Христианские образы на денежных знаках: pro et contra

Часть 4. Христианская символика на монетах Древней Руси и дореволюционной России

Часть 1. Общественная дискуссия в России

Часть 2. Монеты Византии

Часть 3. Сакральность христианского императора в нумизматике

Рис. 1. Византия. Номисма стамена. Правление Никифора II, 963–969 гг. Золото Рис. 1. Византия. Номисма стамена. Правление Никифора II, 963–969 гг. Золото     

В нашем Отечестве никакой развитой системы сакральной христианской нумизматики не сложилось

Сразу скажем, что в отличие от Византии в нашем Отечестве никакой развитой системы сакральной христианской нумизматики не сложилось. Для того, чтобы разобраться, как же все же Церковь должна относиться к использованию дорогих для нее образов на денежных знаках, давайте вглядимся в историю отечественной монетной системы.

1. Монеты Древней Руси (династия Рюриковичей)

На Руси сакральные христианские образы не имели широкого распространения в нумизматике. Но они изначально довольно широко присутствовали на иностранных монетах из христианских стран.

1.1. Иностранные монеты в домонгольской Руси

Вместе с возникновением первых древнерусских поселений в конце VIII – начале IX века на их территориях появились иностранные монеты. Тесные связи с Византийской империей способствовали знакомству населения Руси с ее золотыми (солидами), серебряными (милиарисиями) и медными (фоллисами) монетами. Со 2-й половины Х века начали поступать серебряные денарии из стран Западной Европы.

Византийские монеты очень широко использовались на Руси в VI–XI веках, уступая поначалу только арабским дирхемам. Крупные серебряные и золотые монеты стали прообразом для чеканки собственных в X–XI веках.

  

Западноевропейские монеты из священных изображений имели в основном только крест.

Рис. 2. Франция. Денарий. Генрих I (зять Ярослава Мудрого, муж княгини Анны Ярославны). Серебро, 1031–1060 гг. Рис. 2. Франция. Денарий. Генрих I (зять Ярослава Мудрого, муж княгини Анны Ярославны). Серебро, 1031–1060 гг.     

На восточных монетах (куфических дирхамах), которые чеканились разными мусульманскими династиями в VII–ХI веках и завозились мусульманскими купцами с Ближнего Востока и из Средней Азии и их торговыми партнерами и посредниками из Хазарского каганата, а с Х в. – и из Волжской Булгарии, христианских символов и образов, конечно, не было, но представление о них иметь полезно.

Рис. 3. Хазария. Дирхемы. Монетный двор - Ард ал-хазар. Серебро. IX в. Рис. 3. Хазария. Дирхемы. Монетный двор - Ард ал-хазар. Серебро. IX в.     

Рис. 4. Дирхемы Золотой Орды. Монетный двор – Бухара. Золото. 1206–1227 гг. Рис. 4. Дирхемы Золотой Орды. Монетный двор – Бухара. Золото. 1206–1227 гг.     

1.2. Первые русские монеты. Домонгольская Русь

В домонгольский период с конца X века христианские символы стали изображаться на первых монетах собственной русской чеканки.

В домонгольский период с конца X века христианские символы стали изображаться на первых монетах собственной русской чеканки

После Крещения Руси святой великий князь Владимир стал чеканить златники и сребреники в подражание византийским монетам. На аверсе (лицевой стороне) монет первого выпуска был изображен князь с легендой (поясняющей надписью): «Владимир на столе» (т.е. на престоле), или «Владимир, а се его злато», или «Владимир, а се его сребро». Над его левым плечом был помещался княжеский родовой знак в виде трезубца. На реверсе (оборотной стороне) монет располагалось изображение Христа Пантократора. Златник князя Владимира с образом князя и Христа Вседержителя (рис. 5) чеканился по подобию солида Василия II (958–1025) (рис. 6).

Рис. 5. Златник Владимира I. 988 г. Аверс (справа): Христос (погрудно) с Евангелием в левой руке и с благословляющей правой рукой. Надпись: ІСУСЪ ХРИСТОСЪ. Реверс: погрудный портрет кн. Владимира, внизу схематично изображены согнутые ноги (т.е. князь сидит «на столе» – престоле). В правой руке крест. Над левым плечом трезубец. Надпись: ВЛАДИМИРѢ НА СТОЛѢ. Варианты легенды: ВЛАДИМИРѢ А СЕ ЕГО ЗЛАТО Рис. 5. Златник Владимира I. 988 г. Аверс (справа): Христос (погрудно) с Евангелием в левой руке и с благословляющей правой рукой. Надпись: ІСУСЪ ХРИСТОСЪ. Реверс: погрудный портрет кн. Владимира, внизу схематично изображены согнутые ноги (т.е. князь сидит «на столе» – престоле). В правой руке крест. Над левым плечом трезубец. Надпись: ВЛАДИМИРѢ НА СТОЛѢ. Варианты легенды: ВЛАДИМИРѢ А СЕ ЕГО ЗЛАТО     

Рис. 6. Прототип «русского златника»: византийские солиды императоров Василия II (958–1025) и его соправителя Константина VIII (960–1028) Рис. 6. Прототип «русского златника»: византийские солиды императоров Василия II (958–1025) и его соправителя Константина VIII (960–1028)     

«В подражание византийским солидам, – пишет М.Н. Бутырский, – древнерусские князья Владимир, Святополк, Ярослав начали чеканить собственную монету в X–XI вв. – златники и сребреники. Первые русские золотые монеты копировали… солиды, украшенные традиционным для того времени образом Христа Пантократора, внося посильный вклад в христианское просвещение Руси»1.

Исследователи полагают, что чеканка князем Владимиром собственной монеты была вызвана не экономическими причинами (торговля Руси обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой), а политическими. Этим объявлялось, что Русь стала христианской державой, вошла в круг таких же европейских государств, а главное – суверенна, как и Византия.

В дальнейшем выпуск златников прекратился, а чеканка сребреников продолжилась. Однако икона Христа исчезает, а появляется трезубец с сохранением прежней легенды и портрета князя со священным нимбом вокруг головы и с крестом в правой руке (рис. 7, 8).

Рис. 7. Сребреник II тип. Нач. XI в. Князь Владимир Святославич, Киев Рис. 7. Сребреник II тип. Нач. XI в. Князь Владимир Святославич, Киев     

Рис. 8. Древнерусское государство. Кон. X – нач. XI в. Сребреник Владимира Святославича (980–1015 гг.). Аверс (кн. Владимир) и реверс (трезубец). Прорись Рис. 8. Древнерусское государство. Кон. X – нач. XI в. Сребреник Владимира Святославича (980–1015 гг.). Аверс (кн. Владимир) и реверс (трезубец). Прорись     

Из этого Н.А. Соболева делает вывод, что окружение князя не устраивала сакрализация его власти с помощью «нового» образа Христа, и потребовалось восстановление «старого», привычного – трезубца, в качестве «сакрального, магического символа» – реликта древних индоевропейских верований2.

Сребреник Ярослава Мудрого отличался тем, что на аверсе вместо портрета князя было изображение святого Георгия (христианского покровителя князя), а на реверсе – трезубец. Уникальным для европейских монет XI века было и мастерское исполнения штемпеля монеты (рис. 9, 10).

Рис. 9. Сребреник. Князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий). Новгород. 1014 г. Аверс: Св. Георгий с нимбом вокруг головы, в правой руке копье, в левой – щит. Надпись на греч.: «Св. Георгий». Реверс: княжеский знак в виде трезубца. Надпись: «ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО» Рис. 9. Сребреник. Князь Ярослав Мудрый (в крещении Георгий). Новгород. 1014 г. Аверс: Св. Георгий с нимбом вокруг головы, в правой руке копье, в левой – щит. Надпись на греч.: «Св. Георгий». Реверс: княжеский знак в виде трезубца. Надпись: «ЯРОСЛАВЛЕ СРЕБРО»     

Рис. 10. Древняя Русь. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого (1019–1954 гг.) Лицевая (Св. Георгий) и оборотная (трезубец) стороны. Прорись Рис. 10. Древняя Русь. Начало XI в. Сребреник Ярослава Владимировича Мудрого (1019–1954 гг.) Лицевая (Св. Георгий) и оборотная (трезубец) стороны. Прорись     

Редкими являются монеты тмутараканского князя Олега Святославича (в крещении Михаила) (рис. 11). Их тип особый. На аверсе – погрудный образ архангела Михаила, на реверсе (грекоязычная или русская) надпись: «Господи, помози рабу Твоему Михаилу», что отсылает к инвокативным легендам византийских монет периода их максимального иконоподобия X–XI вв.

Рис. 11. «Сребреник» князя Олега-Михаила (1083–1094). Образ архангела Михаила подписной (M-XA) (Источник: Бутырский М.Н. Новый тип «сребреника» князя Олега-Михаила Тмутараканского // Материалы научной конференцции. IХ Международный нумизматический симпозиум «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка». Черноморское, 4–8 сентября 2022 г. С. 51–54). Рис. 11. «Сребреник» князя Олега-Михаила (1083–1094). Образ архангела Михаила подписной (M-XA) (Источник: Бутырский М.Н. Новый тип «сребреника» князя Олега-Михаила Тмутараканского // Материалы научной конференцции. IХ Международный нумизматический симпозиум «ПриPONTийский меняла: деньги местного рынка». Черноморское, 4–8 сентября 2022 г. С. 51–54).     

Сребреники собственной чеканки выпускались на Руси в небольшом количестве и недолго, и потому не имели влияния на денежное обращение:

«Очевидно, что количество древнерусских монет, даже с учетом новых сведений, измеряется сотнями экземпляров, тогда как восточных дирхемов и западноевропейских денариев – сотнями тысяч»3.

1.3. Безмонетный период XII – нач. XIV вв.

Хождение куфических дирхамов на Руси прекратилось уже в XI веке, а в следующем XII веке началось постепенное сокращение притока западноевропейских и византийских монет и их имитаций. Собственная чеканка монет Владимира Святославича и его сыновей, Святополка и Ярослава Мудрого была немногочисленной и не получила продолжения. В результате с XII века широкое хождение монет прекратилось, и в XII – начале XIV века на Руси установился безмонетный период, когда для проведения крупных торговых сделок, покупок, выплаты дани, совершения вкладов в церкви и монастыри в качестве денег использовались слитки серебра весом до 200 граммов. В XII–XIII веках они именовались гривнами серебра (рис. 12, 13), а с XIV века – рублями, а их половинки – полтинами4.

Рис. 12. Киевская (южная) гривна северного веса. Серебро. XI–XIII вв. Масса: ок. 200 г Рис. 12. Киевская (южная) гривна северного веса. Серебро. XI–XIII вв. Масса: ок. 200 г     

Рис. 13. Новгородская горбатая гривна (рубль). Кон. XIII – сер. XV вв. Серебро. Масса: ок. 200 г Рис. 13. Новгородская горбатая гривна (рубль). Кон. XIII – сер. XV вв. Серебро. Масса: ок. 200 г     

1.4. Возобновление чеканки монеты в русских княжествах в XIV–XV вв.

Во время Ордынского ига, примерно с середины XIV века, в восточной части центральной Руси имело место ограниченное обращение монет Золотой Орды, так называемых джучидских монет (татарских дирхемов).

В конце XIV и начале XV века татарский дирхем встречается с первыми русскими монетами. Крайним западом и юго-западом кладов джучидских серебряных монет этого периода являются Курщина, север Украины, Подесенье и Поднепровье. Татарские монеты тут иногда соседствуют с пражскими грошами, приходившими с Запада.

В отличие от татарских денег на русских монетах сразу же появились самые разные изображения

В XIV веке в русских княжествах возобновилась чеканка собственной монеты. В отличие от татарских денег на русских монетах сразу же появились самые разные изображения. Как пишет И.Г. Спасский:

«Реже всего можно встретить на монетах XIV–XV вв. изображения религиозного содержания, тогда как круг сюжетов мифологических и бытовых очень богат».

Из библейских персонажей – Самсон со львом, мифические языческие существа – Китоврас (кентавр), Сирин, драконы, химеры. Встречаются также изображения всадников, животных, сцены охоты (с соколом, с собакой, с луком, рогатиной), изображения чеканщика монет за работой, дровосека и т.п. (рис. 14, 15).

«Особенно поражают воображение некоторые тверские монеты, – продолжает И.Г. Спасский, – на них вполне отчетливо изображены какие-то двуногие существа с хвостами и рогами, вполне в духе народных представлений о чертях»5.

Рис. 14. Великое княжество Тверское. Денга. Князь Василий Михайлович (1373–1382). Аверс – всадник на коне Рис. 14. Великое княжество Тверское. Денга. Князь Василий Михайлович (1373–1382). Аверс – всадник на коне     

Рис. 15. Удельное Можайское княжество. Денга, серебро. Князь Андрей Дмитриевич (1393–1403). Аверс – воин с саблей в левой руке, реверс – четвероногое животное вправо, хвост пропущен между задними ногами, заканчивается трилистником Рис. 15. Удельное Можайское княжество. Денга, серебро. Князь Андрей Дмитриевич (1393–1403). Аверс – воин с саблей в левой руке, реверс – четвероногое животное вправо, хвост пропущен между задними ногами, заканчивается трилистником     

В дореволюционном издании каталога А.В. Орешникова найти «черта» нам не удалось, но там можно встретить подробное описание других безымянных экзотических животных. Например, на монетах Тверского княжества изображены «крылатый дракон с рыбьим хвостом»6, «четвероногое существо (химера?)… с человеческою головой, обращенною лицом вверх и с хвостом, оканчивающимся змеиною головою»7, «двуногий крылатый дракон»8 (рис. 16), «кентавр с приподнятыми руками»9 (рис. 17).

Рис. 16. Великое княжество Тверское. Михаил Борисович (1461–1486 гг.) Денга «дракон». Аверс – двуногий крылатый дракон вправо с хвостом, закрученным кольцом, круговая надпись; реверс – четырехстрочная надпись МХА/ ДЕNНГА/ ТВЕРИ/СКАЯ (обозначено место чеканки). Серебро Рис. 16. Великое княжество Тверское. Михаил Борисович (1461–1486 гг.) Денга «дракон». Аверс – двуногий крылатый дракон вправо с хвостом, закрученным кольцом, круговая надпись; реверс – четырехстрочная надпись МХА/ ДЕNНГА/ ТВЕРИ/СКАЯ (обозначено место чеканки). Серебро     

Рис. 17. Великое княжество Тверское. Михаил Борисович (1461–1486 гг.). Денга «кентавр». Аверс – кентавр с поднятыми руками, реверс – четырехстрочная надпись с именем Михаила. Серебро Рис. 17. Великое княжество Тверское. Михаил Борисович (1461–1486 гг.). Денга «кентавр». Аверс – кентавр с поднятыми руками, реверс – четырехстрочная надпись с именем Михаила. Серебро     

Таким же образом дела обстояли и в других княжествах. Например, на монете удельного Ростовского княжества: на аверсе «поясное изображение человека с топором и мечом в руках», на реверсе «четвероногое животное с широко раскрытым ртом и с высунутым раздвоенным языком, на лапах по несколько пальцев; длинный хвост, проходя между задними ногами, возвышается над спиною, конец его имеет форму трилистника справа, вверху, украшение в виде завитка; изображение в четырехугольной рамке среди линейного круга…»10 (рис. 18).

Рис. 18. Удельное Ростовское княжество. Князь Александр. Аверс – поясное изображение человека с топором и мечом в руках, реверс – четвероногое животное Рис. 18. Удельное Ростовское княжество. Князь Александр. Аверс – поясное изображение человека с топором и мечом в руках, реверс – четвероногое животное     

По замечанию И.Г. Спасского, в раннем периоде собственной чеканки заметное развитие получили «изображения хищных животных; редкостью было чисто орнаментальное решение композиции. Совершенно не получила отражения на русских монетах архитектура».

Столь вольное и нередко «экзотическое» оформление монетного поля И.Г. Спасский объясняет тем, что чеканка монет отдавалась князем откупщикам:

«…Откуп иногда предоставлял значительную свободу денежникам в решении композиции монеты. По мере централизации монетного дела контроль над ним со стороны московских князей ограничивал круг допустимых сюжетов»11.

1.5. Монеты Пскова и Новгорода (до присоединения к Московскому княжеству)

Монеты этих северных русских городов отличаются «редкостной верностью однажды принятому типу изображения и его религиозной окрашенностью»12.

Монеты Пскова с образом св. кн. Довмонта были исключением из сложившегося в русских княжествах правила отсутствия христианских образов на монетах

Действительно, монеты Пскова (денги и четвертцы) с образом небесного патрона города святого князя Довмонта (Тимофея) (†20.05.1299) были исключением из сложившегося в русских княжествах правила отсутствия христианских образов на монетах этого периода. Но исключением, строго говоря, условным, поскольку князь изображался без нимба и надписания имени (рис. 19). Князь почитался как местный святой – защитник православной Руси от «поганых немец» с начала XIV века (не позднее 2-й четверти), а свою монету Псков чеканил с 1425 до 1510 года (до присоединения к Московскому княжеству)13. Поэтому для псковичей это, конечно, был образ святого, хотя и в непривычной для многих иконографии.

 Рис. 19. Псков. Денга. Серебро. 1460–1510 гг. Фото монеты (слева) и ее прорись (справа). Аверс – погрудное изображение псковского князя Довмонта (XIII в.) с мечом в правой руке и короне, справа от него повернутая почти на 90 градусов буква «Д» (или «А»). Реверс – в центре изображение барса, идущего вправо, перед ним буква «Л», по окружности надпись: «деньга псковская». Рис. 19. Псков. Денга. Серебро. 1460–1510 гг. Фото монеты (слева) и ее прорись (справа). Аверс – погрудное изображение псковского князя Довмонта (XIII в.) с мечом в правой руке и короне, справа от него повернутая почти на 90 градусов буква «Д» (или «А»). Реверс – в центре изображение барса, идущего вправо, перед ним буква «Л», по окружности надпись: «деньга псковская».     

На новгородских монетах изображалась сцена, вызывавшая много споров. И.Г. Спасский склонен считать, что два изображенных на монетном поле человека, представляют

«…поклонение Новгорода святой Софии, божеству главного новгородского храма – подобно тому, как на монетах другой республики, далекой заморской Венеции, веками изображался ее патрон – святой Марк, вручающий дожу эмблемы власти»14.

Отметим, что софийные храмы в Византии и на Руси (в Киеве, Новгороде, Полоцке) посвящались Премудрости Божией, понимаемой как Вторая Ипостась Св. Троицы – Сын Божий, Иисус Христос15. В таком случае поклонение совершается Спасителю (рис. 20).

Рис. 20. Великий Новгород. Деньга. 1447–1470 гг. Серебро. Фото монеты (слева) и прорись аверса (справа). Аверс – два человека: один слева стоит с мечом или скипетром в руке, на нем одежда ниже колен (возможно князь); человек справа без одежды, повернут к левому, в руках держит предмет (вероятно, мешок зерна). Возможно, изображена сцена выплаты дани. Реверс – надпись в несколько строк «Великого Новгорода» Рис. 20. Великий Новгород. Деньга. 1447–1470 гг. Серебро. Фото монеты (слева) и прорись аверса (справа). Аверс – два человека: один слева стоит с мечом или скипетром в руке, на нем одежда ниже колен (возможно князь); человек справа без одежды, повернут к левому, в руках держит предмет (вероятно, мешок зерна). Возможно, изображена сцена выплаты дани. Реверс – надпись в несколько строк «Великого Новгорода»     

Однако дореволюционные исследователи таких «религиозных версий» не выдвигали. А.В. Орешников пишет:

«Тип новгородок… представлявший две фигуры: одну с атрибутами власти, другую в просительной позе, – толковался разнообразно… одни считали фигуру с атрибутами власти за новгородского князя, a стоящую – за символическую фигуру Новгорода; другие в первой видели великого князя Московского, а в “просителе” – изображение Новгорода и т.д.»

Поскольку известна печать XV века с похожим сюжетом, на которой вокруг властной фигуры имеется надпись «велики Новгород», то А.В. Орешников допускает возможность «видеть в человеке с атрибутами власти не князей московского или новгородского, а символическое изображение самого Великого Новгорода, а в нагом человеке… новгородца»16. В таком случае новгородцы поклоняются своему городу, т.е. сами себе.

Справедливости ради надо сказать, что спустя двадцать лет И.Г. Спасский изменил свой взгляд:

«Наиболее популярно мнение А.В. Арциховского – поклонение св. Софии; его долго придерживался и автор этих строк», – пишет он в 1982 году.17

В новом подходе И.Г. Спасский исходит из того, что как подвиги Довмонта для Пскова, так «для Новгорода в его историческом прошлом наиболее значительно житие Александра Невского и его кульминация» – победа на Чудском озере и пленение немецких рыцарей. В таком случае «горделивая фигура со скипетром и в венце могла бы представлять победителя, униженно согбенная и нагая – просящего о пощаде противника». Дополнительный аргумент ученого заключается в том, что с утратой Новгородом независимости чеканка монет с этим образом продолжалась еще два-три года (образ не был «одиозным для московских властей»), тогда как надпись «Великого Новгорода» была убрана сразу, так как монета чеканилась уже от имени великого князя Московского18.

В таком случае на новгородской монете изображен святой благоверный князь Александр Невский, который, как и Довмонт на псковской монете, не имеет нимба и надписания имени, т.е. иконографических признаков святости.

1.6. Первые монеты Великого княжества Московского

«Чеканку монеты в Москве начал в 1360-х или 1370-х гг. великий князь Дмитрий Иванович. Серебряные денги, которые он чеканил, относятся к числу редких монет. В более широком масштабе производилась чеканка монет его сына Василия Дмитриевича (1389–1425)», – пишет И.Г. Спасский19.

На первых именных денгах Московского княжества кроме имени Дмитрия Донского находится и татарская надпись

На первых именных денгах Московского княжества кроме имени Дмитрия Донского находится и татарская надпись (рис. 21), которая прочно закрепилась на многих ранних выпусках монет не только в Москве с ее уделами, но и в княжествах, расположенных восточнее. Характерно, что на более поздних денгах Тверского княжества, Новгорода и Пскова все надписи с самого начала были русские20.

Рис. 21. Дмитрий Донской. Денга. Серебро. 1382–1389 гг. Аверс – в центральном круге изображение петуха, над ним четвероногое животное. Вокруг – кольцевая надпись по-русски: «Печать Князя Великого Дмитрия». Реверс – внутри ободка арабская надпись с титулом хана Тохтамыша. На рис. справа – прорись аверса монеты Рис. 21. Дмитрий Донской. Денга. Серебро. 1382–1389 гг. Аверс – в центральном круге изображение петуха, над ним четвероногое животное. Вокруг – кольцевая надпись по-русски: «Печать Князя Великого Дмитрия». Реверс – внутри ободка арабская надпись с титулом хана Тохтамыша. На рис. справа – прорись аверса монеты     

Г.А. Федоров-Давыдов полагает, что татарские читаемые надписи на реверсе монет Московского великого княжения «объясняются не экономической и технической зависимостью русского монетного дела от золотоордынского», а вынужденной демонстрацией политической зависимости от Орды. Нечитаемые подражания таких надписей выражали более низкий ранг княжения по сравнению с Москвой. Сама же московская денежная чеканка развивалась независимо от ордынской21.

И.Г. Спасский считает, что татарские надписи вызывались рыночной конъюнктурой:

«Помещение татарских надписей (зачастую бессмысленных или даже нечитаемых) на ранних русских “двуязычных” монетах в прошлом часто рассматривали как прямой результат даннических отношений. В действительности же здесь сказалось прежде всего активное восстановление в новых условиях прочных связей Руси с рынками Ближнего Востока через Поволжье; восточная торговля определила и выбор самого названия “денга”»22.

Рис. 22. Великое княжество Московское. Василий Темный (1425–1461 гг.) Денга «Сирин». Серебро. Аверс – четвероногое животное с поднятым хвостом влево, круговая надпись КNЯZЬ ВЕЛИКИ ВЯСИЛЕИ, реверс – птица Сирин, ¾ влево Рис. 22. Великое княжество Московское. Василий Темный (1425–1461 гг.) Денга «Сирин». Серебро. Аверс – четвероногое животное с поднятым хвостом влево, круговая надпись КNЯZЬ ВЕЛИКИ ВЯСИЛЕИ, реверс – птица Сирин, ¾ влево     

Нумизматическое наследие внука Дмитрия Донского, Василия Васильевича Темного, гораздо богаче его предшественников (рис. 22, 23). Поразительное разнообразие монетных типов связывают с монетным откупом, т.е. «сдачей права принимать заказы на чеканку государственной монеты из серебра заказчиков, быть может, нескольким откупщикам одновременно, за что те обязывались платить великому князю обусловленную договором годовую плату»23.   

Рис. 23. Великое княжество Московское. Василий Дмитриевич или Василий Темный. Новая денга 1425–1461 гг. Серебро. Аверс – всадник с соколом вправо, точки под конем, круговая надпись с именем Василия, реверс – Самсон, раздирающий пасть льву, круговая надпись с именем Василия. Рис. 23. Великое княжество Московское. Василий Дмитриевич или Василий Темный. Новая денга 1425–1461 гг. Серебро. Аверс – всадник с соколом вправо, точки под конем, круговая надпись с именем Василия, реверс – Самсон, раздирающий пасть льву, круговая надпись с именем Василия.     

Относительно отсутствия христианских образов и символов на русских монетах для нас крайне важно замечание И.Г. Спасского:

Денежное дело Московской Руси последовательно воздерживалось от любой религиозной тематики

«…в противоположность монетной старине Запада и Востока денежное дело Московской Руси последовательно воздерживалось от любой религиозной тематики».

Это объясняется тем, что, возродившись в XIV веке, оно развивалось в условиях иноземного и иноверного владычества, а кроме того

«…ориентировалось на мусульманский рынок приволжских ханств. Русские денги и именовались даже по-татарски, когда возникли как подобие татарских монет. Лишь в середине XV в. они обрели русский тип, окончательно избавившись от “татарщины” в надписях».

По мнению И.Г. Спасского:

«Церковь успела привыкнуть к тому, что деньги чисто “мирское” дело и никаких претензий на использование их “внешности” в своих целях не предъявляла»24.

За редкими исключениями, добавим мы. О чем речь пойдет в следующих разделах.

1.7. Монеты Ивана III и Василия Ивановича

Княжение великого князя Ивана Васильевича III (1462–1505) пришлось на период окончательного крушения ордынского ига. После знаменитого Великого стояния на Угре (1480 г.) Русь и фактически, и формально стала суверенной державой, освободившись от выплаты дани Орде.

Первые монеты Ивана III сохраняли внешнее сходство с монетами его отца, но сюжеты для изображений стали постепенно ограничиваться, предпочтение отдавалось «московскому гербу» – изображению всадника. Вероятно, в Москве мастерская откупщика стала превращаться в постоянный денежный двор великого князя. С 1505 по 1533 год чеканились монеты его сына великого князя Василия III, отца Ивана Грозного25.

Рис. 24. Василий III (1505–1533) – первый русский царь. Денга московская (по номиналу = 1/2 денги новгородской). Серебро. Московская чеканка. Дата выпуска 1505–1533 гг. Аверс: изображение всадника с мечом в руке, скачущего вправо, под конем голова влево. Реверс: славянской вязью надпись «Государь Всея Руси». На рис. справа – прорись аверса монеты Рис. 24. Василий III (1505–1533) – первый русский царь. Денга московская (по номиналу = 1/2 денги новгородской). Серебро. Московская чеканка. Дата выпуска 1505–1533 гг. Аверс: изображение всадника с мечом в руке, скачущего вправо, под конем голова влево. Реверс: славянской вязью надпись «Государь Всея Руси». На рис. справа – прорись аверса монеты     

Для нашей темы Иван III интересен тем, что он первый, кто после многовекового перерыва стал чеканить на русских монетах христианские символы и образы. Это было связано с возобновлением собственной золотой чеканки. Правда, тут не обошлось без курьезов.

Известный советский историк и специалист по нумизматике И.Г. Спасский пишет, что в то время на Русь приходили золотые монеты западноевропейских стран – английские нобли, называемые «корабельниками» (за изображение на них корабля) и угорские, т.е. венгерские дукаты весом около 3,5 г.26 Термин «угорский» стал настолько распространенным, что обозначал вес любой золотой монеты (в частях или кратности – четверть угорского, два угорских и т.п.).

Иван III первым после многовекового перерыва стал чеканить на русских монетах христианские символы и образы

Западные монеты для Руси служили и золотым сырьем, и образцом для повторения/подражания. Как святой Владимир в XI веке чеканил свои златники по образцу византийских монет, так Иван III повторил венгерский дукат. В точности копирования он превзошел своего предка настолько, что русские угорские золотые несли на себе даже герб Венгрии на одной стороне и изображение святого Владислава27 на другой. И.Г. Спасский пишет, что святого Владислава в Москве приняли за изображение государя. «Но русская надпись называет имя и титул великого князя Ивана и его сына – соправителя Ивана Ивановича»28, или Ивана Молодого. Единственный экземпляр этой монеты хранится в Эрмитаже (рис. 25). Сравнение с подлинным венгерским дукатом короля Матьяша I Корвина 1467 года (рис. 26), взятого за образец, показывает их близкое сходство, хотя имеются отличия в деталях (на гербе ворона заменена на «новгородскую» птицу, венгерский лев на «лютого зверя» с новгородских монет и т.п.).

Рис. 25. Золотой «угорский» Ивана III и его сына соправителя Ивана Ивановича Молодого. Аверс: герб венгерского короля с двойным крестом, по кругу легенда – «КНZЯ ВЛIКОГ IВАНА IВАНОВИЧ ВСЕЯ РУС». Реверс: князь с короной на голове и священным нимбом вокруг нее, в правой руке алебарда, в левой – держава; легенда – «КНZЬ ВЕЛIКI IВАН ВАСIЛЬЕ I». Время изготовления монеты по Ю. Денисенко – 1478 г. Прорись легенды на монете Рис. 25. Золотой «угорский» Ивана III и его сына соправителя Ивана Ивановича Молодого. Аверс: герб венгерского короля с двойным крестом, по кругу легенда – «КНZЯ ВЛIКОГ IВАНА IВАНОВИЧ ВСЕЯ РУС». Реверс: князь с короной на голове и священным нимбом вокруг нее, в правой руке алебарда, в левой – держава; легенда – «КНZЬ ВЕЛIКI IВАН ВАСIЛЬЕ I». Время изготовления монеты по Ю. Денисенко – 1478 г. Прорись легенды на монете     

Рис. 26. Золотой дукат. Матьяш I Корвин, Монетный двор Нагибании (Бая-Маре), 1467 г. Аверс – четырехполый герб (в правом верхнем поле – двойной крест), в легенде – титул короля. Реверс – изображение св. Владислава с алебардой в правой руке и державой в левой Рис. 26. Золотой дукат. Матьяш I Корвин, Монетный двор Нагибании (Бая-Маре), 1467 г. Аверс – четырехполый герб (в правом верхнем поле – двойной крест), в легенде – титул короля. Реверс – изображение св. Владислава с алебардой в правой руке и державой в левой     

На аверсе монеты изображен герб венгерского короля с двойным крестом в правом верхнем поле. На реверсе монеты святой Владислав (или великий князь со священным нимбом на русской монете) в правой руке держит алебарду, в левой – державу, увенчанную крестом. Таким образом, хотя и через прямое заимствование, но на русской монете вновь появился христианский символ – крест.

Второй монетой с христианским знаком стал золотой корабельник Ивана III (рис. 27). По мнению Ю. Денисенко, он «изготовлен по образцу английского нобля времен королей Генрихов с применением символики Московского государства (единороги и орлиные головы)»29 (рис. 28). На реверсе монеты-образца и подражания изображен равноконечный крест.

Рис. 27. Корабельник Ивана III. Аверс: поясное изображение царя (князя) в ладье (корабле) с мечом в правой руке и щитом в левой; легенда – «+КАРАБЕЛНIКЬ КНZА ВЕЛIКАГО IВАНА ВАСIЛЬЕВIЧА ВСЕА РУСI I ЕГО». Реверс: четырехконечный крест с четырьмя единорогами между ветвями креста, легенда продолжает текст на аверсе – «СНА ВЕЛIКАГО КНZА IВАНА IВАНОВIЧА ВЕЛI». Прорись легенды на монете Рис. 27. Корабельник Ивана III. Аверс: поясное изображение царя (князя) в ладье (корабле) с мечом в правой руке и щитом в левой; легенда – «+КАРАБЕЛНIКЬ КНZА ВЕЛIКАГО IВАНА ВАСIЛЬЕВIЧА ВСЕА РУСI I ЕГО». Реверс: четырехконечный крест с четырьмя единорогами между ветвями креста, легенда продолжает текст на аверсе – «СНА ВЕЛIКАГО КНZА IВАНА IВАНОВIЧА ВЕЛI». Прорись легенды на монете   

Рис. 28. Нобль Генриха VI. Монетный двор Лондона. Аверс – поясное изображение короля в корабле с мечом в правой руке и щитом в левой. Реверс – крест с четырьмя львами в промежутках между его ветвями (красной выноской отмечена начальная буква имени английского короля, совпадающая с такой же на русской монете) (Источник: Ю. Денисенко) Рис. 28. Нобль Генриха VI. Монетный двор Лондона. Аверс – поясное изображение короля в корабле с мечом в правой руке и щитом в левой. Реверс – крест с четырьмя львами в промежутках между его ветвями (красной выноской отмечена начальная буква имени английского короля, совпадающая с такой же на русской монете) (Источник: Ю. Денисенко)     

На русском корабельнике английских львов заменили единороги, а корончатые окончания ветвей креста дополнены орлиными головами (рис. 29).

«Медальер… добавил в композицию изображения птичьих голов, смотрящих в разные стороны и похожих на орлиные головы московских медных пул (монет. – В.Н.) времен Ивана III. Полагаем, что появление этих голов может свидетельствовать о том, что двуглавый орел к моменту создания корабельника (1482 г. – В.Н.) уже присутствовал среди московской символики», – пишет Ю. Денисенко30.

Рис. 29. Сравнение гербовой композиции русского корабельника (слева) и нобля Генриха VI (справа). Красными выносками показаны идентичность, замена и дополнение изображений (Источник: Ю. Денисенко) Рис. 29. Сравнение гербовой композиции русского корабельника (слева) и нобля Генриха VI (справа). Красными выносками показаны идентичность, замена и дополнение изображений (Источник: Ю. Денисенко)     

После детального сравнительного изучения монет Ю. Денисенко сделал следующие предположения о происхождении единственных дошедших до нас экземпляров описанных золотых монет:

«…“угорский” и корабельник были заказаны в качестве умиротворяющих подарков Ивану III».

Обе монеты изготовлены на новгородском монетном дворе. «Угорский» изготовили летом 1478 года после захвата Новгорода в качестве подношения Ивану III, а корабельник – осенью 1482 года. Причем заказ на «угорский» сделали власти Новгорода, а заказ на корабельник исходил из Москвы, от митрополита Московского Геронтия, находившегося в натянутых отношениях с Иваном III из-за обрядовых споров. Однако в то время золотые монеты такого типа не были единичными экземплярами, о чем говорит факт конфискации в 1482 году на Готланде у любекского купца «12 русских нобелей», которые Ю. Денисенко считает русскими корабельниками31.

И.Г. Спасский также упоминает о документе 1484 года, в котором о московском золотом говорится как о платежном средстве. Однако и сам исследователь, и многие другие вслед за ним полагают, что «выпуск собственной золотой монеты Московского государства при Иване III» имел «декларативный, политический характер».

«После Ивана III золотая чеканка уже не прекращалась в Москве, однако служила она вовсе не для целей обращения. <…> Основным назначением золотых русской чеканки стало служить знаком “государева жалованья” – наградой за ратные подвиги»32.

То есть золотые монеты разного веса («угорские» разной кратности или его частях, «копейки» и др.) выдавались в качестве награды и поощрения служивым людям разного звания за заслуги перед князем и были предшественниками наградных медалей33.

2. Монеты династии Романовых

С воцарением династии Романовых строгости в сюжетах на монетах стало больше, но христианские символы оставались крайне редкими. Так, при Михаиле Федоровиче чеканился «копейный ездец» (рис. 30).

С воцарением династии Романовых строгости в сюжетах на монетах стало больше, но христианские символы оставались крайне редкими

Рис. 30 Михаил Федорович Романов (1613–1645). Фото монеты (слева) и прорись аверса (справа). Копейка московская (МОС/КВА, с отчеством царя). Серебро. 1626–1645 гг. Аверс: всадник с копьем, под ним в две строки обозначен денежный двор – «МОС» и «КВА». Реверс: «ЦРЬIВЕ ЛIКНIКНА МИХАIЛ ФЕДОРОВИЧЬ ВСЕАРУС» («Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руси») Рис. 30 Михаил Федорович Романов (1613–1645). Фото монеты (слева) и прорись аверса (справа). Копейка московская (МОС/КВА, с отчеством царя). Серебро. 1626–1645 гг. Аверс: всадник с копьем, под ним в две строки обозначен денежный двор – «МОС» и «КВА». Реверс: «ЦРЬIВЕ ЛIКНIКНА МИХАIЛ ФЕДОРОВИЧЬ ВСЕАРУС» («Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея Руси»)     

Интересующие нас христианские сюжеты на монетах – это в основном достояние золотых монет. Как пишет И.Г. Спасский:

«С деньгами-монетами золотые роднит только место их изготовления, да и возникли они… как явление чисто идеологического порядка; однако и они были и остались безразличными к религиозной тематике – за исключением единственного случая»34.

Прежде чем перейти к описанию этого необычайно интересного случая, заметим, что противоречие слов И.Г. Спасского изложенным выше примерам золотых корабельников и угорских можно объяснить тем, что известный нумизмат, очевидно, не посчитал малозаметный на монетном поле крест значимым примером религиозного символа, как и изображение «св. Владислава» на русской монете. Действительно, по сравнению с образом Христа на монете все остальное блекнет.

2.1. «Иконная монета» царя Алексея Михайловича

Речь идет о двойном угорском (т.е. весом в два дуката), отчеканенном при царе Алексее Михайловиче (1629–1676 гг., царь с 1645 г.) и сохранившемся в двух экземплярах (в Эрмитаже и Государственном историческом музее (ГИМ)).

И.Г. Спасский отмечает, что эта монета резко выделяется среди строго единообразных «Орловых» золотых Алексея Михайловича (с двуглавыми орлами на обеих сторонах монеты), поскольку представляет собой единственный «парсунный» (т.е. портретный) тип, который «с равным правом можно назвать и “иконным”, поскольку царь представлен на нем в виде святого, с нимбом вокруг головы, а другую сторону кружка занимает образ Христа»35.

Поскольку в сети «гуляют» ошибочные описания (называют золотой и «в два угорских» и «в три угорских») и приводятся изображения неправильной пары аверса/реверса этой монеты (с непременным двуглавым орлом на одной стороне и вариативно с портретом царя или иконой Христа на другой)36, то приводим два фото: черно-белое из публикации главного хранителя Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа И.Г. Спасского (рис. 31) и цветное фото из сети (рис. 32), но в исправленном нами сочетании сторон (Христос и царь)37.

Рис. 31. Золотой в два угорских. Царь Алексей Михайлович (Источник: Спасский И.Г. «Золотые» – воинские награды в допетровской Руси. Табл. III, рис. 4). Рис. 31. Золотой в два угорских. Царь Алексей Михайлович (Источник: Спасский И.Г. «Золотые» – воинские награды в допетровской Руси. Табл. III, рис. 4).     

На одной стороне этой монеты парсуна царя, изображенного до пояса, впрямь с державой и скипетром в руках, окружена надписью (приводим в расшифровке сокращений): «БОЖIЕЮ МИЛОСТIЮ ВЕЛИКIИ ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ И ВЕЛИКI КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ РУСIИ».

«Судя по бороде и усам, его возраст – не менее 21–24 лет (что соответствовало бы 1650–1653 гг.). Держава с большим, несколько странным крестом наверху приподнята в правой руке, в левой – опирающийся на плечо скипетр; замечательно, что увенчанную короной голову царя окружает нимб».

Если в древности нимб выделял из фона лики любых персонажей, то в XVII веке он полагался исключительно святым

И.Г. Спасский замечает, что если в древности нимб выделял из фона лики любых персонажей (что видно на части сребреников Владимира и Святополка Окаянного), то в XVII веке он полагался исключительно святым. Из этого следует, что на нимб царю было получено благословение патриарха Никона38.

На оборотной стороне монеты – образ Иисуса Христа Пантократора, «благословляющего правой рукой и с раскрытым Евангелием в левой; по сторонам головы – обычные сокращения» под титлом, как на иконе (IC ХС, Гдь Вседержитель), и круговая надпись (в расшифровке сокращений): «ПРЕЧИСТОМУ ТИ ОБРАЗУ ПОКЛАНЯЕМСЯ БЛАГIИ ПРОСЯЩЕ ПРОЩЕНИЯ ПРЕГРЕШЕНIЕ»39.

Рис. 32. Золотой в два угорских. 1652 г. Царь Алексей Михайлович. а) Гос. Эрмитаж, инв. Аз-87, № 4, вес 6,95 г, 31 мм; б) ГИМ, инв. 91533/Р.96, вес 6,51 г, 30 мм. Судя по паре отверстий, имел ушко (Источник фото: свободный интернет. Источник описания: Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича) Рис. 32. Золотой в два угорских. 1652 г. Царь Алексей Михайлович. а) Гос. Эрмитаж, инв. Аз-87, № 4, вес 6,95 г, 31 мм; б) ГИМ, инв. 91533/Р.96, вес 6,51 г, 30 мм. Судя по паре отверстий, имел ушко (Источник фото: свободный интернет. Источник описания: Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича)     

Исследователь отмечает особую значимость надписи-легенды:

«Тропарь Всемилостивому Спасу – непременный элемент повседневного богослужения; однако выбор его для легенды золотого менее всего случаен: “Всемилостивый Спас” – патрональная святыня царских дворцов, храмовый праздник дворцовой церкви и придворных царских монастырей. Именно поэтому полюбившийся царю монах Никон и стал в 1646 г. архимандритом столичного царева Ново-Спасского монастыря; особой почестью для отправлявшегося в поход воеводы было получить “Спасов образ” из дворца, молебном Всемилостивому Спасу начинался сев в царском селе Измайлово и т. д.».40

Этот золотой по общей композиции близок златнику Владимира Святославича (см. рис. 5). По мнению И.Г. Спасского, это не могло быть подражанием, т.к. в XVII веке в Москве златник был никому не известен. Скорее это случай почти полного совпадения двух опытов следования на Руси одному и тому же типу византийской золотой монеты X–XI веков с изображением Пантократора и двух царственных особ у креста» (см. выше рис. 1, более точный прототип с одним императором на рис. 6).

«При этом речь идет… о целевом заимствовании самой идеи композиции – в совершенно определенных целях»41.

В конце X века русская надпись «Владимир на столе, се его злато» на монете византийского типа «провозглашала независимость киевского князя, его полное равенство с византийскими императорами перед новым Богом»42.

Выпуск «иконной монеты» Алексея Михайловича, очевидно, должен был показать не только равночестность русского царя ромейским базилевсам, но и его статус наместника Божия на земле, что, впрочем, соответствовало и византийским представлениям о фигуре императора как таковой.

«Царь Алексей Михайлович имел самое высокое представление о своей царской власти, о своем царском достоинстве, считая себя прямым отображением на земле царя небесного, от которого он отличается только тем, что он в противоположность царю небесному есть тленный царь; он признавал себя наместником самого Бога на земле»43.

Московский золотой, очевидно, был одним из орудий «возвышения» царя Алексея Михайловича

В лице Алексея Михайловича нашла благодатную почву доктрина Иосифа Волоцкого о божественной природе царской власти («Бози бо есте… Вас бо Бог в себе место посади на престоле своем»)44. В этих взглядах юного царя утверждал патриарх Никон, для которого идеал государя состоял в том, чтобы царь был «живой иконой», но «благ, кроток и послушлив»45, а «реальная власть должна принадлежать Церкви, так как “священство выше царства”», – поясняет И.Г. Спасский46. Поэтому Алексею Михайловичу со стороны патриарха Никона внушалось, что «он преемник могущества и славы константинопольских царей и божественного покровительства им, а может быть, даже будущий владыка Царьграда». Московский золотой, очевидно, был одним из орудий «возвышения» царя Алексея Михайловича, который в данном случае «благочестиво следует примеру Константина, которому литературная традиция приписывала прославление Христа на “златьницах”», что, впрочем, не соответствует действительности47.

Известно, что в 1652 году патриарх Никон убедил царя последовать «примеру благоверного императора Феодосия», перенесшего мощи святителя Иоанна Златоуста в Константинополь и письменно испросившего прощения у святителя за гонения на него со стороны свой матери-императрицы. Подражание русского царя должно было заключаться в принесении мощей святителя Филиппа с Соловков в Москву.

По предположению И.Г. Спасского, идею чеканки «иконной монеты» предложил царю патриарх, прототипом для нее могла послужить византийская монета из личного собрания патриарха Никона, а событием, к которому была приурочена чеканка золотого с покаянной молитвой ко Христу, было указанное перенесение мощей святителя Филиппа. В послании от имени царя к покойному святителю (составленному патриархом) испрашивалось прощение за прегрешение прадеда (т.е. Ивана Грозного, по приказу которого был казнен свт. Филипп).

«В “тональности” этого сочинения 1652 года и в начальной фразе тропаря, помещенной как легенда на золотом 1652 г., можно ощутить нечто созвучное; обращение за прощением к Всемилостивому Спасу не приходит в противоречие с “адресатом” послания – прощение от Бога все покрывает»48.

Как бы там ни было, но со времен домонгольских подражаний русских златников византийским солидам описанный «парсунный» золотой с образом Христа Вседержителя стал первым и последним. Ничего подобного больше в России не было до самого конца правления династии Романовых.

2.2. Другие монеты с христианской символикой

Нам остается добавить, что после неудачной денежной реформы Алексея Михайловича его сын Петр I (1672–1725) провел свою реформу. Только «при Петре удалось создать русскую золотую ходячую монету». Был налажен выпуск специальных наградных золотых и серебряных медалей, и золотые монеты утратили наградное значение49.

Если на серебряных монетах чеканился портрет царя и герб империи, то на золотых двухрублевиках вместо герба было «изображение “патрона” петровской России и флота – стоящего с косым “андреевским” крестом апостола Андрея, именем которого был назван учрежденный Петром в 1698 г. высший орден России»50 (рис. 33).

Рис. 33. Российская империя, 2 рубля, золото, 1720 г. Аверс: Петр I. Реверс: св. апостол Андрей Первозванный на фоне Креста Рис. 33. Российская империя, 2 рубля, золото, 1720 г. Аверс: Петр I. Реверс: св. апостол Андрей Первозванный на фоне Креста     

Позже этот тип повторялся на золотых монетах занимавших российский престол наследников Петра: Екатерины I (1725–1727), Петра II Алексеевича (1727–1730), Елизаветы Петровны (1741–1761) (рис. 34).

Рис. 34. Аверс: Елизавета Петровна. 1 червонец 1749 г., золото. Реверс: св. ап. Андрей Первозванный на фоне Креста Рис. 34. Аверс: Елизавета Петровна. 1 червонец 1749 г., золото. Реверс: св. ап. Андрей Первозванный на фоне Креста     

В конце правления Петра, с 1723 года, на серебряных рублевиках герб был заменен крестообразной монограммой, составленной из четырех букв «П», повернутых внутрь. Такие монеты в народе называли «крестовиками» (рис. 35).

 Рис. 35. Петр Первый. 2 рубля. 1724 г. (серебро). Крест образован из четырех букв «П», повернутых внутрь (к центру монетного кружка) Рис. 35. Петр Первый. 2 рубля. 1724 г. (серебро). Крест образован из четырех букв «П», повернутых внутрь (к центру монетного кружка)     

Такая же монограмма, составленная из начальных букв имени императора, позже помещалась на рублях и полтинах Петра II (1727–1730), на пробных выпусках рубля Петра III (1761–1762), на всех крупных серебряных и золотых монетах Павла I (рис. 36).

Рис. 36. Павел I. 5 рублей («крестовик»), 1798 г. Золото. Крест образован из четырех букв «П», повернутых наружу (от центра монетного кружка). Павел I избегал изображения своего портрета на монетах, его можно видеть только на пробных рублях Рис. 36. Павел I. 5 рублей («крестовик»), 1798 г. Золото. Крест образован из четырех букв «П», повернутых наружу (от центра монетного кружка). Павел I избегал изображения своего портрета на монетах, его можно видеть только на пробных рублях     

В 1723 году Петр I начал чеканку медных пятаков, получивших «крестовое» оформление

В 1723 году Петр I начал чеканку медных пятаков, получивших «крестовое» оформление: на одной стороне в центре кружка находится маленький герб, а на другой – крестообразно расположенные надписи – «пять копеек» и год выпуска. Надписи окантованы двойными линиями, образующими крест (рис. 37).

«Соотношение сторон монет показывает, что это все тот же косой “андреевский” крест», – замечает И.Г. Спасский51.

В последующем этот тип пятака чеканили и при наследниках Петра I: Екатерине I, Петре II (при котором была и «крестовая» копейка со всадником вместо орла), Анне Иоанновне (1730–1740) (рис. 38).

Рис. 37. Медный пятак Петра I, 1725 г. Рис. 37. Медный пятак Петра I, 1725 г.     

Рис. 38. Пять копеек, 1730 г. Императрица Анна Иоанновна Рис. 38. Пять копеек, 1730 г. Императрица Анна Иоанновна     

Если не принимать в расчет монеты с гербовым орлом, который держит в лапах скипетр и державу, увенчанные едва различимым крестом, то на сказанном исчерпывается вся христианская символика монет времен династии Романовых (если вообще можно считать христианским символом крест из букв «П» или из четырех корон, как на некоторых других монетах).

Для полноты картины добавим, что православный крест на Голгофе впервые появляется меж голов орла на гербовой печати 1589 года сына Ивана Грозного – царя Федора Иоанновича (1557–1598, царь с 1584 г.). Скипетр и держава в лапах орла также на гербовой печати впервые появились в 1654 году в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому. Но только с переходом этого герба при Петре I на монеты последние получили «освящение» крестом на все последующие времена вплоть до нашего времени.

Выводы

В целом можно констатировать, что в отличие от Византии в православной России развитая традиция сакральной христианской нумизматики не сложилась, на что были свои исторические причины.

В хронологическом порядке традиция складывалась следующим образом:

  1. Христианские образы и символы присутствовали на иностранных монетах из христианских стран (Византии и Западной Европы, кон. VIII – нач. IX вв.).

  2. После Крещения Руси (с кон. X в. – св. князь Владимир I и его потомки) кратковременный период использования христианских образов на монетах собственной чеканки сменился полностью безмонетным периодом, продолжавшимся с XII века по середину XIV века. В это время в употреблении не было ни своих, ни чужеземных монет (только слитки серебра – гривны).

  3. С возобновлением чеканки своей монеты в русских княжествах с XIV века предпочтение отдавалось изображениям мифических животных (кентавр, птица Сирин, драконы, фантастические животные и т.п.), военным сценам, охоте и т.п. Христианские знаки и святые образы не использовались (из библейских персонажей – Самсон, раздирающий пасть льву). По мнению И.Г. Спасского, это объясняется политической зависимостью Руси от иноверной Орды и тесными экономическими связями с мусульманскими приволжскими ханствами.

  4. Впервые после возобновления чеканки русской монеты христианский символ в виде креста появляется в правление великого князя Московского и всея Руси Ивана III во второй половине XV века на редких золотых монетах-подражаниях английским нобелям и венгерским дукатам. Таким образом, христианские символы возвращаются на русские монеты только после восстановления суверенитета государства в правление «государя всея Руси» Ивана III (освобождение от Ордынского ига в 1480 г.).

  5. На Руси максимальное уподобление византийской сакральной нумизматике достигалось единожды – при царе Алексее Михайловиче Романовом, в правление которого состоялся выпуск наградных (или подарочных) золотых монет с иконой Христа Пантократора и портретом самого царя на другой стороне (ок. 1652 г.).

  6. В правление последующих монархов династии Романовых христианские символы на монетах регулярной чеканки встречаются крайне редко: святой апостол Андрей на фоне «андреевского креста» (золотые монеты Петра Первого, Елизаветы Петровны и др.); крест, образованный буквами «П» имени императора (Петра I, Петра II, Петра III и Павла); равноконечный крест на медных монетах с вписанным в него номиналом и датой чеканки.

***

Автором не найдены документальные свидетельства об отношении Русской Церкви к изображениям на монетах. Можно предположить следующее:

  1. В домонгольский период (XXI вв.) русская церковная иерархия (преимущественно греческого происхождения) одобряла подражание в оформлении русских монет византийским в части христианской символики, т.к. в Византии в это время был расцвет иконоподобия монет.

В период ордынского ига после возобновления чеканки русской монеты изобразительный ряд на ней был фактически языческим

  1. В период ордынского ига в середине XIV – середине XV веков после возобновления чеканки русской монеты изобразительный ряд на монетах был фактически языческим. Вряд ли Церковь одобряла широкое распространение среди народа образов мифических и фантастических существ на монетах, но этим не была озабочена и государственная власть в лице князей, которые отдавали чеканку монет на откуп в частные руки. Выбор типа изображения зависел от чеканщика.

  2. Кроме того, очевидно существовал фактический запрет на христианскую символику, который был обусловлен политическим подчинением русских княжеств иноверной Золотой Орде, официальной религией которой с 1320-х годов при хане Узбеке стал ислам. Поэтому действовал принцип: «кесарю – кесарево, а Богу – Богово».

  3. В период правления Ивана III был восстановлен государственный суверенитет русского государства – великого княжества Московского. Поэтому во 2-й половине XV века появляются первые монеты с христианской символикой (крест, человек с нимбом). По предположению Ю. Денисенко (2021 г.) заказчиком на изготовление таких монет мог быть предстоятель Русской Церкви митрополит Московский Геронтий.

  4. В правление царя Алексея Михайловича по инициативе патриарха Никона (предположение И.Г. Спасского, 1982 г.) были изготовлены (примерно в 1652 г.) золотые монеты с портретом царя на одной стороне и с поясной иконой Христа Вседержителя на другой с круговой легендой (надписью) в виде тропаря Всемилостивому Спасу.

  5. Однако в последующие века вплоть до 1917 года с установлением Синодального периода, когда Русская Церковь была жестко подчинена государственной власти, никакого влияния на денежную политику империи в части использования христианской символики на монетах церковная иерархия, вероятно, не оказывала. По словам И.Г. Спасского:

«Церковь успела привыкнуть к тому, что деньги чисто “мирское” дело и никаких претензий на использование их “внешности” в своих целях не предъявляла»52.

  1. Однако пока остается без ответа вопрос, желала ли на самом деле Русская Церковь когда-либо в русской истории (кроме двух выше названных случаев, к тому же не имеющих документального подтверждения) использовать оформление монет для «своих целей» в смысле распространения христианских образов и знаков среди народа с помощью этих «СМИ древности», или выбор всегда был за государственной властью, которая мнение Церкви на этот предмет не спрашивала.

В постсоветской России монет с христианскими образами и символами можно найти гораздо больше, чем в княжеской и царской России

В заключение скажем, что, как это ни покажется кому-то странным, но в постсоветской России – современной Российской Федерации – монет с христианскими образами, символами и изображениями священного можно найти гораздо больше, чем в княжеской и царской России. Встречались они и на поздних монетах СССР. Однако это тема для следующей статьи.

(Продолжение следует.)

Владимир Немыченков

9 августа 2023 г.

1 Бутырский М.Н. Образы, обращенные в вечность // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2002. – № 2 (июль–август). – С. 134–136. С. 135.

2 Соболева Н.А. Знак Рюриковичей в контексте проблемы «Русь и евразийская идея» // Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. – М.: Языки Славянской Культуры, 2006. – С. 9–39. С. 39.

3 Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII – начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. – LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 496 с. С. 60.

4 Спасский И.Г. Русская монетная система / Изд-е 3-е, доп. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.

5 Спасский И.Г. Русская монетная система / Изд-е 3-е, доп. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. С. 67. Курсив наш. – В.Н.

6 Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года / Императорский российский исторический музей имени императора Александра III. Описание памятников: Вып. 1. Русские монеты до 1547 года. – М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1896. – 232, XXI с. С. 40. №234, табл. III, рис. 103 и 104.

7 Там же. С. 39. № 228, табл. III, рис. 98.

8 Там же. С. 50. №307, табл. IV, рис. 166.

9 Там же. С. 51. № 319, табл. IV, рис. 177.

10 Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года / Императорский российский исторический музей имени императора Александра III. Описание памятников: Вып. 1. Русские монеты до 1547 года. – М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1896. – 232, XXI с. С. 171. №832, табл. XV, рис. 693.

11 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 63.

12 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 63. Курсив наш. – В.Н.

13 Гайдуков П.Г. Псковские монеты XV в. // Десятая Всероссийская нумизматическая конференция: Москва, 15-20 апреля 2002 г.: Тез. докл. и сообщений. – М., 2002. С.169–173.

14 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 63.

15 См. Журнал Московской патриархии. – 1982. – № 8. – С. 73.

16 Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года. С. 7.

17 Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича // Византийский временник. Т. 43. – М.: Наука, 1982. – С. 191–200. С. 193, примеч. 6.

18 Там же.

19 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 53.

20 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 65.

21 Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Московской Руси (Москва в борьбе за независимое и централизованное государство). – М,: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 224 с. С. 141.

22 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 65.

23 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 53.

24 Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича. С. 192. Курсив наш. – В.Н.

25 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 55–56.

26 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 75.

27 Владислав I, или Ласло I Святой (ок. 1040–1095), венгерский король, причислен к лику святых римо-католической Церковью в 1192 г. Считался св. патроном Трансильвании и Венгрии (Владислав I // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 95–96).

28 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 75.

29 Денисенко Ю. К вопросу о первых «золотых» Ивана III, а также о монетах с цветком-дифферентом и «зашифрованной» надписью // Банкаўскi веснiк. – 2021. – Лiстапад. – С. 31–44.

30 Там же. С. 32–33.

31 Денисенко Ю. К вопросу о первых «золотых» Ивана III... С. 35.

32 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 75.

33 Подробнее см.: Спасский И.Г. «Золотые» – воинские награды в допетровской Руси // Труды государственного Эрмитажа. Т. 4. Нумизматика. – Л.: Изд-во государственного Эрмитажа, 1961. – С. 92–134.

34 Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича. С. 192. Курсив наш. – В.Н.

35 Там же. С. 192.

36 Золотой в три угорских царя Алексея Михайловича имел изображения двуглавого орла на обеих сторонах монеты. См.: Спасский И.Г. «Золотые» – воинские награды в допетровской Руси. Табл. III, рис. 3.

37 То, что это правильное сочетание, доказывается также идентичностью трещин в нижней части монетного кружка и чего нет в других предлагаемых в сети вариантах.

38i Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича. С. 194.

39 Там же.

40 Там же.

41 Там же. С. 195.

42 Там же. С. 195. Курсив наш. – В.Н.

43 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. – Сергиев Посад, 1912. Т. 2. С. 178 (сноска №7 на С. 193, входящая в цитируемую статью И.Г. Спасского. Курсив наш. – В.Н.).

44 Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон… С. 75 (сноска №8 на С. 193, входящая в цитируемую статью И.Г. Спасского. – В.Н.).

45 ЗОРСА, II, С. 482, 493 – идеал царя для Никона (его письмо 1666 г. патриарху Досифею); см. также: Елеонская А.С. Русская публицистика второй половины XVII века. – М., 1978. С. 44–54 (сноска №9 на С. 193, входящая в цитируемую статью И.Г. Спасского. – В.Н.).

46 Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича. С. 193.

47 Там же. С. 195–196.

48 Там же. С. 199–200.

49 Спасский И.Г. Русская монетная система. С. 107.

50 Там же. С. 109. Курсив наш. – В.Н.

51 Там же. С. 110.

52 Спасский И.Г. «Византийский» золотой царя Алексея Михайловича. С. 192. Курсив наш. – В.Н.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.2. Святоотеческий ответ Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.2. Святоотеческий ответ
Владимир Немыченков
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.2. Святоотеческий ответ Может ли репродукция быть святыней Церкви?
Часть 2. Святоотеческий ответ
Владимир Немыченков
Т.к. при тиражировании иконы сохраняются те же самые подобие и имя первообраза, репродукция иконы также является святым образом.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы Может ли репродукция быть святыней Церкви?
Часть 1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Про марки цемента и догмат иконопочитания Про марки цемента и догмат иконопочитания
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Про марки цемента и догмат иконопочитания Про марки цемента и догмат иконопочитания
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Первое воскресенье Великого поста посвящено догмату иконопочитания. Связаны ли пост и икона? Да. На иконе изображается человеческое естество, преображенное христианским подвигом.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×