- Часть 1. Общественная дискуссия в России
- Часть 2. Монеты Византии
- Часть 3. Сакральность христианского императора в нумизматике
- Часть 4. Христианская символика на монетах Древней Руси и дореволюционной России
- Часть 5. Христианская символика на денежных знаках СССР и Российской Федерации
Частные российские фирмы практикуют переделку недрагоценных монет Банка России (путем нанесения цветных пластиковых термонаклеек, гравировки, нанесения цветной печати или холодной эмали) под различные памятные серии в виде коллекционных сувениров, в том числе с сакральными образами разных религий.
1. Наборы «иконоподобных» монет
Так, некая частная «монетная лавка» активно распродает в интернете монеты Банка России номиналом 2, 5, 10, 25 руб. с термонаклейками мифологических персонажей Древней Греции, Египта (рис. 1), Китая, кельтов…
Рис. 1. Серия «Египетская мифология». 72 монеты. Частный производитель
Для «славян» изготовлены монеты с портретами лешего, водяного, Чернобога и других «невиданных зверей» Лукоморья (рис. 2).
Рис. 2. Серия «Славянская мифология». 72 монеты. Частный производитель
На общих основаниях в этом магазине пребывают и серии сакральных христианских образов: «Православные иконы», «Русские святые», «Храмы и Церкви России» и т.д. (рис. 3, 4).
Рис. 3. Монеты Банка России с цветными пластиковыми термонаклейками. Серия: «Православные иконы». Частный производитель.
Рис. 4. Монета «Икона “Святая Троица”». Серия: «Православные иконы». Пластиковая термонаклейка на монету Банка России. Частный производитель.
Продавцы «сакрального товара» поражают клиентов безграмотными нескладными текстами, сопровождающими фотографии их изделий
Продавцы «сакрального товара» поражают клиентов безграмотными нескладными и шаблонными текстами-описаниями, сопровождающими фотографии их изделий.
Так, на сайте одного из крупнейших и известнейших в России интернет-магазинов читаем:
«Набор из 12 коллекционных монет в эффектном металлизированном альбоме “Богородица. Иконы Божией Матери” номиналом 1 руб. (рис. 5). Сувенирные памятные монеты с изображениями: Неупиваемая чаша… Неувядаемый цвет. Богородица явила всем неизреченную бездну любви Божией к людям. Благодаря Ей прекратилась наша долговечная вражда в(!) Творцом. Благодаря Ей было устроено наше с Ним примирение» (православная догматика утверждает, что примирение произошло благодаря Сыну Божию, ставшему Человеком, Которого родила Богородица. Разница существенная. – В.Н.).
Далее сообщается, что «монеты изготовлены на основе оригинальных монет банка России с дополнительным нанесением цветного тематического рисунка… методом прямой печати специальной краской (не наклейки)». Заканчивается всё невразумительным призывом/утверждением:
«За наших, за мир, мольбы за наших. Это замечательный религиозный, церковный православный подарок верующему»[1].
Рис. 5. Набор из 12 монет «БОГОРОДИЦА. Иконы Божией Матери». Частный производитель
Другой продавец того же товара (рис. 5) объясняет всё иначе:
«На банковскую монету 1 рубль нанесено цветное изображение иконы Богородицы. Данный набор монет является малотиражным авторским выпуском (этим подчеркивается уникальность, а потому ценность товара. – В.Н.). Самые современные технологии и оборудование, фото гравировка, эпоксиакрилатная эмаль, стойкая к выгоранию и истиранию»[2].
Продавец убеждает клиентов:
«Купить подарочный набор цветных монет... – это будет незабываемый подарок любому любителю истории, нумизматики или религии»[3].
На самом деле «любителям религии» предлагается держать где-то в «коробочке» 12 микроиконок (диаметр рублевой монетки – 2 см!) в виде коллекции, потому что молиться сразу на 12 образов Пречистой Девы не душеполезно, поскольку в молитве мы обращаемся не к иконографическому типу («Казанская», «Семистрельная» и т.п.), а к ипостаси (лицу) Богородицы, а она одна. Использовать же какую-либо одну из монет в качестве иконы для чтения домашнего правила или акафиста Божией Матери неудобно ввиду ее малости.
Более всего потрясает назначение самих изделий: «Монеты с ликами святых станут оберегом в вашем доме!»
Но еще более впечатляет описание набора монет «Великие Святые» (рис. 6). Очевидно для того, чтобы никто не сомневался в правильности названия, коллекцию открывает святитель Василий Великий, за которым почему-то сразу следует блаженная Ксения Петербургская и далее в произвольном порядке праведники, преподобные, равноапостольные и благоверные князья… Составители, вероятно подбирали святых, исходя из их имен, а не в церковном порядке ликов святых. Великие святые также вынуждены умещаться на малоразмерных монетках достоинством в 1 рубль. Более всего потрясает назначение самих изделий:
«Монеты с ликами Святых станут оберегом в вашем доме! Замечательный подарок православному, христианину, верующему человеку. Набор монет в подарок будет долго напоминать о событии и о том человеке, кто его подарил. Мольбы за наших!»[4].
Иначе говоря, панике не поддавайтесь – оберегами спасайтесь!
Рис. 6. Набор 12 монет «Великие Святые»
Как видно, подлинно духовного смысла во всех этих «сувенирных монетах» и «православных оберегах» нет и ссылка на Византию здесь неуместна (а ее часто делают наши бизнесмены от монетного дела, о чем скажем ниже; кстати, монетами-оберегами и вообще суевериями в Византии сильно грешили[5]), потому что цели изготовителей указанных поделок и условия их обращения кардинально отличаются (см. часть 2, 3)[6]. Единственная реальная цель изготовителей – это коммерческая выгода, охват адресной аудитории «православных клиентов», поскольку для любителей разных древних мифологий делаются свои нумизматические товары.
2. Иуда Искариот как «святой апостол»
Если термонаклейка сразу выдает «самопал» – плод рук неких «самоделкиных», анонимно торгующих своей продукцией в сети, – то лазерная гравировка и цветная эмаль на настоящих монетах даже некоторых нумизматов вводит в заблуждение, что монета является официальным выпуском Банка России, из-за чего на нумизматических форумах разгораются ожесточенные споры.
До сих пор в интернет-магазинах продается монета «Святой апостол Иуда Искариот»
Дело в том, что как «на барщине не без огрешков», так и в монетном «самопале» не обходится без курьезов, порой откровенно кощунственных. Например, до сих пор в интернет-магазинах продается монета «Святой апостол Иуда Искариот», выполненная в технике лазерной гравировки и цветной печати (или эмали) на монете Банка России (рис. 7).
Рис. 7. Переделанная монета Банка России. Частный производитель. Серия: «Святые апостолы». Аверс (на фото справа): герб РФ, номинал, год выпуска. Реверс: поясной портрет человека с нимбом; легенда внизу: «Иуда Искариот». Слова под титлом над плечами фигуры (слева и справа): СТыЙ АПЛ, т.е. «Святый апостол». Лазерная гравировка, цветная эмаль. (На представленной иллюстрации видны «водяные знаки» интернет-магазина нумизматики, монеты которого помещены в прозрачные футляры).
Медальер этой монеты и ее заказчик, если они не знакомы с Евангелием, по роду занятий должны были бы слышать про «орден Иуды», учрежденный Петром Первым в 1709 году в одном экземпляре для гетмана Мазепы за его предательство царя накануне Полтавской битвы[7] (рис. 8).
Рис. 8. Орден Иуды. Девиз: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится» (Источник: Википедия)
Возможно, авторы этой монетной серии ориентировались на нумизматические прецеденты. Известно, что в 2009 году находящаяся под протекторатом США Республика Палау[8], где три четверти населения христиане (из которых большая часть католики), выпустила серию медно-никелевых коллекционных монет «Двенадцать апостолов», среди которых также присутствует Иуда Искариот. Однако если все другие апостолы имеют эпитет «святой» (как Иуда Фаддей, например), то у предателя нашего Господа Иисуса Христа этого нет (см.: рис. 9, 10, 11). Впрочем, даже если принять, что исторически Искариот был в числе «двенадцати» (как апостолов именует Евангелие), заказчикам и авторам монет островного государства можно поставить в вину наличие у всех 12 апостолов одинакового золотого нимба.
Рис. 9. Монета номиналом 1 доллар. Серия «12 апостолов». Республика Палау, 2009 г. Аверс: герб Республики Палау, внизу номинал монеты
Рис. 10. Реверс: «XII APOSTOLI SANCTUS IUDAS THADDAEUS 2009» (XII апостолов. Святой Иуда Фаддей). Серия «12 апостолов». Республика Палау, 2009 г.
Рис. 11. Реверс: «XII APOSTOLI SANCTUS IUDAS ISCARIOT 2009» (XII Апостолов. Иуда Искариот). Серия «12 апостолов». Республика Палау, 2009 г.
Российские бизнесмены от монетного дела «недостаток» островитян восполнили, снабдив Искариота не только золотистым нимбом, но и надписанием под титлом: «Святый апостол». Быть может, они считают сребролюбивого Иуду своим потусторонним покровителем? Тридцать сребреников, полученных им за предательство, тоже были валютой в звонкой серебряной монете (библейские справочники отождествляют их с тирскими статерами или тетрадрахмами; рис. 12).
Рис. 12. Сребреник Иуды Искариота: тирский статер (сикль, шекель). Серебро, 14,4 г
Оставим на совести денежных властей островной республики Палау желание следовать сомнительной исторической верности включением Искариота в названную серию монет (на наш взгляд, надо было заменить его на св. Матфия). Может быть, для государства с действующими вождями территорий («племен») и гербом, на котором изображены обнаженные русалка и владыка морей Посейдон с сундуком монет, это и приемлемо.
Подобные ошибки (или сознательные кощунства) бросают тень на российское государство в лице Банка России
Но в России соседство образа предателя Господа нашего Иисуса Христа (да еще с эпитетом «святой») на одной монете с государственным гербом – наследником герба православной Российской империи – вдвойне оскорбительно: и для религиозных чувств православных верующих, и вообще для всех граждан страны. «Орден Иуды» известен многим из школьного курса истории и популярных статей в сети. Кроме того, подобные ошибки (или сознательные кощунства) бросают тень на российское государство в лице Банка России, который почему-то не запрещает переделку своих монет частными лицами в коммерческих целях и широкую рекламу своего товара, что приводит к распространению кощунства в публичном пространстве.
К сожалению, монета со «святым апостолом» Иудой Искариотом с 2017 года остается в продаже и даже входит в комплект монет «12 апостолов Иисуса Христа» (рис. 13). В альбоме представлена краткая биография каждого апостола. Про Иуду написано, что после Тайной Вечери «Иуда вышел и предал его (Христа. – В.Н.), выдав первосвященникам за 30 сребреников. В последствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол Матфей(!)»[9]. При этом ничтоже сумняшеся в этот альбом вкладывается монета, на которой Искариот именуется святым!
Рис. 13. Набор монет «12 Апостолов Иисуса Христа»
В описании альбома говорится, что изображения апостолов нанесены на монеты Банка России номиналом 1 рубль, а икона Иисуса Христа на монету номиналом 10 рублей. Характеристика товара выдержана в том же стиле, что и у выше описанных альбомов:
«Замечательный подарок для охранения души, дома, мольбы за благополучие наших близких, символ жертвенности Христа за мир и жизнь верующему человеку. Сувенир будет напоминать о событии и о том человеке, кто его подарил. Набор монет с ликами святых апостолов – хороший подарок верующему православному христианину, подарок маме, бабушке, близким»[10].
Какую мольбу и кому должен возносить верующий после получения подарка со «святым апостолом Иудой»? Может, «церковным, православным, верующим» пора обращаться в суд за оскорбление их религиозных чувств, чтобы привести в чувство и поставить на место производителей и продавцов кощунственных изделий?
3. Монетовидные жетоны под брэндом «ГрошиК»
Продолжая разговор о монетах и фантазийных поделках в области нумизматики, надо отметить и собственные монетовидные изделия отечественных предпринимателей типа «медных грошиков» с образами святых (рис. 14, 15, 16).
Рис. 14. Свт. Спиридон Тримифунтский. Внизу по кругу надпись: «МОЛИ БОГА О НАС».
Рис. 15. Св. блж. Матрона Московская. Внизу по кругу надпись: «МОЛИ БОГА О НАС».
Рис. 16. Оборотная сторона обеих монет: «московский герб» – всадник в шляпе с полями на коне копьем поражает змея под конем; внизу прямая горизонтальная надпись «ГРОШЬ»
Такие монетовидные жетоны оформляются целенаправленно для «церковного употребления» и продаются поштучно: каждая «монетка» снабжается бумажным вкладышем с образом святого и полным текстом именной молитвы к нему (рис. 17). Наличие краткой общей молитвы на самом жетоне, видимо, является подражанием инвокативным легендам византийских монет периода их иконоподобия (см. часть 2, 3)[11], но с существенным отличием: византийские монеты имели широкое хождение и являлись платежным средством, а не сувениром в целлофановой упаковке.
Рис. 17. Оформление товара «ГрошиК» для продажи: бумажная иконка, текст молитвы ко святой, «монета ГРОШЬ»
Монеты русской чеканки за редким исключением не имели священных изображений
Как уже говорилось ранее (см. часть 4), монеты русской чеканки за редким исключением не имели священных изображений. В домонгольской Руси на золотых и серебряных монетах чеканились образы Христа и святых покровителей князей (по их крестильным именам). В Пскове чеканили образ защитника города святого князя Довмонта (Тимофея) (без нимба). В Москве после свержения ордынского ига в XV веке на редких золотых монетах великого князя Ивана III появлялся крест («корабельник») и образ князя с нимбом на «угорском» (унаследованный от прототипа монеты – венгерского дуката со св. Владиславом). При царе Алексее Михайловиче Романове была редкая золотая монета с Христом Вседержителем (1652 г.). Его сын Петр Первый начал чеканить золотые с образом святого апостола Андрея Первозванного, что продолжилось при Екатерине I (1725–1727), Петре II Алексеевиче (1727–1730), Елизавете Петровне (1741–1761). На этом иконография святых на монетах до 1917 года исчерпывается.
Тем более никаких образов святых, кроме спорного образа всадника (св. Георгий или воин, см. часть 5), на мелких медных деньгах в России никогда не было. Реальный грош, выпускавшийся для обращения в Российской империи при Екатерине I, совпадает с приведенным выше «самопалом» только изображением всадника (рис. 18).
Рис. 18. 1 грош 1727 года. Аверс: «В центре – рельефное изображение Георгия Победоносца верхом на коне, поражающего копьем дракона. Под всадником полоса земли, под ней надпись: «ГРОШ». По окружности канта имеются узорные рельефные элементы». Реверс: «в центре, ограниченный с обеих сторон двумя точками, вензель Екатерины I под императорской короной. Под вензелем – дата выпуска монеты “1727”. По окружности канта имеются узорные рельефные элементы»
(Источник фото и описания: магазин «Монетник»[12]).
В «продвинутом» варианте товара самодельная чеканка по меди заменена на гравировку и цветную печать (или эмаль) по монетам Банка России (номинал 10 руб.), но название продукции «ГрошиК» сохранилось (рис. 19).
Рис. 19. Оформление товара «ГрошиК» для продажи: бумажная иконка, текст молитвы ко святой, переделанная никелевая монета Банка России достоинством 10 руб.
С течением времени производитель несколько менял и вид своих «грошиков», и их оформление. На текущий момент интернет-магазины предлагают комплект «грошиков» без молитвы на монете (рис. 20).
Рис. 20. Стенд с товаром «ГрошиК»
В описании продавца и производителя товара «Икона с медным грошиком» сказано:
«Медные грошики (в картонной упаковке с магнитной основой) – для молитвенной памяти о чудотворной иконе Божией Матери “Всех скорбящих Радость с грошиками” и для молитвенного обращения к святым Николаю Чудотворцу… Сергию Радонежскому. Грошики не являются деньгами, амулетами, талисманами, оберегами и т.д.»[13] (Как говорится, и на том спасибо. – В.Н.).
Рис. 21. ГРОШ в память об иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость с грошиками». В отличие от реальной монеты и общей русской нумизматической традиции всадник изображен с нимбом
Производитель товара упорно убеждает потенциальных клиентов, что монета нужна ему для молитвы. Однако использовать монетку в качестве иконки вряд ли удобно. Ведь желающие помолиться могут приобрести недорогие печатные иконы в любой церковной лавке нужного им размера, чтобы иметь их при себе или в домашнем иконостасе.
Если человек собирается молиться святому через посредство прилагаемой к монете бумажной иконы, то зачем сама монета?
Поскольку монета не настоящая, а представляет собой имитацию («медный грошик») или переделанную монету Банка России, то она не используется как платежное средство, выключена из оборота денежных средств и потому не может выполнять какую-либо миссионерскую функцию, как монеты Ромейской империи в период начальной христианизации Византии, даже если производитель хотел бы взять на себя такую благородную роль.
Это изделие – не более чем сувенир с сакральным христианским образом, главное назначение которого – приносить прибыль производителю товара
Как ни крути, получается, что все это изделие (в комплекте) – не более чем сувенир с сакральным христианским образом, главное назначение которого – приносить прибыль производителю товара за счет использования дополнительной символической стоимости (так же как неоязычникам предлагаются монеты со славянскими, кельтскими и прочими мифологическими персонажами, т.е. с языческой символической стоимостью).
Вообще же апелляция современных бизнесменов к опыту Византии в части оправдания своего бизнеса на сакральной христианской нумизматике не выдерживает критики. В Ромейской империи монеты были самым доступным, массовым и недорогим способом насытить социальное пространство христианскими образами и тем христианизировать общество. Монеты были «средствами массовой информации древности», в то время как иконы были дороги, ибо все они были рукописными. Фрески и мозаики в частных домах также могли себе позволить только состоятельные люди.
В наше время кроме действительных СМИ (печатных, традиционных электронных, интернет-ресурсов) существует много способов изготовления самих икон (а не монетовидных изделий) по доступным ценам для самой широкой аудитории. Конечно, лучше иметь дома писаные иконы и не слишком увлекаться «дешевизной» бумажных. В количестве икон для дома нужны рассудительность и умеренность. Что же касается того, может ли техническая копия иконы (в обиходе – чаще всего «бумажная икона») служить полноценным молитвенным образом, то эта тема уже обсуждалась ранее[14].
4. О чудотворной иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость с грошиками» и ее сомнительных копиях
Бизнес на «товарах для православных» не стоит на месте, а бурно развивается. Поскольку обычной иконой в любом исполнении (ручная работа иконописца, исполнение на деревянной доске цветным принтером, цветная печать на бумаге с ламинированием и т.п.) теперь никого не удивишь, к оформлению решили привлечь «иконоподобные монеты».
С этой целью производители «Грошиков» воспользовались тем, что в С.-Петербурге почитается чудотворная икона Божией Матери, наиболее известная как «Всех скорбящих Радость с грошиками», и стали делать ее копии со своими «монетами». Но вначале расскажем об оригинале.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этот образ надлежит именовать «С.-Петербургской иконой Божией Матери “Всех скорбящих Радость” с грошиками», – сообщает нам Православная энциклопедия»[15]. Далее там же читаем:
«Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда во время грозы молния ударила в часовню и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала)»[16].
Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 23 июля/ 5 августа (рис. 22, 23).
Рис. 22. Подлинная С.-Петербургская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. В настоящее время находится в храме Св. Живоначальной Троицы «Кулич и пасха», г. С.-Петербург. На иконе вместо первоначальных 11 удержалось 9 медных монет.
Рис. 23. Предположительно старинная фотография подлинной иконы
Сайт храма-хранителя иконы сообщает подробности:
«Образ, до того времени с потемневшим от копоти ликом, обновился и просветлел. Обгорел только шнур, на котором святая икона висела в углу часовни, да прилипли к поверхности несколько мелких медных монет (грошиков) из разбитой вдребезги кружки для подаяний. С тех пор многие болящие и страждущие, прибегавшие к Пресветлой Владычице с искренней верой и горячей молитвой, получили исцеление перед Ее святым образом»[17].
Неудивительно, что копии иконы (рукописные и хромолитографии) стали распространяться в России уже в XIX веке. Причем на копиях внизу писали:
«Истинное подобие чудотворного образа Божией Матери…» (рис. 24, 25).
Рис. 24. Рукописная копия иконы Богородицы с грошиками. На нижнем поле надпись: «Истинное подобие чудотворного образа Божией Матери…»
Рис. 25. «Истинное подобие съ Чудотворного Образа Скобящей Божией Матери, что въ селении Императорскаго Стекляннаго завода въ С.-Петербурге». Хромолитография К.И. Фесенко, в Одессе. От С.-Петербргского Духовного Цезурного Комитета печать дозволяется. С.-Петербург, 14 февраля 1895 г. Цензор Протоиерей А.А…
Известны и рельефные резные по дереву копии иконы «с грошиками» (рис. 26). На всех представленных иллюстрациях, насколько это можно видеть, монеты не имеют священных изображений (образов святых).
Рис. 26. Резные по дереву копии иконы «с грошиками»
4.1. Храмовая копия иконы
В восстановленном храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» (первоначальном месте пребывания святыни) изготовили и установили на историческом месте точную копию киота (рис. 27) и «точную копию чудотворного образа Пресвятой Богородицы»[18].
Рис. 27. Копия иконы в воссозданном киоте. Храм чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте (с грошиками)»
На сайте храма можно увидеть фотографии оригинальной иконы и ее точной копии. На оригинальной иконе сейчас вместо 12 осталось 9 монет. В храмовой копии (очевидно, по старым фотографиям) воспроизвели 11 монет, как это было практически сразу после свершившегося чуда (рис. 28, 29). Монеты, очевидно, подлинные, эпохи правления императора Александра III (1881–1894) и потому не имеют на своем поле образов святых угодников Божиих.
Рис. 28. Храмовая копия иконы «Всех скорбящих Радосте (с грошиками)» в киоте (фрагмент)
Рис. 29. Храмовая копия иконы «Всех скорбящих Радосте (с грошиками)». Видны 11 (очевидно, подлинных старинных) монет без святых образов на них
С 1867 года медные деньги имели номиналы: 1/4, 1/2, 1, 2, 3, 5 копеек (с 1882 г. 5 коп. чеканились только из серебра). Аверс (лицевую сторону) монеты украшал герб (двуглавый орел) на целых копейках (1–3 коп.) (рис. 30), а на долях копейки (1/4, 1/2) – вензель государя (фигурная «А» и римская III под ней) (рис. 31). На реверсе монеты чеканился номинал и год выпуска.
Рис. 30. Медная монета достоинством 2 копейки 1882 г., СПб
Рис. 31. Аверс (в центре) и реверс медных монет достоинством в ¼ и ½ копейки 1886 г., СПб
Эти вензеля можно разглядеть на монетах, отпечатавшихся на подлинной иконе и закрепленных на ее храмовой копии и на репродукциях других копий иконы (см. выше). Судя по размерам и вензелям, на оригинальной иконе сохранились монеты достоинством не выше ½ коп., а на копии иконы (в правом нижнем углу) восстановили одну медную монету большего размера, насколько можно разобрать на фото, с вензелем императора Николая I (1825–1855).
4.2. Копия иконы с иконоподобными «грошиками»
В свое время некий интернет-магазин предлагал не только «грошики», но и копию прославленной иконы «с настоящими медными грошиками со святыми. (св. Николаем Чудотворцем, св. Спиридоном Тримифундским, св. Матроной Московской… св. Георгием Победносцем)». И уверял: «Копия иконы и медные грошики сделаны по благословению священноначалия МП РПЦ»[19] (рис. 32).
Проверить такое благословение не представляется возможным, но судя по таким же утверждениям других производителей, например, выпускающих неканонические печати для просфор с образами святых, оное благословение представляется сомнительным.
Рис. 32. Реклама товаров интернет-магазина иконы с грошиками
Для продвижения товара было даже составлено богословское обоснование его «каноничности» со ссылкой на Седьмой Вселенский Собор и нумизматическую традицию Византии (приводилась цитата из Иоанна Кантакузина «Диалог с евреем Ксеном») (рис. 33). Подробно о византийских монетах со святыми образами говорилось в предыдущей публикации[20].
Рис. 33. «Об изображении святых на монетах». Обоснование каноничности своего товара от производителя копии иконы с «грошиками», в отличие от подлинника имеющими образы святых на монетном поле
Нужны ли монеты со святыми образами на копии иконы, оригинал которой таких монет не имел?
Здесь отметим только, что образ действительно не связан с веществом и монета может служить миниатюрной иконой, что и было в период максимального иконоподобия монет в Византии. Вопрос в другом: нужны ли монеты со святыми образами на копии иконы, оригинал которой таких монет не имел? Эти дополнительные образы святых восполняют нечто недостающее? Или, напротив, мешают восприятию сложной многофигурной иконы Божией Матери? Или нейтральны к художественной композиции самой иконы?
Всмотримся и вдумаемся в оригинальную икону и предложенную бизнесменом копию с «грошиками», несущими на себе образы святых (рис. 34, 35).
Рис. 34. Подлинная икона «Всех скорбящих Радосте» (с грошиками)
На подлинной иконе мелкие медные монеты (с вензелями императоров эмитентов и номиналом на аверсе и реверсе) напоминают о самом чудесном событии, когда от удара молнии икона не сгорела, обновилась, потемневшая от времени и свечной копоти олифа осветлела, а к лицевой стороне иконы «прилипли» скромные подношения верующих, просящих помощи у Царицы Небесной.
«То обстоятельство, что монетки эти не отпадали, а держались на поверхности иконы без всякой видимой причины, а также то, что Владычице Небесной угодно было обновить Свой образ и принять к изображению Своего лика именно самые мелкие медные монетки, напоминавшие лепты удостоившейся особенной похвалы от Господа евангельской вдовицы, – все это невольно заставило увидеть в свершившемся не действие лишь одних естественных сил, а проявление чрез грозные силы природы всеблагого промышления Божественного о спасении человека», – говорится в истории иконы[21].
На приведенных выше фотографиях старинных и резных деревянных копий иконы монеты тоже соответствуют эпохе (без образов святых).
Рис. 35. Копия иконы с изделиями «Грошик», имеющими на себе образы святых Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, Георгия Победоносца и др.
Иначе обстоит дело с предлагаемой к продаже копией с иконоподобными «грошиками» (рис. 35). Лики святых на монетах, закрепленных на поле иконы, хорошо заметны, бросаются в глаза, отвлекая зрителя от ликов страждущих людей, обращающих свои взоры и мольбы к Богородице, на которую указывает им ангел (рис. 36), и даже от лика самой Божией Матери (рис. 37).
Рис. 36. Нижний фрагмент иконы с иконоподобными «грошиками»
Непосредственно вокруг нимба Пресвятой Девы видны «грошики» с ликами святителя Николая, великомученика Георгия Победоносца и святителя Спиридона Тримифунтского.
Рис. 37. Верхний фрагмент иконы с иконоподобными «грошиками»
Что мы имеем в результате?
- Иконоподобные «грошики» не соответствуют оригиналу иконы, на которой отпечатались монеты без святых образов, в том числе без «всадника, поражающего копьем змия», т.к. на медных монетах эпохи Александра III изображался или его вензель, или герб (двуглавый орел).
- Иконоподобные «грошики» в целом не соответствуют русской нумизматической традиции, особенно периода Российской империи (исключение – образ св. апостола Андрея на золотых монетах).
Образы святых на «грошиках» выпадают из художественной композиции иконы
- Образы святых на «грошиках» выпадают из художественной композиции иконы. Их лики смотрят на зрителя, а потому сами святые не участвуют в молитвенном обращении к Богородице, не обращены они и к изображенным на иконе страждущим людям. В то же время они отвлекают зрителя на себя, создавай диссонанс в восприятии иконы, на которой главное действующее лицо – это Пресвятая Дева, дарующая радость и утешение всем скорбящим. Образы святых подвижников смотрятся чуждыми инородными элементами композиции иконы.
- Вследствие этого образы святых на «грошиках» и сама икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте» – это две несочетаемые сакральности. Благодать (божественная энергия) подается верующему от Бога по ходатайству Богородицы и святых, к которым он обращается посредством их видимых образов на иконе. В молитвах перед чудотворной иконой «с грошиками» (и ее подлинными копиями) верующий обращается к Богородице. Если же он молится Ей и присутствующим на «грошиках» святым, то это совсем другая икона, для которой нужно составлять другие молитвы, а не те, что приводятся в описаниях оригинальной иконы.
- Привносить в якобы точную копию исторически известной чудотворной иконы новые святые образы на «грошиках» также недопустимо, как и пририсовывать их по произволу изготовителя, действующему «от ветра главы своея».
- Неслучайно на старинных рукописных копиях иконы и ее хромолитографиях писалось: «Истинное подобие чудотворного образа Божией Матери…». Отметим, что в Российской империи тиражирование священных изображений с помощью хромолитографии дозволялось с разрешения Духовной цензуры. К сожалению, к настоящему времени никакого регулирующего органа в отношении изготовления и тиражирования священных изображений (по типу Издательского совета для духовной литературы) пока не создано.
5. Именные монеты и брелоки с монетами
В заключение скажем еще кратко о новом «тренде» в частном монетном деле.
Для того чтобы как-то сбывать свою продукцию, изготовители монет придумали «именные монеты» по типу именных икон: Николай, Александр, Георгий… Ассортимент расширяется.
Чтобы как-то сбывать свою продукцию, изготовители монет придумали «именные монеты» по типу именных икон
Интернет-магазин предлагает «талисман, оберег, церковный православный подарок верующему» в виде серии монет «Великие святые» (рис. 38).
Рис. 38. Коллекционная монета «Георгий Победоносец» номиналом 10 рублей из серии «Великие святые»
Монеты стандартно переделываются из монет Банка России (номиналом 10 руб.). Описание товара тоже шаблонно. Как и другим святым, Георгию Победоносцу досталось такое:
«Замечательный религиозный, церковный православный подарок верующему человеку… Монета с ликом святого станет оберегом в вашем доме!»[22]
Поскольку оберегать себя надо и вне дома, то желающим предлагается купить брелок под свою монету (рис. 39).
Рис. 39. Брелок с монетой «Свт. Николай Чудотворец»
Товар сопровождается проникновенным текстом, который «религиозному церковному православному верующему покупателю» надо читать не в пересказе, а в подлиннике:
«Брелок изготовлен из прочного пластика… Это замечательный необычный аксессуар – подвеска на сумку или рюкзак, а также на обычные ключи или ключи автомобиля». Брелок – «отличный памятный религиозный церковный православный подарок верующему человеку, а также талисман и оберег себе или для друзей, родных… к любому празднику или событию (оказывается, талисманы бывают к празднику, а не на «всякий несчастный случай». – В.Н.). Пусть этот сувенир всегда напоминает о Великих святых, которые являются примером великих духовных подвигов веры, терпения, сострадания, заботы и любви»[23].
В общем, «верующий церковный» (и т.д.) человек положил именную монетку со святым образом в свой карман (кошелек), повесил себе один «православный оберег» на ключи от дома, другой – на рюкзак, закинул его за спину и пошел в храм на службу в полной уверенности, что дойдет благополучно. Когда столько талисманов на себе, не грех ли бояться сглаза, порчи, черных котов и идущих на встречу женщин с пустым ведром? Фирма гарантирует безопасность!..
Грустно как-то. Не находите?
Как тут не вспомнить «примеры великих духовных подвигов веры… и любви» тех святых подвижников, которых ушлые продавцы сакральной нумизматики причислили к сувенирам и оберегам!
Бывают вещи и похуже. Некоторые производители «товаров для православных» предлагают иметь при себе «обереги» с ликами Христа, Богородицы и святых на ключах для открывания бутылок. Моему знакомому священнику такую подарили в православной стране под названием Греция. Но о подобном мы уже тоже неоднократно писали…[24]
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Путь, проделанный отечественной сакральной христианской нумизматикой, можно кратко представить в виде трех монет, изображающих Крестителя Руси равноапостольного великого князя Владимира (рис. 40).
Златник великого князя Владимира I, Кон. X – нач. XI вв.
Госбанк России, 2015 г. Золотая монета «Святой равноапостольный Великий Князь Владимир» (фрагмент монумента 1862 г. «Тысячелетие России» в Великом Новгороде)
БИЗНЕС-КИЧ: пластиковая термонаклейка на монету Госбанка России. Частный предприниматель. Нач. XXI в.
Рис. 40. Этапы сакральной христианской нумизматики в России X–XXI вв.
На златнике святого Владимира Святославича изображался сам князь с надписью: «Владимир на столе» (т.е. на престоле – символе великокняжеской власти). На обороте монеты чеканился образ Христа Вседержителя – Царя царствующих, источника всякой власти на благо владомых, от имени Которого правили христианские государи Европы, византийские базилевсы и равноправные им новокрещеные правители Руси.
Банк России в 2015 году к 1000-летию преставления святого Владимира (1015–2015) выпустил памятную монету с образом Крестителя Руси на монументе «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862 г.) с круговой надписью в соответствии с его церковным титулованием: «СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР – КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ». Тем самым современное российское государство признало свою историческую, культурную и религиозную преемственность с «тысячелетней Россией» – от Рюрика, Святослава, Владимира Святославича, через великих и удельных князей Средневековой Руси, Московских царей и российских императоров до наших дней. Однако тип легитимации власти изменился в соответствии с республиканской формой правления, что отразилось на всех денежных знаках России, включая памятные и юбилейные монеты и боны (о чем еще скажем ниже).
Наконец, в наши дни выпускаются и «частные монеты», которые обсуждались выше (в том числе с образом св. Владимира). Это и целиком изготовленные частным лицом (или фирмой) монетовидные жетоны, и переделанные («исправленные» под нужную тему) монеты Банка России. И те, и другие не имеют хождения в качестве платежных средств, а продаются как сувениры и коллекционные изделия.
Если в период феодальной раздробленности русские князья официально отдавали чеканку монет на откуп частным лицам – чеканщикам, за что те платили в княжескую казну оговоренную мзду, то ныне переделка монет Банка России стала прибыльным делом для дельцов, которые скупают государственные монеты по номиналу, а продают свои поделки с высокой добавленной стоимостью, в том числе за счет привнесения символической стоимости, рассчитанной на конкретного покупателя (православным – иконы, неоязычникам – мифических персонажей, коллекционерам – любую тематику). Безнадзорность в этой области ведет к эксцессам, когда за государственные монеты принимаются частные подделки с сомнительным содержанием на монетном поле.
Обобщая сказанное выше, можно констатировать следующее:
1. Частные предприниматели, создающие различные коллекции монет путем переделки монет Госбанка, из конъюнктурных соображений обращаются к сакральной христианской тематике:
а) наряду с любой другой (серии: полководцы, правители, военная техника, языческая мифология и т.д.);
б) часто на невысоком художественном и техническом уровне;
в) с допущением кощунственных ошибок в легендах (надписях) монет и образах на них (пример: «святой апостол Иуда Искариот»);
г) с оккультно-языческим описанием своего «товара для православных», в котором образы святых подвижников (т.е. святые иконы) именуются «талисманами» и «оберегами», что вводит в заблуждение всех покупателей (православных и иных).
Нумизматическая практика частного бизнеса часто ведет к профанации священных изображений
2. В отличие от Госбанка России, выпускающего монеты на высоком художественном уровне с хорошей культурно-исторической подготовкой и раскрытием темы (пусть и в светском ключе), нумизматическая практика частного бизнеса часто ведет к профанации священных изображений, а допускаемые кощунства на переделанных монетах Банка России дискредитируют и его, и российское государство в его лице, что недопустимо.
3. Очевидно, требуется введение мер государственного и церковного регулирования обращения священных изображений как на монетах, так на других носителях (о чем уже говорилось ранее[25]) для защиты чувств православных верующих и авторитета государства.
Условия для современного благочестивого использования святых образов на денежных знаках
Согласно действующей Конституции (1993 г. с принятыми поправками от 4 июля 2020 г.), «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Статья 14, ч. 1). В то же время вера в Бога признается одной из ценностей нашей страны:
«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (Ст. 67.1, ч. 2).
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей Преамбуле признает «особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»[26].
«Кесарю – кесарево»
Действуя в описанных рамках, современное российское государство (как некогда Византийская империя, дореволюционная Россия, СССР) в качестве эмитента и владельца своих денежных знаков вольно изображать на них то, что пожелает (и тут применимы слова Спасителя: «кесарю – кесарево»). Христиане вынуждены это принимать, т.к. Церковь отделена от государства.
Присутствие христианской символики (православных храмов, известных икон, образов святых и т.п.) на государственных монетах и бонах (бумажных купюрах) России есть признание государством Православия своей ценностью, и православные христиане должны это приветствовать, как то было в древности в период христианизации Римской империи или в постиконоборческий период после окончательной победы Православия в Византии (которые сродни постсоветскому и постатеистическому периоду русской истории).
Вряд ли православные христиане будут рады, если вместо христианской символики в Российской Федерации появится религиозный плюрализм на монетах (символы каких-либо сект, оккультных движений или других религий). Альтернатива христианским символам (природа, памятники культуры и т.п.) продемонстрирует, что государство религиозно нейтрально, тем более если памятники культуры также будут нерелигиозными. Отказ Европы от христианства уже произошел в Конституции Евросоюза, в которой нет упоминания о христианских корнях Европы, почти стерта память о христианстве и на европейских монетах. В Конституцию России, напротив, внесена поправка с упоминанием Бога (Ст. 67.1, ч. 21).
Конечно, теперь деньги не главный носитель информации для масс (есть печатные и электронные СМИ, социальные сети), но государство, как некогда император, есть «собственник денег»: эмиссия национальной валюты – властная прерогатива государства, и если оно демонстрирует свою приверженность христианству хотя бы в культурном плане, то это уже хорошо. В атеистический период мы имели на денежных знаках другие «святыни» и других «святых» (Ленин).
Протесты должны вызывать любые кощунственные действия в отношении христианских символов и образов, в том числе на денежных знаках, а таковое действие совершает конкретный человек – держатель монеты или банкноты, а не государство как эмитент денег. Кроме того, в последнее время деньги становятся все более «идеальными», т.е. виртуальными (безналичными, «цифровыми» и т.п.), а потому даже не имеют материального носителя и изображений.
Православные христиане вполне могут одобрить практику выпуска государством инвестиционных и юбилейных монет из драгоценных металлов с христианскими символами и священными изображениями: они практически не участвуют в денежном обращении, оседают в коллекциях или хранятся в качестве сокровищ и потому не подвергаются износу или невольному поруганию.
Можно принять использование изображений православных храмов на монетах и банкнотах, имеющих широкое хождение
Вероятно, можно по церковной икономии (в порядке домостроительства) принять использование изображений православных храмов на монетах и банкнотах, имеющих широкое хождение. Заметим, что так называемый «Георгий Победоносец» на мелких монетах не имеет нимба и надписания имени, указывающих на святую ипостась, а иконографически является древним типом «копейный ездец», «всадник» – воин (князь) на коне, а не святой великомученик (известны иконы св. вмч. Георгия не в виде всадника).
Архидиакон Стефан (Пучков) еще в 2007 году писал:
«В новейшее время, по мере того как общество всё более отдалялось от Церкви, на деньгах стали изображать лишь тех святых, которые сыграли значительную роль в истории государства, то есть таким образом им воздается не религиозное почитание, а вполне светская дань уважения»[27].
Больше озабоченности у Церкви и верующих должна вызывать деятельность предпринимателей, желающих заработать на «сакральной» христианской тематике посредством выпуска различных самодельных монет, порой с кощунственными ошибками.
Святые образы на монетах как сакрализация и легитимация власти
Как пишут специалисты, в современную нам эпоху «в той самой мере, в какой мировидение строится на естественнонаучной основе, десакрализуется вся картина мира в целом – и власть, как ее элемент, в частности». Поэтому в обществах «прошедших социокультурную эволюцию новоевропейского типа… сакрализация власти отошла в прошлое»[28].
В отличие от Византии и от монархического периода в России, ныне на монетах и бонах Российской Федерации, являющейся по Конституции президентской республикой (точнее, это «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», ст. 1.1), не изображаются глава государства и источник легитимации его власти. По Конституции «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (Ст. 3.1).
Напомним, что в Византии источником земной власти базилевса был Царь Небесный – Христос, Который поэтому изображался на монете, указывая на сакральность и легитимность власти земного царя (императора). Если же Христос теперь не «Господь господствующих» на земле президентов и премьер-министров, то и Его образа нет на денежных знаках государства (если только это не делается где-то как дань прошлому, в силу традиции или простой коммерции).
В современной России, в отличие от Византии, христианские образы на денежных знаках не выражают идею власти Христа над страной
В силу сказанного (и объявленной в Конституции светскости государства) не представляется оправданным и целесообразным использование на участвующих в обращении денежных знаках образов Христа, Богородицы, ангелов и святых (по примеру и образцу Византии). В современной России, в отличие от православной Ромейской империи (Византии), христианские образы на денежных знаках не выражают идею теократии (власти Христа над страной), власть десакрализована. «Десакрализации власти в Европе и России Нового и Новейшего времени» тесно связана «с процессом дехристианизации и социо-экономической модернизации»[29].
Для того чтобы произошел возврат к идее теократии и монархии, должно измениться общество и его мiровидение:
«…Для сакрализации и для обожествления власти необходимо одно условие – общество должно выделять и противопоставлять по ряду параметров два взаимодействующих уровня или “слоя” экзистенции – “божественного / сакрального”, непосредственно проникнутого могуществом и аурой божеств, и “профанного / обыденно-человеческого”, лишенного такой окраски»[30].
Необходимые изменения мiровозренческих и политических условий
Сейчас в России период, похожий на начало христианизации Римской империи, с той разницей, что тогда на монетах на христианские символы заменялись языческие, а теперь атеистические.
Напомним, что главный аргумент защитников практики размещения святых образов на денежных знаках – историческая практика.
Но, во-первых, собственно в России такой развитой традиции христианской сакральной нумизматики, как в Византии, никогда не было на протяжении всей ее истории (даже во времена, когда Православие было государственной религией).
А во-вторых, аргумент «от истории» предполагает возобновление в современности соответствующих социокультурных, религиозных, мiровозренческих и политических условий:
– восстановление в общественном сознании представлений о сакральности мiра – разделенности мiроздания на мiр сакральный (божественный) и профанный (мiрской), т.е. воцерковления всего общества или большей его части;
– следствием будет восстановление представлений общества о сакральности власти, т.е. восстановление христианского государства – православной народной монархии и царя как сакральной фигуры – наместника Бога на земле, признающего над собой главенство Христа и исполняющего Его божественную, а не свою падшую человеческую волю. Тогда образ Христа на монете с соответствующим надписанием – это образ Царя царей, признание государством и народом себя подданными Небесного Царя (как это было на протяжении веков в Византии);
– в таком случае чеканка монеты со святыми образами будет выбором боговенчанного государя (и народа), его благочестия, выражением сакральности мiра и власти, а не простой данью истории, культурной традиции и т.п., как сейчас.
Если таким образом общество и монарх захотят подчеркнуть христианский характер своего государства как «православной империи милостью Божией» (опять же по примеру Византии), Церковь очевидно не будет возражать против этого, так же как и в те далекие времена.
С другой стороны, с тех пор многое изменилось, появились новые технологии и способы трансляции в общество и демонстрации духовно-нравственных и религиозных ценностей общества и государства. Необходим и полезен ли будет возврат к христианским образам на денежных знаках вновь восстановленной православной монархии в нашей стране в условиях распространения безналичных расчетов, введения цифрового рубля и подобных технологий, вопрос дискуссионный.
Новой темой для споров может стать вопрос о допустимости изображения Христа, Богородицы или святого на банковской карте
Примером новой темы для споров может стать вопрос о том, допустима ли икона Христа, Богородицы или святого на банковской карте, заменяющей теперь наличные деньги, некогда бывшие золотыми, серебряными и медными монетами с соответствующими сакральными образами? Вправе ли это делать любой коммерческий банк, или только государственные банки, или только Центральный банк России и т.д.
Однако если принять во внимание, что Церковь – консервативный организм, ориентированный на сохранение некогда бывшего, проверенного веками, одобренного, принятого, усвоенного (прошедшего рецепцию церковной полнотой), то, возможно, будет признано полезным возобновить древнюю практику сакрализации власти монарха на монетах.
Поживем – увидим.