Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Винья-дель-Мар; Чили)
Винья-дель-Мар – курортный чилийский город, расположенный в 120 километрах к северо-западу от Сантьяго. Из столицы Чили сюда регулярно ходят автобусы, перевозя пассажиров из огромного, хаотичного Сантьяго в более спокойные места, на побережье Тихого океана. Жизнь в Винья течёт размеренней и комфортней, чем в столичном мегаполисе – в том числе благодаря более ровному климату (здесь нет такой невыносимой жары, как в столице) и более благоприятной окружающей среде. Конечно, свои природные нюансы имеются и в Винье: о них красноречиво говорят городские указатели, указывающие жителям путь эвакуации в случае катаклизма – цунами.
Человеку, приехавшему из Европы в этот, казалось бы, затерянный на краю света город, приятно и немного удивительно узнать, что здесь есть свой православный храм. Не просто община, арендующая уголок у католиков или протестантов (как это нередко бывает), но именно отдельный комплекс – с храмовым зданием и дополнительными помещениями.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Винья-дель-Мар уже приближается к своему 60-летнему юбилею
Стоит отметить, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Винья-дель-Мар уже приближается к своему 60-летнему юбилею – она была возведена стараниями меценатов и прихожан в 1960-е годы. Особую роль в строительстве храма сыграли арабская и греческая диаспоры, во главе с Хуаном Массу и Георгием Мустакисом. Освящение церкви состоялось 14 февраля 1965 года.
Храм находится на улице 1 Поньенте (1-я Западная), 420, примерно в получасе ходьбы от автовокзала и в 10 минутах ходьбы от океана. О том, что это православная церковь, можно догадаться по мозаичной иконе Пресвятой Богородицы на фасаде здания. Почти 20 лет здесь служит священник Хорхе (Георгий) Суэц. Мне удалось пообщаться с батюшкой во время короткой поездки в Чили, которая включала в себя и визит в Винья-дель-Мар.
Портреты Хуана Массу и Георгия Мустакиса
– Мои предки жили в Иордании, в городе Мадаба, – рассказал отец Хорхе. – Прадедушка был священником. Дедушка покинул Иорданию в 1920-х годах и эмигрировал в Чили. Здесь он женился, и наша семья осела в Южной Америке.
Сам отец Хорхе, будучи православным с рождения, получил образование на Ближнем Востоке – он окончил семинарию в Баламанде (Ливан). В 1999-м году был рукоположен во иерея; служил в кафедральном соборе Антиохийского Патриархата в Сантьяго. На побережье Тихого океана переехал в 2004-м году.
Священник Хорхе Суэц совершает таинство Крещения – Тогдашний священник в Винья-дель-Мар, отец Ставрос, сильно болел, поэтому община искала ему помощника. В итоге было принято решение отправить меня сюда. Мне нравится Винья-дель-Мар; тем более что здесь живут мои близкие родственники.
– И церковь, в которую вы пришли служить, была уже, видимо, с налаженной общинной жизнью?
– Отец Ставрос, служивший в Винья, приехал в Чили в 1961-м году. Его отец, тоже священник, был мучеником – его убили турки, распяв на двери храма. Семья, опасаясь турецких преследований, переехала из Смирны в Иерусалим, где находилась большая греческая диаспора. После Второй мировой войны отец Ставрос был рукоположен в священный сан. В Чили его пригласили из Багдада, где он тогда служил. Община нуждалась в священнике, владеющем греческим и арабским – это были основные языки местных прихожан. Но отец Ставрос принадлежал к так называемой «старой школе» – его служение сводилось в основном к совершению литургии по воскресеньям и исполнению треб – Крещение, Венчание, отпевание. К сожалению, пастырская работа оказалась оттеснена на второй план. Со временем поколение эмигрантов отошло в мир иной; как следствие, число прихожан резко уменьшилось.
– Один раз у меня сложилась такая ситуация, что я не мог начать литургию, – говорит отец Хорхе. – Никто не пришёл к началу службы, в церкви было пусто. Я понимал, что нужны перемены. Стал служить на испанском языке, чтобы сделать нашу церковь и службы более открытыми для окружающих нас людей. Чилийцам, в том числе потомкам эмигрантов, богослужения стали более понятными; помимо этого, мы начали пастырскую работу с людьми самых разных возрастов. Проводили встречи, читали Библию, отвечали на вопросы. Благодаря этому община стала расти. Мы ввели в практику совершение богослужений не только по воскресеньям, но и в будние дни, стараясь привлекать прихожан к помощи во время служб (например, чтение и пение).
– Как я понимаю, перевод богослужений на испанский мог вызвать недовольство людей старшего поколения?
– Этих людей к тому времени почти не осталось в живых. Кроме того, я не отказался от греческого и арабского полностью – иногда использую их в богослужении. Вот русского, к сожалению, не знаю, хотя у нас есть прихожане из России, Украины, а также из Румынии и Сербии, – но все они спокойно слушают литургию на испанском языке. Если отмечается большой греческий праздник (например, День независимости Греции, или «День Охи»), значительная часть литургии служится на греческом. Однако в любом случае испанский – это доминирующий язык богослужений в нашем приходе.
– Возможно, благодаря испанскому, чилийцы стали проявлять больше интереса к Православию?
– Люди действительно уходят из Католической церкви, но главным образом потому, что ужасаются случаям педофилии среди священников.
Один из факторов, способствующих приходу чилийцев к Православию, – то, что они видят женатого священника, у которого есть дети
И один из факторов, способствующих приходу чилийцев к Православию, – то, что они видят женатого священника, у которого есть дети. Они видят меня с семьёй на рынке, в супермаркете – и понимают, что священник – такой же человек, как и они, живущий нормальной жизнью. Люди могут более свободно говорить со мной о своих повседневных проблемах, о том, что их тревожит.
– Отец Хорхе, мне, как многодетному отцу, воспитывающему четверых детей, всегда интересно знать: что же нужно сделать для того, чтобы дети остались в Церкви, особенно в ситуации, когда их окружает секулярный, зачастую враждебный христианству мир?
– Да, обычно дети ходят в церковь до 12–13 лет, а потом у них появляются другие интересы: вечеринки по субботам, футбол, балет и т.д. Они говорят, что в церковь ходить скучно, им это не нравится. Но у нас в доме есть такое правило: вы можете делать всё, что угодно, но в воскресенье, с 11 до 12, вы должны быть в церкви. Хотя, говоря откровенно, у меня нет готовых решений этой проблемы. Прихожане жалуются, что дети не желают идти на службу. Но ведь нередки ситуации, когда, например, сами отцы в семье не идут на богослужение – спят допоздна в воскресенье и разрешают своим детям проспать литургию. Не стоит забывать, что и искушения на Западе очень сильны.
– На Западе? Вы имеете в виду Чили?
– Да, Чили я тоже отношу к западному миру, если сопоставлять с Ближним Востоком или Россией. Здесь уже в 12 лет дети порой начинают выпивать, курить, пробуют наркотики. В 13–14 лет они приобретают сексуальный «опыт». Вообще, нам нужна личная мотивация, понимание того, что Церковь важна для духовной жизни. У нас же нередко формируется потребительское отношение к церкви: умер кто-то из родственников – необходимо отпеть, родился – крестить и так далее. Но люди должны стремиться к тому, чтобы совершенствовать своё духовное состояние.
В Церкви Успения Пресвятой Богородицы
– Как вы думаете, насколько приемлема для православных христиан образовательная система в Чили?
– Дети многих наших прихожан ходят в католические школы – там всё построено вокруг литургического цикла Католической церкви. Ребята участвуют в первом Причастии, в конфирмации. Отказаться трудно, иначе будешь «белой вороной».
В школах детям прививают толерантное отношение к однополым бракам
Конечно, в светских школах всего этого нет, там нет и уроков религии, просто этика. В таких школах детям прививают толерантное отношение, например, к однополым бракам. И мы становимся свидетелями того, как дети заявляют о своей гомосексуальности в 14 лет и вступают в однополые отношения.
– Местные жители как-то интересуются православной церковью, находящейся на улицах их города?
– Людям старшего поколения интересна сама литургия, так как она напоминает то, что было в Католической церкви до Ⅱ Ватиканского Собора. Иногда эти люди приходят к нам на богослужения…. Вообще, мы стараемся организовать всё так, чтобы прихожане не чувствовали себя оставленными. У нас есть игровая комната для детей – с рисовальными принадлежностями, разными игрушками. Есть холл, в котором люди разных возрастов могут после литургии пообщаться, выпить чашечку кофе. К сожалению, в наше время многие заняты своими телефонами, а на личное общение уже не остаётся ни времени, ни желания. Хотелось бы эту тенденцию немного переменить. И, конечно, для просвещения нам требуется больше доступной литературы на испанском языке, в том числе и надлежащие переводы отцов Церкви.