«Если бы не убили одного ребенка, второй бы не погиб»

О том, как рушится жизнь

Художник: Педер Кнудсен Художник: Педер Кнудсен

Перед моими глазами сейчас проходит страшная трагедия. Когда в один миг у людей взяла и рухнула их благополучная жизнь. Вот же – еще вчера все было хорошо. Да что там вчера! Час назад. Все радовались, смеялись, любили друг друга, ходили в кино, если мороженое. А потом раз – и все закончилось! Ад на земле! И кажется, что хуже уже не будет. Но жизнь и летит-летит в бездну. Все темнее, все страшнее. И конца и края этому не видно…

На самом деле их благополучная жизнь закончилась не сейчас, а когда Анна сделала аборт. Просто этого тогда еще никто не знал

Но на самом деле благополучная их жизнь закончилась не сейчас. Просто этого тогда еще никто не знал. Закончилась она несколько лет назад, когда Анна (имя изменено по просьбе героини) сделала аборт. Так она сама сейчас считает.

А он мог бы жить!

Однажды в запрещенной ныне соцсети мне написала одна моя знакомая и попросила разрешения дать мой контакт женщине, которая была беременна ребенком с синдромом Дауна.

У нас уже была наша Маша, я активно о ней рассказывала, поэтому такие просьбы были не редкостью.

Я с готовностью делилась и делюсь опытом и высылаю видео дочки. И, конечно, очень радуюсь, когда женщины, с которыми я так общаюсь, рожают, а не делают аборты. Хотя понятно, что если человек связался с мамой такого ребенка, то он как минимум сомневается в убийстве, не уверен, боится. Просто его надо немного поддержать.

Не ставлю это себе ни в какую заслугу, просто благодарю Бога за новую «солнечную» жизнь, к которой я случайно прикоснулась. Или не «солнечную». Потому что бывает и так, что мы вдвоем с той мамой ждем ее ребенка, которому врачи поставили этот диагноз. Я высылаю всякие материалы, даю контакты, она то плачет, то смеется, отчаивается, боится, верит, надеется – как на качелях. Но уже хоть как-то принимает ситуацию. И муж ее тоже. И тут рождается обычный ребенок. И в первые минуты ей даже непонятно, что с ним теперь делать. Они же все уже выучили про синдром Дауна.

А бывает иначе. Пишет в WhatsApp женщина, которой так же дали контакт, и говорит, что будет делать аборт – у ребенка синдром. Ей не нужны никакие материалы об этих детях, никакие видео Маши. Ей не нужна поддержка. Точнее – нужна, но в другом. Она хочет, чтобы я ее поняла, оправдала и сказала, что жизнь с таким ребенком – сущий ад. И подтвердила, что она приняла единственно верное решение – избавиться от него. Называет она это, конечно, более мягко: «прерывание на раннем сроке», «когда там еще ничего нет». Зачем ей мое мнение – непонятно. Но оно ей нужно.

Но я не могу сказать, что жизнь с Машей – это кошмар. Потому что для меня это огромная радость. Вот такая у нас дочка. И я так и говорю. Женщина общается один день, второй. Вроде бы даже слушает. А потом исчезает. Неделю тишина, еще одну… Я пишу: «Как дела?» – а она меня в ответ блокирует. Это значит, что аборт сделан…

Это больно! Это правда больно! Хочешь не хочешь, а чувствуешь свою ответственность, даже вину. Не смогла, не объяснила, не нашла нужных слов… А ребенок мог бы жить. Вот такой – как Маша.

Будущее, построенное на расчлененном тельце

Вот так однажды написала мне в WhatsApp и Анна – с твердым решением сделать аборт и поиском его одобрения. А, может, и не поиском. Просто подруга настояла:

– Поговори-поговори! Ну, что тебе, трудно?

Подруга эта подписана на меня в соцсетях, знает про Машу и очень тепло к моей солнечной дочке относится. И она всеми силами боролась за ребенка Анны. Вплоть до того, что предлагала родить и отдать ей. Сама не знала, готова ли, но вот так вырвалось.

– Не говори глупостей! – отмахнулась Анна. – Там еще ничего нет! И не будет!

Они с мужем Николаем не были готовы к ребенку-инвалиду. Нет, они не были какими-то очень плохими людьми и принципиальными детоубийцами. Они даже считали, что аборт – это не очень хорошо. Но в их случае, когда у плода синдром Дауна, – это и не плохо. Это даже правильно. Зачем мучиться человеку и мучить всех вокруг? Зачем рушить жизнь?

Им, на самом деле, было что терять. Живут они в небольшом, но очень уютном городе. Нельзя сказать, что работа там разнообразная и всегда высокооплачиваемая, но как раз у Анны с супругом все было нормально. И работа, и зарплата – все было на уровне. Квартира своя – трешка с хорошим ремонтом. Да, многих этим не удивишь, но в том городе это правда было признаком немалого достатка.

Был у них и сын – Егор. Тогда – десяти лет. Хороший мальчишка. «Ботан-айтишник», как, шутя, называли его родители. На самом деле – очень одаренный ребенок. Точно – будущий математик, программист, почти что Павел Дуров.

Жили все в свое удовольствие и душа в душу. И ничего не планировали менять. А если и планировали – то только в лучшую сторону.

И вот откуда ни возьмись – инвалид! «Откуда ни возьмись» – потому что беременность была незапланированной. Больше детей они не хотели.

Зачем оставлять больного? Это же значит множить страдания, которых и так в мире очень много

– Если бы плод был здоров, мы бы, конечно, оставили, – объясняла мне тогда Анна. – Но зачем оставлять больного? Это же значит множить страдания, которых и так в мире очень много. Рушить жизнь ему, этому инвалиду, себе, сыну-подростку, над которым будут смеяться. Это конец всему! Да и нет там ничего. А нам еще строить будущее.

Так что исходили они вроде бы не из каких-то злостных, преступных побуждений, а из вполне себе «гуманных». Не считая одного «маленького» нюанса. Будущее свое они собирались строить на расчлененном тельце собственного ребенка.

Интересно еще, что Анна на все лады повторяла мне, что «там ничего нет», «никто ничего не почувствует», «там просто клетка». Как будто пыталась даже не меня, а себя в этом убедить.

Она восхищалась моей Машей, ставила под фото и видео сердечки. И мне казалось, что все не так безнадежно. А потом она пропала. И номер мой оказался заблокирован. Как это и бывает. И мне все стало понятно. И очень больно. Я опять не смогла. Я обняла свою прекрасную, удивительную солнечную дочку и едва не плакала.

Ружье отдал соседу – на всякий случай

Прошло несколько лет. Вдруг недавно со мной связалась Анна. Телефон мой у нее давно куда-то делся. И она написала мне под одним из моих постов ВКонтакте. Просила открыть для нее личные сообщения. Правда, я не сразу поняла, кто это. Но потом разобралась. Я скинула ей мой номер, и мы созвонились…

Я слушала ее и плакала. Мне хотелось ее обнять, как-то утешить. Но она была далеко, да и утешить ее может только Бог. А я могла только слушать и молиться. А еще благодарить за то, что она доверила мне это. Потому что это очень редкий случай – когда в свете таких событий человек делится.

Анна тогда действительно сделала аборт. Николай сам отвез ее и сам привез потом домой. Заботливый. Они с сыном даже букет купили и поставили на кухне в вазу:

– Чтобы мамочка вернулась из больницы после операции и обрадовалось.

Так отец объяснил это Егору. И зажили они как раньше. Даже лучше. И о той «неприятности» Анна с мужем даже не вспоминали. Вычеркнули из жизни, как будто и не было ничего. И строили будущее – счастливое.

Но восемь месяцев назад этого будущего не стало. Ни счастливого, ни обычного. Ни даже несчастного. Потому что слова «несчастье» здесь мало.

В тот день Егор пошел с друзьями в кино. Фильм понравился, потом они гуляли, ели мороженое. Он звонил маме по видеосвязи, и они смеялись. Он попросил погулять еще час, и она разрешила.

Но через час он не пришел. Не пришел и через два. Он никогда больше не пришел. Егора сбила машина – сразу, насмерть! Не стало «ботана-айтишника» и будущего Павла Дурова.

Через час он не пришел. Не пришел и через два. Он никогда больше не пришел. Егора сбила машина – сразу, насмерть!

– Даже поломанного инвалида не стало, а мы готовы были возить его в коляске и ухаживать за ним, – плакала Анна. – Сразу – все!

Похороны она помнит плохо. Она вообще первые недели две почти не помнит. Но это было и хорошо. Хуже стало, когда она, наконец, начала все осознавать.

– Вот тогда мы с мужем и завыли волками. Он – охотник. У него ружье было. Так он его соседу отдал. На всякий случай. Чтобы не застрелиться, – рассказывала мне Анна. – И подруга моя к нам приходила ночевать. Присматривала.

«Зачем мужчине знать?»

Первым в себя стал приходить Николай. Месяца через два… Собирал себя по кускам и жену начал собирать. А однажды сказал:

– Анечка! Мы еще не старые. Давай попробуем еще ребенка родить.

Им обоим было под сорок… Можно было и родить, сейчас родами даже в сорок пять никого не удивишь. Но… Но в тот день к ним домой приехала скорая. Потому что после тех его слов у Анны началась истерика, с которой ни она, ни ее муж сами справиться не смогли.

Николай не знал, что после того аборта Анна сделала перевязку маточных труб. Она ему не сказала. Детей они больше «не планировали». Аборты тоже. Зачем рисковать?

Ей было уже тридцать пять, у нее был ребенок, так что у врачей вопросов не возникло. А мужу она не сказала, потому что:

– Ну, потому что зачем мужчине знать наши интимные секреты? – объяснила она мне. – Мы когда-то с ним обсуждали мою знакомую, которая перевязала трубы. И он сказал, что женщина должна быть «целой». А такую даже не захочется.

Так странно, зачем ему «целая» женщина, если он сам возит ее на аборт…

…Еще через два месяца Николай ушел. Вот так собрал вещи и ушел. Сказав, что не видит смысла им быть вместе. После этого скорая увезла Анну сначала в неврологическое отделение с гипертоническим кризом. А потом она просто там лежала с неврозом. Пока она была там, умерла ее мама. Сердце не выдержало всего, что творилось.

Вспомнила Анна обо мне где-то месяц назад. Когда, сидя в соцсетях, наткнулась на какой-то пост о Маше. Я даже знаю – какой. Видео, где дочка режет колбасу для салата оливье. Пошла по странице и поняла, что это я – та странная женщина, которая несколько лет назад отговаривала ее от аборта и рассказывала, как хорошо им всем жить с ребенком с синдромом Дауна.

Не сразу она решила связаться со мной. Но потом все же написала.

– За эти месяцы после смерти сына я передумала все: как мы жили, как могли бы жить, – рассказывала она мне. – И, знаете, лучше бы я вас тогда послушала… Тогда наша жизнь сложилась бы иначе. А сейчас ее просто нет.

«У меня был бы смысл жить»

Да, рухнуло все не семь месяцев назад, когда погиб Егор. Рушиться все начало тогда, когда она решилась на тот аборт. Она сама это знает и говорит. И дальше все покатилось как снежный ком. Убийство ребенка (да, убийство!), перевязка труб, ложь… Годы лжи… Страшная трагедия с сыном и предательство мужа. Или месть за ложь… Кто сейчас поймет?.. Смерть мамы… Будущее не строится на крови.

– Я много всего передумала, – говорила она мне. И что Бог меня наказал, и что «карма». И что Он виноват в наших бедах. Но в итоге – мы же почти все это сделали своими руками. Ну, кроме гибели сына. Но, быть может, и ее не было бы? Если бы не убили одного ребенка, второй бы не погиб… И мама, наверное, была бы жива. А если бы и были все эти потери, то у нас все равно был бы малыш. Пусть другой, пусть больной. Но у меня был бы смысл жить. Даже если бы Николай ушел тогда. А сейчас его просто нет.

Она сама не знает, зачем рассказала это мне. Я не священник, не психолог. Но мало того что рассказала, еще и разрешила написать.

Я слушала, и мне нечем было ее утешить. Но я даже не знаю, нужны ли ей мои утешения и возможны ли они для нее. Потому что все эти месяцы она летит куда-то вниз и конца-края пропасти не видит.

Но, знаете, несмотря на то, что вот так перед моими глазами вдруг развернулась эта страшная трагедия, я вижу край этой пропасти. Хотя, конечно, со стороны видеть легко.

Я много раз говорила с женщинами, которые сделали аборт, и их жизни пошли наперекосяк. В это сложно поверить, но винят они в этом кого угодно – Бога, врачей, мужа, своих собственных родителей (почему-то), даже меня… Да-да, именно так. Одна женщина, сделавшая аборт и ставшая в результате его бесплодной, обвинила в этом Бога, а потом и меня. Потому что я пишу, что Бог есть Любовь, а Он оказался с ней такой жестокий. Значит, я вру. Но это, наверное, такая защитная реакция.

Анна видит причину произошедшего в себе. И это шаг к покаянию

А Анна видит причину в себе. И это шаг к покаянию. Дай Бог, чтобы это не приняло болезненные формы самоуничтожения. А повернуло ее к Господу. Я очень этого хочу и молюсь об этом. Потому что утешить того, кого утешить невозможно, и правда может только Он. Он все может. Даже дать ей смысл жизни и… сделать счастливой.

И мужу ее Он может дать смысл. Вдруг он еще вернется? Такое же тоже может быть. И Анна примет его. Она сама так сказала. Ничего уже не исправить, не изменить. Но все равно можно построить будущее. Только уже не на крови. И Бог им обязательно поможет, я верю.

Елена Кучеренко

16 октября 2024 г.

Комментарии
Александр25 октября 2024, 17:54
...Поэтому родителям, потерявшим ребёнка, свою скорбь, рыдание лучше претворить в молитву Богу об упокоении души их возлюбленного чада. Ведь дети являются молитвенниками и предстателями пред Престолом Божиим за своих родителей. Пожалуйста ознакомьтесь с письмом Феофана Затворника «Об усопших» от 25 февраля 1879 года № 1466 (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994 г.), рекомендую.
Александр25 октября 2024, 17:53
Татьяна, со смертью близких люди, далёкие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, чёрную тоску: всё, жизнь кончилась., далее жить смысла нет. Верующие также скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому, жизнь продолжается, но в ином качестве. Усопшие не в слезах наших нуждаются, а в молитвах как бедный в куске хлеба и чаше воды. Унынием, депрессией, тоской мы не поможем ему, скорее наоборот можем принести страдания. Ради усопших нужно взять себя в руки, успокоиться и вложить все силы в молитву. Слёзная материнская молитва может достать со дна ада...
Татьяна25 октября 2024, 14:34
Александр, по вашим комментариям получается плакать по умершему человеку - грех? Или я что-то не так поняла?
Александр25 октября 2024, 09:12
Галина И., пишите: «...и не все монахи». Вот и плохо, что нет стремления хотя бы если не стать им (воля Господня), так приблизится к этому образу. В настоящем, сегодня сходить в церковь и поставить свечу, стало таким же обыденным, как сесть в автобус и заплатить за проезд. Отцы (священники), распинаясь с амвона, пытаются донести до сынов Адама смыслы Слова Божия, но у них в одно ухо влетает, а в другое вылетает. Литургия не захватывает. Только за порог храма, и снова пить, блудить и веселиться в завуалированном аду. Вышних не ищут, о вышнем не мудрствуют. Духовной перемены не происходит, нет покаяния.
Александр25 октября 2024, 08:18
Для Галины И. Когда человек плачет всем своим существом от сознания своей неправды, своей вины, и испытываемого глубокого стыда за себя, и острого сознания себя лишенным того света и той жизни, которую ему дано было узреть, тогда от той ни с чем не сравнимой печали рождается энергия устремления к Богу. Стыдно плакать о вещах преходящих.
Александр25 октября 2024, 08:07
Царь Давид воспринимал всё происходящее в свете своих отношений с Богом. Восстание Авессалома воспринял как исполнение пророчества (2 Цар. 12:11), как неизбежное наказание от Всевышнего. Давид чувствовал вину за то, что был слишком жестоким отцом, и надеялся, что его печаль сможет очистить душу от сознания своей вины. У Петра — это был плач грешника, мучимого раскаянием в грехе малодушия и измены Господу. Блудница «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26) вопияла, открывая сокрушение сердца, объявляя множество грехов, обличая непристойные помыслы, греховные мысли, нечистые дела, беззаконные речи. Нужно помнить, что дух уныния отгоняет благодатные слезы, а дух печали сокрушает молитву.
Александр25 октября 2024, 07:25
Галине И. Не знаю, что для вас значат слова «Плакать с плачущими» (Рим. 12:15), но для меня они имеют смысл — сострадать согрешающим в их покаянии о грехах. Плакать мы должны много о грехах своих, а не о земном, чтобы быть омытыми в купели покаяния. Это две разные вещи, так же как квадратное и круглое. Горько плачу я, Господи, при мысли о грехе, которым оскорбил Тебя. Прими мои слезы, как принял Петровы и Давидовы — вот что на потребу! Что значит «Не будем парить в облаках»? А как же тогда: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33)? Странная композиция мыслей у вас.
Александр24 октября 2024, 22:18
...«Не тогда нужно плакать, когда мы бедны, но когда грешим. Только это достойно слёз, а всё прочее достойно даже смеха» (И. Златоуст). Я об этом, если кому-то, что-то, мерещится.
Александр24 октября 2024, 22:17
«У людей бывают трёх различных родов слёз. Бывают слёзы о вещах видимых, и они очень горки и суетны. Бывают слёзы ПОКАЯНИЯ, когда душа возжелает вечных благ, и ОНИ ВЕСЬМА СЛАДКИ И ПОЛЕЗНЫ. И бывают слёзы раскаяния там, где «плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12), и эти слёзы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны» (Ефрем Сирин). «И естественные и греховные слёзы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми отцами менять на богоугодные, т. е. изменять побуждения слёз: приводить себе на память согрешения наши, суд Божий — и плакать ПО ЭТИМ ПРИЧИНАМ» (Игнатий Брянчанинов)...
Галина И.24 октября 2024, 09:33
Александру. Вы поймите одно: дело не в самой скорби как таковой, Христос сказал: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир". Сами по себе чувственные слезы христиан- не грех, так нас создал Бог. "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими". Человек не робот и не машина с программным управлением, и не все монахи. Дело в нашей реакции, в нашей психической рефлексии на эту скорбь. Каемся ли мы в своих грехах, просим ли прощения у Бога, или же обвиняем других, клянем себя, самоуничтожаясь при этом духовно и физически. В отношении слез блудницы, Петра и царя Давида известно всем. А в вашем ответе я отнюдь не настаиваю и не нуждаюсь. Не будем парить в облаках. Бог вам в помощь.
Александр23 октября 2024, 21:40
Галина И. Напишите вашу версию о чём плакала блудница, о чём плакал Пётр, и почему плакал царь Давид о своём сыне, тогда я отвечу на ваш комментарий.
Тамара 23 октября 2024, 18:17
Для р.Б.Тамары!! Неужели вы не нашли бы кусочка хлеба для своего ребёночка,и при чем тут государственные финансы!!!?! Государство и так помогает!! Может, это мы многое и невозможное хотим ?? Лена, спасибо огромное за очередной Ваш рассказ до слёз!! Я тоже делала аборты, теперь постоянно молюсь и прошу Господа Бога простить меня за этот грех!! Слава Богу,у меня есть дети и внуки! Слава Богу за всё!! Бесконечно жаль героиню Вашего рассказа ,ещё и трубы перевязала...И вот осталась в этом мире совсем ОДНА!! Если к Господу Богу не придет, то тогда к ней придет очередная беда!! Господи, спаси и помилуй эту бедную женщину!!!Елена, очень люблю читать и жду Ваших рассказов всегда!!Из Белоруси!! . !
Галина И.23 октября 2024, 17:15
"слёзы, связанные с эмоциональными переживаниями, для христиан непозволительны". Скорбь- удел всех людей, и Иисус Христос был "муж скорбей и изведавший болезни", "блудницы слезы и Петровы приемый". Книга "Плач Иеремии"-горестный вопль, крик боли пророка с лучом надежды на Бога. Плакал царь Давид о своем сыне Авессаломе, плакал и унывал пророк Исаия, др. святые. В скорби мы склонны к обвинению, осуждению других за какие-то действия или бездействия и подвержены тяжкому чувству вины. Свободу от этих греховных страстей приносит духовная борьба, Исповедь и Причащение. "Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая". И при чем здесь протестантизм?
Александр22 октября 2024, 19:56
Иоанна, вот вы обиделись, что я упомянул ваши доводы схожими с протестантизмом. Но простите меня, если бы вы мыслили по-православному, то помнили бы о том, что УНЫНИЕ один из восьми смертных грехов. Именно уныние не даёт нам молиться за усопших. Они ведь нуждаются в нашей помощи. Понимаете? А вы чему учите? Господи, помилуй.
Александр22 октября 2024, 19:32
Батюшка игумен Никон (Воробьёв) давал также такой совет: «Когда тебе будет очень тяжело, то скажи от всего сердца: «Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив мне, грешной». Повторяй эти слова много раз, пока скорбь не утихнет. Она обязательно утихнет, если от сердца будешь произносить». А вы со своим протестантизмом советуете рыдать днём и ночью. Так что-ли?
Александр22 октября 2024, 19:21
Иоанна, игумен Никон (Воробьёв) рекомендует молитву или псалмопение и благодарение Господа, как средство от тоски, от скорби. Батюшка говорит, что при понуждении себя в этом со вниманием скорбь ваша утихнет, и вы получите большую пользу душевную. Вот его прямая цитата: «Если же будешь изнывать в скорби и ПЛАКАТЬ ПО-МИРСКИ, то сильно погрешишь и повредишь себе телесно и духовно, не найдя утешения».
Александр22 октября 2024, 17:08
Иоанна, где вы нашли у меня в тексте, чтобы я запрещал кому-либо плакать?
Варвара22 октября 2024, 14:46
Душераздирающе....... Детей жалко, обоих, да и их с мужем тоже..
Мария22 октября 2024, 12:48
Я попала в больницу, сижу на прием, рядом со мной девушка, у неё уже второй аборт, один ребёнок есть. Она это так легко описывает, как за хлебушком сходить. Я и муж проходим 100 кругов ада, чтобы у нас появился малыш, а тут человек, которому Господь такой дар даёт, причём легко, без всяких проблем, а ей не надо. Разные миры и разные взгляды. Одному сыпется изобилие и он топчется по нему, а другой пытается за крупицу ухватиться. Осуждать страшно, ведь что то загнало человека в угол, как испуганного зверя, раз он на такое решился. Бог нам всем судья.
Иоанна_22 октября 2024, 11:58
Александр /Версия, которую вы описываете, склонна к протестантизму./ Вы это сами определили? Христос, будучи Богочеловеком, имел неукоризненные страсти, то есть некие немощи, не являющиеся греховными, но не отъемлемые от человеческого естества. В том числе чувства. Это православная догматика. Ещё раз: запрета на выражение чувств у нас нет! Что слёзы, вызванные эмоциональными переживаниями, недопустимы - это ваше собственное суждение. Приведённые вами цитаты - о другом, о том, что надо различать слёзы покаяния и слёзы "душевные". Но что слёзы как следствие скорби или боли ЗАПРЕЩЕНЫ - такого у святых отцов вы не найдёте.
Александр22 октября 2024, 01:19
...В этой жизни смерть — явление противоестественное. Бог её не создавал заранее. Она проникла в мир людей благодаря их непослушанию.
Александр22 октября 2024, 01:18
...Ибо как всё прочее, так и плач требует соразмерности с разумом касательно того, о ком, сколько, когда и как должно проливать слёзы. А что слёзы Господни пролиты не по страстному движению, а для нашего научения, сие видно из сказанного: «Лазарь, друг наш, успе; но иду, да возбужу его» (Ин. 11:11). Иисус во всём поддерживая нашу немощь, в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно». Любая смерть достойна слёз, потому что напоминает о том, чего люди лишились – дара вечной жизни...
Александр22 октября 2024, 01:16
Иоанна, версия, которую вы описываете, склонна к протестантизму. Хорошо, давайте разберёмся почему же плакал Иисус? Известно, что Христос — совершенный Бог, и совершенный Человек. Лазарь был другом Спасителя и как друг Его, без сомнения, был и праведен. Не будучи праведен, не был бы возлюблен. Иисус плачет, несмотря на то что заранее знал, что Лазарь умрёт, и что Он идёт его воскресить. Казалось бы, зачем Ему плакать, если даже сама смерть повинуется Ему и отступает перед Его волей? Василий Великий рассуждает так: «Господь плакал, чтобы исправить излишнюю чувствительность и малодушие склонных к сетованию и слезам...
Александр21 октября 2024, 22:46
Иоанна я помолчу так лучше будет. Как хромого не ворочай всё равно нога короче.
Алла21 октября 2024, 17:50
Hola, так и я говорю о втором ребенке. Она ведь связывает смерть первого с абортом. То есть винит себя в ней. Даже если бы она не перевязала трубы и родила ещё, чувство вины перед старшим не ушло бы, она по-прежнему бы считала, что он погиб из-за неё.
Иоанна_21 октября 2024, 16:44
Слезами в страстном устроении не являются слёзы матери, потерявшей ребёнка. Эти слёзы - дар Божий, Его милость к человеку, облегчение невыразимой скорби. Сам Господь плакал о потере своего друга Лазаря, Александр, плакал именно по Своей человеческой природе. Такие слёзы непредосудительны.
Александр21 октября 2024, 15:55
...Слёзы от многих и различных причин: от естества, от неправильной скорби (обиды, самолюбия, тщеславия, т. д.) святой Иоанн советует исследовать страхом Божиим и очищать памятью исхода из этой жизни. И ещё хотел бы обратить ваше внимание на такие слова: «велика злоба врагов наших; они и матерь добродетелей соделывают материю страстей и вины смирения обращают в повод к гордости». Помните пожалуйста об этом.
Александр21 октября 2024, 15:54
Иоанна, не в обиду, вот вы не разобравшись сразу начинаете спорить, высказывать своё самомнение. «Плакать нам должно» - говорит преподобный Макарий Оптинский - «истинное раскаяние требует плача, и плача многого; только слезам в страстном устроении верить не должно как правильным». Духоносный старец также ссылается на святого Иоанна Лествичника, который также утверждает: «не верь источникам слёз твоих прежде совершенного очищения от страстей», и далее: «Егда во мнящихся по Богу плакати узрим гнев и гордость, то слёзы таковых должно почитать за неправильные, кое бо общение свету ко тме?» По-моему смысл этих слов понятен, не так ли?...
Иоанна_21 октября 2024, 10:37
Александр, откуда вы взяли, что слёзы, связанные с эмоциональными переживаниями, для христиан непозволительны? Чувства - это часть человеческой натуры, чувства вложены в человека Богом. Разумеется, чувства надо стараться хранить и держать под контролем, но никакого запрета на проявление чувств у нас нет!
Hola20 октября 2024, 21:51
*Алла18 октября 2024, 19:49* я говорила о втором ребенке, который не родился. А то что старшего будут помнить, это понятно
Александр20 октября 2024, 20:50
...В комментарии ранее говорилось о поиске воли Божией и предании ей. Не зная человека духовно бессмыслено давать советы, потому что по словам Евангелия: «слепой слепца» водить не способен, ибо оба они падут в яму (Мф. 15:14). На всё есть воля Божия. Поэтому не будем судиться с Ним, Он всегда победит.
Александр20 октября 2024, 20:49
...Когда человек плачет, это есть состояние жизни ума и сердца единым предметом. Однако, слёзы, связанные с эмоциональным переживанием (плач о вещах мира сего, земных потерях) в среде христиан считаются непозволительными. Вот почему они, для начала истинной молитвы, такое состояние стремятся быстрее перевести на духовное (плач о вещах непреходящих, о Боге и жизни в Нём). Описанная трагедия в статье, не единична. Человеку нужно стараться жить по-христиански, а не уходить глубже в атмосферу греха. И не важно как к нему отнесутся окружающие, потому что словесная проповедь «сынов перстных» может оказаться всего лишь пустым барабанным боем...
Александр20 октября 2024, 20:48
Часто человек отпадает от веры, потому что: судьба тяжела, убит дорогой человек, умер ребёнок. Как только постигнет беда, поносит Бога. К сожалению, современный гуманизм мира строится на принципе отрыва ума от сердца. Не достигая плана подлинного христианства (соединение ума с сердцем) он занят дисциплиной человека, воспитывая в нём постоянную сдержанность, требуя всегда «ясного» логического действия. Выходит, что ум поставлен перед требованием — не сойти в сердце, а действовать согласно «холодным» расчетам логики. Аскеты утверждают: «сердце — орган богопознания». Люди обычно не знают того, что ум их живёт одной жизнью, а сердце другой...
раба Божия тамара20 октября 2024, 19:07
Мы не знаем как и что взаимосвязано, это Воля Божия, Его предуготовление нашей жизни, кто-то из старцев сказал -убивая нерожденых мы сами меняем этот порядок и создаем хаос. Здесь еще и уменьшение семей- старшии живут отдельно от молодежи, отсюда и нежелание загружать жизнь, просить помощи. Но главное- начало положено в начале века, когда большевики издали закон о разводе по желанию женщины и разрешили аборты. А назад повернуть уже трудно. Сталин издал Приказ о запрете абортов, а про финансы забыл,а на что растить? Вот и делали негласно, погибали... Цепочка не рвется, "Мое тело - моя воля" так митингуют женщины. А наши- молча, без митинга делают, это уже как цунами, который не остановить.
Юрий20 октября 2024, 15:26
Как все просто аборт связан с гибелью старшего сына. А за что был наказан старший ребенок? Бог прям истязатель неумолимый. Аборт конечно грех, но не стоит искать прямую связь, если конечно у автора нет дара прозорливости. Такое упрощение врят ли приведет человека к Богу. Если только к психозу или психо-самотическому расстройству от чувства вины.
Ксения19 октября 2024, 04:51
Бог любит каждого человека больше ,чем мы думаем. И в этой истории тоже каждого человека. И даже плохое попускает для того , чтобы потом было хорошее. Есть все равно впереди свет и для Анны и для всех. Человек немощный и склонный ко греху больше чем к праведности. И этот осознанный грех помогает ему найти Бога и прильнуть к Нему как к Отцу и поплакать и повернуться к Свету. Все будет хорошо, главное теперь уже через боль и страдания вернуться к Отцу. А Отец обо всех позаботится. Анна, помоги Господи Вам обрести истинный смысл жизни - спасение души через покаяние и служение Богу и близким. Радость все равно будет от любви Бога к нам грешным.
Алла18 октября 2024, 19:49
Hola, женщина жалеет о погибшем сыне, и она его гибель связывает именно в абортом. Новый ребенок не заставил бы её забыть о старом.
Галина И.18 октября 2024, 14:02
Иоанна, конечно, вопрос спасения- самый главный для нас всех. А понятия "праведник" и "беззаконник" при жизни людей являются крайне относительными. Изменение их содержания проявляется как следствие раскаяния- не раскаяния и в языковом выражении, и в поступках. Поэтому Бог говорит:"Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается". НО: "Праведник, если отступит от правды своей,...он умрет...И беззаконник, если обращается от беззакония своего,..-к жизни возвратит душу свою" (Иез.18:20-27).Языком ведь тоже можно убить человека, разрушить его жизнь. А можно и вернуть его к жизни.
Hola18 октября 2024, 11:34
Увы, женщина жалеет не об аборте, как таковом. Не перевяжи она трубы, родила бы ребенка, муж не ушел, и не вспоминала бы она об убийстве. Тут немного сбиты акценты. Спусковой крючок - операция по перевязке труб. Муж, который одобрил аборт, женится и родит детей, и не вспомнит об этом. Сколько женщин делают аборты. и рожают ребенка. Сколько женщин не могут родить, хотя ни в чем не виноваты. А кто-то получает сильно больного ребенка.....
Татьяна18 октября 2024, 11:05
Мне кажется, что рассказ не о том, что Бог наказал сына героини. Чистая душа ребенка попадает в Рай. Поэтому смерть для ребенка не значит наказание. А вот для бедной грешной матери начинаются скорби и мучения. Но через эти скорби героиня рассказа приходит к покаянию, а значит к очищению души. Ведь Господь хочет спасение каждого человека. А спасти свою душу можно через покаяние. Если довериться Богу, то можно спастись, и уже в земной жизни получить утешение, счастья пребывания с Господом.
Иоанна_18 октября 2024, 08:47
Жизнь после аборта пошла в гору? В какую "гору", Антоний, может пойти жизнь человека после тяжкого греха?! Вы не знаете, что творится у человека в душе - так вам прямо всё и расскажут! И здесь нигде не говорится, что Бог наказал сына, речь только о ней самой. Да, бывает так, что Бог разрушает земное благополучие человека, чтобы привести его к покаянию. Так как без покаяния спасение души невозможно. А спасение души - это и есть самое большое благо, о котором прежде всего и заботится Бог.
Галина И.18 октября 2024, 07:33
Простите. Антоний: "И праведный отец не ответит за грехи сына". Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета один и Тот же, "в Нем нет ни тени перемены". Бог не меняется, изменились в Новом Завете (договоре Бога с человечеством) условия спасения. "Иисус вчера и сегодня и во веки Тот же". Рождающемуся человеку передается по Божьему благословению (Быт.1,28) и тело, и душа в ее природном аспекте. Но личностное начало -это каждому дар Божий. Родители ответственны за воспитание детей, и воспитывать их надо в духе Евангелия, а не по человеческим меркам, иначе нам беда. Праведный священник Илий прогневал Бога и был предан смерти со своими "негодными сыновьями" из-за их беззаконий при жертве (1Цар.1-4).
Евгения18 октября 2024, 06:29
Елена, здравствуй, если можно напишите мне пожалуйста настоящее имя героини рассказа, помолюсь и в храме подам поминовение Можно на ватсап 89132658005 Можно на почту evvlasova4791@gmail.com Спасибо, если можно
Галина И.17 октября 2024, 20:30
Бог в разных ситуациях может действовать по- разному, на то Он и Бог. "До третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" передается генетическая, биологическая, духовная наследственность, которая влияет на детей, но не является Божиим наказанием. Есть последствия греха и личная ответственность за грех: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина" (Иез.18:2). Каждый отвечает за свои грехи: "каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иак.1:14). Причиной болезни и смерти может быть совершенный грех, но в случае со слепорожденным Господь сказал:" Не согрешил ни он, ни родители его". Самоосуждение и осуждение на этой почве неприемлемо, т.к. это "ухищрение лукавого".
Галина И.17 октября 2024, 19:05
Ольга17 октября. Похоть- греч. слово, сост. из двух слов, означающих "иметь больше"; преследовать искл. свои цели в любой сфере жизни. "Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей... не есть от Отца, но от мира(сего) (1 Ин.2:16). "А сделанный грех рождает смерть: так как смерть есть необходимое следствие греха, как возмездие за него (Рим. 6:23); смерть разумеется не телесная, а духовная, как и под жизнию выше (Иак.1:12) разумеется духовная жизнь" (еп. Мих. (Лузин). "Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающий в общество с сатаною" (Прп. Мак.Великий) "Яблоко от яблони..."? Прочитайте здесь статью "ИОАНН ДАВИД, ПАСТУХ БОЖИЙ". Этого чуд.-го святого мать родила без мужа.
Антоний 17 октября 2024, 17:05
Бог не наказывает детей за грехи родителей. Он это четко и ясно сказал через как минимум двух пророков, говоря о времени Нового Завета, которое наступило со Христом. А "яблочко от яблоньки" - это прямой результат воспитания. Об этом как раз Святые Отцы говорят: грех наследуется, прививается, а не наказание за грех отцов. Если грешник воспитал грешника, то каждый ответ за свои грехи. Если же сын праведен, то он не ответит за грехи отца. И праведный отец не ответит за грехи сына. Это сказал Бог. Тезис о неизбежном мщении родителям за нерожденных братьев и сестер является богопротивным, поскольку делает рождённого заведомым грешником, не почитающим родителей.
Ольга17 октября 2024, 13:38
На комм-рий Галины И. "... похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Почитайте о детях, рожденных от блудников. Зачастую "яблоко от яблони..."
Лида17 октября 2024, 10:41
Бог и не из таких ситуаций вытаскивает и дает счастье. Мой мейл есть в редакции, буду рада пообщаться с Анной.
Ирина17 октября 2024, 10:22
Галина16 октября 2024, 10:58 К сожалению, Галина Вы ошибаетесь.«Детоубийство – грех смертный, последствия его отразятся в первую очередь на вашей душе, а потом и на тех детях, которых вы уже родили. Они будут в жизни мучиться и Вам воздадут за загубленного братика таким горем, что и не пережить вам будет».архим. Иоанн Крестьянкин. Еще в одном своем письме он пишет: «Святые Отцы говорят, что за детоубийства дети, оставшиеся в живых, отомстят матери за своих братьев и сестер, не увидевших света Божия».«После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле.."Может поверим св.Отцам? И не забывайте о покаянии. Даже самый страшный грех Господь прощает. Непрощенный грех лишь самоубийство.
Ирина17 октября 2024, 09:35
В чём-то дети несут последствия поступков своих родителей,проверено уже опытом,а в чём-то нет. А почему так,это только Творцу известно. Не всё в мире линейно,многие вещи нам непонятны!
Алла17 октября 2024, 01:22
Уважаемые комментаторы, если вы не заметили, то Елена просто цитирует мысли матери. И кто вам сказал, что лежащее у неё на сердце - ложно? Думаю ей виднее, чем вам. Может Бог дал ей понимание. И дело не в наказании. Как знать, может Бог мог отвести от парня смерть по заслугам матери, но не стал этого делать. Бывают же чудесные спасения, даже я лично знаю парочку случаев. Не верю, что это были случайности, верю, что Бог уберег. А мог не уберечь. Почему одних Он спасает, а других - нет? Мы не знаем. Но можно предположить, что иногда это происходит ради чьих-то заслуг.
Инна16 октября 2024, 23:37
Елена, спасибо Вам большое за Ваши рассказы. Всегда читаю, стараюсь не пропустить ни одного. Вы очень трогательно передаёте рассказанные Вам истории. Божьей помощи Вам во всём.
Елена16 октября 2024, 22:49
Да, всё что написано правда пережить и самое главное понять с чего всё началось, очень трудно.
Julie 16 октября 2024, 22:13
Нет,наверное,дети не отвечают за грехи родителей... В далеком 1986 родственница узнала, что ожидает малыша, взрыв на ЧАЭС, они родом с тех мест. В семье уже рос 2-хлетний мальчик. Мать отговорила, рожать, мол,радиация, урод родится. Больше детей родить не смогли. Старший парень радовал, поступил в столичный ВУЗ, работал. Но в возрасте 30 лет при невыясненных обстоятельствах выпал из окна. Насмерть...Я не могу представить боли той матери, не сужу ее ни в коем разе! Нет больше детей, не будет внуков, да и матери, отсоветовавшей роды в 1986 тоже нет...
Наталия16 октября 2024, 21:52
Мне не показалось, что суть рассказа в том, что Бог наказал героиню за аборт. Бывает так, что мы сами чувствуем, когда одно событие имеет связь с другим, вытекает из него. Думаю, это понимание приходит на глубинном духовном уровне. И не нам судить о воле Божией.
Галина И.16 октября 2024, 19:15
Галина: "Дети за родителей НЕ отвечают". Да, принято считать, что не отвечают, и в качестве неоспоримого аргумента обычно приводятся некоторые цитаты из Ветхого Завета. Но возьмем, к примеру, историю с царем Давидом. "Тогда сказал Нафан Давиду: «Ты тот человек, который сделал это. Зачем ты не почтил Господа и сделал злое пред очами Его? Урию ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом аммонитян. Итак, не отступит меч от дома твоего». И сказал Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом». Видя его раскаяние, Нафан сказал ему: «Господь снял с тебя грех твой, ты не умрешь; но так как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2Цар.12).
Ольга16 октября 2024, 17:14
Рассказ не читала, комментарий - по заголовку. "В России по итогам 2023 года количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей выросло на 8,4% - до 17,18 тыс. происшествий. В них погибло 607 детей (+11%), 18,8 тыс. получили ранения (+8,2%)". Неужели причина всех этих 607 трагедий родительские грехи?! Совсем недавно на портале был рассказ на ту же "тему" - мол, дети ответственны за грехи родителей. Не помню, этого автора или кого-то другого. И опять двадцать пять.
Елена16 октября 2024, 16:52
В книге воспоминаний келейницы о. Иоанна Крестьянкина Т.С. Смирновой есть пронзительный эпизод, когда к старцу пришла уничтоженная горем мать,у которой дочка 9-ти лет выпрыгнула из окна и погибла, оставив матери записку. Отец Иоанна говорил с нею, сказал очень важные слова. И ещё приблизительно следующее: " Господь хотел бы, чтобы мы спасались без скорбей, да мы-то спасаться без них не умеем"
Ирина 16 октября 2024, 14:49
Женщину жалко. Мужчина повёл себя некрасиво. Хорошо, если это осознает. Но, мне кажется, нет прямой связи с абортом и смертью сына. Не нужно впадать в отчаяние. Нужно покаяться, поговорить со священником, и не раз...
Елена16 октября 2024, 12:32
Елена, часто, читая ваши статьи, я плачу. Плачу, вспоминая свою молодость, когда убила 2 своих детей. Помню, после 1-го аборта, я так рыдала, думала, у меня сердце и другие внутренние органы вырвутся из горла, ну и хорошо, лучше пусть я умру. После 2-го аборта реакция не была столь сильной, но все же я плакала. И так плачу уже около 35 лет. Ну и пусть плачу, это все же не так ужасно, как постоянно смеяться и радоваться жизни с "чистой душой". Боюсь, конечно, не только говорить, но и думать об этом, но Господь был ко мне, такой страшной и бесчеловечной, милостив, даровал дочь, даровав мне и пострадать от болезней во время и после беременности. Слава Богу за все!
Галина16 октября 2024, 10:58
Никакой связи между абортом и гибелью другого ребенка нет! Дети за родителей НЕ отвечают. А муж в этой истории выглядит некрасиво.
Александр16 октября 2024, 10:16
...Боясь, что она не совпадёт с его заветными желаниями, пытается освободить себя от этой заботы отдаваясь с увлечением своим игрушкам и страстям, желая закрыть свои глаза, чтобы не видеть, и уши заткнуть, чтобы не слышать того, что ему не приносит радости. Культура послушания — то, что является показателем пребывания Бога внутри нас. Без послушания не мыслится спасение, потому что человек зажат в тисках своего эгоизма, противного Богу.
Александр16 октября 2024, 10:11
...К сожалению, в современных реалиях если и рожают детей, то преимущественно по плоти, отсюда у детей проявляется неспособность к вере, что они – образ Бога Вечного. Погрузившись в отчаяние, уже не верят в воскресение. Смерть человека представляется им полным уничтожением, тогда как она должна быть моментом перемены формы нашего существования, днем рождения нашего для более высокой жизни, уже во всей полноте своей принадлежащей Богу (Ин. 3:36, 5:24, 8:51). Само Откровение и вселенский опыт Церкви призывает искать волю Его, чтобы познать её и предаться ей: «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Далекому от Бога воля Его внушает страх...
Александр16 октября 2024, 10:10
Факт, что Бог Слово воплотился от Жены, показывает, что женщина нисколько не умалена пред Богом. Материнство (Быт. 3:20) — великий подвиг, это служение и роль женщины в Церкви, которое часто недооценивается в повседневной жизни. Женщина есть носитель великого царственного священства, примером которого является Божия Матерь, которое даровано всем верующим (1 Пет. 2:9). Велик этот подвиг потому, что мать даёт жизнь новому человеку не только по плоти, но и по духу (Ин. 3:3), являясь родителем сынов Божиих (Лк. 20:36). И женщины должны оправдать это их назначение. Старцы говорили: мир, никогда, в сущности, не жил подлинно по-христиански...
Ольга16 октября 2024, 09:51
Елена, этой женщине стоит прочитать книгу "Перейди за Иордан" монахини Нины. У нее тоже трагические события были в жизни (она наша современница). Пример ее стойкости очень сильно вдохновляет.
Антоний 16 октября 2024, 07:10
P.S. "Не стало «ботана-айтишника» и будущего Павла Дурова" - вот этого я никогда не пойму: пророчить, не будучи пророками, видеть будущее, которое не наступило. Сколько я видел за свою жизнь талантливых школьников, чья жизнь пошла под откос, и дворовых хулиганов, ставших профессорами... Все попытки предсказать будущее - это гадание на кофейной гуще. Что не умаляет трагедии гибели подростка вследствие невнимательности. Вывод один: хотите, чтобы ваш ребенок жил? Приучайте соблюдать ПДД, они написаны кровью. А сегодня, в эпоху самокатов, на которых гоняют вдвоем, потерять жизнь - легче легкого.
Антоний 16 октября 2024, 06:52
"Я много всего передумала, – говорила она мне. И что Бог меня наказал, и что «карма». И что Он виноват в наших бедах" - Бог установил законы физики и дал людям волю. Остальное - следствие воли человека. Связаны ли с собой гибель двух детей - убитого абортом и сбитого машиной? Нет, конечно. Обе произошли в результате действия людей и в соответствии с законами природы. Бог не вмешался ни там, ни там. Почему? Это тайна Божия. "Я много раз говорила с женщинами, которые сделали аборт, и их жизни пошли наперекосяк", или наоборот - в гору. Таких историй - полно. Что не отменяет ответственности перед Богом и своим родом за казнь младенца. Но и не накладывает вины и рока на других детей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×