Православный календарьПравославный календарь
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Священный Синод рассмотрел вопрос об отпевании детей и подростков, совершивших самоубийство в результате воздействия суицидальных групп или иного деструктивного влияния

Москва, 25 октября 2024 г.

    

24 октября 2024 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о порядке рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство (журнал № 123), сообщает Патриархия.ru.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла комиссия Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни провела исследование вопроса о возможности совершения отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство под воздействием суицидальных групп («групп смерти») или под иным деструктивным влиянием. Комиссией проведены консультации и семинары при участии опытных пастырей, педагогов и психиатров.

Комиссия со скорбью констатировала, что неустойчивость подростковой и детской психики, особенно подпавшей под воздействие злоумышленников, пользующихся манипуляциями или шантажом, в частности, в суицидальных группах («играх смерти»), может привести детей или подростков к совершению суицидальных действий. Подобное состояние может рассматриваться как состояние «вне ума» по выражению 14-го правила Патриарха Тимофея Александрийского, предусматривающего возможность церковного поминовения людей, наложивших на себя руки в таком состоянии.

Комиссия подготовила предложения, касающиеся порядка рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство. Эти предложения были разосланы 8 августа с.г. в епархии Русской Православной Церкви для получения мнений епархиальных Преосвященных с уточнением, что отсутствие ответа будет рассматриваться как согласие с предложенным проектом. В предусмотренный для направления ответов период, помимо положительных отзывов, отрицательные отзывы поступили только от трех Преосвященных. Кроме того, поступило несколько предложений по внесению поправок в проект, в основном относящиеся к возрастным категориям.

Члены Синода постановили:

1. С глубокой скорбью отметить актуальность проблемы участившихся случаев намеренного доведения подростков и детей до самоубийства, в том числе посредством шантажа, манипуляций или использование иных деструктивных методов, подавляющих критическое мышление и естественную осторожность жертвы.

2. Напомнить, что сознательное самоубийство, к примеру «от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия» (Тим. Ал. 14) есть тяжкий грех, препятствующий совершению церковной заупокойной молитвы о наложившем на себя руки. Тем более тяжким грехом является намеренное доведение до самоубийства.

3. При этом, имея в виду правило Патриарха Тимофея Александрийского 14-е и основанное на этом правиле определение Священного Синода от 27 июля 2011 года (журнал № 87) относительно возможности отпевания лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, а также принимая во внимание неустойчивость подростковой и детской психики и ее подверженность манипулятивным влияниям извне, — определить следующий порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребенка или подростка, совершившего самоубийство:

а) вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребенка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией, порядок работы которой определяется епархиальным архиереем;

б) при рассмотрении ситуации членами комиссии (или по ее поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, могущие подтвердить, что упомянутый ребенок (подросток) имел устремление к Богу, вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность. Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии;

в) при заключении епархиального архиерея или епархиальной комиссии о невозможности совершения отпевания, священнику следует предложить родственникам совершить «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», утвержденный синодальным определением от 27 июля 2011 года, а также, в случае просьбы родственников о поминовении умершего, совершать таковое в своей домашней молитве словами преподобного Льва Оптинского, как это предусмотрено в том же синодальном определении: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́»;

г) в любой ситуации священнику надлежит проявить сострадание родственникам скончавшегося, обратив к ним слова утешения; разъяснить им, что их отношения с ребенком, наложившим на себя руки не закончились и он нуждается в их вере и молитве; призвать их к молитве об усопшем несовершеннолетнем, к деятельной христианской жизни, непременно включающей регулярное посещение храма и участие в Таинствах Церкви.

25 октября 2024 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 81 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×