Едино просих от Господа, то взыщу:
еже жити ми в дому Господни
вся дни живота моего,
зрети ми красоту Господню
и посещати храм святый Его
(Пс. 26, 4.).
История России знает ряд таких событий, которые называют поворотными, потому что они влекли за собой смену эпох. И самое масштабное из них по своим последствиям – Крещение Руси. Это было деянием Великого князя Владимира, деянием, равного которому по его последствиям не было, нет и не будет до скончания века, – он крестил языческую Русь, тем самым предопределив дальнейший ход ее истории, уготовав ей место в мире восточно-христианской цивилизации, в котором она, после падения в 1453-м г. Константинополя – Нового Рима – названная Третьим Римом, заняла на века лидирующее положение.
Крещению Руси предшествовало его собственное обращение к вере во Христа. Свое Крещение Великий князь пережил как потрясение, оно вызвало переворот в его душе, в его образе жизни, в восприятии мира. Он и до обращения отличался великодушием и щедростью, но, став христианином, святой Владимир направил свое радушие и гостеприимство на служение ближним, на помощь нуждающимся. Как свидетельствует летопись, он всегда любил празднества и пиры, но, став христианином, пировал уже не с одними только боярами, а созывал народ отовсюду, кормил и поил многочисленных неименитых гостей, всех пришедших.
«Слыша бо единою Еуангелие чтомо: ‟Блажении милостивии, яко теи помиловани будуть”… повеле нищю всяку и убогу приходити на двор на княжь и взимати всяку потребу: питье и яденье, и от скотьничь кунами (деньги из казны)»[1].
Главной его заботой, помимо государственных дел, стало строительство церквей в городах и весях Русской земли
А главной его заботой, помимо государственных дел, стало строительство церквей в городах и весях Русской земли.
Князь «повеле рубити церькви и поставляти по местом, идеже стояше кумиры. И постави церковь Святаго Василья на холме, идеже стояше кумири – Перун и прочии, идеже требы творяху князь и людье»[2].
Церковное почитание Крестителя Руси через два с лишним столетия после его праведной кончины вылилось в причтение его к лику святых в чине равноапостолов. Тогда, в XIII веке, этому поспособствовало то обстоятельство, что знаменитая победа над шведами в битве на Неве была одержана его славным потомком – князем Александром Невским – в день преставления равноапостольного Владимира. Помимо церковной канонизации, князь Владимир канонизован еще и народной памятью, отразившейся в былинах, величающих его «Красным Солнышком», а высшей похвалы нет на языке фольклора.
Благодарная память о равноапостольном Владимире выразилась в посвящении ему храмов, воздвигнутых в разные эпохи в городах и селах Великой, Малой и Белой Руси. Из множества их особо следует упомянуть Свято-Владимирский собор в Херсонесе, построенный на месте Крещения равноапостольного князя, Владимирские соборы в Санкт-Петербурге, в Астрахани, в Воронеже, в Луганске, Троице-Владимирский собор в Новосибирске, церковь Святого Владимира в Старых Садех в Москве, захваченный и поруганный раскольниками Владимирский собор в Киеве.
Крестителю Руси посвящаются и многие из тех храмов, которые строятся в наше время, когда православный народ чает восстановления единства крещенной им Русской земли, простирающейся от Карпатских гор до Тихого океана.
Один из таких храмов возводится сегодня в Подмосковье, в селе Нагорное, на полпути от Москвы до Сергиева Посада. Он строится в нововизантийском стиле, в каком был построен Свято-Владимирский собор в Херсонесе. Храм был заложен более 10 лет назад, в 2013-м году. Первые богослужения совершались в вагончике, в деревянной часовне, в армейской палатке. Строительство останавливалось, возобновлялось, средства то появлялись, то иссякали. Работы всё это время велись за счёт пожертвований, на собранные прихожанами средства. Сейчас завершается процесс кирпичной кладки, впереди – возведение крыши, кровельные работы, внутренняя отделка. Пока народ молится в крипте храма (для пожилых прихожан теснота в ней становится большим испытанием). Надеемся, что финансовые затруднения будут преодолены, и к весне появится возможность служить уже в самом храме.
Обычаем храма стало особое почитание не только самого равноапостольного князя, но и его родственников: святой равноапостольной Ольги, святых Бориса и Глеба, святого благоверного Александра Невского, других святых князей и правителей нашего Отечества.
Храм ещё не достроен, но при храме уже действует воскресная школа, проводятся занятия с народным хором, опекаются одинокие и пожилые прихожане, работает трапезная для прихожан, готовая накормить всех желающих .
Мы призываем наших читателей попросить в молитве заступничества «нашего общего духовного отца», равноапостольного князя Владимира, чтобы нашлись жертвователи и благотворители, милостию которых строительство храма было бы завершено.
Община храма обращается ко всем, кто почитает Крестителя Руси, с призывом помочь храму, воздвигаемому в его честь, поучаствовать вместе со святым князем в деле приобщения нашего народа ко Христу.
***
В настоящее время для продолжения строительства храма нужно приобрести машину кирпича, чтобы как можно быстрее завершить кладку карниза стен и начать обустройство постоянной крыши. Приближается зима... Временная кровля уже не может закрыть весь храм.
Стоимость одной машины кирпича с доставкой на стройплощадку храма – 141440 руб.
Контакты храма
Тел. +7 (925) 027-23-35
Почта: stvladimircerkov@yandex.ru
Сайт храма: s-vladimir.ru
Адрес: Россия, Московская область, Пушкинский городской округ, дер. Нагорное, ул. Чапчикова, д. 10Б
Получатель: МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКОГО ХРАМА Д.НАГОРНОЕ ПУШКИНСКОГО ОКРУГА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
Расчётный счёт: 40703810740020000511
ИНН: 5038081833
КПП: 503801001
ОГРН: 1115000001390
Банк: ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044525225
Кор. счёт: 30101810400000000225
***
[1] Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М., 1978. С. 140.
[2] Цит. изд., с. 132.