Даша Севастопольская (1827–1892) – легенда Крымской войны

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5: 7).

Даша Севастопольская, скульптура на здании панорамы обороны Севастополя автор Петренко В.В. Даша Севастопольская, скульптура на здании панорамы обороны Севастополя автор Петренко В.В. Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним читателям главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя христианских святынь и народов в Османской империи. Также она потребовала у Турции признания черноморских проливов Босфора и Дарданеллы свободными для военного флота России. Турецкое правительство отказало в этих требованиях, и 20 октября (1 ноября) 1853 года Российская империя вступила в войну с Турцией.

Война между Россией и Турцией первоначально складывалась удачно для России: русские войска одержали ряд побед на Кавказе, под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова полностью уничтожили турецкий флот в Синопском сражении (Синоп – город в Крыму), захватили турецкую крепость Карс. Но основные события войны развернулись на Крымском полуострове, где находилась главная российская военно-морская база на Черном море – Севастополь. Англия решила не допустить победы Российской империи над Турцией и усиления ее роли в Восточной Европе. 15 (27) марта 1854 года Англия и Франция объявили России войну. 2 сентября того же года англо-французский экспедиционный корпус высадился у берегов Евпатории и уже оттуда по суше двинулся к Севастополю. 8 (20) сентября 1854 года после битвы на реке Альме русские войска были вынуждены отступить. Затем театр военных действий переместился в Севастополь: началась осада города. 27 августа (8 сентября) 1855 года французско-английские войска захватили последнюю точку обороны Севастополя – Малахов курган. Пережив одиннадцать месяцев осады, город был сдан войскам союзников. С начала 1856 года начались мирные переговоры.

Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия

Даша Севастопольская (настоящее имя – Дарья Лаврентьевна Михайлова) – первая в мире отважная фронтовая сестра милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну 1853–1856 годов. Она стоит в ряду с всемирно известными подвижницами.

До недавнего времени о ней мало что было известно, и только в 1983 году в Центральном государственном военно-историческом архиве были найдены документы на имя Дарьи Лаврентьевны Михайловой. Документов два: о награждении ее золотой медалью «За усердие» и свидетельство о венчании с матросом Василием Хворостовым. Эти важные данные учтены при написании данной статьи. Найдены также сведения о Даше Севастопольской в архивном фонде Казанской духовной консистории.

Даша родилась 17 марта 1827 года в семье матроса 10-го ластового экипажа Черноморского флота Лаврентьева Михайлова. Отец Даши служил матросом во вспомогательном флоте – такие судна грузоподъемностью не более двух тонн в ХIХ веке назывались ластовыми. О рождении Даши имеется запись в метрических книгах села Ключищи Казанской губернии[2]. Мать рано умерла, а в ноябре 1853 года она лишилась и отца. Даша получила морское воспитание. С.Н. Сергеев-Ценский писал о ней в романе «Севастопольская страда»:

«Даша плавала, как дельфин. Иногда пропадала целыми днями на Черной речке, выдирая раков из нор. Гребла не хуже заправского гребца и ставила парус…»

После смерти родителей Даша зарабатывала себе на пропитание стиркой чужого белья. С началом военной кампании решила попробовать себя в роли маркитантки – торговки припасами и мелкими товарами при армии в походе. Она продала корову, скудные пожитки и на вырученные деньги купила лошадь с повозкой. Приобрела также и уксус (для обработки ран), вино (для подкрепления ослабевших раненых) и белое полотно для перевязки ран. В повозку поместила и бочку с водой. Опасаясь посягательств «женихов», обрядилась в форму матроса и отрезала косы. (Правда, вскоре она была разоблачена и потом жила под своим именем.) При виде этих странных ее поступков соседи решили, что Даша Михайлова повредилась умом, но в ее здравом уме был план, основанный на чисто коммерческом расчете. Она огородила верхнюю часть телеги белой материей – так получился первый в истории военного искусства передвижной перевязочный пункт.

По велению сердца она стала оказывать бескорыстную помощь раненым воинам, не оставляя без помощи не только «своих», но и «чужих» бойцов

На своей повозке Даша отправилась в сторону реки Альмы – на поле Альминского сражения, где раненые в ожидании первой помощи лежали на сырой, холодной земле по несколько суток, истекая кровью. Увидев страшную картину тяжких страданий бойцов, Даша забыла о первоначальных меркантильных интересах и по велению сердца стала оказывать бескорыстную помощь раненым воинам, проявляя милосердие и отвагу. Русская сестра милосердия не оставляла без помощи не только «своих», но и «чужих» бойцов, страдавших от ран, – это был подвиг гуманизма.

Взяв на себя тяжелый крест, храбрая Даша разъезжала вдоль линии фронта, где ждали помощи раненые воины, которым были нужны и ее заботливые руки, искусно перевязывавшие раны, и глоток воды из привезенной бочки. Ее повозка получила название «Карета горя». Каждый день с утра до ночи под неприятельским огнем Даша вывозила раненых в тыл с поля боя. Большой потерей для нее стала гибель лошади, и какое-то время ей приходилось выносить раненых на своих плечах и тащить на себе повозку с лекарствами. Выручил один из офицеров, приказавший выдать ей лошадь. Вражеских снарядов и пуль она не боялась и говорила: «Чего мне бояться? Ведь не дурное дело делаю. А убьют меня – так люди добрым словом помянут».

Кровавое Альминское сражение завершилось отступлением российских войск, и Даша вместе с ними вернулась в Севастополь. В осажденном городе она, постоянно подвергаясь опасности, носила на бастионы воду и пищу, а также оказывала помощь раненым, трудясь на перевязочных пунктах. «Всё будет хорошо, потерпи, миленький», – утешала она страдальца. Для многих защитников города она стала настоящим ангелом последней надежды. При общем дефиците у Даши не было недостатка ни в перевязочных материалах, ни в уксусе, ни в водке. Помогали ей жители города: приносили еду, перевязочные материалы, одеяла. Один из заброшенных домов Даша приспособила под небольшой госпиталь. Здесь к ней присоединились и другие женщины, матросские жены и дочери, которые помогали, чем могли.

За самоотверженное служение и помощь людям во время войны народная молва назвала ее «Дашей Севастопольской», о которой народ стал сочинять легенды. Слух о доблестной защитнице дошел до императора Николая I. Дело в том, что через два месяца после начала осады Севастополя в расположение войск «для поднятия духа русского воинства» прибыли младшие сыновья императора Николая I – великие князья Михаил и Николай. Узнав о Даше, они сообщили о ней отцу.

Император Николай I наградил «девицу Дарью за оказываемое ею примерное старание в ухаживании за больными и ранеными в Севастополе» золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте. Ей было даровано 500 рублей серебром и заявлено, что после замужества царь пожалует ей в качестве приданого еще тысячу рублей «на обзаведение»[3]. Золотой медалью «За усердие» награждались лишь лица, имевшие три серебряных медали, но для Даши царь, восхищенный ее смелостью и самопожертвованием, сделал исключение. Приказ о ее награждении был объявлен по всему Черноморскому флоту. В то время всё русское общество со вниманием и тревогой следило за развитием событий в Севастополе, а потому имя храброй девушки Даши стало известно всей России.

Н.И.Пирогов в севастопольском госпитале. Рисунок. Изображение: sevastopol.su Н.И.Пирогов в севастопольском госпитале. Рисунок. Изображение: sevastopol.su

12 ноября 1854 года на фронт прибыл знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов, руководитель кафедры Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Он пришел в ужас от увиденного и в одном из писем с гневом сообщал:

«Я никогда не забуду того первого въезда в Севастополь. Это было в позднюю осень 1854 года. Дождь лил как из ведра. Больные, а между ними ампутированные лежали по двое, трое на подводах, стонали и дрожали от сырости… Слышались стоны раненых, карканье хищных птиц и отдаленный гул севастопольских пушек».

Безотрадная картина предстала перед ним и в санитарных бараках, где мест для раненых не хватало. Они умирали не столько от ран, сколько от заражений: была страшная антисанитария.

Здесь Николай Иванович встретил местных женщин:

«При перевязке ежедневно можно видеть трех-четырех женщин, одна из них – знаменитая Дарья, которую Государь наградил медалью и золотым Крестом с надписью “Севастополь”. Кроме Дарьи, есть девушка лет семнадцати; одна жена солдата и другая – жена моряка. Они ухаживают за ранеными и ассистируют при операциях».

В письме жене хирург писал, что после девятичасового рабочего дня в лазарете он возвращался домой «весь в крови, в поту, в гное, в нечистоте». Вероятно, что платье Даши выглядело не лучше. Пирогов писал о героическом подвиге работавших под его руководством первых в мире сестер милосердия:

«Замечательно, что самые простые и необразованные сестры выделяют себя более всех своим самоотвержением и долготерпением в исполнении своих обязанностей. Иные помогают раненым на бастионах, под самым огнем неприятельских пушек».

Даша стала помогать Пирогову при операциях, но она умела только искусно перевязывать раненых, а медицинских знаний у нее не было. По просьбе Пирогова, которому требовались профессиональные медики, в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия Крестовоздвиженской общины Петербурга, которых позже назовут «белыми голубками».

Принято считать, что Дарья Лаврентьевна сидит в первом ряду в белом платке. Фото: foma.ru Принято считать, что Дарья Лаврентьевна сидит в первом ряду в белом платке. Фото: foma.ru

Героическая оборона Севастополя длилась 349 дней – до 8 сентября 1855 года. Друг юности адмирала П.С. Нахимова, М.А. Бестужев, писал:

«…Севастополь пал, но пал с такою славою, что каждый русский, а в особенности каждый моряк, должен гордиться таким падением, которое стоит блестящих побед»[4].

Когда закончилась война и Даша пришла прощаться со своими «ребятами», они подарили ей икону Спасителя. Она поняла, что солдаты отдали последние деньги, чтобы сделать ей этот бесценный подарок.

Из архивных документов известно, что летом 1855 года Дарья Михайлова вышла замуж за матроса Василия Хворостова[5]. Они повенчались в церкви апостолов Петра и Павла в Севастополе. Даша получила обещанную императором тысячу рублей на обустройство быта. Чтобы обеспечить себя средствами к существованию, по настоянию мужа семья купила трактир в поселке Бельбек. Но торговля у них не пошла: Дарья многим жителям отпускала водку и продукты в долг, который те не возвращали. Господь не благословил неугодное Ему дело спаивания народа. Да и щедрость и коммерция редко уживаются в одном человеке. Супруги продали имущество и поселились в портовом городе Николаеве. Вскоре муж умер от пьянства.

В Севастополе Дарья Лаврентьевна организовала общину сестер милосердия, которые ухаживали за инвалидами Крымской войны

Дарья Лаврентьевна вернулась в Севастополь, где организовала общину сестер милосердия, которые ухаживали за инвалидами Крымской войны и опекали девочек-сирот, дочерей погибших матросов. На Корабельной стороне города она тихо и скромно прожила много лет. В престольные праздники Дарья Лаврентьевна надевала свое черное вдовье платье, единственным украшением которого были награды, пожалованные ей императором, и золотой крест-благословение, пожалованный ей императрицей, и шла на службу в церковь благоверного князя Александра Невского. После службы сидела на скамеечке у калитки и беседовала с соседями.

Осенью 1892 года Дарья Лаврентьевна вернулась в родное село Ключищи и пожертвовала местному храму икону свт. Николая Чудотворца, которая постоянно была с ней в Севастополе. Затем она уехала к дальним родственникам в село Шеланга (ныне Верхнеуслонский район Татарстана), где и скончалась 14 декабря 1893 года, «оставив на вечное себе поминовение 100-рублевый билет вечного вклада». Об этом сообщил священник Андрей Боголюбов в истории Иоанно-Предтеченской церкви (Казань, 1902 год)[6]. Могила на местном кладбище не сохранилась. На территории местной школы ей открыли памятник.

Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя» Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя»

В память о гражданском подвиге Даши Севастопольской в городе русской славы возле панорамы «Оборона Севастополя» установлен бюст героини работы скульптора В.В. Петренко. Именно ее изобразил Франц Рубо на полотне знаменитой панорамы, где она с коромыслом и ведрами воды поит защитников бастиона. Ее же бюст стоит на Аллее героев в Севастопольском парке. Ее имя носит 3-я городская больница Севастополя, рядом с которой стоит памятник героине-землячке.

Советом министров Автономной Республики Крым учреждены орден имени Дарьи Севастопольской «За милосердие» и нагрудный знак «В честь первой сестры милосердия Даши Севастопольской», которыми награждаются самые достойные медицинские сестры за преданность своей профессии.

Крымская война явила многих героев, имена которых живут в народной памяти: адмирал П.С. Нахимов, хирург Н.И. Пирогов, матрос Кошка и др. В один ряд с ними следует поставить и Дашу Севастопольскую.

Мария Тоболова

1 ноября 2024 г.

ЛИТЕРАТУРА

Заичкин И.А., Почкарев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М.: Мысль, 1994.

Цымбал А.Н. Фалеристика сестер милосердия // Военно-медицинский журнал. 2014. № 3. С. 80.

Тернова Н.А. Русская женщина Дарья Михайлова // Здоровье. 1986. № 3. С. 25.

Даша Севастопольская, легенда Крымской войны. Сетевое издание «РИА Новости» (13 мая 2005).

Главная роль. Спецвыпуск. «Оборона Севастополя», ТВ «Культура». 21.11.2011.

Лукашевич К. Босоногая команда. – Рязань: Зерна, 2005.

[1] Не следует путать с Русско-турецкой войной 1877–1878 годов.

[2] По другим данным, Даша родилась на Корабельной стороне Севастополя.

[3] По материалам Российского государственного Военно-исторического архива. Ф. 395, оп. 101, 3 отд., ед. хр. 1, л. 4.

[4] Бестужев М.А. Записки М.А. Бестужева // Русская старина. 1870. СПб., 1875. Т. 1. Изд. 3-е. С. 258.

[5] В метрической книге за 1855 год Севастопольской морской госпитальной церкви свв. апостолов Петра и Павла есть запись о браке между рядовым старшего оклада 4-го ластового экипажа Василием Хворостовым 28-ми лет и девицей Дарьей, дочерью умершего рядового 10-го ластового экипажа Лаврентия Михайлова. Здесь же указан и возраст невесты – 27 лет, а не 17, как пишут некоторые авторы.

[6] В архивном фонде Казанской духовной консистории в метрических книгах об умерших в селе Шеланга значится вдова унтер-офицера 2-й половины 4-го ластового экипажа Василия Максимовича Хворостова Дарья Лаврентьева 66-ти лет. Умерла от катара легких 14 декабря 1893 года и похоронена 16 декабря. Исповедовал священник Николай Давыдов. Совершал погребение священник Николай Давыдов с псаломщиком Ефимием Зайцевым. Погребена на приходском кладбище.

Смотри также
Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская
Мария Тоболова
Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская Богатство во спасение: благотворительница графиня Орлова-Чесменская (1785–1848)
Мария Тоболова
Наследовав несметные богатства в виде дворцов, земель, конных заводов и денежного капитала, она решила потратить деньги на монастыри и храмы – в Бога богатеть.
Возвращение памяти Возвращение памяти
Священник Димитрий Шишкин
Возвращение памяти Возвращение памяти
Священник Димитрий Шишкин
Давайте не будем оправдывать очевидное зло, но обличать и оплакивать его – с тем, чтобы ничего подобного больше не случилось в будущем.
Столкновение с бездной Столкновение с бездной
Артемий Ермаков
Столкновение с бездной Столкновение с бездной
Крымская война 1853–1856 годов и проблемы глобализации
Артемий Ермаков
Выбор основного места боевых действий, благодаря которому война получила название Крымской, не случаен. В британской классической геополитике, на основании которой в течение всего XIX века Англия осуществляла политику сдерживания России силами совокупного Запада, континент Евразия назван Мировым островом. Контроль над ним обеспечивает господство над миром. Территория к востоку от Урала с центром в Крыму определена как Сердцевина Земли – Хартленд. Задача геостратегии – контроль над Сердцевиной, что обеспечивает управление Мировым островом.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×