Спасение утопающего апостола Петра
Я уже сбился со счёта, сколько раз за мою долгую христианскую жизнь меня люди уверяли, что «Бог не даст испытаний сверх сил». Скорее всего, они имели в виду, что Бог знает предел моей эмоциональной выносливости и душевных способностей, а значит, меня не постигнет никакая беда, которая могла бы стать непосильным эмоциональным бременем для имеющихся у меня сил. Иногда они присоединяют библейский стих, чтобы подтвердить свою точку зрения:
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).
Жизнеутверждающая фраза «Бог не даст испытаний сверх человеческих сил» – вздор
Но я должен вам сообщить, на основании моего долгого опыта христианской жизни, что жизнеутверждающая фраза «Бог не даст испытаний сверх человеческих[1] сил» – вздор.
Я мог бы привести примеры людей, которых постигли более тяжкие испытания и беды, чем они могли бы вынести, но вряд ли это нужно. Велика вероятность, что вы можете привести примеры из собственного опыта.
Помню, как я ходил на службу в евангелическую церковь типа «хвалебный ансамбль»[2], и в одном гимне утверждалось, что так как его автор послужил Богу, Он не попустит ему (или ей) терпеть поражение, и помню, как отчётливо я думал: «Это ложь».
Более того, эта ложь может быть опасной, ведь если бедствия окружают нас и побеждают, и мы видим, что не можем с ними справиться, нас, вероятно, обуревают соблазны винить Бога, заявляя, будто Он не исполняет Своих обещаний. Убийственно просто – принять такую версию христианства, которая не более чем мнимый страховой полис от будущих невзгод, и воображать, будто замысел Божий о нашей жизни таков, чтобы мы всегда были здоровыми, счастливыми, материально обеспеченными, безмятежными и мирными. Чтобы мы жили, словно в центре урагана, бушующего по всему миру и поражающего всех, кроме христиан. Когда Господь попускает такому человеку столкнуться с реалиями жизни в мире сем, где неизбежны бури и жестокие разочарования, под их натиском вера этого человека легко рассыпается в прах. Таких людей учили, что Бог обещал – обещал! – что им не грозит быть сломленными страданием. Неужели Бог солгал?
Но на самом деле, я не припомню такого обещания в Писании. Слова апостола Павла были не обещанием на все случаи жизни, что сокрушительное бедствие не будет грозить никогда, но (если читать в контексте) конкретным обещанием, что Бог легко укажет выход из искушения идолопоклонством коринфской культуры. Об этом апостол Павел далее, в этой главе, говорит подробно: например, что надо отказываться от приглашения на вечерю, если хозяин обмолвился, что пища на ней посвящена идолам. Никогда апостол Павел никому не говорил, что Бог не даст прийти ни одному бедствию, которое было бы сверх меры нашей эмоциональной выносливости.
Никогда апостол Павел не говорил, что Бог не даст прийти бедствию, которое было бы сверх меры нашей выносливости
Вот почему апостол Павел однажды открыл коринфянам, что по прибытии в Малую Азию он на самом деле подвергался эмоционально невыносимому искушению. Он писал:
«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1, 8–9).
Явно Павел чувствовал, что Бог попустил ему и спутникам больше, чем они могли бы перенести. Но причина этого показательна: «чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых». То есть бедствие побудило Павла и его спутников выйти за рамки имеющихся сил и найти новую силу в Боге. Он дал им вместо неприкосновенности – возможность. Бог не укрыл их от бедствия, от сокрушения им, как слабаков. Вместо этого Он поместил их туда, где они могли превзойти себя и стать героями, черпая силы извне себя.
Бог не укрыл их от бедствия, как слабаков. Он поместил их туда, где они могли превзойти себя и стать героями
Павел рассказывал о пережитом им в том же послании. Он говорил о «жале в плоть», чём-то болезненном и изнурительном. Оно так обескураживало Павла, что трижды молил он Господа, чтобы Он удалил это жало из его жизни, ибо он чувствовал себя сокрушенным. Что это было за жало? Предполагаю, это были пережитые им горькие вражда и гонения, ведь далее он говорит о «немощах, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях» (2 Кор. 12, 10). Павел хотел проповедовать Евангелие без подобных затруднений, чтобы достигнуть больших успехов и привести ко Христу ещё больше народа.
Но каков был Господень ответ на это троекратное пламенное моление?
«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
То есть когда Павел чувствовал себя слабым и сокрушенным, когда он достиг пределов своих сил, – тогда-то он и обратился, чтобы найти новые силы вне себя, во Христе. Говоря его словами, он обнаружил, что когда он немощен, тогда силён.
Итак, Бог не всегда укрывает нас от бедствий, этого общего удела человеческого рода, который разделил и Его избранный сосуд апостол Павел. Иногда Он попускает несчастьям поразить нас: будь то смертельная болезнь, нищета, горе, причинённое нашими домочадцами, или даже смерть наших любимых. Всё это в самом деле может нас сломить, и, вероятно, мы ощутим, что это бремя отягчает чрезмерно и сверх силы, так что мы уже потеряем надежду остаться в живых, но сами в себе будем иметь приговор к смерти.
Тогда-то мы, возможно, и вспомним апостола Павла и выйдем за пределы себя – поистине за пределы нашего страдания, нашей жизни, нашей смерти – в бессмертную радость, которая наступит в Царствии Божием, в будущем веке. Именно от Господа мы почерпнем нашу силу, получим мощь, чтобы вытерпеть и продолжать путь, переместить стопу ещё на шаг вперёд. Сами по себе мы слабые, сокрушенные, имеем в себе приговор к смерти. Но мы можем быть сильными в Господе, уповая на Него, могущего даже из мертвых воскрешать.