Уже несколько лет подряд я общаюсь со студентами-журналистами Югорского Государственного университета
В формате диалога мы обсуждаем проблемные вопросы освещения контента религиозной направленности в современных СМИ, включая Интернет-ресурсы.
Моя главная задача на этих встречах – донести до будущих журналистов позицию Церкви, защищая ее от тех или иных несправедливых нападок и рассеивая сформировавшиеся заблуждения.
Надеюсь, мои мысли будут полезны тем священнослужителям и мирянам, которые проповедуют в нецерковной светской аудитории.
Проблемные сферы
Надеюсь, мои мысли будут полезны тем священнослужителям и мирянам, которые проповедуют в нецерковной светской аудитории
Светские СМИ основное внимание всегда уделяют проблемам, потому что это больше всего привлекает внимание людей. Не является исключением и освещение религиозной тематики.
Можно выделить четыре главных сферы отношений, охватывающих собой все основные проблемы религиозного контента:
- Церковь и государство,
- Церковь и общество,
- межрелигиозные отношения,
- внутрицерковные отношения.
Церковь и государство: конфликт и взаимодействие
Прежде всего, здесь важно понять, что проблемы в отношениях между Церковью и государством всегда были, есть и будут в силу принципиальной разнонаправленности этих организаций. Церковь заботится о спасении и вечной жизни людей, руководствуясь при этом Божественным Откровением, Словом Божиим. Государство, напротив, заботится о благополучной жизни здесь, на земле, о сохранении и укреплении власти, развитии экономики, руководствуясь собственными законами политической борьбы.
Церковь не от мира сего. Государство и есть этот мир, его важная часть. Церковь – Царство Христа. Государство – царство кесаря. Законы Церкви и государства редко совпадают, чаще не совпадают и даже противоречат друг другу. Отсюда постоянно возникающие конфликты между ними.
То, что в Церкви считается грехом, имеющим гибельные последствия, в государстве зачастую преступлением не считается и вполне допускается. Например:
- атеистические убеждения,
- религиозные верования, не согласные с Церковью, сектанство,
- добрачные сексуальные отношения,
- «гражданские» браки,
- супружеские измены,
- «свободная» любовь,
- аборты,
- клонирование, генетический инжиниринг, суррогатное материнство и другие биотехнологии, вмешивающиеся в естественный, то есть Божий, ход вещей.
По всем этим проблемным вопросам Церковь всегда старается влиять на государство, пытаясь привести его политику в согласие со своим нравственным учением, от следования которому напрямую зависит как временная, так и вечная участь людей. Иногда это получается. Чаще всего нет.
У Церкви и государства есть много общих тем и задач, которые делают их нуждающимися друг в друге союзниками
При этом у Церкви и государства есть много общих тем и задач, которые делают их нуждающимися друг в друге союзниками. Это
- вопросы национальной безопасности: внутренний и внешний мир,
- укрепление и поддержание традиционной семьи,
- укрепление и защита традиционных нравственных ценностей,
- патриотизм,
- воспитание и образование.
Церковь и государство обоюдно заинтересованы в том, чтобы государство существовало и развивалось, было суверенным, сильным и благополучным. Это в свою очередь невозможно без крепких семей, без воспитания и образования детей и молодежи на основании традиционных духовно-нравственных ценностей, без искренней любви к своей стране. Церковь и государство в одинаковой мере нуждаются в продлении своего существования на земле путем пополнения образованными, культурными, ответственными и высоконравственными гражданами.
Модели церковно-государственных отношений
Ради общего блага Церковь всегда была открыта для сотрудничества с государством. Государство же – не всегда. В истории были периоды гонений на Церковь, ее подчинения интересам государства без права собственного голоса, а также редкие времена сотрудничества на равных. В зависимости от политики государства по отношению к Церкви выстраивались основные модели их взаимодействия. Всего таких исторических моделей насчитывается пять.
Модель первая – цезарепапизм, власть государства над Церковью. Наиболее распространенная модель в Средние века и Новое время в православных странах.
Модель вторая – папоцезаризм, власть Церкви над государством. Эта модель не характерна для православных стран. Ее исторический ареал – римо-католические страны.
Модель третья – симфония, взаимодействие, сотрудничество Церкви и государства ради общего блага как равных и свободных субъектов. Это идеальный тип церковно-государственных взаимоотношений, к которому в некоторые редкие периоды истории удавалось приблизиться.
Модель четвертая – конфронтация и гонения на Церковь, в связи с господствующей в государстве безбожной или иноверной идеологией.
Модель пятая – взаимная автономия и невмешательство во внутренние дела друг друга, когда Церковь юридически отделена от государства, а государство от Церкви.
В России сегодня, по моему мнению, наблюдается смешение двух моделей – пятой и третьей. Официально Церковь и государство автономны и самодостаточны в своей внутренней жизни, но по ряду насущных друг для друга вопросов открыты для сотрудничества.
Результатами этой смешанной модели стали законы об оскорблении чувств верующих, о запрете пропаганды ЛГБТ, о признании ЛГБТ экстремистской организацией, запрет религиозных сект экстремистской направленности, защита традиционных духовно-нравственных ценностей на государственном уровне, открытый доступ духовенству в общественные, государственные и образовательные организации, введение предмета «Основы православной культуры» в школьную программу.
Проблемы отношений Церкви и общества
Церковь хочет и стремится к тому, чтобы все люди стали ее прихожанами, следовали ее нормам, поскольку верит, что это залог спасения человека, достижения им вечной блаженной жизни. Отсюда – церковная проповедь, церковная миссия с ее достаточно жесткой системой запретов и разрешений, того, что благословлено Богом, и того, что Им осуждается.
В обществе же большинство людей хотят жить «свободно», руководствуясь своими земными потребностями наслаждений и комфорта, стремясь к земному благополучию и счастью. Светские люди хотят, чтобы им не мешали жить так, как они хотят.
Для невоцерковленного большинства христианство – больше средство, чем цель
По социологическим выкладкам в нашем обществе в среднем от 5 до 10% процентов искренне верующих людей, для которых вера в Бога является сердцевиной их жизни. Это воцерковленное меньшинство, для которого христианство является целью, а не средством.
Остальные люди руководствуются обычными земными потребностями и желаниями, смотря на религию как на традицию, источник психологической поддержки и средство помощи в экстремальных ситуациях. Это невоцерковленное большинство, номинальные христиане, для которых вера – больше средство, чем цель.
На противоположном полюсе общества находятся сознательно неверующие люди, убежденные атеисты и агностики, не соотносящие свою жизнь ни с какой религиозной традицией. Это неверующее меньшинство (тоже 5–10%).
И воцерковленные верующие, и неверующие верят в истинность своей позиции и всячески стараются убедить в ее правоте других, прежде всего – невоцерковленное большинство. Представители невоцерковленного большинства на словах в целом соглашаются с Церковью, заявляя о своей вере в Бога и приверженности Его заповедям, на практике же зачастую живут так, как будто Его нет.
Из этих трех различных жизненных позиций в обществе возникают проблемы взаимопонимания между людьми. Самые острые расхождения между Церковью и различными общественными движениями касаются добрачных и так называемых свободных отношений, супружеских измен, разводов, «гражданских» браков, абортов, сквернословия, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства, отношения к монархии, революции 1917 г., Ленину, Сталину, СССР, постсоветскому периоду.
Корень общественных претензий к Церкви
Многие искренне считают себя порядочными хорошими людьми, и им не нравится, когда кто-то их обличает в грехах, тем самым бьет по их самолюбию и гордыне. Такие люди воспринимают церковную проповедь в штыки, как наглое вмешательство в их личную, семейную и общественную жизнь, как посягательство на их личное достоинство и авторитет. Отсюда раздражение, возмущение, желание низвергнуть авторитет Церкви, ее учение и представителей в своих и чужих глазах.
Своим строгим различением добра и зла, святости и греховности, спасения и гибели Церковь раздражает тех, кто живет в самообманчивых иллюзиях о себе, предаваясь похоти плоти, похоти очей и гордости житейской[1]. Люди, для которых греховный образ жизни стал укоренившейся страстью, закостенелой привычкой, второй природой, негативно относятся к Церкви просто потому, что она есть. Их угнетает и сердит сам факт ее существования.
Поэтому они всячески выискивают и обсуждают примеры недостойного, безнравственного поведения духовенства, монашествующих, мирян, всё то, что может бросить тень на Церковь, запятнать ее. Им это нужно для того, чтобы на основании некоторых негативных примеров сделать вывод обо всей Церкви, обвинить всё духовенство, всех верующих в лицемерии, фарисействе, в несоответствии их слов и дел.
«Если все грешат, – рассуждают критики Церкви, – и даже те, кто грех обличает, значит, то, что называется “грехом”, – не зло, а просто нормальный и естественный образ жизни. Все так живут. Иная чистая, святая жизнь – не более, чем поповские выдумки».
А раз так, то можно успокоить свою совесть, оправдать себя во всем, избавить себя от необходимости меняться к лучшему, от тяжелого труда над своим исправлением. Это очень удобная и соблазнительная позиция. Потому многие ее и придерживаются.
Отсюда все эти разговоры о том, что священнослужители погрязли в материальной роскоши и богатстве, которые они накапливают обманом и денежными поборами в храмах, о разврате вплоть до содомских грехов в Церкви.
Церковь святая, хотя и состоит из склонных к грехам людей
Церковь – собрание всех верующих людей, среди которых есть как грешники, так и праведники, собрание тех, кто идет путем борьбы с грехами, путем спасения от зла. Церковь земная есть Церковь воинствующая, борющаяся с грехом. В этой непрестанной духовной брани на земле люди часто терпят поражение, поддаваясь искушениям лукавого и впадая в те или иные грехи.
Поэтому в церковной истории, и в прошлом, и в настоящем, всегда можно было найти примеры недостойного поведения верующих, независимо от сана, служения, места в церковной иерархии. В этом нет ничего удивительного. Все такие примеры свидетельствуют о слабости человеческой воли, ее удобопреклонности ко греху. После грехопадения первых людей и множества наших собственных грехов нам легче согрешить, чем хотя бы воздержаться от совершения греха. Таково падшее состояние человека в истории.
Но это никак не умаляет святости Церкви как благодатного организма освящения, очищения, преображения, спасения и обожения человека. Так же как наличие больных не умаляет достоинства больницы, в которой они получают исцеление. Церковь всегда обличала грехи своих членов, призывая их к покаянию и изменению своей жизни.
Между земной Церковью и обществом действует закон сообщающихся сосудов: каково общество, такова и Церковь. И наоборот
Результатом такой деятельности Церкви является великое множество праведных и святых людей, подлинных подвижников веры и благочестия Христовых. Все-таки о Церкви более правильно судить именно по таким исцелившимся и преображенным людям, чем по падшим и еще не очищенным. Так же как о горах правильно судить по их самым высоким вершинам, а не по провалам и пропастям.
Сам Господь во время Своего пребывания на земле обличал в лицемерии учителей Закона фарисеев, строго предостерегал учеников от их лукавой закваски, когда на словах одно, а на деле – противоположное. При этом Он четко различал правильное и святое учение, согласное со Словом Божиим, которое излагали и толковали фарисеи, и их горделивый и тщеславный образ жизни, противоречащий этому учению. Отсюда Его заповедь: «
С другой стороны, наличие самых разных грешных людей в Церкви не должно удивлять. Ведь Церковь на земле не существует отдельно от общества, ее члены – члены общества. Между земной Церковью и обществом действует закон сообщающихся сосудов: что в обществе, то и в Церкви. И наоборот: что в Церкви, то и в обществе. Поэтому каково общество, такова и Церковь. И наоборот.
Богатство священнослужителей
Относительно вопроса допустимости материального богатства священнослужителей можно сказать следующее. Бытует представление, что настоящие духовные лица должны быть бедными и чуть ли не нищими. Однако для этого нет достаточных оснований ни в Писании, ни у святых отцов. Обет безбрачия и отказа от личного имущества добровольно берут на себя монашествующие, избирающие путь высшего служения Богу. Миряне же и духовенство, живущие в миру, имеющие жен и детей, не могут обходиться без материальных благ, что от них и не требуется. Их задача – научиться этим благами правильно пользоваться, употребляя на служение Богу и ближнему.
Сами по себе материальные блага в любых количествах не являются злом. Злом является страстная привязанность к ним, в силу которой люди впадают в грехи сребролюбия, жадности, зависти, раздражения, осуждения, ненависти по отношению к ближним.
Такая привязанность может быть как у бедных, так и у богатых людей. А может и не быть, как у первых, так и у вторых. Дело не в том имуществе, которым ты обладаешь, но в том, как ты к нему относишься, является ли оно для тебя препятствием или инструментом служения Богу и ближним.
Если посмотреть на реальную картину, то можно убедиться, что в большинстве своем духовенство живет весьма скромно и непритязательно в материальном плане. Как говорится, от зарплаты до зарплаты. Ее уровень напрямую зависит от пожертвований прихожан, которые в свою очередь зависят от их материального благополучия. Большинство прихожан Церкви обладают скромным достатком. Уровень материальных доходов священнослужителей сильно варьируется: одно дело, когда ты служишь в малонаселенной деревне, другое – в поселке или городке, третье – в большом городе.
Еще один фактор, который нужно обязательно учитывать, когда мы хотим честно оценить уровень материального благополучия духовенства, – это количество детей в их семьях. Большинство семей священников – это многодетные растущие семьи, потребности которых тоже постоянно растут. Денег для их удовлетворения постоянно не хватает. Поэтому многие батюшки, помимо служения, вынуждены тем или иным образом подрабатывать, чтобы обеспечить свои семьи на достаточном уровне.
Плата в церквях
Следующим проблемным вопросом является наличие в храмах платы за совершение Крещений, отпеваний, панихид, молебнов. Многих возмущает сам факт наличия торговых лавок в церквях, где можно заказать совершение тех или иных священнодействий, приобрести религиозную литературу, иконы, свечи, крестики и т.п.
Чтобы эта ситуация не раздражала и не возмущала, прежде всего, нужно понять, что церковный приход – это организация, которой необходимо регулярно оплачивать коммунальные платежи, выплачивать зарплату священнослужителям, хору, церковным работникам, бухгалтерии, преподавателям воскресной школы, если она есть. Также каждый приход определенную часть своих сборов отправляет на содержание епархии, в которой находится. Чем больше приход, тем больше соответствующие расходы.
Поэтому в храмах установлен определенный размер пожертвований за совершение таинств и священнодействий, а также плата для приобретения тех или иных церковных предметов. Как показывает практика, установленный размер пожертвований за таинства и священнодействия в целом доступен для подавляющего большинства прихожан. Если человек не в состоянии оплатить установленную сумму, для него есть возможность совершить священнодействие бесплатно. Просто нужно объяснить свою ситуацию священнику. Но такие случаи бывают крайне редко. В основном люди находят возможность пожертвовать. В моей практике была всего одна такая ситуация, когда люди не могли пожертвовать за Крещение и были допущены к таинству без пожертвования.
Самые же насущные таинства в Церкви, Исповедь и Причастие, в которых больше всего нуждаются верующие, всегда совершаются и преподаются бесплатно.
Зачем нужны попы?
Также время от времени приходится сталкиваться в обществе с крайне пренебрежительным и негативным отношением к духовенству как таковому. Зачастую это связано с антиклерикальной пропагандой советского периода, которая до сих пор живет в головах многих людей. «Религия – опиум для народа, – считают они. – А попы – распространители этого опиума». Дескать, священнослужители – это паразиты на теле трудового народа, которые не делают ничего полезного и живут исключительно за счет обмана людей.
Что можно сказать в свое оправдание? Прежде всего, то, что священнослужители были всегда, во все времена, во всех государствах, даже в откровенно богоборческих, которые считали религию злом и стремились ее уничтожить. Возникает вопрос: почему? Думаю, потому что в них была общественная потребность. Ведь, если что-то существует всегда, значит, это исторически необходимо. «Ведь, если звезды зажигают, – писал поэт, – значит – это кому-нибудь нужно».
В обществе священнослужители, прежде всего, выполняют функцию утешения и примирения со смертью
Какую же полезную функцию исполняют священнослужители в обществе? Прежде всего, функцию утешения и примирения со смертью. От лица той или иной религии священнослужители учат людей тому, что кроме времени есть вечность, кроме материального есть духовное, что смерть – не уничтожение, а переход из одного временного и материального мира в другой – вечный и духовный. А раз так, то наша земная жизнь со всеми ее радостями и горестями, приобретениями и утратами, страданиями и несправедливостью имеет высший, всепокрывающий смысл.
Священники также учат тому практическому, нравственному пути, который ведет людей к вечной блаженной жизни. Кроме того мы через богослужение, различные таинства, священнодействия и обряды сообщаем людям некую таинственную благодатную силу, которая их духовно очищает, исцеляет, преображает, обновляет, укрепляет, окрыляет, вдохновляет и помогает подниматься по лестнице добродетелей.
Таким образом, священнослужители – это учителя и вдохновители вечной жизни, помогающие людям преодолеть страх смерти и осознать великий смысл своего существования.
Наша деятельность во многом сродни деятельности психологов. Как и они, мы помогаем человеку разобраться в себе, примириться с неизбежным, утешаем и поддерживаем в трудных жизненных ситуациях. Только они пытаются нормализовать психическое состояние человека за счет его собственных ресурсов, руководствуясь человеческими представлениями и теориями, мы же – за счет обращения к высшим силам (Богу, ангелам, святым) и при руководстве Божественного Откровения.
Поэтому, кстати, в экзистенциальных вопросах жизни и смерти, когда речь идет о самом смысле существования, религия всегда выигрывает у человеческой мудрости (науки, философии, искусства). Последние не дают однозначных ответов на «проклятые» смысложизненные запросы человека, а Православие дает. Не могут дать дополнительных сил человеку терпеть и преодолевать выпавшие на его долю несчастья, а православное христианство – может и дает.
О бесплодных делах тьмы в Церкви
По поводу противоестественных грехов, о которых стыдно даже думать, не то что говорить, то следует признать, что, к сожалению, как и в любом большом обществе, они пусть крайне редко, но случаются в церковной среде. При этом эти грехи однозначно осуждаются Церковью, а люди, подозреваемые и уличенные в них, подвергаются церковному суду и соответствующим вине прещениям.
«Испытывайте, что́ благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте, – наставляет апостол Павел. – Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5: 10–12).
Поэтому если кто-то сталкивается с подобными греховным поведением кого-либо из членов Церкви, то ему необходимо обратиться в церковный суд соответствующей инстанции[2]. Необходимо понимать, что, с одной стороны, «в семье не без урода», а с другой, Церковь как никто другой заинтересована в очищении себя от всякого пятна и порока.
Таковы земные реалии, которые нужно понимать и учитывать. Если, конечно, мы хотим адекватно разбираться в вопросах общественно-церковных отношений.
Межрелигиозные отношения
Каждая религия считает себя истинной, а другие – ложными, себя – спасительной, а другие – гибельными, причем в перспективе вечности. Отсюда неискоренимая полемичность их взаимоотношений. С другой стороны, разным религиям для своего полноценного развития необходимо уживаться в одном обществе и государстве.
В этом заинтересованы как сами религиозные организации, так и государство вместе с обществом. Поэтому на основании некоего общественного договора государством принимается законодательство о свободе совести и религиозных организациях, устанавливающее единые правила игры для всех, утверждающее равные права, свободы и обязанности верующих и неверующих.
Между традиционными религиями заключен своеобразный негласный пакт о взаимном уважении и сотрудничестве в общественном пространстве
Со своей стороны представители традиционных религий отказываются от конфронтационного поведения по отношению друг к другу, ищут общие точки соприкосновения, выражают заинтересованность в мирном сосуществовании, стремятся даже по вероучительным вопросам вести уважительный диалог, а не воинственную полемику, избегают оскорблений убеждений и чувств друг друга. Создается впечатление, что между традиционными религиями заключен своеобразный негласный пакт о ненападении, взаимном уважении и сотрудничестве в общественном пространстве.
В России есть разделение на традиционные и нетрадиционные религии. К традиционным исторически относятся Православие, ислам, буддизм и иудаизм. Все остальные считаются нетрадиционными.
Особенно негативное отношение со стороны традиционных религий, общества и государства наблюдается к сектам или новым религиозным движениям, пришедшим извне, чаще всего с Запада в 1990-е и 2000-е годы. Все они воспринимаются как угроза религиозной исторической традиции, личности, семье и государству, как западные инструменты разрушения отечественной исторической памяти, традиционной культуры, единства народа и страны. Это общее отношение выработано в последние годы.
Наиболее острые проблемы современных межрелигиозных отношений:
- массовая миграция мусульман в регионы традиционно-исторического проживания православного населения, что создает угрозу смены историко-культурной и религиозной идентичности как этих регионов, так и всей России;
- феномен религиозного экстремизма и терроризма, в частности исламского и сектантского экстремизма и терроризма;
- различное отношение к ЛГБТ движению[3]: если православные и мусульмане его однозначно осуждают как совершенно греховное занятие, то римо-католики и протестанты в целом уже склонны принимать и в какой-то мере оправдывать;
- распространение неоязыческих, сатанинских, эзотерических и прочих деструктивных сект, деятельность которых разрушает традиционную историко-культурную и религиозную идентичность страны.
Традиционные религиозные организации, общество и государство видят эти проблемы, понимают их опасность и ведут диалог по их решению.
Внутрицерковные отношения
Церковь внутри – неоднородное и сложное сообщество, в котором существует множество уровней и групп со своими специфическими потребностями, интересами, стремлениями. Основные из них: высшее духовенство (епископат), белое духовенство (священники и диаконы), монашество и миряне[4].
Мирян в Церкви больше всего, и они зачастую менее всего воцерковлены, на них больше всего сказывается влияние светского мира, они в него сильнее всех вовлечены. Поэтому голос мирян по вопросам вероучения и нравственности изначально стоит ниже голосов монашества, духовенства и епископата. Миряне в массе своей объективно нуждаются в просвещении и духовном окормлении, они суть паства, ведомая пастырями, или ученики, наставляемые учителями, или дети, воспитываемые духовными отцами.
Белое духовенство – женатые семейные диаконы и священники, исполняющие послушание пастырей, духовных наставников и руководителей мирян. Это послушание возложено на них епископами.
Таким образом, белое духовенство – это среднее административное звено Церкви. В силу того, что белые священнослужители составляют подавляющее большинство от всего духовенства, они являются основной рабочей силой, теми церковными кадрами, которые, находясь в послушании у епископов, непосредственно работают с народом, взаимодействуют с обществом и государством на среднем и низшем уровнях.
Монашество представляет собой особое закрытое сословие в Церкви, живущее по особым правилам. Они больше всех в Церкви живут «в мире, но не от мира»[5]. При этом монахи, как и духовенство, и миряне, находятся в полном послушании епископам. Это самая воцерковленная часть Церкви, состоящая из людей, всецело предавших себя служению Богу. Мужское монашество является основной базой пополнения епископата.
Церковь – не демократия, где управляет большинство. В плане управления она ближе к духовной аристократии
Церковь – не демократия, где управляет большинство. В плане управления она ближе к духовной аристократии, где управляет избранное меньшинство, специально подготовленное, наделенное высшими благодатными полномочиями, прошедшее достаточно сложный многоступенчатый отбор.
Епископат – церковное управляющее сословие, духовная элита Церкви, в руках которой сосредоточена вся полнота духовной и административной власти. Под руководством патриарха епископы сообща, соборно определяют позицию Церкви в рамках взаимодействия с государственной властью и общественными организациями. Они – видимая глава церковного тела. Именно они в силу благодатного апостольского преемства уполномочены говорить от имени всей Церкви. Поэтому на патриархе и епископах сосредоточено основное общественное внимание и внимание СМИ.
Сегодня центральный вопрос, который находится в центре внимания и Церкви, и общества, и государства, – это проведение Специальной военной операции, в которую так или иначе вовлечены все жители нашей страны, все члены Церкви. Хотя многие этого до сих пор и не понимают, потому что не хотят понимать, предпочитая продолжать жить в мире своих комфортных иллюзий.
СВО разделила отечественную и мировую историю на До и После. На наших глазах мир радикально меняется и уже никогда не будет прежним. На смену одному мировому порядку приходит другой. Нам всем нужно готовиться к новой жизни в новом мире. При этом, чтобы не потерять себя и не быть стертыми в жерновах истории, нам насущно необходимо хранить верность своим традиционным культурно-историческим и религиозным ценностям, переданным нам по наследству от наших святых и героических предков.
В целом общество, государство и традиционные религии поддерживают политическую и идеологическую позицию страны, понимая этот военный конфликт как экзистенциальное противостояние традиционного Русского мира с сатанинским западным миром.
Чтобы не быть стертыми в жерновах истории, необходимо хранить верность своим традиционным культурно-историческим и религиозным ценностям
Позиция Русской Православной Церкви емко выражена в молитве о Святой Руси, которая во всех храмах возносится за каждой Божественной литургией:
«Господи Боже сил, Боже спасения нашего, призри в милости на смиренныя рабы Твоя, услыши и помилуй нас: се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея.
Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу.
Верным чадам Твоим, о единстве Русския Церкви ревнующим, поспешествуй, в духе братолюбия укрепи их и от бед избави. Запрети раздирающим во омрачении умов и ожесточении сердец ризу Твою яже есть Церковь Живаго Бога, и замыслы их ниспровергни.
Благодатию Твоею власти предержащия ко всякому благу настави и мудростию обогати!
Воины и вся защитники Отечества нашего в заповедех Твоих утверди, крепость духа им низпосли, от смерти, ран и пленения сохрани!
Лишенныя крова и в изгнании сущия в домы введи, алчущия напитай, недугующия и страждущия укрепи и исцели, в смятении и печали сущим надежду благую и утешение подаждь!
Всем же во дни сия убиенным и от ран и болезней скончавшимся прощение грехов даруй и блаженное упокоение сотвори!
Исполни нас яже в Тя веры, надежды и любве, возстави паки во всех странах Святой Руси мир и единомыслие, друг ко другу любовь обнови в людях Твоих, яко да единеми усты и единем сердцем исповемыся Тебе, Единому Богу в Троице славимому. Ты бо еси заступление, и победа, и спасение уповающим на Тя и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Таким образом, Церковь свидетельствует о том, что в этом военном противостоянии мы защищаем Святую Русь, подвергающуюся агрессии со стороны безбожного содомского Запада. Церковь постоянно молится о живых и усопших, всячески помогает воинам и всем нуждающимся ради скорейшего достижения победы и наступления прочного справедливого мира.
В отечественной истории были разные периоды взаимодействия Церкви с обществом и государством. Сегодня во многом мы видим усиление понимания общих целей и задач, расширение и углубление взаимодействия между ними.
В этом контексте чрезвычайно важна роль СМИ. По сути, от их голоса зависит, насколько состоится это конструктивное взаимодействие, насколько всем нам – и верующим, и неверующим – удастся решить стоящие перед страной проблемы, ответить на глобальные экзистенциальные вызовы современности.