«Бог не даст испытаний сверх сил»?

Спасение утопающего апостола Петра Спасение утопающего апостола Петра

Я уже сбился со счёта, сколько раз за мою долгую христианскую жизнь меня люди уверяли, что «Бог не даст испытаний сверх сил». Скорее всего, они имели в виду, что Бог знает предел моей эмоциональной выносливости и душевных способностей, а значит, меня не постигнет никакая беда, которая могла бы стать непосильным эмоциональным бременем для имеющихся у меня сил. Иногда они присоединяют библейский стих, чтобы подтвердить свою точку зрения:

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).

Жизнеутверждающая фраза «Бог не даст испытаний сверх человеческих сил» – вздор

Но я должен вам сообщить, на основании моего долгого опыта христианской жизни, что жизнеутверждающая фраза «Бог не даст испытаний сверх человеческих[1] сил» – вздор.

Я мог бы привести примеры людей, которых постигли более тяжкие испытания и беды, чем они могли бы вынести, но вряд ли это нужно. Велика вероятность, что вы можете привести примеры из собственного опыта.

Помню, как я ходил на службу в евангелическую церковь типа «хвалебный ансамбль»[2], и в одном гимне утверждалось, что так как его автор послужил Богу, Он не попустит ему (или ей) терпеть поражение, и помню, как отчётливо я думал: «Это ложь».

Более того, эта ложь может быть опасной, ведь если бедствия окружают нас и побеждают, и мы видим, что не можем с ними справиться, нас, вероятно, обуревают соблазны винить Бога, заявляя, будто Он не исполняет Своих обещаний. Убийственно просто – принять такую версию христианства, которая не более чем мнимый страховой полис от будущих невзгод, и воображать, будто замысел Божий о нашей жизни таков, чтобы мы всегда были здоровыми, счастливыми, материально обеспеченными, безмятежными и мирными. Чтобы мы жили, словно в центре урагана, бушующего по всему миру и поражающего всех, кроме христиан. Когда Господь попускает такому человеку столкнуться с реалиями жизни в мире сем, где неизбежны бури и жестокие разочарования, под их натиском вера этого человека легко рассыпается в прах. Таких людей учили, что Бог обещал – обещал! – что им не грозит быть сломленными страданием. Неужели Бог солгал?

Но на самом деле, я не припомню такого обещания в Писании. Слова апостола Павла были не обещанием на все случаи жизни, что сокрушительное бедствие не будет грозить никогда, но (если читать в контексте) конкретным обещанием, что Бог легко укажет выход из искушения идолопоклонством коринфской культуры. Об этом апостол Павел далее, в этой главе, говорит подробно: например, что надо отказываться от приглашения на вечерю, если хозяин обмолвился, что пища на ней посвящена идолам. Никогда апостол Павел никому не говорил, что Бог не даст прийти ни одному бедствию, которое было бы сверх меры нашей эмоциональной выносливости.

Никогда апостол Павел не говорил, что Бог не даст прийти бедствию, которое было бы сверх меры нашей выносливости

Вот почему апостол Павел однажды открыл коринфянам, что по прибытии в Малую Азию он на самом деле подвергался эмоционально невыносимому искушению. Он писал:

«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1, 8–9).

Явно Павел чувствовал, что Бог попустил ему и спутникам больше, чем они могли бы перенести. Но причина этого показательна: «чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых». То есть бедствие побудило Павла и его спутников выйти за рамки имеющихся сил и найти новую силу в Боге. Он дал им вместо неприкосновенности – возможность. Бог не укрыл их от бедствия, от сокрушения им, как слабаков. Вместо этого Он поместил их туда, где они могли превзойти себя и стать героями, черпая силы извне себя.

Бог не укрыл их от бедствия, как слабаков. Он поместил их туда, где они могли превзойти себя и стать героями

Павел рассказывал о пережитом им в том же послании. Он говорил о «жале в плоть», чём-то болезненном и изнурительном. Оно так обескураживало Павла, что трижды молил он Господа, чтобы Он удалил это жало из его жизни, ибо он чувствовал себя сокрушенным. Что это было за жало? Предполагаю, это были пережитые им горькие вражда и гонения, ведь далее он говорит о «немощах, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях» (2 Кор. 12, 10). Павел хотел проповедовать Евангелие без подобных затруднений, чтобы достигнуть больших успехов и привести ко Христу ещё больше народа.

Но каков был Господень ответ на это троекратное пламенное моление?

«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).

То есть когда Павел чувствовал себя слабым и сокрушенным, когда он достиг пределов своих сил, – тогда-то он и обратился, чтобы найти новые силы вне себя, во Христе. Говоря его словами, он обнаружил, что когда он немощен, тогда силён.

Итак, Бог не всегда укрывает нас от бедствий, этого общего удела человеческого рода, который разделил и Его избранный сосуд апостол Павел. Иногда Он попускает несчастьям поразить нас: будь то смертельная болезнь, нищета, горе, причинённое нашими домочадцами, или даже смерть наших любимых. Всё это в самом деле может нас сломить, и, вероятно, мы ощутим, что это бремя отягчает чрезмерно и сверх силы, так что мы уже потеряем надежду остаться в живых, но сами в себе будем иметь приговор к смерти.

Тогда-то мы, возможно, и вспомним апостола Павла и выйдем за пределы себя – поистине за пределы нашего страдания, нашей жизни, нашей смерти – в бессмертную радость, которая наступит в Царствии Божием, в будущем веке. Именно от Господа мы почерпнем нашу силу, получим мощь, чтобы вытерпеть и продолжать путь, переместить стопу ещё на шаг вперёд. Сами по себе мы слабые, сокрушенные, имеем в себе приговор к смерти. Но мы можем быть сильными в Господе, уповая на Него, могущего даже из мертвых воскрешать.

Протоиерей Лаврентий Фарли
Перевёл с английского Дмитрий Бурцев

https://nootherfoundation.ca/god-will-never-give-you-more-than-you-can-handle

27 февраля 2024 г.

[1] Слово «человеческих» добавлено мной, чтобы была яснее мысль автора и чтобы читателей не смущала столь резкая формулировка.

[2] Praise band

Комментарии
Алла 1 марта 2024, 23:03
Галина, я просто для себя не вижу проблемы сказать, что Бог кому-то послал испытания.
Валерий Алле 1 марта 2024, 11:43
Праведный Иов не пал в испытаниях, но остался верен Богу. Значит у него были силы выдержать испытания, попущенные Богом. Тогда верны слова, что Бог не дал испытаний Иову сверх сил Иова. Как убедительно говорит преп. Макарий Великий о борьбе человека с диаволом: "Если юноша борется с отроком, и отрок побежден, и осуждают отрока за то, что он побежден: то великая в этом несправедливость. Посему, утверждаем что ум есть борец, и борец равносильный. И борющаяся душа, взыскав помощи и защиты, получает их, и сподобляется избавления; потому что борьба и подвиг возможны при равных силах."
Галина И. 1 марта 2024, 07:04
Алла, а нам и не дано понять до конца тайны Бога. Это закрыто от нас: слишком огромная, в основном, непостижимая разница между материальным, видимым миром и духовным, невидимым; между чел.-й логикой и логикой Бога. Никто из богословов не может ответить на вопрос: почему Бог, не будучи создателем и инициатором зла, все же допускает его и позволяет дьяволу действовать? Ясно одно: Бог имеет абсолютную власть над добром и злом, и Он может использовать зло для достижения добра, или в качестве примера, прообраза будущего (Иова считают прообразом Христа). "Воля Божия заключается во всеобщем спасении" (прп. Иоанн Кассиан). Все Его действия - Его Промысел. Благоговейно же умолкнем перед этой Тайной.
Алла29 февраля 2024, 19:29
Галина И ., всё же логики не понимаю. Бог допустил Иову сильно пострадать, прямо давая на это позволение дьяволу.
Галина И .28 февраля 2024, 21:17
Алла, в книге Иова даётся опыт постижения Бога через страдания и испытания, допущенные Богом.Человеку дано от Бога преобразить страдания в испытаниях в спасительное средство, по примеру Господа Иисуса Христа. Прп.Иоанн Дамаскин:"Они(демоны) не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому- либо,если не получают позволения от Бога для осуществления целей Его Домостроительства, подобно тому как случилось с Иовом (Иов 1,12)". Критерий спасения- живая вера в Бога, встреча с Ним в результате духовной жажды, как у Иова, а не поучительные разговоры, как у его друзей.И потом, в Библии очень много богатых языковых средств, которые не следует принимать буквально. Н.: "лице Бога". Также и др.
Алла28 февраля 2024, 15:46
Галина И., Иова кто испытывал, Бог или дьявол?
Сергий28 февраля 2024, 10:46
Вопрос: Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытан
Галина И.28 февраля 2024, 09:32
Алла, конечно, Бог допускает испытания. Но необходимо четко расставить акценты: КТО "ДАСТ-ДАЕТ сверх сил", т.е. КТО является автором, творцом, подателем зла? Ответ: диавол. "Бог не есть ни виновник, ни творец зла" (прп. Иоанн Лествичник). Если Он допускает испытания, то в целях Своего Домостроительства, чтобы мы научились противостоять злу в лице лукавого. "Если Христос, хотя и Всемогущий, телесно бежал в Египет от Ирода, то пусть дерзновенные научатся не вдаваться безрассудно в искушения"(прп. И.Леств.-к). "Хотя им [демонам] позволено нападать на человека, но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти, ибо от нас зависит выдержать нападение и не выдержать" (прп. Иоанн Дамаскин).
Алла27 февраля 2024, 19:08
Галина И, ну это одно и то же: дьявол бы не смог никого соблазнять, если бы Бог ему этого не попустил. То есть конечный результат по этой логике один и тот же: Бог допустил испытания сверх сил. Но лично мое мнение - это уже в общем, а не к вашему комменту - Бог рассчитывает на то, что другие люди помогут этому человеку. То есть это испытание не только для него, но и для них. Например, кто-то болеет, значит откружающие должны помочь уходом, деньгами, добрым словом и т.д.
Галина И.27 февраля 2024, 12:45
В ряде толкований св. отцов на основании Св. Писания утверждается, что Бог не дает сверх сил, но сверх сил дает (искушает, соблазняет) диавол (Мф.4:9; 6:13. 1Кор.10:13). И человек здесь оказывается перед лицом выбора: выбор жизни или выбор смерти. "Во свидетельство пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30:19). "Бог сил с нами... Блаженны все, уповающие на Него". Св. Ап. Павел, согласно т. зр. его биографов, страдал или приступами тяжелой болезни, или же последствиями жестокой малярии, кот.-й он заболел в болотистых низинах Памфилии (Деян.14,24) во время миссионерских путешествий.
ЖЖ27 февраля 2024, 08:10
Спасибо большое отцу Лаврентию и Дмитрию Бурцеву. Как это верно. И многострадальный Иов тоже тому пример.
Игорь27 февраля 2024, 06:43
А если испытание - ввержение в винопитие в связи с обстоятельствами, когда погружен в обстановку, где волей, неволе грешишь помаленьку, а очень душой страдаешь от прегрешений, Бог тоже вытащит. Конечно Его постоянно прошу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×