Божием суде над ними.

[22] Феофан Затворник, свт. Поучение о благодати Всесвятого Духа.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО) Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО) Что нужно знать о гаданиях на Святки? (+ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Господь четко говорит, что гадание Ему неугодно, и обращение ко всякого рода гаданиям – это обращение не к Нему.
Мытарство 15-е: «Не ворожите» Мытарство 15-е: «Не ворожите»
Протоиерей Олег Стеняев
Мытарство 15-е: «Не ворожите» Воздушные мытарства. Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 17-я
Протоиерей Олег Стеняев
Тот, кто имеет страх Божий, свободен от любого другого страха. Ибо раб Божий — свободен от власти дьявола, греха и смерти.
Спрашиваю у духа: «Ты кто?» И тарелочка показывает: «ЗЛО» Спрашиваю у духа: «Ты кто?» И тарелочка показывает: «ЗЛО»
Рассказ бывшей колдуньи
Спрашиваю у духа: «Ты кто?» И тарелочка показывает: «ЗЛО» Спрашиваю у духа: «Ты кто?» И тарелочка показывает: «ЗЛО»
Рассказ бывшей колдуньи Елены Смирновой
Хозяин или раб темных сил тот, кто обращается к ним? Могут ли злые духи принести счастье? Чем привлекает к себе зло? Как впотьмах обрести дорогу к Свету?
Комментарии
Артем14 января 2024, 20:42
Благодарю за статью. Какие жуткие описания козней дьявольских. Особенно впечатлило предупреждение, что духи зла могут являться из-за горделивой молитвы. Да сохранит Господь всех православных от бесов проклятых!
рБ Марина12 января 2024, 19:37
СПАСИ ГОСПОДИ ВАЛЕНТИНА за РАЗЪЯСНЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×