От редакции: Сравнение Декалога с фундаментальными физическими принципами, признаваемыми современной наукой, носит, разумеется, не научный характер. Однако его вполне можно использовать как апологетический прием, чтобы донести до современного человека хотя бы отдаленный смысл Десяти заповедей и саму их универсальность.
Какова связь между физикой и квантовой механикой, с одной стороны, и верой в Бога, с другой? Вопрос этот может показаться странным в мире, явно ориентирующемся исключительно на научно обоснованную практику, и все же он нашел ответ в рамках первой встречи в «Центре диалога и исследований в области богословия, философии и науки», организованной факультетом православного богословия Бухарестского университета в 2018-м году.
С научной трибуны выступил профессор Адриан Штефан Кырстя, главный научный сотрудник Института атомной физики и Института математики Румынской академии. Специалист глубоко исследовал фундаментальные идеи, содержащиеся в таких разных сферах, как богословие и физика, сопоставил их и изложил крайне интересные результаты. Они говорят о том, что в учении святых отцов можно проследить четкие параллели с фундаментальными принципами физики.
Данное место дискуссии показалось мне абсолютно невероятным, поскольку «сухость» принципов физики, казалось, не оставляет особого места для подобных интерпретаций, однако профессору Кырсте, опирающемуся главным образом на писания таких великих столпов веры, как святой Максим Исповедник, удалось дать естественные объяснения некоторым крупнейшим научным феноменам.
Своими научно-богословскими выводами исследователь добавил еще один камень в фундамент моста между наукой и верой, противостояние которых продолжалось столетиями. Предлагаем вам несколько интересных параллелей, проведенных ученым между главнейшими принципами физики и христианскими заповедями.
От веры к науке: десять заповедей, объясненных научно
Следуя строго хронологическому порядку, ученый Адриан Кырстя прежде всего прослеживает параллели между Десятью заповедями, данными Моисею, и общими принципами физики. Таким образом, первую заповедь – «Я Господь, Бог твой» – (Исх. 20, 2) можно сопоставить с принципом разумности мира, чем подтверждается естественное и неоспоримое объяснение нашего происхождения.
Что касается второй заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20, 3–5), то здесь мы имеем дело с принципом трансцендентности (превосходства) Божественности над природой, который утверждает прозрачное и высшее измерение Бога по сравнению с Его творением.
В случае с третьей заповедью – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20, 7) – исследователь Адриан Кырстя подчеркивает параллель с принципом универсальности законов природы, признаваемыми всеми единодушно и не оставляющими места для дискуссий.
«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20, 8) – это четвертая заповедь, и, по словам ученого, она согласуется с принципом ограничения (в общей теории относительности и теории черных дыр), призванного, впрочем, сохранить физическую целостность объектов.
В случае с пятой заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12), ученый подчеркивает важность происхождения, которое он сопоставляет с принципом причинности, то есть от отца и матери, от света и материи происходят все вещи.
Заповедь «Не убий» (Исх 20, 13), содержащаяся в Десяти заповедях, данных Моисею и еврейскому народу, представляет собой не что иное, как принцип сохранения, а именно сохранения материи (энергии, массы, импульса, заряда и т.д.) в целостности.
Заповедь «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14) также не ускользнула от внимания ученого, который делает отсылку на принцип ограничения, эффекты которого присутствуют в том числе и в черных дырах. Декомпрессия и духовный износ сопутствуют этому моральному саморазрушению.
Запрет «Не укради» (Исх. 20, 15) фактически является параллелью принципа исключения, демонстрирующего невозможность присутствия одного предмета в двух местах одновременно.
Профессор Кырстя выявил законы физики в естественных законах веры, на которых мы росли и воспитывались на протяжении веков
Заповедь «не лги» (ср. Исх. 20, 16) также не стала исключением и соответствует принципу оптимизации, или наименьшего действия, поскольку естество, каким оно было создано, не предрасположено ко лжи, и лживый человек расходует собственные силы на упрочение выдуманной им легенды, тем самым изнуряя себя.
Последний по порядку, но не по важности принцип борьбы противоположностей отражается в запрете «не пожелай» (ср. Исх. 20, 17), ведь все чужеродное не вписывается в наше внутреннее равновесие.
Таким образом, профессор Кырстя выявил законы физики в естественных законах веры, на которых мы росли и воспитывались на протяжении веков.
После конференции, на которой я побывала, в моем понимании размылись границы между наукой и верой и стала очевидной связь между ценностями веры и физическими закономерностями организации мира.