Православный храм в Винья-дель-Мар (Чили): миссия у берегов Тихого океана

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Винья-дель-Мар; Чили) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Винья-дель-Мар; Чили)

Винья-дель-Мар – курортный чилийский город, расположенный в 120 километрах к северо-западу от Сантьяго. Из столицы Чили сюда регулярно ходят автобусы, перевозя пассажиров из огромного, хаотичного Сантьяго в более спокойные места, на побережье Тихого океана. Жизнь в Винья течёт размеренней и комфортней, чем в столичном мегаполисе – в том числе благодаря более ровному климату (здесь нет такой невыносимой жары, как в столице) и более благоприятной окружающей среде. Конечно, свои природные нюансы имеются и в Винье: о них красноречиво говорят городские указатели, указывающие жителям путь эвакуации в случае катаклизма – цунами.

Человеку, приехавшему из Европы в этот, казалось бы, затерянный на краю света город, приятно и немного удивительно узнать, что здесь есть свой православный храм. Не просто община, арендующая уголок у католиков или протестантов (как это нередко бывает), но именно отдельный комплекс – с храмовым зданием и дополнительными помещениями.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Винья-дель-Мар уже приближается к своему 60-летнему юбилею

Стоит отметить, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Винья-дель-Мар уже приближается к своему 60-летнему юбилею – она была возведена стараниями меценатов и прихожан в 1960-е годы. Особую роль в строительстве храма сыграли арабская и греческая диаспоры, во главе с Хуаном Массу и Георгием Мустакисом. Освящение церкви состоялось 14 февраля 1965 года.

Храм находится на улице 1 Поньенте (1-я Западная), 420, примерно в получасе ходьбы от автовокзала и в 10 минутах ходьбы от океана. О том, что это православная церковь, можно догадаться по мозаичной иконе Пресвятой Богородицы на фасаде здания. Почти 20 лет здесь служит священник Хорхе (Георгий) Суэц. Мне удалось пообщаться с батюшкой во время короткой поездки в Чили, которая включала в себя и визит в Винья-дель-Мар.

Портреты Хуана Массу и Георгия Мустакиса Портреты Хуана Массу и Георгия Мустакиса

– Мои предки жили в Иордании, в городе Мадаба, – рассказал отец Хорхе. – Прадедушка был священником. Дедушка покинул Иорданию в 1920-х годах и эмигрировал в Чили. Здесь он женился, и наша семья осела в Южной Америке.

Сам отец Хорхе, будучи православным с рождения, получил образование на Ближнем Востоке – он окончил семинарию в Баламанде (Ливан). В 1999-м году был рукоположен во иерея; служил в кафедральном соборе Антиохийского Патриархата в Сантьяго. На побережье Тихого океана переехал в 2004-м году.

Священник Хорхе Суэц совершает таинство Крещения Священник Хорхе Суэц совершает таинство Крещения – Тогдашний священник в Винья-дель-Мар, отец Ставрос, сильно болел, поэтому община искала ему помощника. В итоге было принято решение отправить меня сюда. Мне нравится Винья-дель-Мар; тем более что здесь живут мои близкие родственники.

– И церковь, в которую вы пришли служить, была уже, видимо, с налаженной общинной жизнью?

– Отец Ставрос, служивший в Винья, приехал в Чили в 1961-м году. Его отец, тоже священник, был мучеником – его убили турки, распяв на двери храма. Семья, опасаясь турецких преследований, переехала из Смирны в Иерусалим, где находилась большая греческая диаспора. После Второй мировой войны отец Ставрос был рукоположен в священный сан. В Чили его пригласили из Багдада, где он тогда служил. Община нуждалась в священнике, владеющем греческим и арабским – это были основные языки местных прихожан. Но отец Ставрос принадлежал к так называемой «старой школе» – его служение сводилось в основном к совершению литургии по воскресеньям и исполнению треб – Крещение, Венчание, отпевание. К сожалению, пастырская работа оказалась оттеснена на второй план. Со временем поколение эмигрантов отошло в мир иной; как следствие, число прихожан резко уменьшилось.

– Один раз у меня сложилась такая ситуация, что я не мог начать литургию, – говорит отец Хорхе. – Никто не пришёл к началу службы, в церкви было пусто. Я понимал, что нужны перемены. Стал служить на испанском языке, чтобы сделать нашу церковь и службы более открытыми для окружающих нас людей. Чилийцам, в том числе потомкам эмигрантов, богослужения стали более понятными; помимо этого, мы начали пастырскую работу с людьми самых разных возрастов. Проводили встречи, читали Библию, отвечали на вопросы. Благодаря этому община стала расти. Мы ввели в практику совершение богослужений не только по воскресеньям, но и в будние дни, стараясь привлекать прихожан к помощи во время служб (например, чтение и пение).

Набережная в Винья-дель-Мар Набережная в Винья-дель-Мар

– Как я понимаю, перевод богослужений на испанский мог вызвать недовольство людей старшего поколения?

– Этих людей к тому времени почти не осталось в живых. Кроме того, я не отказался от греческого и арабского полностью – иногда использую их в богослужении. Вот русского, к сожалению, не знаю, хотя у нас есть прихожане из России, Украины, а также из Румынии и Сербии, – но все они спокойно слушают литургию на испанском языке. Если отмечается большой греческий праздник (например, День независимости Греции, или «День Охи»), значительная часть литургии служится на греческом. Однако в любом случае испанский – это доминирующий язык богослужений в нашем приходе.

– Возможно, благодаря испанскому, чилийцы стали проявлять больше интереса к Православию?

– Люди действительно уходят из Католической церкви, но главным образом потому, что ужасаются случаям педофилии среди священников.

Один из факторов, способствующих приходу чилийцев к Православию, – то, что они видят женатого священника, у которого есть дети

И один из факторов, способствующих приходу чилийцев к Православию, – то, что они видят женатого священника, у которого есть дети. Они видят меня с семьёй на рынке, в супермаркете – и понимают, что священник – такой же человек, как и они, живущий нормальной жизнью. Люди могут более свободно говорить со мной о своих повседневных проблемах, о том, что их тревожит.

– Отец Хорхе, мне, как многодетному отцу, воспитывающему четверых детей, всегда интересно знать: что же нужно сделать для того, чтобы дети остались в Церкви, особенно в ситуации, когда их окружает секулярный, зачастую враждебный христианству мир?

– Да, обычно дети ходят в церковь до 12–13 лет, а потом у них появляются другие интересы: вечеринки по субботам, футбол, балет и т.д. Они говорят, что в церковь ходить скучно, им это не нравится. Но у нас в доме есть такое правило: вы можете делать всё, что угодно, но в воскресенье, с 11 до 12, вы должны быть в церкви. Хотя, говоря откровенно, у меня нет готовых решений этой проблемы. Прихожане жалуются, что дети не желают идти на службу. Но ведь нередки ситуации, когда, например, сами отцы в семье не идут на богослужение – спят допоздна в воскресенье и разрешают своим детям проспать литургию. Не стоит забывать, что и искушения на Западе очень сильны.

– На Западе? Вы имеете в виду Чили?

– Да, Чили я тоже отношу к западному миру, если сопоставлять с Ближним Востоком или Россией. Здесь уже в 12 лет дети порой начинают выпивать, курить, пробуют наркотики. В 13–14 лет они приобретают сексуальный «опыт». Вообще, нам нужна личная мотивация, понимание того, что Церковь важна для духовной жизни. У нас же нередко формируется потребительское отношение к церкви: умер кто-то из родственников – необходимо отпеть, родился – крестить и так далее. Но люди должны стремиться к тому, чтобы совершенствовать своё духовное состояние.

В Церкви Успения Пресвятой Богородицы В Церкви Успения Пресвятой Богородицы

– Как вы думаете, насколько приемлема для православных христиан образовательная система в Чили?

– Дети многих наших прихожан ходят в католические школы – там всё построено вокруг литургического цикла Католической церкви. Ребята участвуют в первом Причастии, в конфирмации. Отказаться трудно, иначе будешь «белой вороной».

В школах детям прививают толерантное отношение к однополым бракам

Конечно, в светских школах всего этого нет, там нет и уроков религии, просто этика. В таких школах детям прививают толерантное отношение, например, к однополым бракам. И мы становимся свидетелями того, как дети заявляют о своей гомосексуальности в 14 лет и вступают в однополые отношения.

– Местные жители как-то интересуются православной церковью, находящейся на улицах их города?

– Людям старшего поколения интересна сама литургия, так как она напоминает то, что было в Католической церкви до Ⅱ Ватиканского Собора. Иногда эти люди приходят к нам на богослужения…. Вообще, мы стараемся организовать всё так, чтобы прихожане не чувствовали себя оставленными. У нас есть игровая комната для детей – с рисовальными принадлежностями, разными игрушками. Есть холл, в котором люди разных возрастов могут после литургии пообщаться, выпить чашечку кофе. К сожалению, в наше время многие заняты своими телефонами, а на личное общение уже не остаётся ни времени, ни желания. Хотелось бы эту тенденцию немного переменить. И, конечно, для просвещения нам требуется больше доступной литературы на испанском языке, в том числе и надлежащие переводы отцов Церкви.

С иереем Хорхе Суэц
беседовал Сергей Мудров

19 апреля 2024 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 168 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
«Каждую неделю левые грозятся меня убить» «Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
«Каждую неделю левые грозятся меня убить» Священник Франциско Сальвадор: «Каждую неделю левые грозятся меня убить»
О Чили, православной миссии и миссионерской общине в Сантьяго
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода
Елена Малер
Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода
Елена Малер
В современном Чили, католической, казалось бы, стране за совсем недолгий срок заметным и значимым явлением стало Православное христианство. Средоточие русского Православия в главном городе Чили, Сантьяго – приход Святителя Николая Сербского – уникальная община, паству которой составляют не только наши соотечественники как зарубежной, так и отечественной ветвей Православия, но и верующие из разных славянских стран и даже православные чилийцы.
Мы созидаем епархию по кирпичику Мы созидаем епархию по кирпичику
Епископ Иоанн (Берзинь)
Мы созидаем епархию по кирпичику Мы созидаем епархию по кирпичику
Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь)
В большинстве своем моя паства – это потомки русских эмигрантов. Исключение составляет Чили, где много верующих, обратившихся в Православие из других конфессий. В этом – огромная личная заслуга о. Алексия Аэдо, чилийца, принявшего Православие.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×