В 2024-м г. древний русский город Торопец официально отмечает свое 950-летие. Посвящённые этому юбилейные мероприятия будут проходить в течение всего 2024 года. И сегодня, в день памяти преподобного Исаакия Торопецкого, мы публикуем заметку об этом святом, из чьего жития и стало известно, что Торопец существовал как минимум к 1074 г.
Возсиял еси яко светильник,
от града Торопца и даже до Киева дошел еси,
всю землю честным житием твоим удивляя…
Акафист преподобному Исаакию, затворнику Печерскому
Преподобный Исаакий Торопецкий. Патерик Печерский. Киев. 1661 г. 27 февраля – день памяти удивительного святого – преподобного Исаакия Торопецкого. О его житии нам поведал самый известный летописец Древней Руси – преподобный Нестор, которому принадлежат строки:
«А был еще и другой черноризец, именем Исакий; был он, когда еще жил в миру, богат, ибо был купец, родом торопчанин… а было ему имя мирское Чернь»[1].
Эта запись в «Повести временных лет» отнесена к 1074 году (по нашему летосчислению). Дата первого упоминания свидетельствует о том, что Торопец является самым древним городом всей Тверской области[2].
Хотя эта дата и принята за «официальный год основания», понятно, что к этому времени Торопец уже был сложившимся средневековым городом. Показателен и тот факт, что если при упоминании иных топонимов Нестор часто добавлял географические уточнения, то в данном случае он ограничился словом «торопчанин». Это может свидетельствовать о том, что при жизни Нестора в Киеве никому не нужно было объяснять, кто такой торопчанин – город на реке Торопе был достаточно известен на берегах Днепра.
Известность эта объясняется развитыми торговыми связями. Вспомним, что Исаакий в миру был купцом (да ещё и богатым!). Торопец же стоял на пути «из варяг в греки»[3].
В книге «Древний Торопец. Археологические раскопки» высказано предположение, что именно киевские князья, заинтересованные в установлении контроля над водной дорогой в Новгород, «…возвели мощные укрепления Малого городища (Торопца), разместили здесь воинский отряд»[4].
Название Торо́пец город получил, вероятно, по реке, на которой стоял. Эту версию подтверждает признанный специалист по отечественной топонимике, автор книги «Названия древнерусских городов», доктор филологических наук Владимир Петрович Нерознак[5].
А вот мирское имя Исаакия – Чернь – может свидетельствовать о том, что богатым купцом смог стать выходец из простонародья – «чёрных людей»[6].
«Чернью» назывался и очень дорогой вид художественной гравировки металла.
«Суздальские мастера в XII–XIII веке делали легкие стальные топорики с гравированным лезвием, отделанным золотом и чернью; их носили за поясом знатные воины»[7].
Родители могли назвать ребёнка Чернью и за особый оттенок волос. Эта версия наиболее вероятна. В летописях и берестяных грамотах часто попадаются личные имена, данные по цвету волос: Черныш, Черняй, Чернява, Бел, Беляй, Беляк, Белуха…[8] Привычные же всем сегодняшние христианские имена вошли в обиход на несколько столетий позже.
Итак, богатый купец, «родом торопчанин», отправляется в Киев, вероятно, по торговым делам.
Богатый купец, «родом торопчанин», отправляется в Киев, вероятно, по торговым делам
При упоминании словосочетания «древний русский город» у современника часто возникает ассоциация с картиной, нарисованной Пушкиным:
Блещут маковки церквей
и святых монастырей…[9]
В реальности во времена Исаакия даже в Киеве ещё не было подобного благолепия, а преподобный Антоний Печерский только-только основал первый русский монастырь – будущую Киево-Печерскую лавру.
Каким был путь купца Черни, и что так поразило его душу, мы можем лишь предполагать.
Возможно, уладив все дела, он решил посетить киевскую Десятинную церковь и попал на чтение Евангелия:
«Одного тебе не достаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест!» (Мк. 10, 21).
Нестор Летописец так описывает произошедшее:
«…И задумал он стать монахом, и роздал имущество свое нуждающимся и монастырям, и пошел к великому Антонию в пещеру, моля, чтобы постриг его в монахи. И принял его Антоний, и возложил на него одеяние чернеческое, и дал ему имя Исаакий…»[10].
С этого момента начинается путь духовного восхождения, который не бывает лёгким и ровным. Бывший купец проходит множество испытаний. На 7 лет он затворяется «в малой кельице, в четыре локтя… не выходя на свет»[11].
Несмотря на предостережения своего духовного отца – старца Антония,
«Исаакий повёл строгую жизнь… Молил Бога со слезами. Была же пищей его просфора одна, и та через день, и воды в меру пил… Когда же уставал, сидел на своём сиденье, никогда не ложась набок, но, сидя, спал немного…»[12].
Спустя 7 лет таких подвигов пещера Исаакия однажды наполнилась неземным светом. Перед ним явились два ангела:
«Исаакий, ты угодил Богу! Вот, Христос идёт к тебе – поклонись ему!»
Бесовское игрище в келье Исакия. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Ошеломлённый Исаакий, даже не сотворив крестного знамения, выполнил указание… Светлые ангелы приняли вид бесов и закричали:
«Ты поклонился нам, теперь ты наш!»[13]
Вот как это событие описывает акафист преподобному Исаакию:
«…нощию темный враг, явлься во образе света, неведением омрачи тя, песньми и плясанием досаждая, биением, ранами и заушением устрашая, оставит я едва жива суща. Но ты, преподобне, тверд и непоколебим пребыл еси. Молитвами святых Печерских укрепляем, крепко попрал еси вся коварства вражия…»[14].
Измождённый бесами Исаакий не мог ни ходить, ни говорить, ни принимать пищу… Несколько лет отцы Антоний и Феодосий ухаживали за расслабленным.
Измучив тело, дьявол не смог отнять молитвы святого, и со временем силы возвратились к Исаакию. За перенесённые со стойкостью испытания, искреннюю молитву и подвиги он получает дар чудотворения.
За перенесённые испытания, искреннюю молитву и подвиги он получает дар чудотворения
«…И стала братия почитать его. Он же, не желая славы человеческой, начал юродствовать и пакостить стал то игумену, то братии, то мирянам так, что некоторые и били его. И стал ходить по миру, также юродствуя…»[15].
Юродство – особый вид святости, где духовные дары и добродетели сознательно скрываются за внешним, показным безумием. Юродивые, или, как их ещё называли, – блаженные Христа ради, творили многие чудеса и в любое время года, как правило, ходили в лохмотьях и босиком.
Так, и Исаакий,
«…приходя на заутреню раньше всех, стоял твердо и неподвижно. Когда же наступала зима и морозы лютые, стоял в башмаках с протоптанными подошвами, так, что примерзали ноги его к камню, и не двигал ногами, пока не отпоют заутреню. И после шел в поварню и приготовлял огонь, воду, дрова…»[16].
Первые юродивые появились ещё в Византии, но по-настоящему раскрылся и расцвёл этот вид святости на Руси, где юродивых особенно любили. Такой человек мог говорить всё что угодно даже Царю.
Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым
Именно Исаакию Торопецкому выпало стать первым русским юродивым!
Описывая чудесные случаи, происходившие с Исаакием, Нестор Летописец свидетельствует: «Иному я сам был очевидцем»[17].
Об отношении Нестора к Исаакию говорит тот факт, что в «Повести временных лет» Исаакию Торопецкому отведено 4 главы, в то время как многие, даже Великие князья, удостоились лишь пары строчек!
Погребение Исакия игуменом Иоанном и братией. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Преподобный, затворник, юродивый – столько видов святости смог понести Исаакий. За смирение и подвиги Господь наделил своего избранника особыми дарами: в акафисте святой Исаакий не просто так назван «скорым помощником и преславным чудотворцем»[18].
По молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь
В 2015-м году в посёлке Старая Торопа (близ Торопца) был освящён храм в честь Преподобного Исаакия, затворника Печерского. Прихожане поведают немало случаев, когда по молитве к Исаакию Торопецкому разрешались сложные жизненные обстоятельства, подавалось просимое, приходила неожиданная помощь. По свидетельству человека, пережившего критическую ситуацию, когда была спасена человеческая жизнь: «помощь пришла совершенно неожиданным образом, сразу после горячей просьбы: Святой Исаакий, помоги!»[19]
Храм в честь Преподобного Исаакия, затворника Печерского в посёлке Старая Торопа
В Старой Торопе, в храмовой иконе, находится частица мощей святого.
Мощи святого Исаакия в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры
Сами мощи святого Исаакия до сего дня пребывают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, рядом с мощами описавшего его житие Нестора Летописца и былинного героя Илии Муромца.
Святой Исаакий остаётся особым попечителем о своём родном крае – городе Торопце – и древней торопецкой земле.