Рис. 1. Константин I Великий. Лабарум на реверсе золотой монеты. IV век. Три точки – символ Троицы на попирающем змея лабаруме (императорском штандарте). Лабарум увенчан христограммой «XP». [Источник: Гнутова С.В. «Константинов крест» – древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России. – М., 2007. С. 133]
См.: Часть 1. Общественная дискуссия в России
В одной из предыдущих статей мы уже обращались к теме сакральной нумизматики – священных образов христианства на монетах Византии1. Поэтому здесь лишь дополним сказанное ранее.
Впервые христианский символ на монетах Римской империи появился в IV веке. Это был крест
Впервые христианский символ на монетах Римской империи появился в IV веке. Это был крест:
«…с тех пор монеты христианской империи были немыслимы без этого универсального знака Спасения, – пишет М.Н. Бутырский. – Он имел не только религиозный, но и государственный смысл»2.
Государственное значение креста восходило к преданию о видении его Константину Великому перед битвой за Рим. На медных монетах IV–V вв. кресты различной величины располагаются на свободных участках монетного кружка близ императорских фигур.
Другим христианским символом стала хризма (или христограмма) – монограмма Иисуса Христа, состоявшая из греческих букв I (йота) и X (хи), либо X (хи) и P (ро), которая появилась на монете Константина Великого, где она венчала императорский штандарт лабарум.
Хризма на монетах располагалась на свободном участке монетного поля, украшала штандарты и щиты в руках императоров. Со временем крест и хризма из второстепенных малоразмерных символов на свободном поле монетного кружка заняли его центральное место: хризма – при Магненции (350–353), крест – при Феодосии II (402–450 гг.). Так христианский символ становится знаком «личной преданности императора своему Господу»3. С официальной христианизацией империи крест пришел на смену хризме в качестве доминирующего христианского символа, используемого на монетах.
Рис. 2. Магненций (350–353). Реверс: христограмма
Рис. 3. Феодосий II (408–450). Реверс: крест в венке, SMKA (Кизик). Бронза, 425–435 гг.
Сочетание новой и старой языческой символики выражало идею «постоянной победы» императора-христианина
Первоначально крест – знамение Победы – на реверсе монеты держала стоящая крылатая богиня Виктория, олицетворявшая военную доблесть императора (рис. 4). Сочетание новой и старой языческой символики выражало идею «”постоянной победы” императора-христианина, объединяя образы различных идеологических и религиозных систем». Позже, начиная с Юстина I (518–527), крест на монетах держит уже ангел и победа христианского императора связывается с архангелом Михаилом. При этом легенда на монете сохраняется прежняя: VICTORI AAVCCC («победа Августов»)4.
Рис. 4. Солид Анастасия (491–518). Богиня Виктория держит крест В переходный период от языческой к христианской империи в IV–V вв. борьба между старой и новой религией государства отразилась на монетах и конторниатах. Конторниат – это разновидность медальона, имеющего профилированный обрез (сильно выступающий борт около окружности). Конторниаты не являлись платежным средством и чеканились только из неблагородных металлов (бронзы, латуни) в IV–V вв. (от Константина Великого до Валентиниана III) (рис. 5). Языческая аристократия Рима в IV в. использовала конторниаты как средство борьбы против власти Константина Великого, покровительствовавшего христианству. Все конторниаты отражали только нехристианскую тематику. Некоторые конторниаты просто копировали монетные выпуски языческого прошлого5.
Таким образом, в переходный период императоры символически утверждали свою власть, чеканя христианскую символику на монетах, а языческая оппозиция из числа аристократии пыталась противостоять этому, частным образом чеканя конторниаты, восхваляющие дохристианский период римской истории.
Рис. 5. Конторниат (380–400 гг.). Медь, диаметр 38 мм. Аверс: поясная фигура возничего, держащего лошадь под уздечку. Реверс: возница, стоящий анфас в квадриге
Можно предположить, что христианская Церковь одобряла замену на монетах языческой символики на христианскую, так же как она поддерживала императорские указы, вначале ограничивавшие, а потом и запрещавшие отправление языческих культов в империи. Однако до конца VII в. христианская символика на монетах была всего лишь «атрибутом, добавляемым к традиционному “образу власти” – имени и изображению императора»6.
Первое изображение Христа на монетах появилось в правление Юстиниана II (685–695; 705–711) (рис. 6). При императорах иконоборцах (730–780, 813–842 гг.) на монетах изображался единственно допустимый ими христианский символ – крест. В постиконоборческий период со второй половины IX в. на монетах кроме изображения Христа уже появляются образы Богоматери и святых. Образ Божией Матери (в иконографии Оранты, с эпитетом MARIA) на монетах впервые появился в правление Льва IV Мудрого (886–912).
Рис. 6. Юстиниан II (685–695). Аверс: Христос на фоне Креста. Реверс: император с Крестом в правой руке
После выхода из денежного обращения монеты использовались в качестве нательных образков
Одна из характерных черт византийской нумизматики – это предназначение монеты служить инструментом благочестия «своего собственника (эмитента) и временного обладателя (плательщика)». Причем указанное предназначение осуществлялось в процессе денежного обращения (в качестве нательных образков монеты использовались после выхода из него). «Зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты»7, т.е. сознательное уподобление иконному образу вплоть до чеканки инвокативной легенды (надписи на монетном поле), которая начиналась словами «Господи, помоги» или «Богородица, помоги»8 (например, см. рис. 7). Максимального «иконоподобия» византийские монеты достигали в X–XI вв.9.
Рис. 7. Константин X (1059–1067). 2/3 милиарисия. Аверс: Богородица Оранта. На реверсе легенда: «Богородица помоги Константину деспоту Дуке»
С начала династии Комнинов (в Константинополе 1057–1059 и 1081–1185; в Трапезунде 1204–1461) на монетах появляются образы святых Георгия, Феодора, св. императора Константина, св. Трифона и свт. Николая (Никея и Фессалоники), св. Евгения (Трапезунд), св. вмч. Димитрия Солунского (Фессалоники).
Изображения Сил Небесных – херувимов и серафимов; Этимасии – «престола уготованного» для Христа Судии и другие появляются на монетах в поздний период империи. Все эти образы являлись «выражением идеи “Царства милостью Божией”, своим земным существованием обязанным исключительно Богу». Именно таким царством считала себя Византия10.
Важнейшим стимулом для появления христианских священных образов на монетах была потребность в сакрализации императора
Все эти факты общеизвестны и приводятся защитниками современной практики размещения священных изображений на денежных знаках11. Однако эти авторы, как правило, не называют и не сравнивают причины и цели подобной практики в древности и в наши дни, а суть проблемы и ее решение следует искать именно в этом.
Важнейшим стимулом для появления христианских священных образов на монетах была потребность в сакрализации и утверждении личной власти императора.