12 сентября на престольный праздник в храм Св. Александра Невского при МГИМО приедут подопечные Православного благотворительного фонда помощи детям с онкологическими заболеваниями и другим гражданам с тяжелыми заболеваниями «Пантанасса». Мы поговорили с директором Фонда Нелли Поляковой о том, как зародился этот Фонд, какую помощь он оказывает своим подопечным и в чем нуждается.
– Почему вы помогаете именно онкобольным детям?
– Моей племяннице Машеньке Ермаковой было два с половиной года, когда в 2005-м году в Краснодаре она заболела нейробластомой. Очень агрессивную опухоль оперировали в московском детском онкологическом центре им. Н.Н. Блохина на Каширке. Я до конца жизни буду благодарна людям с православного форума, которые поддерживали нас. Их было очень много. Помощь была и молитвенной, и материальной. После того, как 7 декабря 2005 года Машенька отошла ко Господу, мы стали помогать другим детишкам из Онкоцентра, поняв, что помощь должна быть регулярной. По благословению схиархимандрита Власия, духовника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря (Царство ему Небесное!), 25 августа 2017 года мы зарегистрировали Православный благотворительный фонд «Пантанасса». По молитвам отца Власия, мы помогаем онкобольным детям уже 18 лет.
– Название вашего Фонда содержит слово «православный», но вы помогаете детям не только из православных семей?
– Да, мы помогаем всем нуждающимся в нашей поддержке, памятуя о евангельской притче о благом самарянине. Болезнь ребенка – это серьезное испытание для всей семьи, и часто именно болезнь приводит семью в храм Божий, а с верой можно преодолеть все! Нужно верить в Бога, в чудеса по молитвам святых. Когда мы молимся о детях во время многочасовых операций, по словам врачей, все проходит хорошо. Без молитвенной поддержки невыносимо. Особенно трудно без веры пережить смерть детей. Мы ездим по святым местам, любим паломнические поездки, надеемся на выздоровление по воле Божьей, отмечаем православные праздники и дни рождения детей. Дарим им подарки, возим ребят на экскурсии по Москве, в театры, цирк, на концерты, проводим мастер-классы.
Отмечаем православные праздники и дни рождения детей. Дарим им подарки, возим ребят на экскурсии по Москве, в театры, цирк, на концерты
– Главный праздник Фонда вы отмечаете в день празднования иконы Всецарица?
– Да, 31 августа. Недалеко от Дивеево есть источник, известный в народе как «Всецарица». Он бьет из-под земли в тихой заводи. Местные жители, не говоря уже о других людях, редко ходят на этот источник, больше знают об источнике Архистратига Михаила, где вода мощным потоком льется из трубы. Впервые я была на источнике «Всецарица» в 2021-м году. Перед тем как набрать воду, стала читать тропарь этой иконе, и на моих глазах источник начал бурлить сильнее, чем обычно. Перестала читать, и водичка успокоилась. Опять стала читать – вода опять забурлила, как и при чтении молитвы «Богородице Дево, радуйся». Вот такое чудо! И в этом году, уезжая из Дивеево, я не могла не поехать в это чудесное, удивительное место. И опять источник живой воды откликнулся на молитвы! Я сняла это на видео.
– А какие ещё праздники отмечаете?
– Даже когда в праздничные дни у нас не проводятся мероприятия, мы всегда поздравляем детей, родителей и врачей с праздником, молимся Господу, Богородице, святым угодникам Божиим. Верю, что каждая наша молитва услышана Господом и Его святыми. С поздравлениями к нам приезжали такие артисты, как Юрий Беляев, Мария Порошина, Ирина Лачина и одна из попечительниц нашего фонда – Татьяна Абрамова.
14 октября мы поздравим детишек и их мам с праздником Покрова Божией Матери, 22 ноября – с днем памяти святителя Нектария Эгинского, которого просят о помощи в исцелении от онкологических заболеваний. 4 декабря, по традиции, отметим праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В праздники привозим детям не только соки и сладкие гостинцы, но и просфорки, иконки, свечи, на Крещение – Крещенскую воду, на Пасху – освященные куличи и яйца. Привозим развивающие игры и интересные художественные книжки для детей, а родителям дарим православную художественную литературу, молитвословы, акафисты издательства «Сретение». Будем рады сотрудничеству с разными организациями, благотворителями и волонтерами. Нам всегда нужны развивающие игры, альбомы, фломастеры, краски для рисования, пластилин.
У храма Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО – Откуда пошла традиция привозить ваших подопечных в храм Святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО?
– Онкобольные дети и их мамы бывают здесь с 2018 года, когда штатным клириком храма стал иерей Феодор Романенко, отец девяти детей. С 2004 по 2018 год батюшка служил в приписном храме Великомученика и целителя Пантелеимона при РОНЦ РАМН им. Н.Н. Блохина и духовно окормлял пациентов Онкоцентра. В 2005-м году он причащал там мою племянницу Машеньку.
Мы очень любим молиться в храме Александра Невского в дни Рождества Христова, Святой Пасхи, Троицы, в другие праздники. Здесь всегда очень красиво. Одна из наших мам 19 августа, на Преображение Господне, впервые в жизни исповедовалась и причастилась Святых Христовых Таин.
Во время поездок в этот прекрасный храм мы рассказываем ребятам об Александре Невском, его конных походах и их современных реконструкциях, о дружине имени Дмитрия Донского, которая образована при храме Святого благоверного князя Александра Невского осенью 2023 года. Не восхищаться личностью князя Александра Невского невозможно.
Марина Дычкина – Когда-то я писала о подопечной вашего Фонда – 14-летней Марине Дычкиной. Вы помните её историю?
– Конечно, помню. Все, кому мы помогаем, становятся членами нашей семьи. Проблемы заболевшего ребенка, его родителей, братьев, сестер – это наши проблемы. Мы решаем их сообща. 11 октября 2007 года Марина упала на лестнице, и ночью ее повезли в Волгоград, а оттуда в Москву. Вся станица собирала деньги – в школе, в больнице, везде. Помогла и программа «АиФ. Доброе сердце». Всем миром собрали 400 тысяч рублей на эндопротез (тогда это было платно для всех). А пока ее отец – священник Димитрий Дычкин – был в Москве, приходские старушки выделили из своих пенсий по тысяче рублей и оплатили кредит на строящийся храм. Батюшка служит в церкви Покрова Богородицы в Волгоградской области, где живет семья.
Когда в Онкоцентре сказали, что Маришке уже ничем помочь нельзя, я отвезла ее в Дивеево вместе с батюшкой Димитрием и его супругой Ольгой. Мы с батюшкой вернулись через 2 дня, а Ольга с дочкой остались там на весь Рождественский пост – до 20 января. Еще при Марине в семье родился Павлик, а после ее смерти – Гриша, мой крестник. В этом году Гриша пошел уже в восьмой класс. Павел поступил в Политехнический колледж имени Вернадского. Мариночку помню и молюсь о ней. Помню, как на Новый год мы подарили Маришке платье и палантин. Она сшила Ангела для кукольного спектакля, но он не успел заговорить ее голосом. Спасти девочку врачам не удалось. Ее мечта исполнить роль Ангела в кукольном театре не сбылась. Но 8 мая на одного ангела стало больше в Царствии Небесном.
– Не могу не задать этот вопрос. Лечение онкобольных оплачивается за счет средств ОМС. А за что должны платить ваши подопечные?
– За многие обследования и лекарства действительно не должна взиматься плата с онкобольных людей. Но иногда заканчивается квота или нужное лекарство. Такие анализы, как например, генетический, – платные. Бывает, что запись на обследования (ПЭТ-КТ или МРТ) может дойти через 2–3 месяца, а ребенок не может столько ждать. Некоторые семьи не могут оплатить проезд из региона на лечение или обследование в Москве.
– На что, помимо лечения, идут собранные Фондом средства?
– В основном на проект Фонда «Второй дом». На данный момент ежемесячно нужно около 360 тысяч рублей на оплату аренды четырех трехкомнатных квартир, расположенных рядом с Онкоцентром. В них проживают дети с родителями в период обследований, прохождения лучевой терапии или между курсами химиотерапии. С сентября арендодатели, к сожалению, повышают стоимость аренды. Снять жилье рядом с Онкоцентром очень дорого и очень сложно – там небольшой жилищный фонд. К нам за помощью в проживании обращаются не только пациенты Онкоцентра, но и других клиник Москвы – НПЦ Солнцево, ЭНЦ Эндокринологии, НИИ Бурденко, Гельмгольца. Для многих семей с больными детьми решение вопроса временного проживания на период лечения стоит очень остро. Лечение онкологии – это тяжелый и длительный процесс, который может длиться месяцами и даже годами. Накапливается усталость и от лечения, и от больничных стен. Мы делаем ремонт, создаем домашний уют, чтобы дети и родители могли хоть немного отвлечься, отдохнуть, восстановить свои силы, живя в комфортной обстановке.
Александр Байбара и Елена Карпенко в Новоспасском монастыре – Расскажите о ком-либо из ваших подопечных.
– Сейчас в одной из наших амбулаторных квартир живёт Саша Байбара. Он большой молодец – сам следит за порядком в квартире, готовит еду, поддерживает по телефону маму, которая в феврале нынешнего года заболела острым лимфобластным лейкозом. Не имеющая российского гражданства Любовь была вынуждена уехать лечиться на родину, где Саша до своей травмы алтарничал в храме Архистратига Михаила в Оше – древнейшем городе Киргизии. Уже 2 года с помощью московских врачей он старается справиться с последствиями своей болезни – остеосаркомой. В детстве он занимался борьбой, и этот опыт помогает ему стойко переносить жизненные испытания. 2 июля этого года в Морозовской больнице Саше сделали операцию по установке модуля, который дает возможность сделать эндопротез коленного сустава раздвижным. Впереди еще одна операция на голеностопном суставе и длительная реабилитация. Саша, как никто понимает маму, так как сам прошел химиотерапию. Несмотря на сложное лечение, Саша всегда ездит с нами в храмы, зная по опыту, как помогают Господь, Его святые угодники и Пресвятая Богородица – наша Небесная Матушка.
А ещё за время существования нашего проекта «Второй дом» у нас родились малыши – Димочка Кондрат и Костик Рахов. Их родители жили у нас, когда их старшие дети лечились в Онкоцентре им. Блохина. Мы помогали новорожденным одеждой, колясками, игрушками. Жили в нашей квартире не только их мамы, но и папы, и бабушки. Помогали присматривать за малышами и другие мамочки, жившие в арендованных нами квартирах. Вот такое счастье мы все пережили.
– Где Фонд берет средства на все это?
– Много лет нам помогали друзья-благотворители. Но из-за ухудшения экономической ситуации у них больше нет возможности поддерживать нас финансово. Мы обращаемся ко всем людям с добрым сердцем: давайте поможем семьям обрести второй дом на время лечения детей!
Будем очень рады новым волонтерам, которые захотят помогать нашему Фонду, например, смогут помочь в генеральной уборке квартир
Было бы замечательно, если бы несколько организаций взяли на себя аренду хотя бы одной из квартир, то есть «взяли шефство» над ней. С 2020 года часть арендной платы за квартиры мы оплачивали, дважды выиграв гранты Фонда Президентских грантов. Так как детям с ослабленным иммунитетом нужна идеальная чистота, за счет гранта мы смогли обеспечить все квартиры рециркуляторами, средствами дезинфекции и всем необходимым для безопасного проживания. Также мы обеспечили ноутбуками школьников, проживавших у нас во время лечения, чтобы они могли учиться онлайн, не отстав от сверстников. К сожалению, наша последняя заявка не добрала всего один балл, чтобы получить грант. Сейчас готовим следующие заявки, но нам необходима финансовая поддержка для оплаты аренды наших амбулаторных квартир.
Мы обеспечили ноутбуками школьников, проживавших у нас во время лечения, чтобы они могли учиться онлайн, не отстав от сверстников
– Какие еще проблемы семей с больными детьми помогает решать Фонд?
– Для лечения, для борьбы с тяжелой болезнью нужны силы и терпение, а их часто не хватает. Мы организуем досуг больных детей и их родителей, помогаем узнать Москву, устраиваем мастер-классы. Получая тепло, участие наших волонтеров, их заботу, подопечные Фонда хоть на время забывают про страх и отчаяние.
Если родители хотят крестить ребенка, мы с радостью помогаем и в этом: договариваемся с батюшками, покупаем крестильные наборы. В прошлом году, например, таинство Крещения приняли 4 человека. Вместе с грудничком Илюшей в храме в Косино покрестилась и его мама, а крестной малыша стала наш волонтер. А я стала крестной двух девочек-близнецов из Байконура. Малышку Светочку, страдающую ретинобластомой, крестили именем Фотиния в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дяково. А ранее в Елоховском соборе одновременно крестились мама и ее взрослая дочь.
В Савино-Сторожевском монастыре
– Вашему Фонду хватает волонтеров?
– Конечно, нет. Волонтеры бывают самые разные, но их всегда не хватает. Мы очень благодарны всем благотворителям! Без волонтеров просто невозможно. Часто вместо отдыха и развлечений добровольцы едут к нашим подопечным, хотя у многих есть свои семьи. В свободное от работы время бесплатно они делают что-то доброе для других людей. Кто-то чинит кран, кто-то укрепляет упавшие в шкафу полочки, кто-то занимается с детишками арт-терапией, расписывает с ними футболки, учит детей и мам рисовать картины. Будем очень рады новым волонтерам, которые захотят помогать нашему Фонду, например, смогут помочь в генеральной уборке квартир.
Будем очень рады новым волонтерам, которые захотят помогать нашему Фонду, например, смогут помочь в генеральной уборке квартир
– Какая еще помощь нужна Фонду?
– Мы арендуем квартиры уже более 10 лет – с 2013 года. Нужно заменить матрасы, частично – диваны и кровати. Необходимо обновить постельное белье. Недавно фирма «Мебель 169» на благотворительной основе заменила кухонную столешницу, электроплиту и мойку в одной из квартир. В другой квартире требуется замена окон и обновление обоев.
Конечно, всегда очень нужны автоволонтеры, чтобы возить ребят в храмы, музеи, обзорные экскурсии по Москве, в аэропорты, на вокзалы. А еще мы мечтаем о микроавтобусе для паломнических поездок. Раньше у нас был замечательный микроавтобус «Ситроен Джампер» 5 в 1. Всем он нравился. Высокий ребенок на костылях мог стоять в нем в полный рост. Детям с эндопротезами нужно большее расстояние для больной ножки, и было удобно, что расстояние между сиденьями можно было изменять. Сиденья могли раскладываться на 180 градусов, превращаясь в кровать. Однажды мы возили так в Годеново Лешу с мамой. Мальчик после травмы тазобедренного сустава не мог сидеть и ехал лежа. К сожалению, я попала на этом микроавтобусе в аварию. По милости Божией, осталась жива, вокруг микроавтобуса валялись иконки, которые я купила для детей, но машина ремонту не подлежала.
Ежедневно мы молимся перед иконой «Всецарица» и верим, что не останемся без помощи Пресвятой Богородицы:
«О, Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой, но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси, Ты за мя умоли. Да прославляю преславное Твое имя всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь».