Часть 1. Беларусь
Банкноты и монеты Украины
Отметим, что в связи с известными политическими обстоятельствами не представляется возможным получить в сети доступ к официальному источнику информации об украинских банкнотах и монетах – сайту Национального банка Украины. Однако в интернете доступны архивные копии сайта банка, которые и стали основным источником описания украинских банкнот и монет и частично их изображений.
После образования независимой Украины в 1991 г. в качестве национальной валюты в январе 1992 г. были введены купоно-карбованцы (банкноты и монеты), которые имели хождение до денежной реформы августа 1996 г., когда украинская валюта стала называться гривной.
1. Банкноты Украины
Дизайн банкнот купоно-карбованцев всех номиналов был однотипным. В серии 1991 г. на лицевой стороне изображался фрагмент памятника основателям Киева (сестра легендарных основателей города Лебедь); на оборотной – Софийский собор в Киеве.
5 купоно-карбованцев. Украина, 1991 г. Реверс: Софийский собор в Киеве
В банкнотах 1992–1996 гг. у номиналов 100–500 карбованцев на лицевой стороне памятник стал изображаться полностью (три брата и сестра в ладье), но оборотная сторона принципиально не изменилась. А вот у номиналов 10 000–500 000 изображение храма на обороте банкноты было заменено на фасад здания Национального банка Украины, зато на лицевой стороне появился памятник крестителю Руси св. князю Владимиру в Киеве.
20 000 карбованцев. Национальный банк Украины, 1993 г. Аверс: памятник св. князю Владимиру в Киеве
Дизайн банкнот украинской гривны стал разрабатываться еще в 1991 г., а первый выпуск был сделан в 1992 г. Поэтому банкноты этого года в 1996 г. и поступили в обращение.
Равноап. кн. Владимир и блгв. кн. Ярослав Мудрый представлены как государственные деятели без атрибутов святости в облике
На банкнотах 1992 г. для нас интересны изображения святого равноапостольного князя Владимира (1 гривна) и благоверного князя Ярослава Мудрого (2 гривны). Впрочем, оба князя представлены как государственные деятели без атрибутов святости в облике и в надписании их имен. На обороте первой банкноты изображены руины Херсонеса и виньетки с крестами, а на обороте другой – собор святой Софии в Киеве. Оба князя изображены в варяжском стиле: без бороды, с длинными висячими усами.
1 гривна, Национальный банк Украины, выпуск 1992 г. Аверс. Подпись: «Володимир Великий»
1 гривна, Национальный банк Украины, выпуск 1992 г. Реверс. Подпись: «Руины Херсонеса»
У князя Владимира на голове корона, в центре которой расположена икона святого с крестом над ней.
1 гривна, Национальный банк Украины, выпуск 1992 г. Фрагмент: корона князя Владимира с иконками и крестом
На обороте банкнот 1992 г. выпуска других номиналов имеются изображения храмов: на банкноте 5 гривен – Ильинская церковь в селе Суботове (родовая усыпальница гетмана Богдана Хмельницкого, портрет которого помещен на лицевой стороне); 10 гривен – панорама Киево-Печерской лавры.
5 гривен, Национальный банк Украины, 1992 г. Реверс: подпись под рисунком – «церква в селi Суботови»
Банкноты выпуска 1994–2001 гг., имеющие сакральные христианские элементы, имеют те же самые номиналы и принципиально не отличаются по дизайну.
2 гривны. Национальный банк Украины, 1995 г. Аверс: Ярослав Мудрый
2 гривны. Национальный банк Украины, 1995 г. Реверс: собор святой Софии [в Киеве]
Однако добавилась еще одна банкнота (100 гривен), у которой на реверсе изображен храм и памятник св. Владимиру в Киеве (на ее аверсе – поэт Т. Шевченко).
100 гривен. Национальный банк Украины, 1995 г. Реверс: слева – памятник Крестителю Руси св. Владимиру в Киеве, в центре – собор св. Софии в Киеве
Более существенные изменения в дизайне указанного типа банкнот произошли в выпусках 2003–2018 гг. Изменились портреты князей Владимира и Ярослава. Князья «обрусели»: приобрели бороды, «обменялись» головными уборами (у Владимира – шапка с меховой опушкой, а у Ярослава – корона).
На аверс банкноты в 1 гривну добавлена существенная деталь: слева от портрета князя Владимира (по-прежнему без нимба) изображена процессия из трех человек в рост, идущих влево: впереди епископ с нимбом вокруг головы, с омофором на плечах, с раскрытой книгой (Евангелием?) в правой руке; следом идет диакон с кадилом (без нимба), за ними – человек с таким же головным убором, как у князя на банкноте, и с нимбом (вероятно, св. князь Владимир).
1 гривна. Национальный банк Украины, 2006 г. Аверс. Портрет Владимира Великого (слева от него видна процессия из трех человек)
1 гривна. Национальный банк Украины, 2005 г. Аверс, фрагмент. Процессия из трех человек: епископ с нимбом, диакон с кадилом, князь с нимбом (фрагмент взят с банкноты выпуска 2005 г., выполненной в серо-зеленой гамме цветов)
На реверсе этой банкноты изображена реконструкция Киева времен князя Владимира – «Град Володимира у Киевi»: два храма и постройки внутри деревянных крепостных стен. Справа под изображением сокола помещен нательный крест с образами святых.
1 гривна. Национальный банк Украины, 2006 г. Реверс: «Град Володимира у Киевi»
1 гривна. Национальный банк Украины, 2005 г. Реверс, фрагмент: нательный крест с образами святых
На банкноте в 2 гривны Ярослав Мудрый изображен в короне, украшенной иконками святых
На банкноте в 2 гривны Ярослав Мудрый изображен в короне, украшенной иконками святых. Слева от портрета в две строки приведена цитата из завещания Ярослава сыновьям в славянской графике, но в переводе на украинский язык: «...якщо будете жити в любовi мiж собою, Бог будет у вас...». В Лаврентьевской летописи эта фраза читается так: «да аще будете в любви межю собою Бъ҃ будеть в васъ».
2 гривны. Национальный банк Украины, 2005 г. Аверс. Портрет Ярослава Мудрого
2 гривны. Национальный банк Украины, 2005 г. Аверс, фрагмент: корона князя Ярослава
На реверсе этой банкноты – реконструкция собора Святой Софии в Киеве с «византийскими» куполами, воинский шлем с изображением, вероятно, Архангела Михаила на налобной пластине и листы свода законов Ярослава «Русская правда».
2 гривны. Национальный банк Украины, 2005 г. Реверс: собор Св. Софии в Киеве. Справа внизу: чаша, воинский шлем с изображением Архангела, листы свода законов Ярослава «Правда Руська»
На банкнотах этого выпуска в 5 и 10 гривен изображены храмы: церковь в селе Суботове и Успенский собор Киево-Печерской лавры соответственно.
10 гривен. Национальный банк Украины, 2006 г. Реверс: Успенский собор Киево-Печерской лавры
Таким образом, на предшествовавших гривне банкнотах купоно-карбованцев имелись сакральные элементы в виде изображения Софийского собора в Киеве и памятника крестителю Руси св. Владимиру. На находящихся и уже выбывших из обращения украинских гривневых банкнотах, в основном низких номиналов (1, 2, 5, 10 гривен, как исключение 100 гривен), присутствуют сакральные элементы в виде изображений православных храмов с крестами на куполах, мало размерных икон святых (на коронах князей, на воинском шлеме), нательного (или наперсного) креста со святыми образами. Святые князья Владимир I и Ярослав Мудрый представлены на банкнотах (1 и 2 гривны) их портретами как исторических государственных деятелей. Однако на банкнотах в 1 гривну, введенных в оборот в период 01.12.2004–22.12.2014 гг.[1], портрет князя Владимира дополнен малоразмерным сакральным элементом в виде изображения процессии из трех лиц, двое из которых имеют нимбы святых.
2. Монеты Украины
Национальный банк Украины чеканит памятные монеты с христианскими образами как в некоторых сериях, так и вне серий: в честь Рождества Христова, Крещения Руси, в честь известных православных монастырей и древних соборов, древних городов и т.п.
2.1. Монеты в обращении (регулярный чекан)
В период 2004–2018 гг. имела хождение монета в 1 гривну (алюминиевая бронза) с иконоподобным портретом князя Владимира Святославича на реверсе. Князь изображен без нимба, но с макетом церкви в левой руке и жезлом в правой, навершие которого выполнено в виде креста.
1 гривна. Украина, 2012 г., алюминиевая бронза. «Володимир Великий»
Заметим, что в 2021 г. в этом же дизайне была выпущена золотая монета номиналом 1 гривна.
С 2018 г. взамен банкнот низких номиналов (1–10 гривен) в обращение стали вводиться монеты с образами тех же персон. Поэтому на монетах в одну и две гривны отчеканены те же самые портреты святых князей Владимира и Ярослава, что и на поздних банкнотах.
Украина, 2018–2021 гг. Реверс: 1 гривна – «Володимир Великий» (слева); 2 гривны – «Ярослав Мудрий» (справа)
Таким образом, на монетах регулярного чекана канонизированные Церковью древнерусские князья св. равноап. Владимир и св. блгв. кн. Ярослав Мудрый изображаются в качестве государственных деятелей – без нимбов и упоминания их святости в легендах монет.
2.2. Памятные монеты Украины
Памятные монеты выпускаются как в сериях, продолжающихся многие годы, так и вне серий.
В 1998 г. Национальный банк Украины положил начало серии серебряных монет «Княжеская Украина» (укр. Княжа Україна). Восемь монет достоинством 10 гривен вышли в 1998–2002 гг., а позже серия была продолжена в номиналах 20 гривен. Из монет, посвященных персонам, прославленным Православной Церковью в лике святых, в состав серии вошли равноап. кнг. Ольга (†964) (2000 г.), равноап. кн. Владимир Святославич (†1015) (2000 г.), блгв. кн. Ярослав Мудрый (†1054) (2001 г.), блгв. кн. Владимир Всеволодович Мономах (†1125) (2002 г.).
10 гривен, Украина, 2000–2002 гг., серебро. Серия «Княжеская Украина»
На указанных монетах нимбированы только образы равноапостольных святых Ольги и Владимира. Слева от Ольги изображена летописная сцена ее приема византийским императором Константином Багрянородным. Креститель Руси изображен на фоне сцены собственного крещения в купели. Ярослав изображен на фоне мозаичного образа Богородицы Оранты (слева) и собора (справа). Справа от Владимира Мономаха изображен образ св. Георгия Победоносца на коне.
В 2015 г. была выпущена серебряная с позолоченными деталями монета «Киевский князь Володимир Великий». В официальном описании Банка Украины сказано:
«Посвящена выдающемуся государственному и политическому деятелю, создателю средневекового европейского государства Руси-Украины – князю Киевскому Володимиру Великому и чествует его память в связи с 1000-летием упокоения»[2].
Для сравнения: о князе Владимире на монете 2000 г. говорилось, что она посвящена «государственному деятелю, во времена правления которого завершилось формирование древнерусского государства и введено христианство как государственная религия»[3]. То есть через 15 лет древнерусское государство стало называться уже «Русь-Украина» (по М.С. Грушевскому).
На аверсе по центру вверху изображение сребреника князя Владимира (первой собственной древнерусской монеты), на реверсе – фигура князя на фоне креста, разделяющего монетное поле на четыре части, в которых изображены его деяния: чеканка монет, военные походы и присоединение новых территорий, экономическое развитие и торговля, крещение народа). Князь изображен без нимба, с крестом в правой руке и макетом храма в левой.
20 гривен. Украина, 2015 г., серебро. «Киевский князь Володимир Великий»
В 2019 г. вышла монета «1000 лет с начала правления киевского князя Ярослава Мудрого», «во времена которого Киевская Русь достигла пика своего могущества»[4]. На аверсе монеты на фоне абриса куполов Софийского собора в Киеве изображен макет реконструкции собора XI в., под ним свиток «Русской правды». Справа от него позолоченная печать князя с образом св. Георгия (небесного патрона Ярослава по его крещальному имени). На реверсе изображен стилизованный фрагмент летописной миниатюры и надписи: ЯРОСЛАВ МУДРИЙ НА ПРЕСТОЛI (вверху), 1019 (внизу).
20 гривен. Украина, 2019 г., серебро. «1000 лет с начала правления киевского князя Ярослава Мудрого»
Наконец, в 2020 г. была отчеканена монета «1075 лет со времени правления княгини Ольги». На аверсе на фоне декоративного орнамента времен Киевской Руси – стилизованное позолоченное изображение фрагмента летописной миниатюры, на реверсе – нимбированное изображение св. кнг. Ольги с крестом в левой руке.
20 гривен. Украина, 2020 г., серебро. «1075 лет со времени правления княгини Ольги»
На всех монетах серии святость персоналий не упоминается даже у тех, кто изображен с нимбами
На трех последних монетах серии ее название не приводится. На всех монетах серии в легенде святость персоналий не упоминается даже у тех, кто изображен с нимбами.
В большой серии «Духовные сокровища Украины» («Духовнi скарби Украïны») чеканились монеты в основном из драгоценных металлов (золото, серебро) и буквально в единичных случаях из иных (мельхиор, нейзильбер). Примерно две трети монет христианской тематики (из них не все православные).
В этой серии вышли монеты «Десятинная церковь» (1996 г.), «Киево-Печерская лавра» (1997 г.), «Спасский собор в Чернигове» (1997 г.), Богородица «Оранта» (в четырех номиналах, 1997 г.), «Михайловский Златоверхий собор» (1998 г.), «Успенский собор Киево-Печерской лавры» (1998 г.), «1000-летие основания Софийского собора» (2011 г.), «1000-летие Лядовского скального монастыря» (2013 г.), «Феодосий Печерский» (2016 г.), «Выдубицкий Свято-Михайловский монастырь» (2020 г.).
Фигура Богоматери «Оранта» на монете повторяет мозаику из Софийского собора. Образ Богородицы имеет идентичное иконам надписание ипостаси.
125 гривен. Украина, 1996 г., золото. «Оранта». Аверс (справа): Софийский собор в Киеве. Реверс: Богородица Оранта (мозаика в Софийском соборе)
Этот же образ Богородицы изображен на реверсе монеты «1000-летие основания Софийского собора».
50 гривен, Украина, 2011 г., серебро. «Тысячелетие Софии Киевской». Аверс: на фоне куполов Софийского собора изображен макет его реконструкции в XI в. Реверс (справа): фрагмент главного алтаря – мозаики XI в. «Оранта» и «Евхаристия»
Преподобный Феодосий Печерский изображен на посвященной ему монете с позолоченным нимбом, но в легенде святость не упомянута.
10 гривен, Украина, 2016 г., серебро, позолота. «Феодосий Печерский». Аверс (справа): коленопреклоненная фигура монаха с нимбом в пещере под горой. Реверс: прп. Феодосий (слева) указывает правой рукой на храм в честь Богоматери, о чем гласит надпись на свитке, который он держит в левой руке.
Прп. Анатолий Печерский запечатлен на монете «1000-летие Лядовского скального монастыря» (2013 г.). Монастырь расположен на левом берегу Днестра возле села Лядова. Основан в 1013 г. прп. Антонием еще до ухода его в Киев и создания там будущей Киево-Печерской лавры.
20 гривен. Украина, 2013 г., серебро. Лядовский Свято-Усекновенский скальный монастырь. Аверс: Антоний Печерский на фоне скал, которые напоминают крылья. Реверс: фрагмент скального монастыря, крестный ход монахов и паломников с иконой и хоругвями; вверху слева – голубь и лучи, символизирующие действие Святого Духа
Образы святых встречаются и на монетах, посвященных памятникам архитектуры. Так, на реверсе монеты «Выдубицкий Свято-Михайловский монастырь» имеются образы ангелов.
5 гривен, Украина, 2020 г., серебро. Выдубицкий Свято-Михайловский монастырь (основан в XI в.). Аверс: здания монастыря конца XVII – начала XVIII в. Реверс: в центре лестница, слева – стилизованные иконографические образы святых, справа от лестницы – образ монаха, внизу отпечаток печати князя Всеволода, справа от нее – герб полковника М. Миклашевского, за счет которого построен Георгиевский собор (1696–1701)
По каким-то причинам другая серия – «Возрождение христианской духовности на Украине» («Відродження християнської духовності в Україні») – не получила развития. В 2007 г. вышла первая монета «Храмовый комплекс в селе Буки» (10 гривен, серебро), на аверсе которой изображен в рост св. князь Владимир, а на реверсе – храмы. Более интересна вторая монета «Марийский духовный центр – Зарваница» («Марійський духовний центр – Зарваниця», в честь Девы Марии; 2010 г.), посвященная одному из древних мест паломничества в Тернопольской области. На аверсе монеты изображена его главная святыня – чудотворная Зарваницкая икона Божией Матери в окружении ангелов (с церковного иконостаса).
10 гривен. Украина, 2010 г., серебро. «Марийский духовный центр – с. Зарваница». Аверс: Зарваницкая икона Божией Матери. Реверс: собор Зарваницкой иконы Божией Матери и колокольня
В серию «Памятники архитектуры Украины» вошли монеты, посвященные мечетям, синагогам и христианским культовым сооружениям
В серию «Памятники архитектуры Украины» наряду с гражданскими и военными сооружениями вошли монеты, посвященные мечетям, синагогам и христианским культовым сооружениям – костелам, армянским, униатским (греко-католическим) и православным храмам и монастырям. Среди последних есть следующие монеты: собор Рождества Богородицы в Козельце (Черниговская обл.) (2002 г.), Почаевская лавра (2003 г.), Свято-Успенская Святогорская лавра (Донецкая обл.) (2005 г.), Кирилловская церковь в Киеве (2006 г.), Зимненский Святогорский Успенский монастырь (близ г. Владимира на Волыни) (2010 г.), Андреевская церковь в Киеве (2011 г.), Елецкий Свято-Успенский монастырь (г. Чернигов) (2012 г.), Успенский собор в г. Владимире-Волынском (2015 г.), Екатерининская церковь в г. Чернигове (2017 г.), Мгарский Спасо-Преображенский монастырь (Полтавская обл.) (2019 г.).
Как и в других сериях, акцент на архитектуре не исключает изображения на монетном поле святых персоналий и икон. Например, на реверсе монеты «Успенский собор в г. Владимире-Волынском» в сцене закладки собора изображен его ктитор св. блгв. князь Мстислав Изяславович и неизвестный святитель. На аверсе изображен фрагмент иконостаса собора со святыми образами.
5 гривен. Украина, 2015 г., нейзильбер. Успенский собор в г. Владимире-Волынском. Аверс (справа): фрагмент иконостаса собора. Реверс: собор, вверху – стилизованная сцена его закладки
На монетах, посвященных православным монастырям, часто воспроизводятся иконы Богородицы: Святогорская, Зимненская, Елецкая и др.
5 гривен, Украина, 2005 г., нейзильбер. Свято-Успенская Святогорская лавра. Аверс (справа): изображение чудотворной Святогорской иконы Божьей Матери. Реверс: вид на лавру
20 гривен, Украина, 2010 г., серебро. Зимненский Святогорский Успенский монастырь. Аверс: центральная часть чудотворной Зимненской иконы Богородицы в окладе, которую поддерживают ангелы. Реверс: здания монастыря на холме
5 гривен, Украина, 2012 г., нейзильбер. Елецкий Свято-Успенский монастырь. Аверс: храм. Реверс: образ Пресвятой Богородицы «Елецкой»
В дизайне монет христианским праздникам придан характер народных гуляний, так что христианская символика едва видна
Монетная серия «Обрядовые праздники Украины» («Обрядові свята України»; 2002–2010 гг.) посвящена великим и двунадесятым праздникам Православной Церкви. Для серии выбрано семь праздников: Рождество Христово (2002 г.), Пасха (2003 г.), Троица (2004 г.), Покров Пресвятой Богородицы (2005 г.), Крещение Господне (2006 г.), Благовещение (2008 г.), Спас (Преображение Господне) (2010 г.). Соответствующие монеты по номиналу и материалу выпущены в двух видах: 10 гривен (серебро) и 5 гривен (нейзильбер). В дизайне монет христианским праздникам придан характер народных гуляний, так что христианская символика едва видна. Только на аверсе монеты «Благовещение» помещены иконографические символы евангелистов на окладе Евангелия. На прочих монетах серии на аверсе христианские символы отсутствуют. Только у некоторых монет на реверсе есть малоразмерные иконы праздников (в верхней части).
Монетная серия «Обрядовые праздники Украины». Слева направо реверсы монет: Рождество Христово («Свято Рiздва Христового»), Крещение Господне («Водохреще»), Благовещение («Благовiщення») (реверс и аверс)
Монетная серия «Обрядовые праздники Украины». Слева направо реверсы монет: Пасха («Великдень»), Троица («Свято Трiйцi»), Спас («Свято Спаса») [Преображение Господне], Покров («Покрова»)
В серии «Древние города Украины» в период 1999–2020 гг. вышло более 40 монет (большей частью номиналом 5 гривен из нейзильбера, некоторые города продублированы монетами из серебра номиналом 10 гривен). Многие монеты имеют изображения христианских храмов, на некоторых имеются образы святых и даже конкретные иконы.
В этом плане наиболее интересна монета «Древний Вышгород» (2016 г.). Первое упоминание города в летописи встречается в 946 г. С этим градом, резиденцией киевских князей, связано прославление первых русских святых – князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые изображены на аверсе монеты. На ее реверсе имеется цветной фрагмент Владимирской иконы Богородицы, которую князь Андрей Боголюбский вывез из своего удельного города Вышгорода в Залесье – в Боголюбово, а затем во Владимир-на-Клязьме. В описании банка Украины икона именуется «Вышгородская».
5 гривен, Украина, 2016 г., нейзильбер. «Древний Вышгород» («Давнiй Вишгород»). Аверс: свв. кнн. Борис и Глеб. Реверс: цветной фрагмент Владимирской иконы Богородицы, слева от него на фоне трехкупольной церкви – князь с дружиной
На аверсе монеты «1800 лет г. Судаку» (2012 г.) изображен фрагмент рельефа (XV в.) с изображением св. вмч. Георгия Победоносца, найденный во время раскопок в генуэзской крепости.
5 гривен, Украина, 2016 г., нейзильбер. «1800 лет г. Судаку». Аверс (справа): св. вмч. Георгий Победоносец
В качестве типового примера монеты серии с изображением православного храма приведем монету «350 лет Харькову» (2004 г.). На ее аверсе изображена колокольня (1821–1848) Успенского собора, на реверсе – дом Государственной промышленности (Госпром), построенный в стиле конструктивизма (1928).
5 гривен, Украина, 2004 г., нейзильбер. «ХАРКIВ – 350 РОКIВ». Аверс (справа): колокольня (1821–1848) Успенского собора
В небольшой серии «2000-летие Рождества Христова» вышло шесть монет, но только в двух иконографиях: в 1999 г. «Рождество Христово» (5, 10, 50 гривен – нейзильбер, серебро, золото соответственно) и в 2000 г. «Крещение Руси» (в тех же номиналах). Аверс всех монет имеет один и тот же рисунок: в центре – малый герб Украины, слева и справа от него – ангелы. На реверсе монеты 1999 г. в сиянии вифлеемской звезды изображена Богородица с Богомладенцем в окружении волхвов с дарами и животных (осла и вола); на монете 2000 г. на переднем плане изображен князь Владимир (без нимба), на заднем плане – сцена крещения киевлян, вверху – стилизованная надпись «ХРЕЩЕННЯ РУСІ».
Монетная серия «2000-летие Рождества Христова», 1999, 2000 гг.
50 гривен. Украина, 1999 г., золото. «Рождество Христово»
Вне серий стоит отметить несколько монет.
В 2008 г. вышла монета «Крещение Киевской Руси» («Хрещення Киïвськоï Русi»), приуроченная к 1020-летию события (5 гр. нейзильбер, 100 гр. серебро).
5 гривен, Украина, 2008 г., нейзильбер. Аверс: надпись (на укр. яз.) «Православие из Киева по всей Руси». Реверс: многофигурная композиция крещения и надпись (на укр. яз.) «Крещение Киевской Руси. 988 г.»
Монета «1025-летие Крещения Киевской Руси» («1025-річчя Хрещення Київської Русі») (2013 г.) вышла в трех номиналах (5, 20, 100 гривен – нейзильбер, серебро, золото соответственно). Аверс у всех монет одинаковый: в центре – крест-энколпион с Распятием, по сторонам от которого – фигуры-символы четырех евангелистов.
На реверсе монет 5 и 20 гривен – многофигурная композиция: свв. Владимир и Андрей Первозванный, которые держат высокий крест, в обе стороны от них – попарно прпп. Антоний и Феодосий Печерские, свв. равноапп. Кирилл и Мефодий, над всеми – Зимненская икона Пресвятой Богородицы и ангелы.
20 гривен. Украина, 2013 г., серебро. «1025-летие Крещения Киевской Руси»
На реверсе монеты 100 гривен изображена стилизованная композиция – на фоне креста лик св. равноап. князя Владимира (слева) и оттиск его печати (справа).
100 гривен. Украина, 2013 г., золото. «1025-летие Крещения Киевской Руси»
В 2016 г. вышла «веселая» монета номиналом 5 гривен (нейзильбер) «Ко Дню святого Николая» («До дня святого Миколая») (тираж 75 тыс. шт.), посвященная празднику заботы о ближнем («Никола зимний»). На аверсе монеты – изображение свт. Николая, под ним – радуга с игрушками. На реверсе – дети с игрушками в руках (цветная тампопечать), вверху надпись – «ДО НАС ЗАВIТАЙ, СВЯТИЙ МИКОЛАЮ!»
5 гривен, Украина, 2016, нейзильбер. «Ко Дню святого Николая»
Закончим этот раздел описанием инвестиционной монеты «Архистратиг Михаил», которая выходила в номиналах 1 гривна (серебро), 2, 5, 10 и 20 гривен (золото) в 2011–2022 гг.
10 гривен, Украина, 2014 г., золото. «Архистратиг Михаил». Аверс (справа): эмблема Национального банка Украины – древняя гривна между фигурами грифонов. Реверс: иконный образ Архистратига Михаила с мечом (в центре), по кругу надпись: «…ЗА НАС І ДУШІ ПРАВЕДНИХ, І СИЛА АРХІСТРАТИГА МИХАЇЛА»
2.3. Примеры государственной политики в области религии
В 2015 г. в серии «Вооруженные Силы Украины» была выпущена и введена в обращение памятная монета номиналом 5 гривен (нейзильбер) «День защитника Украины» с религиозной символикой. На аверсе монеты помещена фигура Пресвятой Богородицы, под раскинутыми руками которой – казаки (слева) и современные воины (справа). На реверсе монеты на фоне камуфляжа изображен трезубец.
5 гривен, Украина, 2015 г., нейзильбер. «День захисника України». Аверс: Богородица, казаки и воины. Реверс: трезубец; вверху надпись полукругом: «ЗА ЧЕСТЬ! ЗА СЛАВУ! ЗА НАРОД!»
Дизайн этой монеты вызывает недоумение и вопросы. Например, что символизирует собой зияющая чернота на месте отсутствующего тела Богородицы? Адскую бездну, тьму небытия, в которую уходят «захисники»? Ведь по законам православной иконографии тьма как отсутствие света (а значит и Бога) символизирует инферно. Как тут не вспомнить «сомнительную» икону Богородицы с черным пятном на месте Богомладенца Христа, которую президент В. Зеленский подарил папе римскому Франциску в мае 2023 г.
Явно политизированный характер имел и выпуск серии монет в честь предоставления Томоса об «автокефалии» раскольнической неканонической «Православной Церкви Украины» (ПЦУ) во главе с псевдомитрополитом Епифанием (Сергеем Думенко). В 2019 г. ради этого отчеканили четыре монеты разного достоинства (нейзильбер, серебро и золото, от 5 до 100 гривен). На монете 50 гривен новоявленная «Святiша Церква Украïни» названа «15-я Церква у благословенному хорi автокефальних Церков».
Слева направо (вертикальными парами): монеты 100 (золото), 50 (серебро), 20 (серебро), 5 (нейзильбер) гривен. Украина, 2019 г. «Предоставление Томоса об автокефалии Православной церкви Украины»
Следует отметить, что вследствие многоконфессиональности современной Украины национальный банк страны выпускает достаточно много памятных монет из недрагоценных металлов (т.е. большими тиражами) неправославной тематики. В частности, в 2017 г. в обращение поступила монета «500-летие Реформации» с портретом Мартина Лютера. В серии «Выдающиеся личности Украины» в 2014 г. вышла монета «Митрополит Василь Липковский (1864–1937)» – в честь предстоятеля неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Для той же серии отчеканены монеты, посвященные деятелям Украинской греко-католической церкви, среди которых митрополит Андрей Шептицкий (2015 г.), патриарх Иосиф Слипой (2017 г.), патриарх Любомир Гузар (2017 г.). В соответствующих сериях выходили монеты с изображениями католических и униатских храмов.
3. Выводы по Украине
В результате проведенного обзора можно констатировать следующее.
Государство осуществляет выпуски памятных монет, связанных с инославием и раскольническими церковными структурами
- Сакральная христианская символика (изображения Креста, Распятия, Богородицы, ангелов, свв. князей, святых подвижников, храмов) используется на денежных знаках современной Украины.
- На банкнотах и монетах регулярного обращения присутствуют образы святых князей Владимира I и Ярослава Мудрого в качестве государственных деятелей – без нимбов и указания на святость в легендах (в надписях их имен на банкнотах и монетах).
- Наиболее широко сакральная христианская символика представлена на памятных монетах серий «Княжеская Украина», «Духовные сокровища Украины», «Возрождение христианской духовности на Украине», «Памятники архитектуры Украины», «Древние города Украины», «2000-летие Рождества Христова», «Обрядовые праздники Украины».
- Также сакральная символика присутствует на некоторых монетах вне серий («Крещение Киевской Руси», «Архистратиг Михаил», «Ко Дню Святого Николая» и др.).
- Отсутствуют монеты с изображением Господа Иисуса Христа (исключение – малогабаритное Распятие, сцена Евхаристии).
- Отсутствуют монеты, непосредственно посвященные Богородице и ее иконам. Конкретные иконы или известные образы Божией Матери встречаются на монетах, посвященных храмам и монастырям: Оранта (Софийский собор в Киеве), Зарваницкая икона Божией Матери (Марийский духовный центр), Святогорская, Зимненская, Елецкая, Вышгородская (Владимирская) иконы Богородицы, а также в иконографии Рождества Христова и в неканонической иконографии («День захисника України»).
- Обращения к непосредственной памяти отдельных святых Православной Церкви (не принадлежащих к свв. князьям) единичны: свт. Николай Чудотворец, прп. Феодосий Печерский. В связи с посвящением монет историческим событиям (Крещение Руси), монастырям и городам число конкретных святых увеличивается незначительно (свв. блгвв. кнн. Борис и Глеб, св. Георгий Победоносец, прп. Антоний Печерский, свв. равноапп. Кирилл и Мефодий, двенадцать апостолов в сцене Евхаристии).
- Обращение к истории Древней Руси, в том числе в части ее церковной истории (Крещение Руси, св. равноап. кн. Владимир и др. князья), очевидно, есть попытка властей укоренить недавнюю государственность Украины и показать ее якобы тысячелетнюю непрерывность в отрыве от истории других частей Русской земли (Северо-восточной Руси).
- Имеются случаи использования сакральных элементов в политических целях, когда государство пытается сакрализовать политически конъюнктурные даты («День захисника України») и события (Томас об «автокефалии» ПЦУ).
- Государство осуществляет выпуски памятных монет, связанных с инославием (протестантизм, римо-католицизм, униатская Украинская греко-католическая церковь) и раскольническими церковными структурами: Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), Православная церковь Украины (ПЦУ) и др.
Заключение
Главное отличие сакральной христианской нумизматики Византии от современных православных стран – Беларуси и Украины (как, впрочем, России и других государств) – заключается в том, что в Византии монеты с христианскими образами находились в регулярном обращении и потому активно и широко насыщали ими всё социальное пространство, а современные монеты имеют ограниченное хождение. Причиной тому являются малые тиражи памятных монет из недрагоценных металлов, монеты же из драгоценных металлов сразу же оседают в личных коллекциях или хранятся как сокровища.
Из проведенного обзора можно сделать следующие выводы.
1. В Византии христианские знаки, символы и образы вытеснили и заменили не только языческие религиозные образы, но и все светские, кроме императоров (а на «анонимных фоллисах» также и самих базилевсов). В современных православных странах христианская тема на денежных знаках (даже на памятных монетах) занимает достаточно скромное место в сравнении с политикой, спортом, астрологией, восточным календарем и др.
2. В Византии сакральная нумизматика служила сильным средством легитимации власти императора за счет ее сакрализации: визуального указания на то, что базилевс является земным наместником Небесного «Царя царствующих» Господа Иисуса Христа, а потому коронуется Им или Богородицей на монетном поле (в древности монеты были своеобразными «средствами массовой информации» и «входили» в каждый дом). Современная власть в православных странах, основанная на представительной демократии (президентские республики в Беларуси, Украине), при которой источником власти объявляется народ, нуждается не в «божественной санкции», а в легитимных выборах и признания их результатов мировым сообществом. Характерно, что на памятных монетах Беларуси и Украины встречаются изображения икон Богородицы, но никогда образ Иисуса Христа.
3. Вследствие изменения социально-политических условий христианская тематика на денежных знаках современных стран (Беларусь, Украина, Россия) является по преимуществу манифестацией исторической и культурной преемственности государства, что тоже немаловажно, поскольку банкноты и монеты продолжают играть определенную роль в качестве средства государственной пропаганды, несмотря на развитие печатных и электронных СМИ, социальных интернет-сетей и т.п.
4. В Византии монеты манифестировали только государственную религию, и потому в империи не чеканились монеты, имеющие отношение к иным религиям (например, исламу, иудаизму) или еретическим уклонениям от Православия. Единственным исключением стал иконоборческий период, когда императорская власть сама уклонилась в ересь, в соответствии с которой на монетах допускалась чеканка только креста, а образы Христа, Богородицы, ангелов и святых были запрещены к воспроизведению как на монетах, так и в храмах, и в частных домах.
Современные страны с доминирующей православной культурой (Беларусь, Украина) в соответствии со своей государственной политикой в области религии помещают на монетах изображения (памятники архитектуры, иконы, портреты персоналий), связанные с иноверием (иудаизм в Беларуси), инославием (в Беларуси – римо-католицизм, на Украине также и униатская греко-католическая церковь, лютеранство) или с раскольническими церковными структурами (на Украине – УАПЦ, ПЦУ). Поскольку на Украине государство приняло курс на уничтожение УПЦ МП и замену ее неканонической ПЦУ, это находит отражение и в нумизматике (в виде особых монет, посвященных дарованию Константинополем Томаса ПЦУ).
5. Беларусь и Украина делают свои акценты в истории Православия на Русской земле. Так, в Беларуси официальным началом христианизации белорусских земель считается 992 г., хотя в 2013 г. вышла монета и к 1025-летию Крещения Руси (т.е. к общепринятой дате 988 г.); крестителю Руси св. равноап. князю Владимиру посвящена только одна монета. На Украине образ князя Владимира многократно встречается на банкнотах (карбованцы, гривны) и монетах (гривны) в виде памятника св. Владимиру (установленного в Киеве), государственного деятеля, святого князя, Крестителя Руси.
Общей чертой сакральной нумизматики Беларуси и Украины является отсутствие монет с образом Иисуса Христа
6. Общей чертой сакральной нумизматики Беларуси и Украины является отсутствие монет с образом Иисуса Христа.
7. Отличительной особенностью сакральной нумизматики Украины в сравнении с Беларусью является отсутствие монет, непосредственно посвященных Богородице и ее иконам (иконы встречаются на монетах, посвященных храмам, монастырям, городам), и монет, непосредственно посвященных памяти святых Православной Церкви (единичные исключения – св. князь Владимир, свт. Николай Чудотворец, прп. Феодосий Печерский).
8. Другим отличием государственной политики в области сакральной нумизматики Украины является ее большая ангажированность политикой.
9. Выпуск памятных монет из драгоценных металлов (в том числе христианской тематики), кроме прочего, имеет также и коммерческую цель получения дохода от их продажи.