Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Мы созидаем епархию по кирпичику

В интервью сайту Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн рассказал современном положении приходов Русской Зарубежной Церкви в Южной Америке.

Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь) с православными чилийцами
Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь) с православными чилийцами
– Ваше Преосвященство, что представляет сегодня епархия, которую Вы возглавляете?

– Моя епархия охватывает территорию всей Южной Америки. По территории – это одна из самых больших (если вообще не самая большая) православная епархия в мире. Когда-то у Русской Зарубежной Церкви тут было целых четыре епархии: Каракасская и Венесуэльская, Сан-Паульская и Бразильская, Сантьягская и Чилийская, Буэнос-Айресская, Аргентинская, Парагвайская и Уругвайская.
Но годы шли, архиереи умирали, число верующих сокращалось – одни умирали, другие переезжали, третьи ассимилировались и отрывались от своих православных корней – в итоге все эти церковные области были объединены в одну, с центром в Буэнос-Айресе.

Надо сказать, что и в таком, «укрупненном» виде, епархия оказалась по-своему «забытой». Мой предшественник на кафедре епископ Александр (Милеант) – он известен многим в России как талантливый миссионер – последние годы тяжело болел и жил за пределами своей епархии, в США. После его смерти в 2005 году приходы РПЦЗ в Южной Америке на некоторое время остались без архиерея, и это привело к печальным последствиям: значительная их часть уклонилась в раскол.

– Насколько мне известно, в раскол ушли те, кто отказался принять восстановление канонического единства РПЦЗ и Московского Патриархата. Много ли их в Южной Америке? В какой юрисдикции они состоят? Кто возглавляет эти приходы? Осуществляются ли какие-то контакты с раскольниками?

– Как я уже говорил, общины РПЦЗ, по сути дела, утратили связь с иерархией. Не имея адекватной информации о процессе восстановления единства нашей Церкви, значительная часть приходов ушли в раскол Агафангела (Пашковского) – бывшего епископа РПЦЗ, отказавшегося принять акт о каноническим общении Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. Впоследствии он был лишен сана за раскольническую деятельность, что не помешало ему провозгласить себя «митрополитом» и «первоиерархом» Зарубежной Церкви. И хотя по всему миру к его группировке примкнуло меньшинство приходов РПЦЗ, в Южной Америке он добился определенных успехов – в частности, к нему ушли все бразильские приходы, два крупных и ряд мелких в Аргентине, а также в других странах.

Непосредственным главой раскольников в Южной Америке является находящийся под запретом протоиерей Георгий Петренко. Он овдовел, принял монашество с именем Григорий и сейчас носит титул «епископа Сан-Паульского и Южно-Американского», руководя всеми «агафангеловскими» приходами в Южной Америке.

Никаких контактов с раскольниками у нас сейчас нет. Но это не наша вина – мы открыты к диалогу, готовы объяснить, почему акт о каноническом общении с Московским Патриархатом, подписанный в мае 2007 года, не является ни «предательством», ни «уклонением». Но раскольники ушли в «глухую оборону». Доходит до полного абсурда. Когда я собирался с пастырской поездкой в Уругвай, настоятель местной раскольнической общины велел своим прихожанам не «подпускать меня ближе, чем на 100 метров к храму».

Но, несмотря на все эти эксцессы, мы не должны относиться к людям, уклонившимся в раскол, как к врагам. Надо помнить, что больше всего они боятся остаться совсем без священника, а в канонических вопросах разбираются не очень хорошо…

– Сколько сейчас приходов в Вашей юрисдикции?

– Из действующих приходов, в которых меня поминают как правящего архиерея, три находятся в Аргентине, три – в Чили, один – в Парагвае, шесть церквей и пять приходов – в Венесуэле. Но при этом в Венесуэле – всего два священника, в Чили – один, в Аргентине, кроме меня, служит всего один священник. Мой кафедральный собор и моя резиденция находятся в Буэнос-Айресе: с точки зрения географии – это самое удобное мест для управления столь обширной епархией.

– А почему вы носите титул «Каракасский»?

Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь)
Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь)
– Я уже говорил, что раньше, в 1950-80-хх годах существовала отдельная епархия РПЦЗ с центром в Каракасе. Ее возглавлял владыка Серафим (Свежевский, 1899-1996). Когда в 1983 году он состарился и ушел на покой, епархию объединили с Сан-Паульской и Бразильской.
Мой предшественник владыка Александр (Милеант) имел титул «Буэнос-Айресский и Южно-Американский». Решение о замещении вакантной кафедры принималось уже после восстановления общения с Московским Патриархатом, и было решено выбрать такой титул, чтобы он не совпадал с титулом архиерея Московского Патриархата. Строго говоря, митрополит Платон, возглавляющий приходы Московского Патриархата в Южной Америке, именуется не «Буэнос-Айресским», а «Аргентинским», но все равно это одна страна. Кроме того, сегодня есть еще два православных архиерея, в титуле которых упоминается аргентинская столица: это главы епархий Константинопольской и Антиохийской Церквей.

Был еще один мотив. Может быть, не все согласятся, но лично мне – и не только мне – кажется, что титул «Буэнос-Айресский» чисто фонетически плохо вписывается в ткань церковнославянского богослужения.

А вообще, с Венесуэлой меня связывает как минимум два знаменательных совпадения. Во-первых, владыка Серафим (Свежевский) был хиротонисан во епископа Каракасского в тот самый день, когда я родился на свет Божий – 16 марта 1957 года. Я не склонен искать в этом какое-то мистическое значение, но все-таки это совпадение – красивое. А во-вторых, из шести церквей, существующих сегодня в Венесуэле, пять построил мой земляк – протопресвитер Иоанн Бауманис (он скончался на Рождество 1984/85 года).

– Каков национальный состав Вашей паствы? Ведется ли миссия среди тех, чьи предки исторически не принадлежали к Православию?

– В большинстве своем это потомки русских эмигрантов. Исключение составляет Чили, где много верующих, обратившихся в Православие из других конфессий. В этом – огромная личная заслуга о. Алексия Аэдо, чилийца, принявшего Православие.
В некоторых местах среди наших прихожан есть сербы и православные арабы.

Что касается языка богослужения, то везде кроме Чили, где служба совершается по-испански, это – церковнославянский. Лично я считаю, что переход на испанский не только возможен, но и нужен. Ведь многие из потомков русских эмигрантов уже забыли язык своих предков. Но, к сожалению, сам я еще недостаточно овладел этим языком, чтобы принять активное участие в этом деле.

А в целом, что касается миссии, то с сожалением должен признать, что кроме Чили она практически нигде не ведется. И это проблема – общая для русской эмиграции. Русские общины слишком замкнуты в себе, они не понимают и не принимают чужих.

– Какие у Вас отношения с другими православными архиереями Южной Америки?

– Из представителей других Поместных Церквей особенно добрые отношения у меня сложились с двумя митрополитами Антиохийского Патриархата – Аргентинским Силуаном (Муси) и Бразильским Дамаскиным (Мансуром).

Конечно, очень теплые отношения и с архиереем Московского Патриархата – митрополитом Аргентинским и Южноамериканским Платоном (Удовенко). Но, к сожалению, сослужить получается редко. Ведь у владыки Платона в Буэнос-Айресе три прихода, в которых кроме него лишь еще один священнослужитель. И когда все-таки мы служим вместе – или в моем, или в его соборе, – это может показаться со стороны необычным: службу совершают два архиерея – и больше никого: ни священников, ни диаконов…

– Как у вас складываются отношения с христианами других конфессий, в частности с католиками?

– Эти отношения можно назвать добрососедскими. Я познакомился с католическим архиепископом Буэнос-Айреса кардиналом Хорхе Марио Бергольо. Это очень смиренный, добрый человек. (Кстати, во время последнего конклава он был одним из реальных кандидатов на папский престол). Когда у нас начались тяжбы с раскольниками, кардинал Бергольо по собственной инициативе написал в правительственные органы письмо в нашу поддержку.

– А в чем была проблема? И как в целом складываются отношения со светскими властями?

– Поскольку я много лет жил в США, я могу сравнить отношение к Православию в этой стране и в Южной Америке. И это сравнение будет не в пользу Севера. Дело в том, что в правовой системе США полностью отсутствует такое понятие как «церковь» и ее право. И поэтому любые раскольники равны перед законом с представителями канонической Церкви. В Южной Америке дела обстоят совершенно иначе. Например, по законам Аргентины, единственной «церковью» является Римско-Католическая (остальные религиозные общины имеют статус «конгрегаций» или «ассоциаций»). Но при этом каноны и установления каждой из таких «конгрегаций» властями учитываются и уважаются. И когда в 2007 году мы восстановили общение с Московским Патриархатом, чиновники отдела по делам культов при аргентинском министерстве юстиции, изучив соответствующие документы, признали законной епархией Зарубежной Церкви нас, а не раскольников.

– Строятся ли в Вашей епархии новые храмы?

– Да, с Божией помощью, мы строим новые церкви. Одна из них должна появиться в Уругвае. В столице этой страны Монтевидео раньше был храм РПЦЗ, но сейчас он в руках раскольников. А новый храм будет построен в курортном городе Пунта-дель-Эсте, на земельном участке, принадлежащем одному благочестивому прихожанину. Пунта-дель-Эсте – курортное место, куда летом съезжаются многие аргентинцы и уругвайцы. Скорее всего, храм, который решено освятить в честь праздника Святого Богоявления, будет деревянный, в русском стиле. Автор проекта, который нам понравился, – архитектор Андрей Оболенский. По всей видимости, храм привезут из России «по бревнышкам» и будут собирать на месте. В возведении этой церкви нам помогает Фонд святителя Григория Богослова.
Еще мы строим храм во имя преподобного Силуана Афонского в чилийском Консепсьоне – именно там был эпицентр недавнего разрушительного землетрясения. В октябре я освятил закладку первого камня. Один благочестивый православный араб пожертвовал на строительство десять тысяч кирпичей. Я не специалист по строительным вопросам, но говорят, этого достаточно для возведения небольшого храма. Так что, можно сказать, мы созидаем епархию по кирпичику.

Возможно, будет еще один храм – в Каракасе. Во всяком случае, президент Венесуэлы Уго Чавес обещал это Святейшему Патриарху Кириллу.

– Владыка, после кончины епископа Ирийского Даниила (Александрова) Вы возглавили единоверческие приходы в составе РПЦЗ. Откуда у Вас интерес и любовь к старому обряду? Есть ли последователи старого обряда в Вашей епархии?

– Любовь к старому обряду для меня естественна, органична. Я вообще считаю, что быть ревнителем Богослужебного устава (а я люблю устав) – это значит сочувствовать старому обряду. Когда к Русской Зарубежной Церкви присоединилась поморская община в американском городе Ири, я познакомился с этими ревнителями старого обряда.

Не последнюю роль сыграли и мои корни. Ведь Латвия была одним из центров старообрядчества. До революции старообрядцы составляли больше половины русского населения губерний, вошедших затем в состав Латвийской Республики. И когда я смог ездить на родину предков, я общался не только с православными, но и старообрядцами-поморцами. Интересно, что о. Иоанна Миролюбова я знаю с 1992 года. А сегодня, в праздник Сретения Господня, я возглавил Литургию в храме Покрова в Рубцове, где служит о. Иоанн, где он возрождает древнерусскую богослужебную практику.

В Южной Америке – в частности в Уругвае – довольно много старообрядцев часовенного согласия. Их можно назвать чем-то средним между поповцами и беспоповцами. То есть на практике они не имеют священства, но не утверждают, что благодать священства вовсе отнята из мира. Они занимают довольно открытую позицию по отношению к новообрядцам, и я собираюсь связаться с ними.

– Как Вам кажется, повлияло ли Ваше происхождение на Ваши взгляды, на отношение к окружающим?

– Конечно, повлияло. Смотрите сами: я родился в Австралии, при этом мои родители – православные латыши. Ближе всего им была Русская Церковь, в которой они выросли, а в те годы единственными русскими приходами в Австралии были те, что относились к РПЦЗ. Все это исключало узко националистический подход. Наша семья жила в горах, вдалеке от православного храма, и священник приезжал в селение один раз в месяц. Иногда это был русский батюшка, иногда серб. Если бы мои родители ждали, когда появится латышский храм, я бы умер некрещеным, а если бы русские отказали нерусским, Южная Америка так и осталась бы без архиерея (смеется).

Да и в самой Латвии, насколько я знаю, православные, составляющие значительное, но меньшинство населения, в целом всегда имели более широкий взгляд на представителей иных исповеданий. Например, живя бок о бок с католиками, мы всегда знали, что у них не растут рога… И в то же самое время, будучи в меньшинстве, мы особенно ценили нашу принадлежность к Православной Церкви.

Беседовал Дмитрий Власов в праздник Сретения Господня – специально для сайта Фонда св. Григория Богослова

Рейтинг: 9.5 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Епископ Каракасский Иоанн (Берзинь)

Новые материалы

Выбор читателей

×