Часть 2. Украина
Предисловие
Сакральная христианская нумизматика Византии подробно описана М.Н. Бутырским, на работы которого автор опирался при исследовании проблем, возникающих при использовании христианских символов и святых образов на современных денежных знаках России. Об этом уже говорилось в предыдущих публикациях[1].
Данная работа продолжает тему указанных исследований на материале таких православных стран, как Беларусь и Украина.
Коротко повторим основные тезисы о сакральной нумизматике Византии, с которой сопоставляется и сравнивается современная практика указанных стран как с эталоном, поскольку она является первой и по сути образцовой христианской империей в человеческой истории.
За многие века своего существования Восточная Римская империя (Византия) прошла путь от позднего римского язычества через расцвет христианской культуры к упадку и гибели. Все это нашло отражение в нумизматике империи. Языческие символы, образы и девизы с началом христианизации государства постепенно заменялись христианскими. Вначале это было скромные хризма (монограмма Христа), крест, ангел вместо богини Виктории. Потом образ Зевса сменился образом Христа, что случилось в правление Юстиниана II (685–695; 705–711). В постиконоборческий период со второй половины IX в. к изображениям Христа на монетах добавились образы Богоматери и святых угодников.
В X–XI вв. христианские образы на монетах стали настолько похожи на иконы, что М.Н. Бутырский назвал этот феномен «иконоподобием монет»[2]. В это время на монетах появляются инвокативные легенды (надписи на монетном поле), которые начинались словами «Господи, помоги…» или «Богородица, помоги…» – «имя рек» – конкретному императору (указывалось его имя) как эмитенту монет.
Образы святых на монетах (вмч. Георгий, вмч. Феодор, мч. Трифон, свт. Николай, св. Евгений и др.) напоминали подданным о небесных патронах городов, императоров и их династий.
Христианские образы на византийских монетах служили сакрализации власти императоров
Христианские образы на монетах служили сакрализации власти императоров. В предельном развитии христианского сознания истинным царем империи, а потому и подлинным владельцем всех монет считался Христос, а базилевс был лишь Его наместником и земным эмитентом денежных знаков. Поэтому можно встретить, как на монетном поле базилевсов коронуют Сам Христос или Божия Матерь.
Слева: Аспрон трахея (биллоновая монета), Андроник I Комнин (1183–1185). Изображен Андроник (слева), коронуемый Христом. Справа: золотой гистаменон, Роман III Аргир (1028–1034). Изображен император (слева), коронуемый Богородицей
С доктриной наместничества был связан и феномен чеканки «анонимных фоллисов» X–XI вв. – монет, на которых отсутствуют как портрет императора, так и заменявшая его монограмма (сокращенное начертание имени и титула). На аверсе (лицевой стороне) этих фоллисов помещен образ Христа, а на реверсе (обратной стороне) строчная надпись, относящаяся также не к базилевсу, а ко Христу – «Царь царствующих»[3].
Анонимный фоллис. Класс G. Атрибутирован Роману IV (1067–1071). Аверс (слева): Христос Пантократор. Реверс: Богородица Оранта
Христианские образы на византийских монетах просуществовали до самого конца империи, хотя и утратили со временем свои художественные достоинства периода ее расцвета.
Стоит сказать несколько слов об общем символическом значении монет в древности, поскольку многое из того унаследовано и в основных чертах воспроизводится в современных государствах.
В свое время М.Г. Абрамзон на материале Римской империи (языческий и ранний христианский период) показал, как монеты использовались в качестве средства государственной пропаганды[4]. Автор выделяет следующие аспекты пропаганды, нашедшие отражение на монетах.
1) Римская армия и ее лидер:
- моральные ценности, военно-политическое и религиозное единство армии и ее лидера,
- военная чеканка, выпуск монет в честь отдельных войск,
- внешняя политика Рима,
- император как полководец,
- религия римской армии.
2) Официальная религиозная политика (в том числе культ императора).
3) Культурная политика:
- памятники архитектуры,
- памятники скульптуры и живописи,
- празднества, (спортивные) игры, церемонии.
В данной статье на материале нумизматики современных православных стран исследовалась религиозная политика государства, включая случаи ее отражения в других сферах (памятники христианской живописи, архитектуры, скульптуры и т.п.). Однако следует иметь в виду, что эти государства активно выпускают также денежные знаки (преимущественно памятные монеты), посвященные политическим событиям, историческим и политическим деятелям, деятелям культуры, военным юбилеям, родам войск своей армии, спорту, знакам зодиака, представителям фауны и флоры и т.п. Поэтому выделенная для исследования тема сакральной христианской нумизматики и бонистики является не центральной, то есть не главной для политики национальных банков указанных стран, а лишь одной из многих.
Несмотря на развитие современных СМИ, банкноты и монеты продолжают выступать в качестве средства государственной пропаганды
Несмотря на развитие современных СМИ, банкноты и монеты продолжают играть определенную роль в качестве средства государственной пропаганды. И такая, казалось бы, отвлеченная тема, как сакральная нумизматика и бонистика, в странах с доминирующей православной культурой неожиданно может оказаться в центре общественного внимания и даже (по предположениям некоторых экспертов) стать причиной для социального кризиса в стране.
Недавний тому пример – скандал, вызванный презентацией новой банкноты Банка России (номиналом 1000 руб.), на которой православный храм в Казани был изображен без креста[5]. В результате бурного обсуждения в СМИ, заявления представителя РПЦ В. Легойды и других лиц подготовленный Банком тираж новых банкнот не поступил в обращение[6].
Проект новой банкноты Банка России номиналом 1000 руб. (слева) и историческое фото (справа). Православный храм (ныне Музей истории государственности татарского народа) без креста на куполе. Рядом с ним башня Сююмбике в Казанском кремле с полумесяцем на шпиле. Фотоколлаж: Lenta.ru
Понятно, что у каждой страны своя история, свои отношения государства с доминирующей религией, другими религиями и их конфессиями. Но это только подтверждает актуальность темы данного исследования.
Банкноты и монеты Беларуси
Посмотрим, как многовековая, очень развитая традиция «сакральной нумизматики» Византии отразилась в аналогичной политике Республики Беларусь.
1. Банкноты
В первые постсоветские годы на банкнотах Беларуси по преимуществу изображались представители фауны республики, затем – гражданские исторические объекты (замки, дворцы, здания)[7]. В настоящее время в обращении находятся банкноты, выпущенные после 2009 г., на которых изображены памятники архитектуры[8].
Среди последних есть банкнота, посвященная Православию (входит в серию памятных банкнот «Моя страна – Беларусь»). На ней изображены Спасо-Преображенский собор в Полоцке и святыня Белой Руси – напрестольный крест, изготовленный в 1161 г. по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для этого собора[9].
Банкнота 10 рублей. 2019 г., Беларусь. Аверс: коллаж, посвященный просветительству и книгопечатанию (знак Франциска Скорины, Крест Евфросинии Полоцкой, фрагмент орнамента). Реверс: Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской области
2. Памятные и юбилейные монеты. Православие
Монеты регулярного чекана, находящиеся в обращении, несут только герб и обозначение номинала. Зато памятные монеты выпускаются в разных сериях и часто имеют священные изображения, даже если специально не посвящены религиозной тематике (например, памятники архитектуры, города и т.п.).
У многих памятных монет аверс почти целиком занимает государственный герб, а для самого памятного события или предмета остается только реверс. Поэтому в дальнейшем при описании монет чаще всего речь будет идти об их реверсе. Однако в любом правиле есть исключения.
2.1. Чудотворные иконы Божией Матери
Заметное место на некоторых монетах занимает изображение памятного каменного креста, о котором надо сказать особо.
Первая епископская кафедра на землях нынешней Белоруссии была учреждена в 992 г. в Полоцке[10]. Поэтому в июле 2022 г. недалеко от Минска в древнем городе Заславле состоялись торжества в честь 1030-летия Православия на Белорусских землях[11]. В древнем городище Заславля периода X–XI вв. – в «замчище», построенном князем Владимиром для своей бывшей жены Рогнеды и их сына Изяслава (его имя дало наименование городу) – в 1992 г. в честь 1000-летия Православия на Белорусских землях был установлен памятный каменный крест. Именно этот крест изображен на аверсе всех монет серии «Православные чудотворные иконы» («Праваслаўныя цудатворныя іконы») Национального банка Республики Беларусь.
Городище X–XI вв. «Замэчек» в Заславле. Беларусь, Минская обл., Минский р-н. Фото: С. Плыткевича, 14.10.2019. Источник: Планета Беларусь. URL: https://planetabelarus.by/sights/gorodishche-zamechak-v-zaslavle/
Памятный крест в честь 1000-летия Православия на Белорусских землях. Городище X–XI вв. «Замэчек» в Заславле. Беларусь, Минская обл., Минский р-н. Фото: С. Плыткевича, 14.10.2019. Источник: Планета Беларусь. URL: https://planetabelarus.by/sights/gorodishche-zamechak-v-zaslavle/
В описании сказано:
«Монета имеет прямоугольную форму. <…> Аверс: в центре – орнамент в виде виноградной лозы, символизирующей Богородицу, внутри которого – памятный крест, установленный на замчище в г. Заславле в связи с празднованием 1000-летия Православной Церкви на Беларуси <…>; вверху – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь и надпись…»[12]
Аверс золотых и серебряных монет серии «Православные чудотворные иконы». Национальный банк Республики Беларусь
Названная серия выпускалась в 2010-е гг. В нее вошли монеты, посвященные девяти иконам Божией Матери: местные – «Минская», «Жировицкая», «Барколабовская», «Белыничская», а также общерусские – «Владимирская», «Смоленская», «Казанская», «Иверская» и «Знамение»[13].
Национальный банк Республики Беларусь. Реверс некоторых монет серии «Православные чудотворные иконы» (слева направо): Казанская, Минская, Жировицкая, Смоленская иконы Божией Матери
Наиболее богато оформлена монета в честь Владимирской иконы. Вот ее описание:
«Реверс: в центре – образ Пресвятой Богородицы “Владимирская”… по периметру – деисусный чин: в центре его – Спаситель, по правую руку от Него – Богородица, архангел Михаил, апостол Петр, Василий Великий, Григорий Богослов; по левую руку – Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец».
На серебряных монетах «фон, изображения нимбов… исполнены золотом; внизу на всех монетах надпись: УЛАДЗІМІРСКАЯ»[14].
Добавим, что на верхнем поле монеты (над иконой Богородицы) деисусный чин – поясной; на боковых полях апостолы и святители изображены в рост.
Беларусь. Монета «Икона Пресвятой Богородицы “Владимирская”». Три варианта исполнения: серебряная с золотым фоном, серебряная с чернением фона, золотая с чернением фона
В 2020 г. банк выпустил в двух номиналах (1 руб. – медно-никелевая; 100 руб. – серебряная) памятные монеты, посвященные 550-летию обретения особо почитаемой в Беларуси Жировичской чудотворной иконы Божией Матери с изображением самой иконы и одноименного ей монастыря.
100 рублей, Беларусь, 2020 г., серебро, позлота. «550 лет обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери». Аверс (справа): изображение комплекса Жировичского монастыря. Реверс: рельефное изображение чтимой копии Жировичской иконы Богородицы
2.2. Прп. Ефросиния Полоцкая
В 2001 г. в серии «История и культура Беларуси» банк выпустил в двух номиналах монеты (1 руб. – медно-никелевая, 20 руб. – серебряная) в честь 900-летия со дня рождения прп. Ефросинии Полоцкой (в миру княжна Предслава, внучка полоцкого князя Всеслава Чародея). На реверсе монеты: «в центре – рельефное изображение входа в келью и креста Ефросинии Полоцкой, который является бесценной святыней белорусского народа… слева – надпись “ЕЎФРАСІННЯ ПОЛАЦКАЯ 900 ГОД”, справа – рельефное изображение фигуры Евфросинии Полоцкой»[15].
20 рублей, Беларусь, 2001 г., серебро, позолота. Монета в честь 900-летия со дня рождения прп. Ефросинии Полоцкой
По преданию прп. Ефросиния основала на берегу реки Полоты, неподалеку от Полоцка, монастырь и в 1161 г. построила там каменную Спасо-Преображенскую (Спасо-Евфросиниевскую) церковь. По ее заказу мастер Лазарь Богша (Богуслав) изготовил для храма напрестольный шестиконечный крест (высотой 52 см). «Крест был сделан из кипариса, покрыт золотыми и серебряными пластинами с изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали». В крест были вставлены святыни, которые по просьбе святой прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. Впоследствии были изготовлены копии креста, а подлинный крест бесследно исчез в 1941 г.[16]
В 2007 г. в честь этой реликвии (в той же серии) была выпущена монета «Крест Ефросинии Полоцкой». На аверсе монеты «изображение Спасо-Преображенской церкви, которая была основана святой Евфросинией Полоцкой». На реверсе: «рельефное изображение Креста Евфросинии Полоцкой, покрытое золотом и украшенное разноцветными искусственными камнями; слева и справа от изображения Креста – вертикальные надписи: КРЫЖ ЕЎФРАСІННІ ПОЛАЦКАЙ 1161»[17].
1000 рублей, Беларусь, 2007 г., серебро, позолота. «Крест Ефросинии Полоцкой». Аверс (слева): Спасо-Преображенская церковь. Реверс: изображение Креста Ефросинии Полоцкой, покрытое золотом и украшенное разноцветными искусственными камнями
В следующем 2008 г. в серии «Православные святые» Банк выпустил монеты (50 руб. – золотые, 10 руб. – серебряные) «Преподобная Евфросиния Полоцкая». В отличие от выше указанных монет, здесь святая названа «преподобной» в монетной легенде и изображена с нимбом (чего не было в более ранних монетах в ее честь). На аверсе надпись: ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ; под ней «изображение макета-реконструкции Спасо-Преображенского храма в Полоцке». На реверсе образ святой преподобной Евфросинии Полоцкой[18].
50 рублей, Беларусь, 2008 г., золото. «Преподобная Евфросиния Полоцкая»
В 2013 г. при повторении этой серии монеты были выпущены в других номиналах, но в той же иконографии прп. Ефросинии.
2.3. Православные святые
Банк Беларуси неоднократно обращался к образам православных святых
К образам других православных святых Банк Беларуси обращался неоднократно. В 2008 г. и 2013 г. вышли идентичные по персоналиям и иконографии две серии монет «Православные святые». Кроме прп. Ефросинии в них вошли монеты, посвященные прп. Серафиму Саровскому, прп. Сергию Радонежскому, свт. Николаю Чудотворцу, вмч. Пантелеимону.
Все монеты обеих серий имеют одинаковый аверс: «изображение макета-реконструкции Спасо-Преображенского храма в Полоцке».
50 рублей, Беларусь, 2008 г., золото. Серия «Православные святые». Слева направо: прп. Серафим Саровский, вмч. Пантелеимон (реверсы монет); Спасо-Преображенский храм в Полоцке (аверс)
Надо особо отметить такие оригинальные выпуски монет, как «Житие святых Православной Церкви» (свт. Николая, 2013 г.; прп. Сергия Радонежского, 2014 г.). На их монетном поле изображены сцены из житий.
Так, на золотых и серебряных монетах, посвященных свт. Николаю, на аверсе на фоне моря и земли изображено рождение святителя, чудесное возвращение ковра, возвращение сына родителям, избавление корабля от потопления, спасение трех мужей от казни, явление иконы свт. Николая князю Дмитрию Донскому, перенесение мощей в Бар-град. На реверсе – «образ святителя Николая Чудотворца, обрамленный орнаментом»[19].
5 000 руб., Беларусь, 2013 г., золото, 500 г. «Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец»
На аверсе монеты «Преподобный Сергий игумен Радонежский» на фоне неба и птиц – изображения сцен жития: рождение, явление старца отроку Варфоломею, благословение родителей, поставление Сергия в диаконы и иереи, изведение из земли источника, благословение князя Дмитрия Донского (цветная тампопечать в центре), явление Богородицы святому, погребение. На реверсе – рельефное изображение прп. Сергия.
500 руб., Беларусь, 2014 г., серебро, 500 г. «Преподобный Сергий игумен Радонежский»
В 2015 г. Банк Беларуси выпустил памятную монету «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (20 руб. – серебряная, 1 руб. – медно-никелевая). На аверсе – иконографическое изображение сцены Крещения Руси. На реверсе вверху во внутреннем круге – изображение св. равноап. кн. Владимира и надпись; под ним по кругу – «стилизованные изображения православных храмов»[20].
20 рублей, Беларусь, 2015 г., серебро «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира»
2.4. Юбилеи христианства
В серии «Беларусь и мировое сообщество» вышло несколько монет христианской тематики.
В 1999 г. банк выпустил монеты, посвященные 2000-летию христианства: разные для православной и римо-католической конфессий.
На реверсе «православных» монет (20 руб. – серебряные, 1 руб. – медно-никелевые) в центре – рельефное изображение храма Рождества Христова в г. Вифлеем (Израиль); «над ним – Вифлеемская звезда; по кругу – надписи: в верхней части – “2000 ГОД НАРАДЖЭННЮ ХРЫСТОВУ” [Рождеству Христову], в нижней – “ВIФЛЕЕМ”».
20 руб., Беларусь, 1999 г., серебро. «2000 лет христианства (для православной конфессии)»
В 2013 г. была выпущена монета «1025-летие Крещения Руси»
В 2013 г. была выпущена монета «1025-летие Крещения Руси» (в серебряном с позолотой и медно-никелевом вариантах). На аверсе в центре монеты – логотип Белорусской Православной Церкви. На реверсе «на фоне креста… в центре – с эмблемы праздника надпись: 1025-ЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, над ней – изображение голубя с нимбом как символ Святого Духа; слева и справа от эмблемы – изображения ангелов, под ней – стилизованный образ города»[21].
20 рублей, Беларусь, 2013 г., серебро с позолотой. «1025-летие Крещения Руси»
20 рублей, Беларусь, 2013 г., серебро с позолотой. «1025-летие Крещения Руси»
В 2019 г. банк Беларуси выпустил «детскую» монету «День Ангела» («Дзень анёла») (50 руб. – золото, 20 руб. – серебро)[22].
Аверс: в центре – стилизованное изображение города с храмами и парящего над ним ангела, обрамленное лентой с надписью АНЁЛ-АХОЎНІК (рус. Ангел Хранитель). Реверс: стилизованное изображение ангела, обнимающего младенца
2.5. Православные храмы
Изображения православных храмов присутствуют на монетах нескольких серий.
В 2010 г. в серии «Православные храмы» были отчеканены серебряные монеты: Свято-Успенский собор (в Московском кремле), Свято-Петро-Павловский собор (в С.-Петербурге), Свято-Александро-Невский собор (в Париже), Свято-Николаевский собор (в Могилеве). На аверсе всех монет – одинаковое рельефное изображение колокола.
20 руб., Беларусь, серебро, 2010 г. Серия монет: «Православные храмы»
В разные годы в серии «Памятники архитектуры Беларуси» наряду с замками (Мирский, Несвиж и др.) и католическими костелами чеканились монеты (серебряные и медно-никелевые) с изображениями православных церквей и соборов: Борисоглебская церковь (XII в., г. Гродно) (1999 г.), Церковь-крепость Сынковичи (церковь св. Архангела Михаила, ХV–ХVI вв., д. Сынковичи, Гродненская обл.) (2000 г.), Софийский собор в Полоцке (ХI, ХVIII вв.) (2018 г.), Спасо-Преображенская церковь (XII в., г. Полоцк, Витебская обл.) (2003 г.). На аверсе всех монет – государственный герб Беларуси.
20 руб., Беларусь, серебро. Серия монет «Памятники архитектуры Беларуси», 1999–2018 гг.
В монетных сериях «Архитектурное наследие Беларуси» разных годов выпуска (2018–2023 гг.) есть также немало изображений православных храмов (поровну с костелами). Эти монеты из недрагоценных металлов номиналом 2 руб. выходили большими тиражами (25 тыс. шт.) в простом дизайне. Некоторые монеты повторяли содержание монет вышеописанных серий: Никольская церковь в г. Могилев (2018 г.), Софийский собор в г. Полоцке (2018 г.), Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке (2019 г.), Петропавловский собор в г. Гомеле (2019 г.), церковь Рождества Богородицы в д. Мурованка Гродненской области (2019 г.), Борисоглебскпя церковь в г. Гродно (2020 г.), церковь Михаила Архангела в д. Сынковичи (2021 г.), Спасо-Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области (2021 г.).
2 руб., Беларусь, сталь, покрытая медью и никелем. Серия «Архитектурное наследие Беларуси» (слева направо): Петропавловский собор и церковь Рождества Богородицы в д. Мурованка (2019 г.), Спасо-Преображенская церковь в г. Чечерске (2021 г.)
В 2023 г. вышли следующие монеты: церковь Успения Пресвятой Богородицы в д. Сарья Витебской области (сер. XIX в., первоначально костел в неоготическом стиле) и Спасо-Преображенская церковь в г. Заславле (под Минском; построен во 2-й пол. XVI в. как кальвинистский «збор», вероятно, на месте православной церкви, с 1628 г. – костел Архангела Михаила; с 1833 г. – униатская Спасо-Преображенская церковь; с 1839 г. – православный собор)[23]. Аверсы монет серий всех годов выпуска одинаковые – герб Беларуси.
2 руб., Беларусь, сталь, покрытая медью и никелем. Серия «Архитектурное наследие Беларуси» (слева направо): церковь Успения Пресвятой Богородицы в д. Сарья, Спасо-Преображенская церковь в г. Заславле; аверс всех монет серии
В серии «Города Беларуси» за период 1998–2006 гг. вышло семь монет (20 руб. – серебряная, 1 руб. – медно-никелевая), из которых христианская символика наиболее заметна на двух. Это «Минск» (1999 г.) и «Витебск» (2000 г.).
На реверсе первой монеты – изображение реконструкции ворот Минского замка XII в., кафедрального костела и башни[24]. Вверху справа – герб города, на котором изображено «Вознесение Девы Марии»: Богородица стоит на облаке, по сторонам от нее – коленопреклоненные ангелы, у главы – херувимы. На реверсе второй монеты – рельефное изображение герба г. Витебск; Благовещенской церкви и Ратуши[25].
20 руб., Беларусь, серебро. Серия монет «Города Беларуси» (слева направо): Минск (1999 г.), Витебск (2000 г.) (реверсы); аверс монет – герб Беларуси
В серии «История и культура Беларуси» вышли юбилейные монеты (20 руб. – серебряная, 1 руб. – медно-никелевая) с христианскими элементами в оформлении: «Волковыск. 1000 лет» (2005 г.)[26] и «Минск. 950 лет» (2017 г.)[27].
На реверсе первой монеты – изображение герба города Волковыска и городских построек под ним (включая храмы). На аверсе второй монеты в центре – панорама Верхнего города Минска с храмами и герб города Минска с Девой Марией. На реверсе – изображение миниатюры «Битва на Немиге»[28], под ним – исторические названия города: МЪНЬСКЪ, МЕНЕСК, МЕНСК, внизу надпись: МІНСК. 950 ГАДОЎ.
20 руб., Беларусь, серебро. Серия монет: «История и культура Беларуси». Слева направо: «Волковыск. 1000 лет» (реверс); «Минск. 950 лет» (аверс) и реверс
В серии «Укрепление и оборона государства» в 2005 г. вышли монеты (20 руб. – серебряная, 1 руб. – медно-никелевая) в память князя Всеслава Полоцкого (1044–1101 гг.), упоминаемого, в частности, в поэме «Слово о полку Игореве». На их аверсе изображена реконструкция Софийского собора, построенного во времена правления этого князя.
20 руб., Беларусь, серебро. Монета «Всеслав Полоцкий». Аверс: Софийский собор, реверс – князь Всеслав
***
Этим собственно православная тематика на белорусских монетах исчерпывается.
Серия монет «Праздники и обряды белорусов» («Святы і абрады беларусаў») (20 руб. – серебряные, 1 руб. – медно-никелевые)[29] посвящена изначально православным праздникам – Святки (Каляды) (2004 г.), Пасха (Вялікдзень) (2005 г.), Троица (Сёмуха) (2006 г.), Спасы (2009 г.) (медовый, яблоневый и хлебный «Спасы», т.е. Происхождение Честных Древ Креста Господня, Преображение Господне, праздник Нерукотворного Спаса) и др. Однако вся серия оформлена исключительно в фольклорном стиле, практически без намеков на христианский характер праздников.
Добавим, что в серии «Семейные традиции славян» (в тех же номиналах и материалах) вышли монеты «Крестины» («Хрэсьбiны»), на реверсе которых изображен ребенок с нательным крестиком на рубашке над крещальной купелью; над ним фигуры двух ангелов и голубя[30].
20 руб., Беларусь, серебро. Монета «Крестины» («Хрэсьбiны»)
3. Памятные и юбилейные монеты. Католицизм
Судя по памятным и юбилейным монетам, римо-католицизм занимает в жизни Беларуси не менее важное место, чем Православие.
Судя по памятным и юбилейным монетам, римо-католицизм занимает в жизни Беларуси не менее важное место, чем Православие
Так, в 1999 г. в честь 2000-летия христианства вышли раздельные монеты для православной и католической конфессий. На реверсе последних (20 руб. – серебряные, 1 руб. – медно-никелевые) помещены: «слева – рельефное изображение символа юбилея католической церкви; справа – рельефное изображение 3-х костелов: (сверху вниз) Пинского, Гродненского и Минского». В описании монеты сказано:
«Главными святынями… являются Минская архикафедра, Гродненская и Пинская кафедры. Кафедральный костел в Минске… был построен на главной площади средневекового Минска. Пинская кафедра была основана в 1396 г. Гродненская кафедра была построена иезуитами в 1678 г. в центре Гродно»[31].
20 руб., Беларусь, серебро, 1999 г. «2000 лет христианства (для католической конфессии)»
В 2021 г. в серии «Религиозные конфессии Беларуси» вышли монеты, посвященные только двум религиям: «Иудаизм. Воложинская иешива» и «Католицизм» (10 руб. – серебряные, 1 руб. – медно-никелевые). На последней изображены Святые Дары и католическая семинария.
10 руб., Беларусь, серебро. «Католицизм». Аверс: изображение Святых Даров (гостия в Чаше), хлеба и кисти винограда. Реверс: изображение Межепархиальной высшей духовной семинарии в Гродно
В 2013 г. вышли серебряные и медно-никелевые памятные монеты «400 лет пребывания чудотворного образа Матери Божьей в Будславе»[32].
10 руб., Беларусь, 2013 г., серебро. «400 гадоў прабывання цудатворнага абраза Маці Божай у Будславе». На аверсе: изображение Будславского костела. На реверсе: зображение иконы, обрамленное лентой с надписью: «МАЦІ БОЖАЯ БУДСЛАЎСКАЯ»
***
В серии «Памятники архитектуры Беларуси» выходили монеты с изображениями католических храмов: Фарного костела (ХVI–XVII вв.) в г. Несвиже, костела Иоанна Крестителя (ХVII–XVIII вв.) в д. Камаи (Витебская обл.), Троицкого костела в д. Чернавчицы (ХVI в.) (Брестская обл.).
20 руб., Беларусь, серебро. Серия «Памятники архитектуры Беларуси» (костелы): «Фарный костел. Несвиж» (2005 г.), «Костел Иоанна Крестителя» (2014 г.), «Троицкий костел с колокольней. Чернавчицы» (2017 г.).
В серии «Архитектурное наследие Беларуси» в разные годы (2020, 2021, 2023 гг.) большими тиражами (25 тыс. шт.) выходили монеты из недрагоценных металлов с изображениями католических храмов.
В 2020 г. – костел бернардинцев в аг. Будслав (Минская обл.) и костел Иоанна Крестителя в аг. Камаи (Витебская обл.)[33].
2 руб., Беларусь, 2020 г., сталь, покрытая медью и никелем. Серия «Архитектурное наследие Беларуси» (слева направо): костел бернардинцев в аг. Будслав, костел Иоанна Крестителя в аг. Камаи (реверсы монет), аверс всех монет серии
В 2021 г. в той же серии выли еще две монеты с изображениями костелов в Могилеве и Несвиже[34].
2 руб., Беларусь, 2021 г., сталь, покрытая медью и никелем. Серия «Архитектурное наследие Беларуси» (слева направо): костел св. Станислава в г. Могилеве, костел Божьего Тела в г. Несвиж (реверсы монет), аверс монет серии
В 2023 г. серия была продолжена выпуском монет с изображениями костелов в г.п. Чернавчицы и г. Мстиславле[35].
2 руб., Беларусь, 2023 г., сталь, покрытая медью и никелем. Серия «Архитектурное наследие Беларуси» (слева направо): Троицкий костел в г.п. Чернавчицы (Брестская обл.), костел Успения Божьей Матери в г. Мстиславль (Могилевская обл.)
В заключение скажем еще о монете, вышедшей в 2010 г. в серии «Свет скульптуры» («Мир скульптуры»), которая называется «Экстаз святой Терезы»[36].
20 руб., Беларусь, 2010 г., серебро. На аверсе – изображение скульптора Л. Бернини. На реверсе – рельефное изображение его скульптуры «Экстаз святой Терезы»
На аверсе монеты помещен портрет итальянского скульптора Джованни Лоренцо Бернини, воплотившего в мраморе мистическое видение святой Терезы Авильской. В своем сочинении «Книга жизни» (Libro de la vida, 1562–1565) Тереза описала видение Иисуса Христа и херувима, пронзившего ее сердце огненным копьем, отчего она испытала «сладостную муку» любви к Богу. Скульптура Л. Бернини и монета с ее изображением являются характерным примером католической духовности, столь контрастирующей с православной своей чувственностью и экзальтированностью.
4. Памятная монета «Иудаизм. Воложинская иешива»
В 2010 г. в серии «Религиозные конфессии Беларуси» вышли монеты (10 руб. – серебряные, 1 руб. – медно-никелевые), посвященные иудаизму[37].
10 руб., Беларусь, 2010 г., серебро. На аверсе: в центре – композиция, изображающая семисвечник. На реверсе: изображение здания Воложинской иешивы (1806 г.); по кругу надписи: вверху – ІУДАІЗМ, внизу – ВАЛОЖЫНСКАЯ ІЕШЫВА
5. Выводы по Беларуси
Проделанный обзор позволяет констатировать следующее.
На денежных знаках Республики Беларусь используются элементы христианской символики, иконы и изображения священного
- На денежных знаках Республики Беларусь используются элементы христианской символики, иконы и изображения священного.
- На монетах регулярного обращения священные изображения отсутствуют. Только на банкноте номиналом 10 рублей (из всех находящихся в обращении) помещено изображение православного храма и креста.
- В Беларуси выпущены две юбилейные монеты: «2000 лет христианства (для православной конфессии)» (1999 г.) и «1025-летие Крещения Руси» (2013 г.). При этом официальной датой начала распространения христианства на белорусских землях считается 992 г., когда была учреждена первая епископская кафедра в Полоцке. Поэтому 1000-летие Православия в Беларуси отмечалось в 1992 г. Иконографически на эту дату указывает изображение памятного креста, установленного в г. Заславле, на аверсе монет серии «Православные чудотворные иконы».
- Сакральная христианская тематика представлена на памятных монетах серий «Православные чудотворные иконы», «История и культура Беларуси», «Православные святые», «Житие святых Православной Церкви», «Беларусь и мировое сообщество», «Православные храмы», «Памятники архитектуры Беларуси», «Архитектурное наследие Беларуси» и др.
- Отсутствуют монеты с изображением Господа Иисуса Христа.
- Среди монет, тематически посвященных Божией Матери, особо выделяется серия «Православные чудотворные иконы»: местные – «Минская», «Жировицкая», «Барколабовская», «Белыничская», а также общерусские – «Владимирская», «Смоленская», «Казанская», «Иверская» и «Знамение».
- Изображения Богородицы встречаются на монетах, посвященных юбилеям ее икон («550 лет обретения чудотворной Жировичской иконы», «400 лет пребывания чудотворного образа Матери Божьей в Будславе») и как малоразмерный элемент оформления поля монет «Минск», «Минск. 950 лет» (на гербе города), а также житийных монет.
- Образы великих святых и известных русских подвижников запечатлены на монетах серий «Житие святых Православной Церкви» (2013, 2014 гг.), а также «Православные святые» (2008 и 2013 гг.): прп. Ефросиния Полоцкая, прп. Серафим Саровский, прп. Сергий Радонежский, свт. Николай Чудотворец, вмч. Пантелеимон.
- Среди образов святых на белорусских памятных монетах особое место занимает прп. Ефросиния Полоцкая и связанная с ней реликвия – Крест. Им посвящены памятные монеты в серии «История и культура Беларуси»: «Ефросиния Полоцкая. 900 лет» (2001 г.), «Крест Ефросинии Полоцкой» (2007 г.).
- Памяти св. равноап. кн. Владимира посвящена только одна монета – «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015 г.). Его образ нигде более на памятных монетах не встречается.
- Православные храмы запечатлены в монетных сериях «Памятники архитектуры Беларуси» (1999–2003 гг.), «Архитектурное наследие Беларуси» (2018–2023 гг.), «Города Беларуси» (1999, 2000 гг.).
- В выпусках памятных монет заметное место занимает римо-католическая тематика: изображения чтимой иконы Богородицы в Будславе, скульптуры св. Терезы, костелов, семинарии и др. Одна памятная монета посвящена иудаизму (2010 г.)