Великая Государыня Марфа Иоанновна (1560?–1631)

Даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои исполнит.
(Пс. 19, 5)

Инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна) – мать Михаила Федоровича, первого Царя из Дома Романовых (1613–1645), супруга Фёдора Никитича Романова (Патриарха Филарета). Инокиня Марфа, обладая сильной волей, твердым и властным характером, внесла большой вклад в восстановление Русского государства после Великой смуты.

Инокиня Марфа, обладая сильной волей, твердым и властным характером, внесла большой вклад в восстановление Русского государства после Великой смуты

Отцом Ксении Иоанновны был костромской дворянин Иоанн Васильевич Шестов, избранный в «тысячу» Ивана Грозного, участник нескольких Ливонских походов. Во время одного из них он, видимо, погиб, оставив жене Марии и двум дочерям село Домнино возле Костромы с 9-ю деревнями и 9-ю пустошами. Шестовы принадлежали к древнему боярскому роду Морозовых-Салтыковых. О матери Ксении, Марии Ивановны Шестовой, сведений сохранилось немного. Известно, что ей принадлежало село Климянтино с 14 деревнями в Угличском уезде.

Точная дата рождения Ксении Иоанновны до нас не дошла, но по примерному времени ее свадьбы в 1585-м году можно предположить, что она появилась на свет около 1560 года. Её детство прошло в родовом имении Домнино; позднее эта вотчина станет ее приданым. Семье Шестовых принадлежал и большой городской дом в Костроме.

После смерти Ивана Васильевича семья переехала в Москву, «на ярмарку невест», с тем, чтобы дочери смогли найти себе достойного жениха. Скоро сестра Ксении вышла замуж за окольничего М.М. Салтыкова, а к Ксении посватался боярин Федор Никитич Романов (1553–1633), занимавший при дворе Царя Федора Ивановича высокое положение, поскольку по матери приходился Царю двоюродным братом: был племянником Царицы Анастасии, супруги Ивана Грозного.

Федор Никитич Романов считался завидным московским женихом: был богат и знатен; принадлежал к самым образованным людям того времени: отличался начитанностью, владел польским языком и латынью. Выбор Федора Никитича пал на Ксению Иоанновну, видимо, потому, что она обладала множеством достоинств: умом, благочестием, деловитостью; была грамотной, что являлось в то время редкостью среди девиц; к тому же доводилась ему дальней родственницей. На момент Венчания Федору было 32 года, а его невесте примерно 25. На пышной свадьбе присутствовали и сам Царь, и Борис Годунов.

Супруги Романовы были счастливы в браке, прекрасно ладили между собой. С Федором Никитичем жили его младшие братья – Александр, Михаил, Василий и Иван, которых он опекал. Молодая боярыня успешно справлялась с ролью хозяйки большой семьи. У Федора и Ксении родились шестеро детей, из которых четверо умерли в младенчестве, что было для родителей великим горем. На упокоение душ умерших детей Ксения давала в храмы щедрые пожертвования. К 1601 году в живых остались только двое деток – Татьяна и Михаил. До 5-летнего возраста дети воспитывались матерью на ее половине дома. Боярыня Романова сама шила детям одежду, изготовляла игрушки и учила их грамоте. Её спокойная семейная жизнь продлилась всего 15 лет.

Портрет Фёдора 1630-х гг. с надгробия в Архангельском соборе Московского кремля Портрет Фёдора 1630-х гг. с надгробия в Архангельском соборе Московского кремля Царь Федор Иоаннович (1557–1598) был бездетным, поэтому его наследником считался Федор Никитич, входивший в ближайшее окружение Царя. Однако с начала 1590-х годов с первого места его вытеснил царский шурин Б.Ф. Годунов, и при его воцарении в 1598-м году пострадала вся семья Романовых. По ложному доносу пятерых братьев Никитичей обвинили в намерении извести колдовством Царя Бориса. В ходе следствия они подвергались пыткам и в июне 1601 года отправлены с семьями в ссылку[1]. Ксения Иоанновна и Федор Никитич были принудительно пострижены в монашество с наречением ей имени «Марфа», а её супругу – имени «Филарет». По указу Бориса Годунова была пострижена и мать Ксении, Мария Ивановна Шестова, и сослана в Чебоксарский Николаевский девичий монастырь. Так было разрушено семейное счастье Ксении Иоанновны. Она была сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера. Её детей вместе с тетками Марфой и Анастасией отправили в ссылку в Белозерск; Михаилу не было тогда и пяти лет. Как тут не вспомнить народную мудрость: «Подальше от Царей – голова целей». Из-за разлуки с родителями дети получили серьезную психологическую травму и проблемы с телесным здоровьем: Михаил всю жизнь страдал отеками ног, был подвержен приступам меланхолии, а Татьяна росла хилым, болезненным ребенком и умерла, не дожив до 18 лет. Позже Годунов смягчился и разрешил Марфе Черкасской увезти детей в село Клин Юрьев-Подольского уезда (сегодня Владимирская область), где они жили до освобождения родителей.

Монаха Филарета сослали в отдаленный Антониев-Сийский монастырь близ Холмогор. Он сильно тосковал по жене и детям. Пристав Воейков свидетельствовал:

«Жена моя бедная, наудачу, уже жива ли? – говорил несчастный. – Где она? Чаю, где-нибудь туда ее замчали, что и слух не зайдет. То мне и лихо, что жена и дети: как помянешь их, так словно кто рогатиною в сердце кольнет!»

Находившаяся в заточении инокиня Марфа-Ксения мучительно переживала разлуку с матерью, мужем и детьми

Находившаяся в заточении инокиня Марфа-Ксения также мучительно переживала разлуку с матерью, мужем и детьми. Поселили её не в монастыре, а в тесном доме, рядом с которым стояла караульная служба московских приставов; постройки были окружено забором. Перенесенные тяготы привели к тому, что с молодой монахиней стали случаться нервные припадки, мучившие ее потом всю жизнь. Нашелся добрый человек, который сообщал опальной инокине сведения о судьбе Филарета Никитича: это был священник Ермолай Герасимов, ее духовник. На дно бидона с молоком он умудрялся помещать письмо с нужной информацией. С восшествием на престол Михаила Федоровича Романова и священник, и его потомки были щедро вознаграждены.

В 1606-м году, после пяти лет заточения, по приказу нового Царя Лжедмитрия I (правил 1605–1606 гг.) Романовы в качестве «родственников» были освобождены. Лжедмитрий вернул им конфискованные земли и поставил Филарета на высокую должность митрополита Ростовского. Инокиня Марфа воссоединилась, наконец, с детьми.

17 мая 1606 года Лжедмитрий I был убит, и на престол вступил боярин Василий Шуйский[2], при котором Филарет продолжал оставаться на посту митрополита Ростовского. В 1606–1608-м гг. инокиня Марфа с сыном, видимо, проживала в Ростове. Известно, что в царствование Василия Шуйского инокиня Марфа выдала дочь Татьяну замуж за князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. В 1609-м году её зять был заподозрен в измене и сослан в Тобольск[3], и Татьяна вернулась к матери.

Летом 1608 года Лжедмитрий II[4] с большим войском осадил Москву, но взять столицу самозванцу не удалось, и он расположил войско близ нее, в деревне Тушино, которая стала резиденцией «царька». Ростов подвергся нападению и грабежу сторонниками Лжедмитрия II. Филарет попал к ним в плен, был отправлен к Тушинскому вору и пробыл в лагере самозванца 2 года. «Отполоненный» у тушинцев, митрополит Филарет вернулся в Москву. Сюда же переселилась из Ростова и монахиня Марфа с детьми.

В феврале 1610 года митрополит Филарет возглавил «великое посольство», целью которого было заключить договор о вступлении на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. В условиях династического кризиса для прекращения в стране хаоса пригласить на престол иностранца – обычная практика и на Руси, и в Европе. Переговоры под Смоленском русской делегации с поляками затянулись до марта 1611 года. Митрополит Филарет требовал, чтобы королевич Владислав принял Православие, а король Сигизмунд, желая сам стать Царем, потребовал, чтобы Москва разом присягнула и ему, и сыну. Митрополит Филарет с этим требованием не согласился и 26 марта 1611 года был арестован вместе с другими русскими послами и заключен в замок Мальборк в Пруссии, где пробыл до 1619 года.

В 1610–1612-м гг. монахиня Марфа с детьми Михаилом и Татьяной пережили тяготы «осадного сидения» в Москве. 2-го августа 1610 года Лжедмитрий II приступил к штурму Москвы, а 17 августа того же года Семибоярщина присягнула польскому королевичу Владиславу и впустила в Москву поляков. Семья Романовых оказалась в Кремле, среди заложников у польско-литовского гарнизона. Романовы пережили трагические дни 16–20 марта 1611 года – дни восстания москвичей против польско-литовской оккупации столицы, которое было жестоко подавлено польским гарнизоном. Летом и осенью 1611 года случился в Москве страшный голод, во время которого наблюдались многочисленные случаи людоедства. Тогда же Марфу постигла тяжелая утрата: 21 июня в том же году умерла от голода молодая княгиня Татьяна, повергнув мать в пучину страшной скорби.

В октябре 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов войсками Второго (Нижегородского) ополчения. После капитуляции польского гарнизона, находившегося в Кремле, инокиню Марфу с сыном Михаилом выпустили из Кремля вместе с московскими думскими боярами. Инокиня Марфа и Михаил едва стояли на ногах от истощения. Освободившись из плена, Романовы покинули Москву и удалились в свою вотчину – село Домнино, ставшее впоследствии широко известным благодаря подвигу Ивана Сусанина. Вскоре из-за угрозы нападения польских отрядов они переселились в Кострому, под защиту мощных стен Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.

Призвание Михаила Фёдоровича на царство. Художник: Григорий Иванович Угрюмов Призвание Михаила Фёдоровича на царство. Художник: Григорий Иванович Угрюмов После победы русского ополчения в освобожденной Москве на Земском соборе на царский престол была выдвинута кандидатура Михаила Федоровича Романова. 21 февраля 1613 года к нему и его матери в Кострому из Москвы было направлено посольство с просьбой дать согласие венчаться на царство.

Когда послы Земского собора пришли звать Михаила на царство, Марфа испытала неподдельный ужас. Справедливо опасаясь за жизнь Михаила, она отказывалась дать благословение, ссылаясь на его юность. «Не отдам дитя на царство. Не хочу, чтобы Мишеньку ждала верная смерть!» – жёстко сказала инокиня Марфа, заслоняя сына от московских бояр. Юный избранник, рыдая, отвечал послам, что он Государем быть не желает. Во время переговоров с послами Марфа обнаружила прекрасное понимание тогдашнего политического и экономического положения в Московском царстве. Она подробно перечислила все измены московских людей своим выборным Государям: лукавые царедворцы и народ присягали то Лжедмитрию I, то II, то польскому королевичу Владиславу. Напомнила боярам, как они свели с престола законного Царя Василия Шуйского и отдали его в польский плен. Страна разорена, казна пуста, царская резиденция – Кремль – в руинах, поэтому жить будущему Государю негде и питаться нечем; все царские земли розданы служивым людям. Умную и справедливую речь этой выдающейся женщины, прекрасно разбиравшейся в политике, история сохранила для потомков.

В конце долгих уговоров, продолжавшихся в течение 6 часов, бояре пригрозили старице Марфе Божьим гневом в случае отказа благословить Михаила принять престол: настанет вновь междоусобица, и кровь невинных жертв падет на ее и её сына головы, за что Бог их сурово накажет. Эта угроза устрашила инокиню, и она сдалась. Под влиянием матери и Михаил согласился на царство. Так старице-инокине пришлось сделать тяжелейший по ответственности выбор: и за себя, и за юного сына, и за плененного поляками митрополита Филарета. Марфа благословила Михаила на царство Феодоровской иконой Божией Матери и при этом сказала: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». Феодоровская икона с того времени стала главной святыней Дома Романовых.

Феодоровская икона Богородицы Феодоровская икона Богородицы

2-го мая 1613 года вся Москва вышла за город встречать юного Царя и его мать. Инокиня Марфа с Михаилом торжественно въехали в столицу. В Успенском соборе Кремля состоялся молебен, после которого все подходили к руке Государя и «здравствовали его на царстве».

Царь Михаил поселился в Кремле, а Марфа – в деревянных хоромах вдовы Царя Василия Шуйского Марии, насильственно постриженной в монахини. Позже Марфа стала жить в Вознесенском девичьем монастыре и с 1619 года стала его игуменьей.

Совет Михаила Фёдоровича Романова и инокини Марфы – Ксении Ивановны Романовой Совет Михаила Фёдоровича Романова и инокини Марфы – Ксении Ивановны Романовой

Оказавшись на самой вершине власти, при молодом, неопытном, довольно мягком Государе, монахиня Марфа взяла бразды правления в свои твердые руки и стала оказывать сильное влияние на управление государством. Инокиня-царица не демонстрировала свою власть над сыном, официально не выступала как его соправительница, хотя с воцарением Михаила и стала именоваться «Великой Государыней старицей Марфой Иоанновной». В первые годы правления Михаила она постоянно была рядом с ним и мудрыми советами помогала в решении трудных вопросов. В «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева читаем:

«Был Царь молод, когда сел на царство, лет 18, но был добр, тих, кроток, смирен… Не было у него еще столько разума, чтоб управлять землею, но боголюбивая его мать, инокиня великая старица Марфа, правила под ним и поддерживала царство со своим родом».

Инокиня Марфа оказала сильное влияние на формирование нового правительства, в состав которого вошли ее братья Салтыковы и ее племянник Б.М. Салтыков. Так бояре Салтыковы стали, по сути, временщиками до возвращения из плена митрополита Филарета. Мудрая Марфа советовала сыну опираться не только на знатных бояр, но и на участников Земского собора. По просьбе Царя выборные от городов остались в Москве и вместе с Боярской думой стали его советниками.

Великая старица Марфа занималась благотворительностью. Ежедневно она читала челобитные, присланные на ее имя

В царствование Михаила, отличавшегося благочестием, возводились новые храмы и монастыри, монахиня Марфа с сыном совершали паломнические поездки по монастырям. Великая старица Марфа занималась благотворительностью. Ежедневно она читала челобитные, присланные на ее имя. Обычно это были просьбы о денежной помощи или о покровительстве. Для ответа приглашался дьяк, который записывал, кому и сколько следовало дать денег, кому оказать содействие в каком-нибудь деле. Бывшая заонежская узница стала благотворительницей и для северного края, где была «обласкана в тяжелые годы нужды». Инокиня Марфа много пожертвовала в толвуйские Георгиевскую и Троицкую церкви, Петропавловскую – в Челмужах, построенную в 1605-м году. Она сделала вклады в часовню на родине святого Зосимы Соловецкого, в деревне Загубье, а также в монастыри: Пелеостровский на Онежском озере и Хутынский близ Новгорода. По повелению Царя Михаила были пожалованы земельные угодья Яшезерскому и Александро-Свирскому монастырям. По особому ходатайству и совету Ксении-Марфы в 1615-м году Царем была дана жалованная грамота зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Инокиня Марфа способствовала возрождению Угличского Богоявленского женского монастыря и процветанию Костромского Макариево-Унженского мужского монастыря, в который пожертвовала икону св. Уара, в память о об угличском Царевиче Димитрии.

Мать и сын взяли на себя подвиг восстановления мира на родной земле

С избранием нового Царя Россия постепенно выходила из долгой и кровопролитной смуты. Мать и сын взяли на себя подвиг восстановления мира на родной земле. В первые годы правления Михаила не было ни одной опалы, ни одного удаления от должности за прежние измены. Такая политика способствовала росту популярности Царя среди всех слоев населения. В Москве и цареву матушку уважали и называли её «богомольная старица Марфа».

За Москвой-рекой инокиня Марфа устроила новую ремесленную слободу, в своем подмосковном селе Рубцове-Покровском открыла ткацкие мастерские. Здесь под ее руководством разбили обширный сад.

Марфа вмешивалась не столько в государственные дела, сколько в личную жизнь сына. В 1616-м году, когда Михаилу было уже 20 лет, он не смог вступить в брак с Марией Хлоповой. Салтыковы, боясь потерять власть при Хлоповых, будущих родственниках Царя, оболгали невесту, Марию Хлопову, заявив, что та не сможет родить наследника по причине неизлечимой болезни. Марфа в это поверила и заставила сына разорвать помолвку со своей избранницей, которую он горячо полюбил. Хлоповых отправили в ссылку в Тобольск. Это привело к некоторому охлаждению в отношениях сына с матерью. Разлука с Марией причинила Михаилу душевную рану, после которой он в течение 8 лет даже слышать не хотел о женитьбе. В суровых условиях Сибири юная Мария заболела воспалением легких. Михаил, узнав о болезни своей бывшей невесты, приказал перевести ее в Нижний Новгород. Забегая вперед, скажем, что даже попытки отца, вернувшегося из плена Филарета, что-либо изменить в пользу Марии Хлоповой закончились неудачей. Марфа пригрозила, что если Хлопову вернут в царские хоромы, то она тотчас уедет из Москвы, что своего благословения на этот брак никогда не даст. Тогда и отец, и сын повиновались воле властной Марфы. В 1624-м году Царь женился на Марии Владимировне Долгорукой, которая после свадьбы прожила всего 4 месяца (видимо, была отравлена), а после ее смерти женился в 1626-м году на Евдокии Лукьяновне Стрешневой.

Портрет инокини Марфы. Конец XVIII – начало XIX в. Копия более раннего портрета XVII в. Портрет инокини Марфы. Конец XVIII – начало XIX в. Копия более раннего портрета XVII в. Влияние царицы-инокини пошло на убыль, когда в 1619-м году из восьмилетнего польского плена вернулся Филарет, ставший Патриархом Московским и всея Руси (1619– 1633). Салтыковы, с которыми Филарет не желал делить власть, были высланы в дальние вотчины. Установилось настоящее двоевластие: правительственные грамоты писались от имени Царя и Патриарха, и государственные дела также решались в тесном взаимодействии самодержца и Патриарха. Это была настоящая симфония властей – союз двух иерархов, духовного и светского.

Теперь хозяйство, рукоделье, богомолье и благотворительность стали главными занятиями властной Царицы-инокини. В Вознесенском монастыре Марфа Ивановна устроила свой «царицын» двор, при котором ей прислуживали тоже монахини. Особое внимание Марфа уделяла московскому Новоспасскому монастырю и в духовном завещании отписала ему свои наследственные костромские вотчины. Она пожертвовала в Новоспасский монастырь древнюю икону Смоленской Божией Матери. Этот образ, являющийся святыней общероссийского значения, и ныне пребывает в стенах этого монастыря.

В 1627-м году родилась внучка, Ирина Михайловна, к которой Марфа привязалась всем сердцем. В честь ее рождения инокиня Марфа сделала вклад в виде Евангелия в Кашинский Благовещенский-Шеренский монастырь Тверской губернии[5]. Она опекала внучку Ирину и была в хороших отношениях со своей невесткой – Царицей Евдокией Лукьяновной, вместе с которой совершала паломнические поездки по монастырям.

Последние годы Царица-инокиня проводила в монастыре, помогала знатным вдовам, насильно постриженным в монахини. 27 января 1631 года инокиня Марфа перешла в вечность и была погребена в Новоспасском монастыре.

Инокиня Марфа, неся свой жизненный крест, всегда оставалась истинной христианкой

Знаменитая страдалица Ксения-Марфа прожила сложную, трудную жизнь, в которой были взлеты, и падения. Много скорбей и испытаний выпало на долю этой женщины: насильственный постриг, ссылка, пятилетняя разлука с малолетними детьми, мужем и матерью, голод в осажденном Кремле, смерть дочери Татьяны, постоянный страх за жизнь сына Михаила. Однако инокиня Марфа, неся свой жизненный крест, всегда оставалась истинной христианкой. В годы тяжелых испытаний проявляла твердость духа, крепкую веру и силу воли. Неизвестно, что стало бы с Россией, если бы инокиня-старица Марфа не дала своего благословения на царство юному сыну Михаилу.

Мария Тоболова

6 ноября 2024 г.

ЛИТЕРАТУРА

Широкорад А.Б. Романовы в Великой смуте. М.,2010.

Феодоровская икона Божией Матери. (Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org)

Коняев Н.М. Подлинная история Дома Романовых. Путь к святости. Электронная книга, 2009 г.

Коншина Л. «Мать первого Царя, Михаила Федоровича». Proza.ru.>2019/06/18/1652.

[1] Боярина Александра Никитична Романова Годунов сослал в Усолье-Луду на Белом море, где он вскоре скончался. Михаила Никитича привезли в Ныроб (Пермский край), посадили в цепях в яму, в которой он просидел целый год и умер в страшных мучениях. Василий Никитич был сослан в Пелым (Урал) и 15 февраля 1602 года умер в результате гангрены ног, так как стрелецкий сотник держал его в цепях. Ивана Никитича также сослали в Пелым, где три месяца он был прикован к стене. В связи с тем, что страдал церебральным параличом, был по приказу Царя перевезен в Уфу.

[2] После смерти Бориса Годунова москвичи в апреле 1605 года присягнули его сыну Федору, а 10 июня того же года князь В.В.Голицын задушил юношу Федора и его мать. На московском престоле оказался Лжедмитрий I.

Воцарение Василия Шуйского (правил с 19 (26) мая 1606 по 1610 гг.) совпало с появлением на Руси Лжедмитрия II, для борьбы с которым он призвал на помощь шведов. 24 июня 1610 года русско-шведское войско Шуйского было разгромлено армией Сигизмунда III под селом Клушином Смоленской области. Это событие стало сигналом к перевороту в Москве. 17 июля 1610 года Шуйский был свергнут, насильно подвергнут монашескому постригу и сдан полякам. 17 сентября 1612 года Царь Василий Шуйский скончался в плену в Варшаве. Власть на Руси перешла в руки семи бояр.

[3] В 1608-м году Иван Михайлович Катырев-Ростовский участвовал в боях против Лжедмитрия II. В 1609-м году был заподозрен в измене, подвергнут допросу с пристрастием и сослан на воеводство в Тобольск. В 1612-м году боярское правительство вызвало его в Москву. В 1613-м г. Иван Катырев-Ростовский принимал участие в выборах русского Царя Михаила Романова. Скончался в ноябре 1641 г. в Москве. К моменту кончины он занимал первое место в перечне московских дворян. С его смертью угас княжеский род Катыревых-Ростовских.

[4] Лжедмитрий II был убит в Калуге 11 декабря 1610 года.

[5] Ныне это уникальное произведение книжного искусства ХУII века находится в собрании петербургского Государственного заповедника «Царское Село».

Смотри также
Отречься от мира и… руководить государством Отречься от мира и… руководить государством
Елена Бутарова
Отречься от мира и… руководить государством Отречься от мира и… руководить государством
Елена Бутарова
Им удалось соблюсти монашеский обет отречения от мира, даже стоя во главе громадных политических сил; они не искали власти, а приняли ее по послушанию.
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО)
Прот. Владислав Цыпин
Л. 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия (ВИДЕО) Лекция 26. Патриаршество Московское и Западнорусская митрополия
Православные просветительские курсы
Протоиерей Владислав Цыпин
Патриарх Иов; Смутное время; Патриарх Никон и исправление богослужебных книг. Лекция и ответы на вопросы.
На Казанскую На Казанскую
Прот. Андрей Ткачев
На Казанскую На Казанскую
Протоиерей Андрей Ткачев
Мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.
Комментарии
Наталья23 ноября 2024, 06:19
Галина, почитайте книгу Евгения Поселянина "Судьбы царевы"! И вы измените своё мнение об этом прекрасном человеке, родоначальнике рода Романовых, Патриархе Филарете!
Наталья23 ноября 2024, 06:17
Филарет с великой торжественностью возвращается в Москву 14 июня, а через 10 дней, 24 июня, происходит его поставление в патриарха Московского и Всея России. Соборное определение о причинах избрания его на этот престол характеризует Филарета как «... мужа во учениих божественных апостол и отец зело изящна, и в чистоте жития и благих нрав известна; наипаче же и сего ради (он избирается патриархом. – Авт.) яко по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию помогатель и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель»
Галина 9 ноября 2024, 23:02
Митрополит Филарет пробыл в Польше 9 лет. И был там не очень пленником. Кооме того не возражал против Владислава Сигизмундовича на русском троне. Да и с Тушинским вором у него были особые отношерия. Вроде статья хороша, но с полуправдой.
Тамара 8 ноября 2024, 14:58
Спасибо за интересный материал. Согласно источнику "Российская и мировая история в таблицах". Ф.М. Лурье. Изд-во "Каравелла", СПб, 1995, стр. 199, год рождения Федора (Филарета) Романова 1956, а не 1953. С уважением Т. Дмитриева
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×