Православный храм в Винья-дель-Мар (Чили): миссия у берегов Тихого океана

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Винья-дель-Мар; Чили) Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Винья-дель-Мар; Чили)

Винья-дель-Мар – курортный чилийский город, расположенный в 120 километрах к северо-западу от Сантьяго. Из столицы Чили сюда регулярно ходят автобусы, перевозя пассажиров из огромного, хаотичного Сантьяго в более спокойные места, на побережье Тихого океана. Жизнь в Винья течёт размеренней и комфортней, чем в столичном мегаполисе – в том числе благодаря более ровному климату (здесь нет такой невыносимой жары, как в столице) и более благоприятной окружающей среде. Конечно, свои природные нюансы имеются и в Винье: о них красноречиво говорят городские указатели, указывающие жителям путь эвакуации в случае катаклизма – цунами.

Человеку, приехавшему из Европы в этот, казалось бы, затерянный на краю света город, приятно и немного удивительно узнать, что здесь есть свой православный храм. Не просто община, арендующая уголок у католиков или протестантов (как это нередко бывает), но именно отдельный комплекс – с храмовым зданием и дополнительными помещениями.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Винья-дель-Мар уже приближается к своему 60-летнему юбилею

Стоит отметить, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Винья-дель-Мар уже приближается к своему 60-летнему юбилею – она была возведена стараниями меценатов и прихожан в 1960-е годы. Особую роль в строительстве храма сыграли арабская и греческая диаспоры, во главе с Хуаном Массу и Георгием Мустакисом. Освящение церкви состоялось 14 февраля 1965 года.

Храм находится на улице 1 Поньенте (1-я Западная), 420, примерно в получасе ходьбы от автовокзала и в 10 минутах ходьбы от океана. О том, что это православная церковь, можно догадаться по мозаичной иконе Пресвятой Богородицы на фасаде здания. Почти 20 лет здесь служит священник Хорхе (Георгий) Суэц. Мне удалось пообщаться с батюшкой во время короткой поездки в Чили, которая включала в себя и визит в Винья-дель-Мар.

Портреты Хуана Массу и Георгия Мустакиса Портреты Хуана Массу и Георгия Мустакиса

– Мои предки жили в Иордании, в городе Мадаба, – рассказал отец Хорхе. – Прадедушка был священником. Дедушка покинул Иорданию в 1920-х годах и эмигрировал в Чили. Здесь он женился, и наша семья осела в Южной Америке.

Сам отец Хорхе, будучи православным с рождения, получил образование на Ближнем Востоке – он окончил семинарию в Баламанде (Ливан). В 1999-м году был рукоположен во иерея; служил в кафедральном соборе Антиохийского Патриархата в Сантьяго. На побережье Тихого океана переехал в 2004-м году.

Священник Хорхе Суэц совершает таинство Крещения Священник Хорхе Суэц совершает таинство Крещения – Тогдашний священник в Винья-дель-Мар, отец Ставрос, сильно болел, поэтому община искала ему помощника. В итоге было принято решение отправить меня сюда. Мне нравится Винья-дель-Мар; тем более что здесь живут мои близкие родственники.

– И церковь, в которую вы пришли служить, была уже, видимо, с налаженной общинной жизнью?

– Отец Ставрос, служивший в Винья, приехал в Чили в 1961-м году. Его отец, тоже священник, был мучеником – его убили турки, распяв на двери храма. Семья, опасаясь турецких преследований, переехала из Смирны в Иерусалим, где находилась большая греческая диаспора. После Второй мировой войны отец Ставрос был рукоположен в священный сан. В Чили его пригласили из Багдада, где он тогда служил. Община нуждалась в священнике, владеющем греческим и арабским – это были основные языки местных прихожан. Но отец Ставрос принадлежал к так называемой «старой школе» – его служение сводилось в основном к совершению литургии по воскресеньям и исполнению треб – Крещение, Венчание, отпевание. К сожалению, пастырская работа оказалась оттеснена на второй план. Со временем поколение эмигрантов отошло в мир иной; как следствие, число прихожан резко уменьшилось.

– Один раз у меня сложилась такая ситуация, что я не мог начать литургию, – говорит отец Хорхе. – Никто не пришёл к началу службы, в церкви было пусто. Я понимал, что нужны перемены. Стал служить на испанском языке, чтобы сделать нашу церковь и службы более открытыми для окружающих нас людей. Чилийцам, в том числе потомкам эмигрантов, богослужения стали более понятными; помимо этого, мы начали пастырскую работу с людьми самых разных возрастов. Проводили встречи, читали Библию, отвечали на вопросы. Благодаря этому община стала расти. Мы ввели в практику совершение богослужений не только по воскресеньям, но и в будние дни, стараясь привлекать прихожан к помощи во время служб (например, чтение и пение).

Набережная в Винья-дель-Мар Набережная в Винья-дель-Мар

– Как я понимаю, перевод богослужений на испанский мог вызвать недовольство людей старшего поколения?

– Этих людей к тому времени почти не осталось в живых. Кроме того, я не отказался от греческого и арабского полностью – иногда использую их в богослужении. Вот русского, к сожалению, не знаю, хотя у нас есть прихожане из России, Украины, а также из Румынии и Сербии, – но все они спокойно слушают литургию на испанском языке. Если отмечается большой греческий праздник (например, День независимости Греции, или «День Охи»), значительная часть литургии служится на греческом. Однако в любом случае испанский – это доминирующий язык богослужений в нашем приходе.

– Возможно, благодаря испанскому, чилийцы стали проявлять больше интереса к Православию?

– Люди действительно уходят из Католической церкви, но главным образом потому, что ужасаются случаям педофилии среди священников.

Один из факторов, способствующих приходу чилийцев к Православию, – то, что они видят женатого священника, у которого есть дети

И один из факторов, способствующих приходу чилийцев к Православию, – то, что они видят женатого священника, у которого есть дети. Они видят меня с семьёй на рынке, в супермаркете – и понимают, что священник – такой же человек, как и они, живущий нормальной жизнью. Люди могут более свободно говорить со мной о своих повседневных проблемах, о том, что их тревожит.

– Отец Хорхе, мне, как многодетному отцу, воспитывающему четверых детей, всегда интересно знать: что же нужно сделать для того, чтобы дети остались в Церкви, особенно в ситуации, когда их окружает секулярный, зачастую враждебный христианству мир?

– Да, обычно дети ходят в церковь до 12–13 лет, а потом у них появляются другие интересы: вечеринки по субботам, футбол, балет и т.д. Они говорят, что в церковь ходить скучно, им это не нравится. Но у нас в доме есть такое правило: вы можете делать всё, что угодно, но в воскресенье, с 11 до 12, вы должны быть в церкви. Хотя, говоря откровенно, у меня нет готовых решений этой проблемы. Прихожане жалуются, что дети не желают идти на службу. Но ведь нередки ситуации, когда, например, сами отцы в семье не идут на богослужение – спят допоздна в воскресенье и разрешают своим детям проспать литургию. Не стоит забывать, что и искушения на Западе очень сильны.

– На Западе? Вы имеете в виду Чили?

– Да, Чили я тоже отношу к западному миру, если сопоставлять с Ближним Востоком или Россией. Здесь уже в 12 лет дети порой начинают выпивать, курить, пробуют наркотики. В 13–14 лет они приобретают сексуальный «опыт». Вообще, нам нужна личная мотивация, понимание того, что Церковь важна для духовной жизни. У нас же нередко формируется потребительское отношение к церкви: умер кто-то из родственников – необходимо отпеть, родился – крестить и так далее. Но люди должны стремиться к тому, чтобы совершенствовать своё духовное состояние.

В Церкви Успения Пресвятой Богородицы В Церкви Успения Пресвятой Богородицы

– Как вы думаете, насколько приемлема для православных христиан образовательная система в Чили?

– Дети многих наших прихожан ходят в католические школы – там всё построено вокруг литургического цикла Католической церкви. Ребята участвуют в первом Причастии, в конфирмации. Отказаться трудно, иначе будешь «белой вороной».

В школах детям прививают толерантное отношение к однополым бракам

Конечно, в светских школах всего этого нет, там нет и уроков религии, просто этика. В таких школах детям прививают толерантное отношение, например, к однополым бракам. И мы становимся свидетелями того, как дети заявляют о своей гомосексуальности в 14 лет и вступают в однополые отношения.

– Местные жители как-то интересуются православной церковью, находящейся на улицах их города?

– Людям старшего поколения интересна сама литургия, так как она напоминает то, что было в Католической церкви до Ⅱ Ватиканского Собора. Иногда эти люди приходят к нам на богослужения…. Вообще, мы стараемся организовать всё так, чтобы прихожане не чувствовали себя оставленными. У нас есть игровая комната для детей – с рисовальными принадлежностями, разными игрушками. Есть холл, в котором люди разных возрастов могут после литургии пообщаться, выпить чашечку кофе. К сожалению, в наше время многие заняты своими телефонами, а на личное общение уже не остаётся ни времени, ни желания. Хотелось бы эту тенденцию немного переменить. И, конечно, для просвещения нам требуется больше доступной литературы на испанском языке, в том числе и надлежащие переводы отцов Церкви.

С иереем Хорхе Суэц
беседовал Сергей Мудров

19 апреля 2024 г.

Смотри также
«Каждую неделю левые грозятся меня убить» «Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
«Каждую неделю левые грозятся меня убить» Священник Франциско Сальвадор: «Каждую неделю левые грозятся меня убить»
О Чили, православной миссии и миссионерской общине в Сантьяго
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода
Елена Малер
Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода Православное служение в Чили: от домовой церкви до межправославного прихода
Елена Малер
В современном Чили, католической, казалось бы, стране за совсем недолгий срок заметным и значимым явлением стало Православное христианство. Средоточие русского Православия в главном городе Чили, Сантьяго – приход Святителя Николая Сербского – уникальная община, паству которой составляют не только наши соотечественники как зарубежной, так и отечественной ветвей Православия, но и верующие из разных славянских стран и даже православные чилийцы.
Мы созидаем епархию по кирпичику Мы созидаем епархию по кирпичику
Епископ Иоанн (Берзинь)
Мы созидаем епархию по кирпичику Мы созидаем епархию по кирпичику
Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь)
В большинстве своем моя паства – это потомки русских эмигрантов. Исключение составляет Чили, где много верующих, обратившихся в Православие из других конфессий. В этом – огромная личная заслуга о. Алексия Аэдо, чилийца, принявшего Православие.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×