Иов и его друзья. Художник: Владимир Боровиковский, 1810-е
«На всё воля Божия» – это изречение знакомо всем. Христиане используют его в самых разных контекстах, как по делу, так и не совсем. В большинстве случаев эту фразу используют в ситуациях, когда речь идет о каком-то конкретном случае. Например, у человека обнаружили онкологию. Он говорит: «На всё воля Божия». Этими словами человек признаёт, что эта болезнь является частью Промысла о нем и смиренно принимает её. Но если с болезнями все более-менее понятно, то как быть со злом, причиной которого является сам человек? Например, можно ли, узнав, что за 50 дней бомбежек погибло 5300 палестинских детей, сказать: «На всё воля Божия»? Ведь это всё равно, что сказать: Бог этого хочет. Действительно ли Бог этого хочет? И если нет, то почему это происходит?
Святые отцы всегда строго разделяли понятия воли Божией и Божия попущения
Начнем с того, что святые отцы всегда строго разделяли понятия воли Божией и Божия попущения.
«Мы непоколебимо должны быть уверены, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но что все происходит или по Его воле, или по Его попущению, именно: все доброе совершается по Его воле и с Его содействием, противное же сему бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляя нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает (но не благоволит. – о. Р.) тиранствовать над нами дьяволу или бесчестным плотским страстям», – пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Как мы видим, Иоанн Кассиан делает строгое различие между волей Божией и Его попущением. Той же мысли придерживается и преподобный Иоанн Дамаскин:
«Из того, что подлежит Промыслу, одно бывает по благоволению (по воле), другое – по снисхождению (по попущению). По благоволению – то, что беспрекословно хорошо; видов же снисхождения (попущения) много».
И далее он перечисляет многие примеры попущения Божия: впадения праведников в несчастья, страдания святых, страдания для возбуждения соревнования в душе другого, впадения в постыдные дела и т.д.
Да и кто осмелится приписывать воле Божией грехи и различного рода зло, творимое в мире? Сам Бог говорит, что ненавидит творимое людьми беззаконие (Откр. 2: 6). Здесь мы неизбежно сталкиваемся с таким немаловажным фактором, как свободная воля человека. Почему пал Адам? Неужели Господь этого хотел, неужели была на это Его воля? Да не будет! Этого захотел Адам, но не Бог. Однако Бог попустил этому совершиться в силу неприкосновенности свободного произволения человека. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так:
«Из того, что находится в нашей власти, Бог предварительно желает и одобряет дела добрые. Порочных же дел Он не желает ни предварительно, ни потом, но позволяет свободной воле (человека)».
Бог попустил совершаться злу в силу неприкосновенности свободного произволения человека
Если мы допустим, что Бог соизволяет творимому в мире злу, то Он неизбежно предстает перед нами в образе страшного существа, которое радуется страданию и смерти Своих творений. Но «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1: 13). А апостол Иоанн Богослов прямо утверждает, что принципы, которыми руководствуется сей мир, то есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, существуют не по воле Отца, но по воле сынов человеческих: «Не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16).
Да, Господь действительно сказал: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33). Но одно дело – скорби ради Христа и Его учения, и другое дело – погибель души. Ввиду этого и искушения следует различать. Про искушения, которые закаляют нашу веру, апостол Иаков сказал: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1: 2). И совсем другое дело – искушения, которые чреваты погибелью для души. Даже Сам Господь заповедал нам молиться об избавлении от этих страшных искушений: «…и не введи нас во искушение…».
Тем не менее мир переполнен страшными примерами проявления так называемой «воли Божией».
- Почему погибают монахи: прельстившись, вешаются, бросаются в обрывы, в огонь, в колодцы? Неужели это проявление воли Божией?
- Почему миллионы некрещеных младенцев умирают, так и не увидев белый свет? И это воля Божия?
- Почему в бесчисленных войнах, которые именуются общественным злом, погибает огромное количество людей, в том числе детей и мирных жителей? И это воля Божия?
- Почему корыстолюбивые судьи осуждают на смерть невиновных, а оправдывают виновных и тем самым открывают перед ними широкий простор для бесчисленного рода зол? Неужели всё это и многое другое происходит по воле Божией?
Конечно, нет на это ни в коем случае никакой воли Божией и быть не может, как и многие святые говорят. Тем не менее всё это происходит. Значит, оно происходит по каким-то другим принципам и духовным законам. Это и есть – попущение Божие.
Кто-то здесь может вспомнить слова Спасителя: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10: 29). Однако речь здесь идет не о том, что Бог благоволит к смерти птиц, а о Промысле Божием. Он знает, сколько волос у человека, и знает о смерти каждой птицы, даже самой маленькой. Эту же мысль высказывает и святой Златоуст:
«И чтобы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены Богом, опять начинает речь о Божием Промысле. Что, говорит, малозначительнее их (маленьких птиц)? Однако же и их нельзя уловить без ведения Божия. Он не то говорит, что падают по содействию Божию (это недостойно Бога); а только то, что ничего не происходит такого, что бы Ему было неизвестно».
«И, однако, ни один из них (воробьев) не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению» (Евфимий Зигабен).
Кто признает за волей Божией погибель человеческих душ и тел, тот забывает слова Христовы: «Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным да погибнет един от малых сих» (Мф. 18: 14). Нет на это воли Божией, сказал Господь. Но ведь это происходит.
Мысль о том, что в мире действует не только воля Божия, но и сатанинская, которой Господь попускает что-либо делать, подтверждает и избранный сосуд Божий. Он пишет в послании к Фессалоникийцам: «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (Фес. 2: 18). А теперь послушаем, как толкует это место блаженный Феофилакт:
«Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Так точно, ибо это не было дело Божие. В послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим. 1: 13, 15, 22) и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им (Деян. 16: 6, 7) и в послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа (2 Кор. 1: 22). Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию».
Убедительней, кажется, не скажешь. Более подробно о сатанинских действиях в мире можно прочитать в книге Иова.
Итак, в Священном Писании и у святых отцов мы находим, что эти два понятия должно строго различать, но никак не смешивать. Опираясь на всё вышеизложенное, можно сформулировать два определения:
- Воля Божия – это то, к чему Бог благоволит, чего Он хочет и желает и чему содействует. Это, как правило, добро и благо. «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3).
- Попущение Божие – это то, чего Господь не желает, но попускает этому случиться в силу тех или иных обстоятельств (обычно это свободная воля человека).
Бог никогда не благоволит ко злу. «Будьте святы, потому что Я Свят, Господь Бог ваш» (Лев. 11: 44). Но Он умеет премудро обращать зло в добро и зло заставляет работать на добро. Однако при всем при том Он всегда остается противником зла. Это подтвердил патриарх Иосиф: «Вот вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть» (Быт. 50: 20). То есть Господь попустил этому произойти. Ибо то, что творили братья Иосифа, когда хотели его убить (бросили в колодец, продали в рабство) никак не может быть волей Божией. Иосиф назвал эти действия братьев злом, а зло нельзя приписывать благоволению Божию. «Бог никогда не допустит случиться злу, если из него не произойдёт много добра» (прп. Паисий Святогорец). При этом ответственность с людей ни в коем случае не снимается: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7).
Понятие греха, который господствует в мире, никак не может быть идентифицировано с волей Божией
Таким образом, не будем выставлять себя невеждами, слыша о каком-нибудь учиненном зле и говоря по привычке: «На всё воля Божия». Понятие греха, который господствует в мире, никак не может быть идентифицировано с волей Божией. И воля Божия, «благая и совершенная» (Рим. 12: 2), никогда не позиционировала себя в порочном или преступном обличье. «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» (1 Ин. З: 8). Мир пресмыкается во зле не потому, что этого хочет Бог, но потому, что этого хочет грехолюбивый человек.