Иерей Сергий Вдовин: «В основе любой зависимости лежит духовный аспект»

7 июля Церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи. Этот праздник посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну, к которому верующие обращаются с молитвой о трезвении, неслучайно другой день его памяти - день усекновения Честной главы пророка Иоанна - выбран Днем трезвости.

О духовном трезвении и миссионерской деятельности священнослужителя среди людей, страдающих зависимостями, и их созависимых родственников, о пути к священному служению, духовном перерождении человека и многом другом рассказывает настоятель храма в честь Сорока мучеников Севастийских города Кирова иерей Сергий Вдовин.

Беседа на приходе Беседа на приходе

В сфере помощи зависимым

Отец Сергий, в чем заключается ваша помощь людям, страдающих различными зависимостями?

– В определенный момент мне захотелось погрузиться в изучение этой темы, чтобы оказывать помощь как страдающим, так и их близким. И с 2015 года я оказался в сфере помощи зависимым. С 2020 года регулярно принимаю участие в различных обучающих семинарах по данной тематике. И, применяя эти знания уже у себя на приходе, предоставляю людям информацию о проблеме и возможных выходах из нее.

И какие это могут быть выходы?

– С сентября 2020 года на приходе реализуется Проект помощи семьям с проблемами зависимости. Страдающим от того или иного вида зависимости предлагается групповая помощь, информационная поддержка и кабинет первичного консультирования. Работаем также и с созависимыми – то есть родственниками зависимых, поскольку в Церковь люди часто обращаются с проблемами, в том числе связанными с употреблением их близкими алкоголя и наркотических веществ.

Для успешного участия в этом проекте людям важна поддержка других оказавшихся в подобных ситуациях и благополучные примеры социализации в плане семьи, работы. И поэтому в проекте выбран формат групповой помощи на регулярной основе.

К сожалению, сейчас в России существует серьезная проблема, которая касается помощи зависимым. Есть огромное количество реабилитационных центров, различных методик помощи. Однако подавляющее большинство этих методик и центров ориентированы не на возвращение человека в общество, а исключительно на заработок, либо попросту применяется непрофессиональный подход к проблеме. Зачастую в таких реабилитационных центрах применяется психологическое, а иногда даже физическое насилие. Чтобы предостеречь людей, и так уже попавших в связи с зависимостью в беду, от новой ловушки, я предоставляю им информацию, куда обратиться конкретно с их проблемой, чтобы не попасть в такой центр.

Иерей Сергий Вдовин Иерей Сергий Вдовин

А есть какой-то простой универсальный рецепт, как человеку расстаться с той или иной зависимостью?

– Главная мечта каждого зависимого человека - найти волшебный рецепт, благодаря которому можно было бы контролировать свою зависимость и выйти из нее. Нет волшебной таблетки, которую съел – и исцелился.

Нет волшебной таблетки, которую съел – и исцелился

В основе любой зависимости лежит духовный аспект. Проявление зависимости человека от каких-то веществ – это симптом био-, психо-, социодуховного заболевания. Наркомания, алкоголизм – это хроническое прогрессирующее смертельное заболевание. И человек, находящийся под воздействием психоактивных веществ (при употреблении, к примеру, спиртного или наркотиков), имеет измененное сознание, то есть бывает «не в себе». Любая зависимость – уже тревожный сигнал, поскольку они могут быть взаимозаменяемы, будь то трудоголизм или шопоголизм и так далее, – все это состояния, при которых человек не находит радости бытия в реальной жизни и стремится уйти в другую реальность.

Многие не понимают всей серьезности этой проблемы. Аналогией алкогольной зависимости может быть пример больного туберкулезом или другой неизлечимой болезнью, когда человека призывают не проявлять симптомы этой болезни, например, при туберкулезе не кашлять… Соответственно, приказать «не пить» – бессмысленно, подход должен быть комплексным. В документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации зависимых» (2012 год) говорится:

«Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения».

Это означает, что для того, чтобы человек пришел к Богу, ему для начала надо прийти в себя. Нужен профессиональный подход к терапии зависимого.

Внутренний процесс

По-вашему, курение, игромания, шопоголизм, даже зависимость от сладкого это просто вредные привычки, образ жизни или также разновидности психологических зависимостей?

– Возможно, то и другое. Это может быть как просто бытовая распущенность в том или ином проявлении, так и серьезная зависимость. Надо разбираться с каждым человеком индивидуально.

Бывают ли чудесные случаи, когда человек осознал проблему, совершил над собой усилие, после чего расстался с зависимостью?

– Лично я таких случаев не знаю. Но знаю случаи, когда человек перестал злоупотреблять, не будучи зависимым. Злоупотребление и зависимость – это разные вещи. Но в любом случае, если человек осознает проблему и обращается к Богу за помощью, то обретает силы и помощь на тернистом пути борьбы с зависимостью. Промысл Божий в жизни каждого человека действует по-разному. Иногда это происходит через встречи, через людей, через книги, даже через какие-то неожиданные жизненные обстоятельства.

Иерей Сергий Вдовин с народным хором и прихожанами Иерей Сергий Вдовин с народным хором и прихожанами

И все же за три с половиной года работы с созависимыми на приходе можно говорить о примерах помощи?

– Случаи помощи, в некоторой степени выздоровления людей, изменения ими своей жизни - есть, и я их знаю. Люди обычно прислушиваются к рекомендациям, переосмысливают свою жизнь, взаимодействие с близкими, и встают на путь трезвения. Успешность проекта и помощи зависимым заключается не всегда в том, насколько человек станет успешным в жизни в плане профессии, материальных благ, а в том, насколько начнет меняться взгляд на жизнь, начнут формироваться новые смыслы. И понятно, что внешне, со стороны, сложно отследить результат оказания помощи, это некий внутренний процесс. Если человек серьезно начинает работать над собой и принимать предлагаемую помощь, то изменения будут, и они у людей есть.

Куда посоветуете обратиться за помощью зависимым людям, а также их созависимым близким?

– Первичные консультации проходят по адресу: город Киров, улица Ленина 184-б, в воскресенье, с 14 до 16 часов. Индивидуальные консультации по телефону 8-951-355-87-20.

«Бог призвал к церковному служению»

Отец Сергий, каким был ваш путь к вере и священному служению?

– Я вырос в сельской местности и в юные годы, по примеру родителей, жизненный путь решил связать с сельским хозяйством, поэтому и окончил зоотехнический техникум. Малмыжский район Кировской области граничит с Татарстаном, и были периоды в моей жизни, когда я трудился в хозяйствах Республики специалистом по обработке копыт крупного рогатого скота голландским методом, а также работал на севере. Но все-таки Бог призвал к церковному служению. Конечно, на пути к этому потребовались годы странствий и переосмысления.

К Церкви пришел в сознательном возрасте, когда мне было 22 года. Главный момент, развернувший мое сознание и вместе с тем жизнь к православной вере, – поиск ответов на вопросы, которые связаны с пониманием мира. Это произошло в 2005-м, когда стал помогать батюшке при храме в соседнем селе Аджим Малмыжского района, где я и родился. Сначала просто по хозяйственной части, потом нес послушание на клиросе, читал псалмы, пел за богослужениями, пек просфоры, звонил в колокола, вел занятия в воскресной школе. За 5 лет трудничества на приходе пришлось многое попробовать. Потом, в 2007-м году, поступил в Вятское духовное училище. В 2010-м его закончил. В 2013-м, живя в Кирове, женился. В 2015-м был чтецом в храме Иоанна Предтечи, и тогда же митрополитом Вятским и Слободским Марком был рукоположен в диаконский сан, а спустя почти 3 года – в декабре 2017-го – состоялась моя священническая хиротония.

Родные разделили ваше решение стать священнослужителем?

– Родители отнеслись с пониманием. Жена воцерковленная, соответственно, также разделила устремления. Все в семье проявили соучастие, можно сказать, что даже нашел отклик и поддержку.

Духовное перерождение человека

Можно ли отметить некоторые особенности храма в честь Сорока мучеников Севастийских, где несете служение настоятелем?

– Настоятелем прихода несу послушание еще до начала строительства храма с 2018 года. Приход на тот момент уже начал образовываться, и богослужения поначалу совершались во временном помещении. Строительство храма было начато по благословению митрополита Марка в мае 2019 года, трудами благотворителей, духовенства и строителей. На данный момент основной этап строительных работ завершен.

Архитектурным стилем храма выбран псковский, что уже для церквей вятской земли является особенностью. Особенность храма также представляет большой притвор, это дополнительное пространство особенно удобно для родителей с маленькими детьми: когда младенцы устают долго находиться на службе, с ними можно выйти в притвор.

Храм в честь Сорока мучеников Севастийских г. Кирова Храм в честь Сорока мучеников Севастийских г. Кирова

Рядом с основным храмом, справа, располагается небольшой крестильный храм. На втором этаже храма оборудованы помещения для воскресной школы.

Требует ли крестильный храм особенного внимания в эксплуатации?

– Начать использовать баптистерий для Крещения взрослых планируется с осени этого года. А пока система находится на стадии доработки. И пока таинство Крещения совершается в обычной купели, с частичным погружением.

Храм в честь Сорока мучеников Севастийских – единственный новый храм в городе, в котором баптистерий спроектирован изначально, вся система крестильного храма заложена при строительстве. Подача воды и регулировка температуры осуществляются автоматически, смонтирован специальный колодец для слива святой воды. Система пока проходит тестирование. Вероятнее всего, на приходе будет назначен человек, ответственный по хозяйственной части, в том числе за эксплуатацию баптистерия.

К таинству Крещения на приходе чаще приступают взрослые или приводят детей?

– 80 процентов из тех, кто принимает таинство Крещения, - младенцы. Взрослые значительно реже. И это для нашего времени логично, храмы открыты уже давно, и многие люди, кто в сознательном возрасте приходит к Богу, уже крещены. И все же есть некоторый процент людей, кто принимает Святое Крещение именно в наше время и в нашем храме.

Важно делать этот шаг с пониманием его духовной стороны – что это вхождение в новую жизнь, начало новой церковной жизни с Богом, духовное перерождение человека. На огласительных беседах стараюсь донести, чтобы люди подходили осознанно к таинству, не как к обряду, а как к началу новой жизни.

Храм в честь Сорока мучеников Севастийских Храм в честь Сорока мучеников Севастийских

На разных уровнях христианское сознание в современном обществе существует. Все живут в окружении людей и информации, поэтому человек, когда приходит к Крещению, обычно уже подходит к этому обдуманно и понимает, что принятие таинства Крещения значимо в его жизни, в деле спасения души. И многие отмечают, что после Крещения ощущают, что им сопутствует благодать Бога, которая поддерживает, укрепляет их духовные силы.

В решении стать крещеным христианином важна синергия, соработничество Бога и человека

Поэтому в решении стать крещеным христианином, так же как и на дальнейшем пути духовного становления, важна синергия, соработничество Бога и человека, когда человек сам принимает решение в жизни что-то поменять, посмотреть в сторону веры, духовности, совершает движение навстречу Господу, а Бог посредством таинств поддерживает человека, врачует его душу. Именно такой деятельный подход особенно полезен для души.

Храм в честь Сорока мучеников Севастийских отличают уникальные росписи, о чем они расскажут человеку, переступившему порог церкви?

– Пока росписи украшают притвор и крестильный храм, своды основного храма еще предстоит расписать. На потолочной росписи притвора изображены дни творения. И, глядя на них, человек может визуально познакомиться с первой книгой Библии, в которой описаны дни творения. В крестильном храме настенная роспись включает орнаменты и тексты из Священного Писания, которые читаются во время совершения таинства Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» – крещальный стих из послания апостола Павла к Галатам – и «Несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3,28).

Роспись в крестильном храме Роспись в крестильном храме

Глядя на труды современных художников – храм расписывали Андрей Бородинов и Дарья Козлова, для которых роспись храмов не просто работа, а смысл жизни, – на ум приходят слова выдающегося творца, русского художника, нашего земляка Виктора Михайловича Васнецова: «Нет на Руси святее и плодотворнее дела для русского художника, как украшение храмов».

Роспись на стене храма Роспись на стене храма

«Ощутить единство веры и обрести Бога»

Храм располагается в новом, активно застраивающемся микрорайоне города, ваши прихожане большей частью люди, которые впервые переступают порог храма, или уже воцерковленные?

– Смотря что вкладывать в понятие «прихожане», считаю, что прихожане – это те, кто регулярно бывают на богослужениях, – и таковых из молящихся в храме большая часть. Их порядка ста человек, не все из них посещают службы каждый раз, но тем не менее большая часть – воцерковлены, по крайней мере и прежде интересовались жизнью Церкви, бывали в других храмах. Есть несколько человек, кто только начинают свой путь к Церкви. Состав в разные дни несколько меняется, но основа остается. Те, кого знаю лично, составляющие «костяк» прихода, практически все живут в микрорайонах Южный и Солнечный берег, то есть проживают в части города Кирова, расположенной в нововятской стороне.

Можете ли вкратце разъяснить, почему важно людям исповедовать грехи и причащаться, а также причащать маленьких детей?

– Ответ на этот вопрос каждый верующий человек должен находить внутри себя. Касаемо причащения маленьких детей – должно быть понимание у самих родителей таинства Причастия. Значение таинств – единение с Богом – для христианина является неотъемлемой частью духовной жизни. Это вопрос всегда личный. Нельзя всех людей уравнять, делая предписания, как часто нужно исповедоваться и причащаться. Не может быть единой схемы для всех.

Как привлекаете молодежь к жизни прихода?

– С самого начала образования прихода начали проходить встречи молодежного объединения, посвященные различной тематике, прежде всего, изучению Священного Писания. В период пандемии появилась практика онлайн-встреч молодежи прихода в Skype. В частности, изучались откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис). Эта книга очень трудная, но вместе с тем интересная и полезная, и мы на встречах пытались сделать ее понятной для молодежи. Сейчас снова вернулись к реальным встречам. Есть воскресная школа для детей и взрослых. Со взрослыми беседы проводят священники. А с детьми – педагоги.

На что рекомендуете обратить внимание в повседневной деятельности верующим людям?

– Обратить внимание на тех людей, которые их окружают, на свое отношение к человеку, который находится рядом (в семье, коллективе, кругу друзей). Часто человек посягает на свободу другого человека, особенно близкого (это часто касается супругов, родителей, детей). Важно обратить внимание на то, насколько мы готовы увидеть в человеке образ и подобие Божие.

Ваше пожелание читателям?

– Один из принципов церковной жизни – единство и соборность, мы верим в единую соборную Святую Апостольскую Церковь. И хочется, чтобы люди смогли ощутить сполна единство веры в Господа, в этом единстве обрести Бога и сохранить на долгое время ощущение общности друг с другом.

С иереем Сергием Вдовиным
беседовала Лада Баева

5 июля 2024 г.

Смотри также
История о преодолении интернет-зависимости История о преодолении интернет-зависимости История о преодолении интернет-зависимости «Был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
История о преодолении интернет-зависимости
Девочка отходила от Чаши и думала: «Вот я и снова жива. И все теперь новое, а старое – прошло».
Диак. Иоанн Клименко: Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения Диак. Иоанн Клименко: Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения Диак. Иоанн Клименко: Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения Трезвость как базовая ценность дана человеку с рождения
Беседа с диаконом Иоанном Клименко, руководителем Замосковорецкого общества трезвости
Нужно обращать внимание: если человек употребляет крупные дозы алкоголя несколько дней подряд — это запой. Когда запои периодически случаются — это уже зависимость.
Игум. Феодосий (Нестеров) о проблеме алкогольной зависимости и чуде покаяния Игум. Феодосий (Нестеров) о проблеме алкогольной зависимости и чуде покаяния Игум. Феодосий (Нестеров) о проблеме алкогольной зависимости и чуде покаяния «Пития хмельного в монастыре не держите и от христолюбцев не принимайте»
Настоятель Антониево-Сийского монастыря – о проблеме алкогольной зависимости и чуде покаяния
Игумен Феодосий (Нестеров)
Покаяние – это великое чудо. Когда идешь по пути покаяния честно, происходят поразительные изменения. У человека меняется и лицо, и взгляд.
Комментарии
рБ Марина 5 июля 2024, 18:39
СПАСИ ГОСПОДИ отец Сергий Лада за статью!!!Помощи Божией вам в служении и в трудах!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×