Православный храм – это раскрытая книга, в которой каждый, от новоначального до богослова, найдет что-то свое. Чтобы читать ее на более глубоком уровне, надо не только внимательно всматриваться в иконы и фрески, но и знать язык символов, которым владеют иконописцы и церковные зодчие. Мы беседуем с художником и искусствоведом Александром Александровичем Дмитриевым, руководителем РПО ДИАР, расписавшего верхнюю церковь и часть интерьеров нижнего этажа Знаменского храма Новоспасского монастыря. Этот храм можно назвать тайной жемчужиной древней обители: он скрыт за Преображенским собором, так что его не замечают даже многие из прихожан. Красивая старинная церковь возрождается после ста лет запустения. Вместе с Александром Александровичем мы раскрываем духовные смыслы, заложенные в ее убранстве.
Александр Дмитриев, художник и искусствовед
– Архитектура Знаменского храма очень необычна. Вы работали ранее с чем-то подобным?
– Надо признаться, нет. Дело в том, что большинство русских храмов имеют либо крестово-купольную форму, либо форму базилики – вытянутого прямоугольника, а Знаменский храм состоит из двух полукругов – апсид. Он является памятником классицизма, но очень нетипичным. Во-первых, как я уже сказал, у него две апсиды: привычный нам алтарь – и еще одна, совсем не привычная, с западной стороны. Над апсидами, соответственно, две конхи – полукруглых свода. Во-вторых, храм двухэтажный, причем церковь с алтарем и иконостасом находится в верхнем этаже. И наконец, у Знаменского храма несколько помещений, каждое из которых само по себе очень интересно и имеет свое особое убранство. В нижнем этаже находятся усыпальница бояр Никитичей, дядьев Царя Михаила Феодоровича Романова, и крипта, в которую планируется перенести чудотворную икону Богоматери «Всецарица». Обычно человек входит в храм и сразу видит весь его объем.
Чтобы увидеть весь храм, надо пройти по нему, он раскрывается перед вами постепенно
А здесь получается такой пространственно-временной «кинематограф», состоящий из нескольких «кадров»: чтобы увидеть весь храм, надо пройти по нему, он раскрывается перед вами постепенно. Поэтому главной задачей художников было создать гармоничное единство всех частей храма, чтобы стенопись не «разваливала» архитектуру, а напротив, объединяла и подчеркивала ее. Как в музыке: создать симфонию храма. Это особенно сложно, если учесть, что разные части храма расписывали разные мастерские.
Двухуровневое пространство Знаменского храма – Как рождалась программа росписи: где что будет написано?
– Общую программу спроектировал архитектор. Но в процессе воплощения проект конкретизировался, и происходили очень интересные вещи. Например, в конхе – на своде над иконостасом – мы написали четырех Архангелов, по два с каждой стороны. Так было в проекте. Но каких именно Архангелов писать? – Владыка Дионисий, который был наместником монастыря, когда мы начинали работу, благословил конкретизировать это. С двумя понятно: традиционно изображают Архангелов Михаила и Гавриила. А еще два? – Мы написали Рафаила, которому молятся об исцелении болезней, и Селафиила – Архангела молитвы. И что вы думаете? Оказалось, что именно эти Архангелы изображены на списке с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», который писали для Новоспасского монастыря в другой мастерской практически в то же время, когда мы работали над росписью! Тут стоит упомянуть, что Знаменский храм обустраивается попечением православного Фонда Архангела Михаила, они же курировали и написание списка – но мы-то об этой работе не знали!
– Если всмотреться в роспись верхней церкви Знаменского храма, можно увидеть интересные переходы цвета: свод – небесно-голубой, в холодных тонах, а некоторые композиции – более теплые, золотистые. В этом есть своя символика?
– Да, вы верно подметили. Свод – это небо, там мы видим образ Пресвятой Троицы, херувимов. А Рождество Пресвятой Богородицы и Успение написаны в более теплых, земляных тонах, потому что эти события произошли в земной истории. Нашей задачей было приблизить их к зрителю. Но есть тут и художественная причина.
Композиция «Причащение апостолов»
Чтобы одежды выглядели белыми, светящимися, фон надо было сделать немного темнее, чем в других местах. Богородица – Пресвятая, Пречистая, и мы хотели подчеркнуть это, создав эффект сияния вокруг Нее. А как это сделать? – В композиции Ее Рождества мы максимально окружили образ Младенца Марии светлым: даже повитуху, которая Ее держит, написали в светлых одеждах. А в алтаре храма у нас написана на стене композиция «Евхаристия». Она даже еще теплее по тону, чем Рождество и Успение Богоматери. Благодаря этому, когда царские врата открыты, композиция тонально «встает» в один ряд с иконостасом. Если бы мы написали Евхаристию в холодных голубых тонах, как своды, то иконостас «пропал» бы, несмотря на позолоту. Кстати, обратите внимание. На фронтоне иконостаса изображена Тайная Вечеря – историческое событие: Спаситель приобщает апостолов Своих Тела и Крови в Сионской горнице. А в алтаре – казалось бы, тот же сюжет, да не тот. Это богословская иллюстрация происходящего на литургии. Той Евхаристии, которая началась на Тайной Вечере и будет продолжаться до кончины мира. Она напоминает нам, что в храме мистически присутствует Спаситель, и это Он причащает нас через священника.
Богородица – Пресвятая, Пречистая, и мы хотели подчеркнуть это, создав эффект сияния вокруг Нее
– Расписывая нижний этаж храма, вы решали непростую задачу – зрительно объединить росписи его частей: верхней церкви, крипты, усыпальницы…
– Именно поэтому роспись нижнего этажа – вне крипты и усыпальницы – это фон, своеобразная рама для всего остального. Она легкая, спокойная, не перетягивает на себя внимание, а лишь подчеркивает архитектуру храма – чтобы не перегрузить. Такая стенопись соответствует стилю классицизма, художникам которого было технологически необходимо имитировать красками другие фактуры: мрамор, лепнину. И у нас есть розетки, изображающие лепнину, есть имитация мрамора. Кстати, эта традиция присуща не только классицизму, но и древнерусскому церковному искусству, только там она воплощалась немного иными средствами. Вместе с Крещением Руси мы приняли многие античные традиции живописи и архитектуры, а в Средиземноморье подольная – то есть нижняя – часть стен или отделывалась натуральным мрамором, или создавалась его имитация с помощью живописных приемов, называемая у греков полилитией. Этот приём прижился и на Руси. В новгородских, псковских, суздальских летописях XI–XII века часто встречается упоминание о том, что храм «украшен моромором». Это как раз и была живописная имитация мрамора. Правда, делали ее немного иначе, нежели сегодня: кистями разной ширины наносились разноцветные волнистые штрихи и линии.
– Получается, что классицизм не так далек от традиционного русского искусства, как может показаться.
– Идеи остаются теми же, а способ их воплощения в жизнь меняется.
В Палатке Никитичей – усыпальнице в Знаменском храме Новоспасского монастыря
– В нижнем этаже храма находится Палатка Никитичей – усыпальница бояр Романовых. Хотя ее (как и крипту храма) расписывала другая мастерская, задам вам вопрос о ее убранстве как искусствоведу.
– Здесь символически воссозданы надгробия сыновей боярина Никиты Романова, пострадавших от подозрительности Бориса Годунова, который видел в них возможных конкурентов за престол. На стенах роспись в древнерусском стиле. Казалось бы, что может значить растительный орнамент, но и он говорит о многом. Очень интересно написана турецкая гвоздика, райские кущи.
Фон – светло-золотистый, жемчужный – символически являет нам Свет невечерний, свет Божественной благодати
Фон – светло-золотистый, жемчужный – символически являет нам Свет невечерний, свет Божественной благодати. У преподобного Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира есть фреска «Шествие праведных в рай» с похожим фоном, и там прямо подписано: «Свет невечерний». Богатый орнамент напоминает и о знатном происхождении погребенных в усыпальнице. Такими орнаментами в Древней Руси расписывали царские храмы.
– В некоторых цветках можно увидеть восточные мотивы: вы упомянули турецкую гвоздику. Откуда она на Руси?
– Древнерусские художники брали орнаменты с дорогих заморских тканей: турецких, индийских. Эта практика существовала как минимум с XII века и особенно распространилась в XVII-м. У епископов были собраны отрезы дорогой ткани, их показывали художникам – как сегодня можно показать альбом с орнаментами, – и они использовали эти узоры в стенописи. А во Владимире в кафедральном Успенском соборе на хорах написаны живописные имитации тканей. Это не украшение интерьера, а архив, документ, созданный для того, чтобы художники могли брать из него орнаменты.
Престол уготованный. Фрагмент росписи крипты Знаменского храма
– И, наконец, поговорим о крипте, где будет находиться чудотворная икона Богоматери «Всецарица».
– Центральный мотив ее росписи очень редкий. Это Этимассия, Престол уготованный, символ нашего ожидания пришествия Христова. Символ нашего завета с Ним: Он сказал, что придет, и мы ожидаем Его и готовы встретить. Помните, как в Откровении святого Иоанна Богослова сказано: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22, 20)? На этом Уготованном – то есть приготовленном для Него – Престоле Спаситель воссядет по Своем Втором пришествии.
На этом Уготованном – то есть приготовленном для Него – Престоле Спаситель воссядет по Своем Втором пришествии
Вокруг Престола написаны Ангелы семи Вселенских Церквей, которые упоминаются в Апокалипсисе. Они символизируют весь христианский мир, собравшийся вокруг Господа. Поэтому Этимассия – это символический центр мира. Вот такая глубокая символика. Примерно то же самое символизирует «пуп земли» – каменный артефакт в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Кстати, благоверный князь Андрей Боголюбский символически перенес этот «пуп земли» – центр мироздания – на Русь. Иерусалим в то время захватили неверные, и у князя Андрея была идея воссоздать его в своей стране. У него во Владимире были своя Елеонская гора, Вознесенский храм, Воскресенский – близ Золотых ворот. А в Боголюбово находился «пуп земли». Там, в Рождественском соборе, который примыкает к палатам святого Андрея, и сегодня можно увидеть капитель с четырьмя ангельскими ликами, ориентированными на четыре стороны света. Ее часто называют «Четырехликая дева», но это не Богоматерь, а Ангелы. Эта капитель сделана из белого камня, но иного по структуре, нежели тот, из которого там все построено, – не местного. Ее украшают декоративные колечки, подобные которым встречаются на памятниках Египта, Палестины, у шумеров – соответственно, можно предположить, что ее привезли со Святой Земли. Это и есть «пуп земли». Согласно житию, святому Андрею явилась Пресвятая Богородица и благословила основать новую столицу – видимо, на месте этого явления он и поставил такой знак.
Знаменский храм Новоспасского монастыря
– Получается, что князь Андрей Боголюбский, живший в XII веке, предвосхитил идею Нового Иерусалима, которую относят к XVII столетию!
– Именно так. Он не перенес столицу из Киева – он творил все новое, во образ Небесного Иерусалима! Кстати, при святом Андрее, в результате его строительства, протяженность валов города Владимира стала в 2,5 раза больше, чем у Киева, то есть город был очень крупный. У князя были грандиозные начинания, которые осуществлялись. Он заключил союз с Фридрихом Барбаросой, причем они действительно дружили, стали назваными братьями. Жаль, что все закончилось убийством святого Андрея – его фактически подстрелили на взлете, и, возможно, Русь вместе с ним.