Самый необычный праздник

Мысли матери о празднике Введения во храм

Пожалуй, самым непостижимым для моего ума праздником является Введение во храм Пресвятой Богородицы. Каждый раз, думая о нем, я недоумевала: для чего вымаливать у Бога ребенка, если ты потом этого ребенка отдашь? Какой смысл просить, а потом, получив просимое, от этого оказываться? Ведь отдать своего ребенка – это очень больно. Не проще ли тогда вообще не иметь ребенка? Какая-то плохо понятная человеческому разуму история, какой-то странный праздник.

Каждый раз, думая об этом празднике, я недоумевала: для чего вымаливать у Бога ребенка, если ты потом его отдашь?

Впрочем, в Церкви у нас многое наоборот, не «как у людей». Для нас день смерти святого – праздник. Только представьте: наступила чья-то годовщина смерти, а мы радуемся. Человеку отсекли голову, а мы это празднуем. А самую страшную и позорную смерть – распятие на кресте – мы сделали главным праздником и торжеством. Да и священник отпевает усопших не в черном, а в белом. Потому что белое облачение – это символ рождения в новую жизнь, в вечность. Крестят в белом, т. к. крещение считается вторым рождением, духовным. И отпевают тоже.

Но про смерть – это более понятно. Точнее, вполне понятно. Когда знаешь, что смерть тела – не конец, а дверь в вечность, то все встает на свои места.

Но праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – это особая тема.

Что мы празднуем?

Жила в городе Назарете пожилая супружеская пара – Иоаким и Анна. Супруги вели благочестивую жизнь, служили Богу, соблюдали все религиозные предписания. И очень хотели детей. В Древнем Израиле считалось, что если у человека нет детей, то это значит, что он в чем-то сильно провинился перед Богом. Бездетность была своего рода клеймом. «Бог отвергнул вас и поэтому не дал вам детей и прервал ваш род!» – так мыслили древние израильтяне. Стоит ли говорить, что праведной Анне в такой ситуации было вдвойне тяжело – и как женщине, хотящей стать матерью, и как члену общества, носящему клеймо неполноценности. Не легче было и праведному Иоакиму: годы идут, а он не оставил потомства. Род вот-вот прервется. А помимо этого, приходится терпеть «поношение бесчадства».

В отчаянии, но еще имея надежду, супруги дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. В посте, молитве и разлуке друг с другом Иоаким и Анна проводят многие дни. И вот им является ангел и сообщает, что у них родился Дочь, Которую благословит весь человеческий род. Проходит время, и у Анны действительно рождается Дочь. В жизни нередко бывает подобное: когда человек почти потерял надежду, отчаялся, когда его эмоциональное состояние дошло до дна и боль кажется невыносимой, тогда скорбь уходит. Наступает или принятие ситуации, или же ситуация разрешается, и человек получает то, чего так хотел. Да, Бог часто дает просимое, но не так, как мы это себе представляем.

До трех лет Девочка по имени Мария жила с родителями. Когда же ей исполнилось три года, святые праведные Иоаким и Анна исполнили свое обещание. Они привели Марию в храм, где их Дочь и осталась жить. Данное событие, названное Введением во храм Пресвятой Богородицы, мы и празднуем.

Скажу честно, я относилась к этому с недоумением. У меня ведь тоже есть дети. И всем им когда-то было три года. И разве смогла бы я так? Много лет просить Бога дать мне ребенка, а потом отдать его в церковную организацию? В хорошую, поверенную, надежную, где прекрасно заботятся о детях и дают им отличные образование и воспитание. Но все-таки отдать. Фактически, отказаться. То есть, когда твой ребенок, твоя трехлетняя крошечка больше не живет с тобой, а воспитывается пусть и очень хорошими, но посторонними людьми. Смогла бы? Да и многие из нас – смогли бы?

Для людей, центром и смыслом жизни которых является Господь, в такой ситуации не может быть никаких «я передумал(а)»

Для чего же это понадобилось родителям Пресвятой Девы Марии? Ведь еще до зачатия они дали обет, что, если у них родится ребенок, они посвятят его Богу. То есть они понимали, на что идут. Но опять же, одно дело, когда ребенка еще нет, а ты в состоянии отчаяния что-то обещаешь. И совсем другое, когда ребенок уже родился и материнский инстинкт заработал в полную силу. Но обещание надо выполнять. Особенно – данное Богу. Для людей, центром и смыслом жизни которых является Господь, в такой ситуации не может быть никаких «я передумал(а)». К тому же, свыше им дали понять, что Ребенок у них – не совсем обычный. А то, что подарил и особо отметил Бог, должно быть Богу и посвящено.

Итак, Марию привели в храм. Что это означало на деле?

Девочки, которых родители посвящали Богу, жили и воспитывались при храме до 15-ти лет. Там они учились молитве, чтению священных книг, рукоделию. Там же и ночевали в специальных, удобных для проживания комнатах. Родители могли навещать дочерей. И святая праведная Анна тоже навещала свою Дочь. По достижении 15-ти лет девушки должны были вступить в брак.

Конечно, знание о возможности навещать дочерей лично для меня существенно изменило восприятие данного события. Одно дело – расстаться с ребенком навсегда, а другое – когда ты с ним регулярно видишься. Но позволю себе предположить, что и при таком раскладе родителям Пресвятой Богородицы было непросто. Особенно Ее матери.

Но тут есть два момента, которые проясняют суть и смысл произошедших событий и самого праздника.

  • Первое. Супругам было крайне важно избавиться от клейма бездетности и убедиться, что они не отвергнуты Богом.
  • Второе. Бог дал Иоакиму и Анне Дочку только после того, как те пообещали посвятить Ему свое чадо.

Иногда Господь приподнимает человека над земной жизнью, «выдергивает» его сознание из природных чувств, инстинктов, желаний и всего того, что присуще человеку. И делает это для того, чтобы дать что-то Свое, встроить человека в Свои планы. Или даже сделать его участником Своего великого Промысла. И изменить ход истории человечества.

Воспитание в храме – это тот путь, который прошла Дева Мария, прежде чем стать Матерью Самого Спасителя

Воспитание в храме – это тот путь, который прошла Дева Мария, прежде чем стать Матерью Самого Спасителя. Вне сомнения, она выросла бы благочестивой и верующей девушкой и в Своей собственной семье. Но Богом был задуман иной путь, пройдя который, Дева Мария стала Такой, Какой Она стала. И Той, Которой стала. Я поняла это, пока писала статью. И все встало на свои места.

Итак, родители Пресвятой Богородицы выросли духовно, получили просимое и освободились от «поношения бесчадства». Бездетность, которая казалась наказанием, завершилась величайшим благословением.

А Дева Мария стала Той, через Которую Бог послал на землю Спасителя, избавившего человечество от вечной смерти.

Пресвятая Дева часто молилась во святая святых храма, и потом святой святых стала Ее утроба. Именно там, при храме, явился Ей Архангел Гавриил. Но это уже другая история.

Екатерина Харченко

4 декабря 2024 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×