Каковы сегодня отношения Церкви и государства? Какие общественные проблемы больше всего беспокоят Церковь? Чем вредна идея «коллективного покаяния»? Как следует относиться к сквернословию со сцены? Об этом и многом другом – беседа с первым заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, доктором политических наук, социологом, философом и публицистом Александром Владимировичем Щипковым.
Церковь и государство: отношения идеальны?
– Александр Владимирович, какой вам представляется идеальная модель церковно-государственных отношений в России на нынешнем этапе?
– Скажу, может быть, неожиданную для вас вещь: мне кажется, что как раз сейчас эти отношения почти идеальны.
– Почему «почти идеальны»?
– Разумеется, никакие отношения в нашем грешном мире не могут быть идеальны полностью. Я, как человек, который непосредственно занимается взаимоотношениями с государственными органами, знаю, какое огромное количество проблем существует между Церковью и государством. Но это не какие-то острополитические проблемы, а вопросы, касающиеся нашей текущей, в каком-то смысле бытовой жизни. Жизнь – это движение, и она постоянно подбрасывает задачки, связанные с землеотводами, строительными ГОСТами, паломничеством, аккредитацией учебных заведений, окормлением заключенных, медицинским обслуживанием православных интернатов для детей с синдромом Дауна, пожарной безопасностью зданий и так до бесконечности. И, собственно, отношения Церкви и государства – это постоянный поиск наиболее удачных механизмов для решения этих проблем с пользой для общества.
– А можно ли сказать, что сегодня между государством и Церковью имеет место идейная симфония?
– Нет, конечно. Такой симфонии нет и не может быть.
– Почему?
– Главная цель Церкви находится по ту сторону нашей земной жизни, а государство занимается земными делами – и в этом принципиальное отличие.
– Я уточню вопрос: в Византии и в Российской империи симфония была – в том или ином виде. А почему ее нет сейчас?
– Мы, разумеется, наследники Византии, но на данном историческом отрезке живем в секулярном государстве. Секулярность – это абсолютно конкретная идеология. И я даю характеристику именно этой ситуации. Мы с вами говорим про светскую идеологию и про светское государство, а не про монархию, возглавляемую помазанником Божиим, где религиозность присутствовала в самих основах государственной идеологии. О симфонии сейчас говорить бессмысленно.
Для секулярного государства человек – объект эксплуатации, а цель Церкви – привести человека к спасению
– Тогда получается, что в каких-то пределах неизбежен и конфликт?
– В той или иной степени конфликт между Церковью и государством неизбежен в любом случае, потому что между ними всегда будет конкуренция за человека. Для секулярного государства человек – это, к сожалению, в первую очередь объект, который оно эксплуатирует. А Церковь ставит себе целью привести его к спасению. Тут разные подходы к пониманию самой природы человека.
– А почему, хотя у нас в Конституции прописана либеральная идеология, к Церкви в своих истоках и основе недружественная, вы все равно считаете отношения между государством и Церковью почти идеальными?
– Я говорю о политическом измерении отношений, которые сложились между Церковью и государством в период президентства Владимира Путина. При Ельцине всё было иначе. После Путина всё может измениться. Сегодня можем находить точки соприкосновения и вступать с властью в продуктивный диалог, который помогает решению многих проблем.
– А конкретно с кем диалог?
– Здесь всё зависит от уровня. Если мы говорим о Патриархе Кирилле, то, естественно, это диалог с Владимиром Путиным. Если мы опускаемся на ступеньку ниже, то этому тоже есть соответствующие параллели. Например, епископ и губернатор. У нас порой пишут: «Какой ужас! Епископ взаимодействует с губернатором!» А кто с ним должен взаимодействовать? Благочинный? Староста храма? Губернатор может дружить с каким-нибудь батюшкой, исповедоваться у него и ходить к нему в гости. Но решать вопросы, которые возникают в области церковно-государственных отношений, он будет, конечно, с епископом, который властен принимать решения и несет за них ответственность.
Я повторяю: есть очень-очень сложные вопросы в сфере церковно-государственных отношений, например тема абортов. Ну никак не удается ее решить! Я говорю сейчас даже не о полном запрете на аборты, а о выведении их финансирования из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Это предложение встречает невероятно сильное сопротивление. Здесь происходит столкновение абсолютно разных мировоззрений. Идеология жизни противостоит идеологии смерти.
– Могли бы вы назвать наряду с абортами еще какие-то проблемы, которые сильно беспокоят Церковь?
– Вы знаете, я могу назвать смысловые проблемы, не связанные напрямую с законодательной сферой, которой мне приходится заниматься по долгу службы. Например, размывание понятий добра и зла. Хотя, казалось бы, ну что тут такого? Но с тех пор, как Маяковский написал свой знаменитый детский стишок, понятия добра и зла у нас опустились сначала на уровень «хорошо» и «плохо», а потом вообще стали исчезать.
Это чудовищно: в школьных учебниках внушают представление об относительности добра и зла!
Я, например, просмотрел тексты школьных учебников по обществознанию и поразился. Они чудовищные – как с нравственной, так и с идеологической точек зрения. В частности, там не прямым, конечно, текстом, но косвенно детям внушают представление об относительности добра и зла. Например, объясняют, что человек – это настолько сложное существо, что в нем обязательно есть зло и есть добро, которые уравновешивают друг друга, создавая гармонию, баланс. Это даже не секуляризм, это конкретное религиозное учение. Прямо противоположное всем авраамическим религиям.
Возьмем параграф о семье. Объясняется, что общество состоит из малых групп. С этим, казалось бы, можно согласиться. Имеются в виду футбольные фанаты, филателисты, профессиональные группы и т.д. Но к малым группам приравнивают и семью. В то время как семья – главная и основополагающая часть общества. Без семьи общество разрушается. Когда коммунисты придумали выражение «семья – это ячейка общества», они скопировали христианскую идею семьи как малой Церкви.
А ведь, между прочим, история, литература и философия, которая преподается в школе под названием «обществознание», – это три самых важных предмета в школе с ценностной точки зрения. Это вещи, как вы понимаете, принципиальные. Речь идет о детях, которые через 10–15 лет сами станут родителями. Внушенные установки и дальше будут передаваться по цепочке. В этом смысле идет настоящее разложение общества. А задача Церкви нацелена на собирание человека и народа. Кто бы что ни говорил, но решать эти вопросы государству придется вместе с Церковью.
– В либеральной идеологии считается, что человек должен сам для себя определять, что добро и что зло. Он же свободное существо, почему же ему навязывают, как он должен думать?
– Но человек сначала должен уметь определять, что есть добро и что зло. А учат этому в детстве.
– Скажут: а кем будет решаться, кто умеет определить добро и зло, а кто нет?
– Для этого существует Евангелие. А мнение, которое вы приводите, – это пример рассуждения, в котором имплицировано, что я есмь бог, а не «тварь дрожащая».
Указанные проблемы вопиют, и нам непременно придется переписывать учебники по обществознанию, литературе, истории. Надо вообще перестать бояться говорить вслух, что мы сами интерпретируем нашу историю и литературу, сами объясняем нашим детям, как их понимать.
Отцы и дети
– Какой вам видится современная молодежь?
– Мне кажется, что сегодняшние жалобы на то, что мы потеряли поколение, – это ерунда. Я сужу по друзьям своих детей. Очень симпатичные ребята, болеющие душой за мир, в котором они живут. Но мало быть хорошим человеком. Этот человек должен еще иметь систему жизненных и нравственных координат. Организацией такой системы координат и занимается воспитание. А у нас сначала сделали вид, что нет идеологии, потом отменили воспитание. Все это коварные вещи, которые направлены на то, чтобы замутнить сознание подрастающего поколения. Наш долг теперь – это сознание отмыть, а для этого нужно всего лишь говорить правду и называть вещи своими именами.
– Да, но посмотрите, например, что творится на телевидении, на так называемых молодежных каналах. А какая сейчас самая популярная группа у «продвинутой» молодежи? «Ленинград» с их бравированием нецензурной лексикой.
– Это соблазны, которые были всегда. И Пушкин в свое время «Гаврилиаду» написал.
– Да, но Пушкин был, к счастью, лишен возможности транслировать «Гаврилиаду» миллионными тиражами и концертами.
– Тогда была просто другая система распространения информации. «Гаврилиада», кстати, разошлась очень широко. Конечно, недоумеваешь: как такое вообще мог написать Пушкин, автор стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»? Ответ, видимо, тот, что у него был период беснования. Очень многие проходят через подобные искушения. Но Пушкин от этого излечился. Увлечение группой «Ленинград» – это тоже искушение, тоже беснование.
Парень, который ее основал, в 1990-е годы учился в Институте богословия и философии. Это было частное петербургское учебное заведение. Очевидно, у него были какие-то религиозные искания. Главный вопрос тут – это состояние самого певца и его судьба. Понятно в принципе, чем это кончится: старостью, слабением организма и неизбежным вопросом: «А как же от этого-то отмыться?» Он же понимает, что соблазняет других. Это соблазнение какое-то время приносит удовольствие, потому что это власть над людьми. Но за всё в жизни приходится платить. Иначе не бывает.
Разговор о культуре – это разговор о параллельной власти. У нас же вообще сейчас век актерской власти
Так что разговор о нашей культуре – это в значительной степени разговор о параллельной власти. У нас же вообще сейчас век лицедейской, актерской власти. Актеры, певцы, юмористы рассуждают о политике, религии, науке, образовании, бизнесе… Однако если вы внимательно послушаете, что они говорят, то скоро заметите, что они транслируют монологи своих персонажей. Благо, если он играл героев Шекспира или Островского. А если, как Серебряков, в основном бандитов и моральных уродов? Что он может произнести самостоятельно, кроме набора междометий? А если двадцать лет музыкант изображает на сцене один и тот же неизменный образ – шпану с гитарой? Нередко это вполне несчастные люди, покалеченные своей профессией.
– На мой взгляд, не менее важная проблема – фактическая легализация сквернословия.
– Это произошло не сейчас. Есть ряд аналогичных, скажем так, произведений в истории нашей культуры. Хотя классики пера старались этого избегать. Использование нецензурной брани в литературе или на сцене избыточно, это происходит от психологической или творческой слабости.
Что идет на смену либерализму?
– Как вы считаете, возможен ли хороший либерализм в России? Почему он у нас всегда какой-то не такой: либо корявый и неуспешный, либо откровенно вредительский?
– Это нескончаемый разговор. Но какой смысл говорить о классическом либерализме? Его уже нет, он в прошлом. Разве что если занимаешься историей политической мысли. Сейчас мы имеем дело с неолиберализмом или постлиберализмом. Он тоже не свалился с неба: это логическое завершение, закат либеральной идеологии. Понятно, что она уже на излете. Сейчас, на мой взгляд, гораздо интереснее думать о том, что придет на смену либерализму. И первое, что приходит в голову, это консерватизм. Но здесь начинаются проблемы, потому что консерватизм очень разный. С одной стороны, есть либералы, которые хотят сохранить властные рычаги и мимикрируют под запрос на консерватизм. С другой стороны, поговоришь с коммунистами, а они тоже называют себя консерваторами, консервируют определенную эпоху – советскую. Есть работы, авторы которых насчитывают сегодня до десятка типов консерватизма. Как разобраться? Я предпочитаю последнее время пользоваться термином «традиционализм».
На мой взгляд, в мире в целом сейчас идет поворот к традиции. То есть на смену либерализму приходит традиционализм в каком-то широком смысле. Но внутри этого глобального поворота есть два направления, и мы находимся сейчас в очень опасной точке. Один путь – это путь христианской традиции, а также традиции действительно народной и национальной. А второй путь – это фашизм, традиционализм на основе расизма. А у либералов всегда была очень сильна расистская составляющая, просто они это слово по отношению к себе никогда не употребляли. Я имею в виду их идеологию превосходства, идеологию «бремени белого человека», которая лежит в основе оправдания колониализма.
– Разве для России сейчас характерна расовая или национальная напряженность?
– Посмотрите на Украину. Как там могло такое произойти? И нет никаких гарантий, что похожее не может случиться и в России. Чтобы этого не произошло у нас дома, мы должны четко понимать причины украинской катастрофы и принимать соответствующие меры. Прежде всего мы должны об этом думать и это анализировать. Однако неоконсерваторы (то есть вчерашние либералы) нам говорят: «Ребята, не надо об этом думать. Ребята, какие еще идеологии? Ребята, нет никаких идеологий и не будет». Либералы почему-то очень любят слово «ребята».
Моя мысль проста: у левых взять социальное, а у правых национально-нравственное начало – и их соединить
– Вы ввели понятие левоконсервативного синтеза. Что вы под ним понимаете?
– Левоконсервативный синтез, или социал-традиция, как я предпочитаю это называть, – это соединение социальной идеи, которую в основном эксплуатируют или развивают левые партии, и национально-нравственного сбережения, которым занимаются партии консервативного толка. Моя мысль очень проста: у левых взять социальное, а у правых национально-нравственное начало и их соединить. Потому что, на мой взгляд, это очень близко и свойственно русскому человеку – сочетание тяги к справедливости и тяги к корням, к национальной и народной традиции.
Такая общинность для нас естественна и логична. Главная проблема начала ХХ века в России, из которой и выросла революция, – это разрыв и расхождение этих двух начал, образовавшаяся пропасть между ними. Большевики предложили отказаться от традиции и опираться только на понятие справедливости. Они победили не потому, что были сильнее. Нет, просто их поддержал народ, ведь они говорили о социальной справедливости, что было очень созвучно русскому человеку. Но они отказались от национальной религиозной традиции и потому продержались всего 75 лет и рухнули. В России одно без другого невозможно.
– Интересно, что в результате революции православную монархию у нас сменил именно большевистский режим, который был радикально левым. Сначала у нас были самодержавие и Православие, а потом сразу коммунистическая идеология.
– Да, именно эти силы оказались главными конкурентами за народ. И выиграла та, которая смогла привлечь его на свою сторону. В этом смысле самодержавие проиграло. Та сила, которая победила 25 октября 1917 года, не за один день возникла и давно к этому шла, вызревала. Этот процесс еще задолго до Октябрьской революции описывал Лесков в романах «На ножах» и «Некуда», Достоевский в «Бесах».
– А как вы относитесь к советской эпохе?
– Советская эпоха тоже часть и период русской истории, как были, например, в русской истории петровский или екатерининский периоды. И поэтому большая ошибка – пытаться изъять, выкинуть его из нашей истории, сделать вид, что его не было или что это был сплошной негативный опыт длиной в 70 лет.
Жизнь народа и страны тогда шла и продолжалась. Люди жили, мягко говоря, в непростых условиях, но рождались дети, одерживались победы в войнах, развивались наука и литература и т.д. А нам предлагают сделать вид, что этого не было, что все это надо вычеркнуть. Ведь Фадеев и Шаламов – оба писатели советского периода русской литературы. А Бернес с Шульженко и Высоцкий с Галичем – советские певцы и барды.
– Некоторые считают, что церковный человек не должен признавать советский период, потому что на фоне беспримерных гонений, которым тогда подверглась Церковь, в христианском сознании любые плюсы советского периода должны меркнуть.
– Да, мы, конечно, осуждаем гонения и гонителей. Православный человек, безусловно, должен это делать. Но мы должны осуждать конкретные деяния и конкретных гонителей: вот, имярек такой-то, он был палачом. Мы не можем сказать, что все люди на протяжении всей истории Советского Союза однозначно плохие и виноватые и мы всех их скопом должны заклеймить. Давайте поднимать документы и конкретные дела и разбираться.
Когда в этом контексте начинают говорить «власть вообще» или «народ вообще», «весь народ виноват», то тут возникает совершенно не христианская, а политическая идея коллективного покаяния, требование, что «весь народ должен покаяться». Любимая тема поэта Ольги Седаковой. Она пишет об этом в мрачном политико-мистическом ключе. Если весь народ должен покаяться в сталинских гонениях, то весь народ подлежит и суровому наказанию. Не конкретный палач «в пыльном шлеме», заметьте, а весь народ. Тот самый расстрелянный, а теперь и оболганный народ.
Всеобщее покаяние – это политтехнологическая задача сделать пассивным весь русский народ
Ведь все эти разговоры сводятся, хотя вслух это не произносится, к чисто политтехнологической задаче обезоружить и сделать совершенно пассивным весь русский народ. Это способ вызвать паралич народной воли. У народа, который все время убеждают, что он виноват, наступает паралич воли. Бери его голыми руками. Ты виноват? Плати! Раз ты виноват, то не обижайся, что мы у тебя выкачиваем нефть, зерно, уголь, золото, деньги, ум, все что угодно. Молчи и не смей мечтать о суверенитете своей страны. Мы умные, современные, прогрессивные, рукопожатные, белые, голубоглазые, а вы – индусы, евреи, русские, ватники… Ну, это в зависимости от эпохи.
Это тот же самый расистский подход. Расизм бывает этнический, социальный, культурный и проч. Расизм ведь можно выстраивать и по принципу «мы никогда не виновны, а вы всегда виновны». В этом смысле поведение МОК – чистый расизм. Наших спортсменов даже внешне выделили – одели в серые зэковские бушлаты. И получается: одни народы лучше, а вторые хуже. Мы обучили вас английской грамоте, а за это забираем у вас слоновую кость. Вы же второй сорт, а мы – Киплинги. Нет на нас вины, потому что мы стоим на высшей ступени развития. Постыдная мерзость!
Так что изучение идеологий – первостепенная государственная задача. И мы имеем полное право задавать себе идеологические вопросы: кто мы, русские, и куда мы идем? Чего мы хотим, и как мы будем жить на нашей земле? И как на ней будут дальше жить наши потомки? Все это вопросы идеологические. А нам запрещают думать об этом. Слову «идеология» искусственно придали отрицательную коннотацию: либералы говорят, что идеология бывает только коммунистическая или фашистская. А свою, либеральную идеологию они идеологией не называют. Это примитивный обман, но на него покупаются доверчивые русские люди.
А вы знаете, что в России остался один-единственный диссертационный совет (в Санкт-Петербургском университете) по научной специальности 23.00.03 «Политическая культура и идеологии», который будет закрыт 1 сентября 2018 года? То есть фактически в России академическое изучение идеологий сегодня полностью закрыто. Мысль искусственно и насильно остановлена. По большому счету это огромный политический скандал. Который уже существует, но еще не разразился. Просто мы с вами первые, кто об этом говорит публично и вслух.
Но это нужно чувствовать. Образование не главное (хотя без него никак). Здесь требуется интуиция прежде всего.
Но мы также хотим и советского общества здесь. Оно ведь наше, родное. Те, кто этого не понял...ну я просто не знаю, как этого можно не увидеть. Но без пирамид на Красной площади и бюстов Маркса. Сам против этого. С уважением.
Хотя если сравнивать два сериала о школьниках: наш - "Гостья из будущего" - и американский - The Wonder Years ("Чудесные годы"), то понимаешь, что их отношения взрослее, материальных благ больше, но в нашем нащупано что-то такое, другая реальность. И для русского привлекательна именно наша жизненная система, это иная цивилизация вообще. Советская. Пусть у них и интереснее. Я не про попытку построить в будущем рай на земле (утопия), а про жизнь в XX веке.
Я эту картину привел в пример, чтобы проиллюстрировать, во-первых, материальное благополучие граждан СССР (даже несмотря на бескорыстную помощь другим народам мира, жителям республик). Концентрированное молоко банка за банкой, одеты прилично, живут не в миллионках, а в квартирах. Во-вторых, их нравственное состояние. Возьмите сцену в подвале. Парень с девушкой, как сейчас модно говорить, понтуются друг перед другом, строят из себя крутых, но зрителю-то ясно, что и она, и он целомудренны. А им ведь по 17 - 18 лет где-то. В РФ обратная ситуация. Девушки, даже если им по 25 - 30 лет, носят шапочки с помпончиками, косят под малолеток, но всему научены уже лет в 14 - 15. Всему.
Во-вторых, СССР кормил жителей всех республик, в том числе огромную азиатскую прослойку. И мог. А не эксплуатировал их труд за копейки. Урожайность зерновых, к слову, той же РСФСР ничем не уступала сегодняшней РФ. Рекорд 1978 года (?) недавно побили (при росте производительности).
А недавно я спросил, что стало со всеми теми ребятами, с которых я знал. Мне сказали, что большинство умерло! Умерли, представляете? Остальные уехали в город.
Иоанна,
Не знаю, в каком СССР вы жили, но я в своем детстве помню, как бабушка, которая жила в Горьком, посылала меня за молоком, например. И я его покупал в магазине у дома без всяких очередей. Молоко, кефир были всегда. Сам я провел детство в маленьком городке на Урале (80-е).
Продавалось ли говядина или свинина - сие мне неведомо. Но мама варила вкуснющий суп из фрикаделек или куриный. Никто в Москву за ними не ездил. Голодным я не ходил. Дефицитом были сахарная вата, тархун - зеленый лимонад, бананы, жевачки, то есть то, без чего можно и обойтись. Я этого не пробовал.
Желательность монархии для России как формы правления - всего лишь моя субъективная точка зрения с точки зрения государства и права.
Из какого Откровения взят этот новый догмат, вводящий новый, неведомый православному богословию второй наследственный грех, тогда как Церковь знает только один наследственный грех — первородный, вследствие падения наших прародителей Адама и Евы, от которого мы избавляемся таинством святого крещения?
Если же мы примем столь популярную ныне доктрину о втором наследственном грехе русских – грехе цареубийства, который вдобавок не смывается и крещением, тогда мы неизбежно придем к ереси против 10-го члена Символа веры.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с православной точкой зрения:
http://www.pravoslavie.ru/6955.html
Протестанты считают, насколько я знаю, что вообще не нужно никакой личной работы проводить над собой: исповедался - и все в порядке. Православные придерживаются той точки зрения, что личная работа необходима (чтобы потом не выкинули с пира во тьму внешнюю, потому что не облачился в надлежащую одежду), как и исповедь. Но работать нужно над своими личными грехами: соблюдать посты, хранить целомудрие и т.п.
Те грехи, которые могут быть прощены, прощаются при исповеди, крещении.
Мяса и сосисок недодали, да финских сапог захотели. Нет, это для нас не самое страшное, но...Постись! Не хлебом единым.
В СССР делали упор на производство товаров группы Б (средства производства), вооружений. Чтобы страна была экономически независимой. Все, что вы перечислили, второстепенно. И могло быть исправлено. А зато могли сами без западных комплектующих построить любой космический корабль. И никакие санкции нам были не страшны. И не напали бы на нас никогда.
Книги "ветхого завета" содержат пророчества вплоть до Второго пришествия, Псалмы царя-пророка Давида читаются в церквах при каждом Богослужении и "наказания" от Господа на родах, например, богоборцев видны как раз до 3-4 рода.
Сектантство -- протестантский подход к Жертве Господа. Протестанты так и считают -- что им ничего особо делать и не нужно, ведь Христос уже всех спас на Кресте
Что плохого было в колхозах? Разве плохо, когда крестьяне сообща обрабатывают общую землю, а пролетариат дает им для этого передовую технику (тракторные станции и пр.), обеспечивает поддержкой специалистов-агрономов и т.д.? Почитайте Бунина. В каком-то рассказе крестьянская семья продала лошадь от нищеты. Много у него рассказов про крестьян.
Были перегибы. Но это ошибки, как и у любой власти.
Что плохого в плановом хозяйстве всеобщем хозяйстве в масштабе страны? Когда предприятия вкладывают доходы в парки, пионерские лагеря? Когда на Руси делали ставку на частную инициативу?
Инфраструктура вся построена в СССР, РФ на ней.
И я писал не просто о "везении". В моем сообщении о картине Перова есть некоторое обоснование. Возможно, ошибочное.
Я изначально говорил не о материальном благополучии, это вы все по какой-то причине стараетесь меня связать с ересями (или мне это кажется просто?) Вы же не станете отрицать, что Бог может вмешаться и помочь? Я привел пример с неожиданными морозами. Или с индустриализацией. Вы попробуйте что-нибудь ценное купить у иностранцев (деньги сегодня, к примеру есть, но их некуда тратить). Продали они "Опель"?
"Жертва Авеля была принята, а жертва Каина — нет, как он ни старался разжечь свой жертвенник. И Каин действительно огорчился. Он все же хотел принести жертву, пусть не такую серьезную, как Авель, но все же хотел. А Господь не принимает ее вовсе.
Каин не понимает, что он сделал плохого. Он принес жертву. Он не срывал плодов с запретного дерева — мать его сорвала и отцу дала. И это произошло, когда его, Каина, еще и на свете не было. Почему же он должен отвечать за них? У Каина действует механическая логика. Он не рассуждает так, как должен рассуждать духовный человек..."
"...Совсем по-иному рассуждает Каин.
Он считает свои грехи незначительными, а грех родителей — это же не его грех. Мать сорвала плоды и дала отцу. Почему же он, Каин, должен за это отвечать?
Позиция Каина, надо прямо сказать, сейчас самая распространенная."
Спаси всех Господь!
"Какой же смертный грех совершил Авель, приносящий кровную жертву?
Авель приносит кровную жертву не только за себя, но и за своих родителей — Адама и Еву. Он знает, что их грех заключается не в том, что сорвали плоды, а в том, что поверили змею и диаволу больше, чем Богу.
Авель понимает, что грех родителей непосредственно касается его. В гл. 20-й книги Исход сказано: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. И Авель с трепетом приносит кровную жертву, он хочет избавиться от этого ужасного наследственного греха..
."
Уж точно не с предателями. Не с теми, кто привел врагов в годы Гражданской, а после воевал за гитлеровцев. Кто отвергает прощение, выступая за непримиримость. Не с фарисеями.
А кому помогать, это Бог решит. Какая разница, как мы считаем.
А предательство 1991 года было попущено. Чтобы все могли посмотреть на то "прекрасное" будущее, которым нас поманили. Попробовать на вкус, какова она "банка варенья и коробка печенья".
Лишь бы не пришлось за это заплатить. А изгоев, обрекших себя на вечное противостояние со своей собственной Родиной, мне искренне жаль.
А если вы почитаете Ветхий Завет, раз уж и вы эту часть Библии упомянули, например, про Маккавейские войны, то не раз встретите подобное "везение".
В принципе, я все высказал, что хотел. Кто-то прислушается, кто-то при своем мнении останется. Спасибо.
Исторический опыт подсказывает, что устоявшаяся монархия в России (когда вектор развития страны был уже задан, а чехарда с наследниками закончилась) вполне сносно работала. Все императоры, начиная с Александра I, - люди с прекрасным образованием, порядочные, умные, принципиальные. И я вовсе не прочь, чтобы подобные личности находились во главе государства, но на этот раз выражали уже интересы трудящихся.
И как раз то обстоятельство, что эпоху дворцовых переворотов мы пережили без Смуты, доказывает жизнеспособность этой формы правления и пригодность для России.
Простой, казалось бы, ответ: империя зла пала, у нас в стране снова строятся церкви. Так почему не получается? Это мне кажется, или мы действительно стоим у опасной черты, на краю пропасти?
Почему большевикам "везло"? Индустриализацию начали проводить - поток технологий из США, немцы у Москвы - 45-градусные морозы и пр.
Дело в праведности? Народ в храмы не ходит? А разве благодать можно заслужить делами? Так из-за чего же не налаживается?
Это вина палачей или всей власти? Если советский, русский народ восстановит монархию, он искупит грех?
Я только лишь пытаюсь мыслить критически. Не хочу писать то, что будет приятно всем.
В конечном итоге, моя цель: восстановление страны, торжество Православия, восстановление династии (думаю ,что это будет благом для русских). Но мы не должны ошибиться в главном.
Поэтому мы и не хотим ошибиться, как те, кто когда-то распяли Христа.
Столько уж твердили об избранности России. А когда пришла советская эпоха, возненавидели ее.
Почему нет такой же ненависти к истории дореволюционной? Ведь там тоже были и цареубийства, и гонения на верующих (раскол). А к советской есть. Непонятно мне это.
Были убийства невинных. Пытаемся понять, как к этому относиться: обвинять власть в целом или отдельных палачей? И т.д.
Про тунеядцев.
Про проституцию.
И многое другое.
И сам принцип большевиков "кто не с нами, то против нас" взят откуда, как вам кажется?
На ней изображен фарисей. И нищие. Отказывая им в милости, он отказывает самому Христу: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".
В какой-то степени многие принципы, на которых было основано дореволюционное общество, мне напоминают вот эту вот картину. Нет нужды снова здесь их перечислять.
Скажите, кто больше виновен перед Богом? Тот, который сказал, что за ним не пойдет, но на самом деле многие его заповеди выполнил? Или тот, кто его заповеди приспособил под то, что является мерзостью перед Богом?
Отсюда и неоднозначность.
Всенародное покаяние - что-то не читала о таком у святых отцов. А о кресте, который каждый из нас несет за грехи предыдущих поколений рода, знаю. Этого достаточно для многих из нас.
Думаю, что правильный ответ можно найти, покопавшись в истории. Наверняка выработанный веками порядок престолонаследия предусматривал подобные ситуации. Естественно, я бы сам не хотел, чтобы кто-нибудь, как Петр III, имел под рукой ядерный чемоданчик. Но, во-первых, возврата к эпохе абсолютизма с бесконтрольной властью точно не будет. Во-вторых...Это надо обсуждать, думать. И уж точно не в рамках комментариев к настоящей статье.
И иначе нас просто съедят. Всего 140 млн, вымирающее, стареющее население. А рядом Китай и др.
Это форма, а наполнить ее можно любым содержанием. Если у нас был капитализм в шапке Мономаха, то почему бы не быть и социализму? Считайте это усовершенствованным вариантом советского государства. Царь, партия с социальными лифтами, выборные советы (как органы гос. власти на местах).
Ну, во втором вашем предложении никакого аргумента не содержится, поэтому отвечать на него не стану. А по первому, ну, прочтите Солоневича что ли..."Народная монархия". Но там многое спорно. Это прям вот поверхностное представление. А вообще, нужно быть знакомым с теорией государства и права хоть в общих чертах. Государственное устройство - это конструктор для профи -). Не обижайтесь только. Я без всякой злобы.
Молодежь, как я понимаю, за Керенского, простите, Алексея Навального?
Финская война всё же была необходима в надвигающейся 2 мировой войне надо было отодвинуть границы от Ленинграда.Финнам предлагали в обмен другие территории, но те отказались. Почему мы сейчас готовы оболгать свою историю, ради любви к чему? И репрессии преувеличины очень сильно... Раньше мы клеймили запад, теперь запад по всякому клеймит нас, нашими устами.
Большое спасибо Александру Владимировичу за разъяснение по поводу невозможности "коллективного покаяния" и за взвешенные слова о "Ленинградском вопросе".
Как говорили св отцы, хорошо, когда человек видит свои грехи. Это выше чем видеть ангелов,тем паче видеть грехи других людей, а то и всего народа :)
Чего стоит реклама жевательной резинки идущая по ТВ среди бела дня,где подростки в открытую увлекаются любовными играми. И эту рекламу видят дети! Это один случай из тысячи. Понятно, что соблазны не будут отъяты до конца дней этого мира. Но, Господи, почему мы молчим? Почему молчит Патриархия? Что, каждый сам по себе?
Было сказано, не обольщайтесь: при таком отношении к действительности, мы уже скоро получим все либеральные "достижения" Европы у нас дома. Хотя и верится в это с трудом, но так и будет если будет равнодушны.
Да! Мат теперь везде: на улице, в транспорте, на сцене, в офисе... Это просто какая-то жуть. Хочется наше общество перепрограммировать на что-то доброе и светлое.
А если социализм будет настоящим, а не бутафорией, то и революции не понадобится, так как справедливое общество будет устраивать большинство граждан.
Тут долго объяснять. В России свободные выборы или другой порядок регулярной ротации главы государства не приживается не потому, что кто-то нарушает конституцию или чего-то подобного. Просто постоянно запускается уравновешивающая обратная связь. Ну вот пытался Ленин привить начала коллегиальности в гос. устройстве СССР, но все держалось исключительно на личном авторитете, как выяснилось, а после его смерти быстро выдвинулся "один из секретарей ЦК". То есть это практически неизбежно для нас.
В университетах ОК изучают даже туалетную бумагу и защищаются по теме.
А в целом согласен. Не нужно стыдиться самих себя. То, что нам свойственно как русскому народу, что для нас больше подходит, то и должно быть реализовано.
С 01.09.2018 г. в Санкт-Петербурге закрывается единственное,фактически,в России академическое изучение идеологии.МЫСЛЬ о изучении и развитии идеологии в России искусственно и насильственно УБИТА!!!Убита потому,что ЦЕРКОВЬ конституционно отделена от государства.Без национальной идеологии,без государственного принятия понятий ДОБРА И ЗЛА наша страна станет страной зла,потому что зло делать проще и легче чем ДОБРО!!!Александр Владимирович,спасибо за статью.
спасибо Вам огромное!